ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4095/16 от 06.12.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело №А25-1049/2016

08 декабря 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года,

полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Афанасьевой Л.В.,

судей: Белова Д.А., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сосна» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2015 по делу №А25-1049/2016 (судья Дышекова А.С.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сосна» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство,

третье лицо - Мэрия муниципального образования города Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Сосна» – ФИО1 по доверенности от 06.09.2016;

от управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска – ФИО2 по доверенности от 22.01.2016;

от мэрии муниципального образования города Черкесска – ФИО3 по доверенности от 03.03.2016;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Сосна» (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (далее -заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - «Мусульманского центра общения и досуговых занятий» по адресу: Ленина ул., 326, г. Черкесск, КЧР, оформленного в письме Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска от 20.02.2016 №01-287.

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска выдать разрешение на строительство.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2015 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Сосна», отказано.

Решение мотивировано тем, что требования общества о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство удовлетворению не подлежат, поскольку соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о несогласии с принятым судом решением, ссылается на положения ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, считает, что в выдаче разрешения на строительство отказано по основаниям, не предусмотренным ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Указывает, что самовольного строительства объектов не велось. Вся необходимая документация была приложена к заявлению, оснований для отказа в выдаче разрешения не имелось.

До начала судебного заседания от мэрии и управления поступили отзывы на апелляционную жалобу, в котором просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали свои правовые позиции.

Рассмотрение дела откладывалось с целью примирения сторон; результата не достигнуто; стороны настаивают на пересмотре дела по существу.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывы на апелляционную жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2015 по делу №А25-1049/2016 следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается.

ООО «Сосна» является собственником земельного участка кадастровый номер 09:04:0101305:26, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строениями, общая площадь 2 410 кв. м, адрес: Ленина ул. 326, г. Черкесск, КЧР, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.2012, кадастровой выпиской от 13.02.2014 №09/14/1-10521 (т.1 л.д.21-29, 30).

22.10.2015 по требованию прокуратуры г. Черкесска от 15.10.2016 комиссией в составе специалистов отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию г. Черкесска мэрии муниципального образования г. Черкесска ФИО4, ФИО5 в присутствии генерального директора ООО «Сосна» ФИО6, с выездом на место проведено визуальное обследование земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...>, в результате которого составлен Акт выездной проверки обследования земельного участка по требованию прокуратуры г. Черкесска от 15.10.2015 с приложением фотоснимков (т.2 л.д.91-92).

В акте обследования установлено, что на земельном участке расположены:

- объект капитального строительства, представляющий собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м;

- нестационарный объект размерами в осях 7,00х24,00 м, выполненный из металлических конструкций, заполненных сэндвич-профилями, в состоянии, не готовом к эксплуатации;

- размещены нестационарный объект (павильон) и металлический контейнер, используемые для хранения строительных материалов и инвентаря;

- граница земельного участка перенесена в сторону ул. Ленина на расстояние от 3,00 до 4,00 м по длине фасада участка, что привело к занятию территории общего пользования.

Перенесенная граница земельного участка представляет собой ограждение, выполненное из металлического профиля. Строительство объекта капитального строительства начато без наличия разрешительной документации, оформленной в установленном порядке, границы обследуемого земельного участка перенесены без согласования с мэрией муниципального образования г. Черкесска.

22.10.2015 в отношении ООО «Сосна» составлен протокол об административном правонарушении №008524, в котором зафиксирован факт самовольного строительства объекта капитального строительства без разрешения, оформленного в установленном порядке, а именно, объект незавершенного строительства размером в осях 36,00х36,00 м по адресу: <...> (т.2 л.д.90) и протокол об административном правонарушении №008525, в котором зафиксирован факт переноса границ земельного участка за линию застройки и занятия для этих целей территории общего пользования без согласования с мэрией муниципального образования г. Черкесска (т.2 л.д.89).

В этот же день, 22.10.2015 генеральному директору ООО «Сосна» выданы предписания: 1 - об остановке строительных работ; сносе (демонтаже) объекта капитального строительства в срок до 25.12.2015; 2 - о приведении границы земельного участка в соответствие с правоустанавливающими документами в срок до 25.12.2015 путем демонтажа ограждения, выполненного из металлического профиля (т.2 л.д.114-115).

Как следует из Градостроительного плана земельного участка, он составлен на основании обращения общества от 28.10.2015 б/н и утвержден управлением 12.11.2015 (т.2 л.д.95-101).

16.11.2015 общество обратилось в управление с заявлением (вх.№603) о выдаче акта согласования со службами города Черкесска для строительства «Мусульманского центра общения и досуговых занятий» по адресу: КЧР, <...>, (т.1 л.д.83).

Письмом от 02.12.2015 №01-437 управление отказало в выдаче акта согласования в связи с самовольными действиями по строительству данного объекта, без оформления разрешительной документации в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (т.1 л.д.85).

29.12.2015 комиссией в составе специалистов отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию г. Черкесска мэрии муниципального образования г. Черкесска ФИО4, ФИО7 с выездом на место проведено визуальное обследование земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...>, на предмет исполнения предписаний отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию г. Черкесска мэрии муниципального образования г. Черкесска.

По результатам обследования составлен Акт выездной проверки обследования земельного участка от 29.12.2015 с приложением фотоснимков (т.2 л.д.108-113).

В акте проверки установлено, что на земельном участке расположены:

- объект капитального строительства, представляющий собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м;

- нестационарный объект размерами в осях 7,00х24,00 м, выполненный из металлических конструкций, заполненных сэндвич-профилями, в состоянии, не готовом к эксплуатации; размещены нестационарный объект (павильон) и металлический контейнер, используемые для хранения строительных материалов и инвентаря;

- строительные работы не ведутся;

- ограждение земельного участка находится в кадастровой границе.

В акте сделан вывод о том, что требование предписания от 22.10.2015 о приведении границ земельного участка в соответствие с правоустанавливающими документами в срок до 25.12.2015 путем демонтажа ограждения, выполненного из металлического профиля выполнено; требование предписания от 22.10.2015 об остановке строительных работ, сносе (демонтаже) объекта капитального строительства в срок до 25.12.2015 не выполнено в части сноса (демонтажа) объекта капитального строительства.

22.01.2016 мэрией муниципального образования г. Черкесска было принято распоряжение №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, согласно которому общество обязано снести (демонтировать) объект капитального строительства в срок до 20.04.2016 (т.2 л.д.103).

15.02.2016 общество обратилось в управление с заявлением (вх.№424) о выдаче разрешения на строительство (т.2 л.д.1).

17.02.2016 комиссией в составе специалистов отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию г. Черкесска мэрии муниципального образования г. Черкесска ФИО4, ФИО5, ФИО7 на основании служебной записки управления в связи с рассмотрением заявления ООО «Сосна» о выдаче разрешения на строительство «Мусульманского центра общения и досуговых занятий» с выездом на место проведено визуальное обследование земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...>, на предмет соблюдения градостроительного законодательства. По результатам обследования составлен Акт выездной проверки обследования земельного участка от 17.02.2016 с приложением фотоснимков (т.2 л.д.104-107).

В акте проверки установлено, что на земельном участке расположены:

- объект капитального строительства, представляющий собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м;

- нестационарный объект размерами в осях 7,00х24,00 м, выполненный из металлических конструкций, заполненных сэндвич-профилями, в состоянии, не готовом к эксплуатации;

- размещены нестационарный объект (павильон) и металлический контейнер, используемые для хранения строительных материалов и инвентаря;

В акте проверки сделан вывод о том, что:

- строительство объекта капитального строительства начато без наличия разрешительной документации, оформленной в установленном порядке;

- требование предписания от 22.10.2015 о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства в срок до 25.12.2015 не выполнено в части сноса (демонтажа) объекта капитального строительства.

Рассмотрев вышеуказанное заявление общества от 15.02.2016, управление письмом от 20.02.2016 №01 -287 отказало обществу в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на статью 51 Градостроительного кодекса РФ, указав, что строительство объекта осуществлено в отсутствии разрешения на строительство, в связи с чем, основания для выдачи разрешения на строительство отсутствуют (т.1 л.д.14).

Считая, что в письме управления от 20.02.2016 выражено незаконное решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания решения незаконным, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие его действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

В абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска, утвержденным решением Думы муниципального образования города Черкесска от 25.06.2015 №56 (далее - Положение) Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска является структурным подразделением мэрии муниципального образования города Черкесска, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области архитектуры, градостроительства и земельных отношений.

Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска является юридическим лицом; главным распорядителем бюджетных средств; главным администратором доходов бюджета муниципального образования города Черкесска; имеет лицевой счет в органе, осуществляющем кассовое обслуживание бюджета для учета средств бюджета; самостоятельный баланс, имеет бюджетную смету; наделяется необходимым для осуществления своей деятельности имуществом; имеет гербовую печать и штамп со своим наименованием; выступает от своего имени истцом и (или) ответчиком в суде; приобретает имущественные и личные неимущественные права (пункт 1.3 Положения).

В силу пункта 1.2. Положения управление в своей деятельности руководствуется Градостроительным кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики, Уставом муниципального образования города Черкесска, нормативными правовыми актами мэрии и Думы муниципального образования города Черкесска и настоящим Положением.

Согласно подпункту 6 пункта 2.1 Положения к основным целям управления относится профилактика правонарушений в области градостроительной деятельности, предотвращение самовольного строительства объектов через соответствующие службы муниципального образования города Черкесска.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.9. Положения к полномочиям управления в сфере градостроительной деятельности отнесена выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства; выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (подпункт 4 пункта 3.9. Положения).

По смыслу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления о выдаче разрешения на строительство и приложенных документов предусмотрен частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с указанной нормой орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Из анализа положений статьи 49, 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости.

По смыслу статей 51 -55 Градостроительного кодекса по создаваемым объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства.

Следовательно, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы по созданию которых уже начались.

Из дополнения общества к заявлению от 21.07.2016 следует, что к заявлению были приложены все документы в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Административного регламента.

Между тем, из отзывов управления и мэрии следует, что к заявлению какие-либо документы приложены не были, в том числе проектная документация, представленная обществом в суд.

Исследовав представленное в материалы дела заявление общества о выдаче разрешения на строительство, поступившее в управление 15.02.2016, суд первой инстанции правильно установил, что в нем не указано на наличие приложения и перечня документов, которые приложены к нему (т.2 л.д.1).

Между тем, форма заявления утверждена в приложениях №№1 -2 к Административному регламенту по предоставлению Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства».

Форма заявления о выдаче разрешения на строительство для юридического лица содержится в приложении №2 к Административному регламенту. Согласно пункту 6 приложения №2, в заявлении должны быть указаны (и к заявлению приложены), в том числе приложения:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации(в бумажном и электронном виде jpg/pdf формате):

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

В силу пункта 2.7.1. Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет следующие документы:

1) заявление по форме согласно приложению №1 к настоящему Административному регламенту;

2) правоустанавливающие документы на земельный участок (если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право не зарегистрировано);

3) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (может не предоставляться в случае его наличия в УАГиЗО мэрии МО г. Черкесска)

4) материалы, содержащиеся в проектной документации (в бумажном и электронном виде jpg/pdf формате):

- пояснительная записка;

- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

- схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

- схемы, отображающие архитектурные решения;

- сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

- проект организации строительства объекта капитального строительства;

- проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

- перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась.

В соответствии с пунктом 2.11 Административного регламента оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Состав и последовательность административных процедур при предоставлении муниципальной услуги установлена пунктом 3.1. Административного регламента, согласно которому предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;

2) рассмотрение заявления и принятых от заявителя документов,

3) формирование и направление межведомственных запросов;

4) принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) муниципальной услуги, и подготовка документов по результатам рассмотрения запроса;

5) выдача результата предоставления муниципальной услуги.

Согласно пункту 3.6.1. Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление в отдел градостроительства зарегистрированного заявления и прилагаемых к нему документов.

Должностным лицом, ответственным за проведение документарной проверки, является специалист отдела градостроительства (пункт 3.6.2.).

В соответствии с пунктом 3.6.3. Административного регламента специалист отдела градостроительства:

- проводит проверку наличия документов, перечень которых установлен в пунктах 2.7.1. и 2.7.2. настоящего регламента;

- проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В силу пункта 3.6.5. Административного регламента, критерием принятия решения является соответствие представленного заявления и документов требованиям по комплектности и оформлению, установленным настоящим Административным регламентом.

Пунктом 3.6.6. Административного регламента определен результат административной процедуры и порядок его передачи:

-в случае соответствия представленного заявления и документов требованиям по комплектности и оформлению, установленным настоящим Административным регламентом, принятие заявления и документов к рассмотрению по существу;

-в случае отсутствия в комплекте представленных документов, которые могут быть получены в рамках межведомственного информационного взаимодействия специалист отдела градостроительства в системе межведомственного взаимодействия направляет межведомственный запрос;

-в случае несоответствия представленных документов требованиям по комплектности и оформлению, установленным настоящим Административным регламентом, специалистом отдела градостроительства подготавливается уведомление о мотивированном отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Доводы апелляционной жалобы о приложении к заявлению проектной документации – отклоняется, поскольку не подтвержденные материалами дела.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что к заявлению общества при обращении в управление не были приложены все вышеперечисленные документы.

По смыслу пунктом 3.6.3. Административного регламента исполнение специалист отдела градостроительства проводит проверку наличия документов, перечень которых установлен в пунктах 2.7.1. и 2.7.2. настоящего регламента.

Как пояснили в судебном заседании представители управления и мэрии, при рассмотрении заявления общества, 17.02.2016 проведена выездная проверка, составлен акт, в котором установлено, что на земельном участке расположен объект капитального строительства, представляющий собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м (подтверждается аудио протоколом).

В акте проверки сделан вывод о том, что строительство объекта капитального строительства начато без наличия разрешительной документации, оформленной в установленном порядке; требование предписания от 22.10.2015 о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства в срок до 25.12.2015 не выполнено в части сноса (демонтажа) объекта капитального строительства. Данные проверки подтверждены фотоснимками.

Кроме того, при рассмотрении заявления общества, управление, не ограничившись проверкой заявления, исследовало все материалы проверок, имеющиеся в отношении земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...>, полученные в рамках взаимодействия между отделами мэрии и управления и представленные в материалы дела, при этом сослалось в отказе в выдаче разрешения на строительство на распоряжение мэрии от 22.01.2016 №35-р об обязанности сноса (демонтажа) самовольно построенного объекта капитального строительства.

Судом первой инстанции верно установлено и подтверждается материалами дела, что 20.04.2016 комиссией в составе специалистов отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию г. Черкесска мэрии муниципального образования г. Черкесска ФИО4, ФИО7 с выездом на место проведено визуальное обследование земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...> на предмет исполнения распоряжения мэрии муниципального образования г. Черкесска от 22.01.2016 №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства расположенного по адресу: КЧР, <...>». По результатам обследования составлен Акт выездной проверки обследования земельного участка от 20.04.2016 с приложением фотоснимков (т.2 л.д.101-102).

В акте проверки установлено, что на земельном участке расположены:

- объект капитального строительства, представляющий собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м;

- нестационарный объект размерами в осях 7,00х24,00 м, выполненный из металлических конструкций, заполненных сэндвич-профилями, в состоянии, не готовом к эксплуатации;

- размещены нестационарный объект (павильон) и металлический контейнер, используемые для хранения строительных материалов и инвентаря;

- строительные работы не ведутся.

В акте проверки сделан вывод о том, что распоряжение мэрии муниципального образования г. Черкесска от 22.01.2016 №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства расположенного по адресу: КЧР, <...>» не выполнено.

В подтверждение своей позиции обществом в материалы дела представлены: заявление от 15.02.2016 о выдаче разрешения на строительство; письма управления от 02.12.2015 №01-437 и от 20.02.2016 №01-287; Градостроительный план земельного участка, чертеж градостроительного плана земельного участка по адресу: Ленина ул., 326, г. Черкесска, КЧР; кадастровая выписка о земельном участке от 13.02.2014 №09/14/1 -10521; свидетельство о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: КЧР, <...>, в том числе: земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов - под строениями, площадью 2 410 кв. м.; здание площадью 210,9 кв. м., литер А; недостроенное здание магазина общим процентом готовности 36%; навеса литер Г1; навеса литер Г2; навеса литер Г3; навеса литер Г; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.06.2016; проектная документация; акт от 10.08.2016; акт обследования от 10.08.2016; извещение от 04.08.2016 о проведении обследования земельного участка с доказательствами направления заинтересованным лицам; заключение кадастрового инженера от 10.08.2016; кадастровая выписка о земельном участке от 27.06.2016; договоры на оказание коммунальных услуг (том приложение л.д.1-138, т.2 л.д.1-2, т.1 л.д.13-14,15-20, 21-29, 30-37, т.3 л.д.4-5,10-18, 19-87).

Управлением и мэрией в материалы дела также представлены: заявление от 15.02.2016 о выдаче разрешения на строительство; письма управления от 02.12.2015 №01¬437 и от 20.02.2016 №01-287; Градостроительный план земельного участка, чертеж градостроительного плана земельного участка по адресу: Ленина ул., 326, г. Черкесска, КЧР; кадастровая выписка о земельном участке от 13.02.2014 №09/14/1-10521; свидетельство о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: КЧР, <...>, в том числе: земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов - под строениями, площадью 2 410 кв. м.; материалы проверок: протоколы об административном правонарушении от 22.10.2015 №008524 и №008525; акты выездных проверок от 22.10.2015, от 29.12.2015 17.02.2016; от 20.04.2016, составленные по результатам обследования земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...> с приложением фотоснимков; предписания от 22.10.2015; распоряжение мэрии муниципального образования г. Черкесска от 22.01.2016 №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: КЧР, <...>; аэрофотосъемка (т.1 л.д.83-101, т.2 л.д.50, 89-115, т.3 л.д.88-94,112-115).

Довод апелляционной жалобы о несогласии с принятым судом решением, ссылаясь на положения ст. 51 Градостроительного кодекса РФ – отклоняется.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).

В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса РФ дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

Кроме того, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.

Согласно чертежу Градостроительного плана земельного участка по адресу: КЧР, <...>, на нем расположено строящееся строение (т.1 л.д.97).

Судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что обществом на момент обращения с заявлением в управление уже были возведены конструкции здания - объекта капитального строительства, представляющего собой объект, неоконченный строительством, в виде монолитно-каркасного остова здания сложной формы с армированными колоннами высотой, доведенной до 4 м, размерами в осях 36,00х36,00 м, разрешение на строительство которого не было получено на начало строительство объекта.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в заявлении от 15.02.2016 общество просило выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства, при том, что возведение этого объекта уже осуществлялось с 2015 года без получения разрешения на строительство.

Суд первой инстанции правильно указал, что по данному факту общество было привлечено к административной ответственности; выдано предписание об устранении выявленных нарушений самовольного строительства в срок до 25.12.2015; вынесено распоряжение о сносе (демонтаже) самовольно построенного объекта капитального строительства. Решения и действия органа мэрии обществом обжалованы не были, до обращения в суд были частично исполнены (восстановление границ земельного участка).

Общество обратилось в управление с заявлением от 15.02.2016 о выдаче разрешения на строительство объекта - «Мусульманский центр общения и досуговых занятий» по адресу: КЧР, <...>, управление отказало в выдаче разрешения на строительство, основанием для отказа послужило фактическое осуществление обществом строительства объекта по указанному адресу без разрешения.

На момент обращения общества с этим заявлением, названный объект уже был частично возведен, то есть строительные работы на данном конкретном объекте капитального строительства произведены при отсутствии разрешения на строительство и, соответственно, у управления отсутствовали правовые основания для выдачи разрешения на строительство.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что выраженное в письме управления от 20.02.2016 №01-287 решение об отказе в выдаче разрешения на строительство данного объекта соответствует требования закона и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, отраженной в определении от 16.06.2015 по делу №309-КГ15-209.

Доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются, поскольку рассматриваемый факт обращения общества в управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство фактически уже строящегося объекта в данном конкретном случае следует расценивать как направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки в административном порядке, то есть действия, не отвечающие положениям статьи 222 Гражданского кодекса РФ и запрещенные пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ как злоупотребление правом в иных формах.

Заявителем были представлены дополнительные документы, в том числе: Акт от 10.08.2016 обследования земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <...>, составленный с участием представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике - начальника отдела государственного земельного контроля ФИО8, представителя ООО «Сосна» ФИО1, кадастрового инженера ФИО9, инженера проекта ФИО10, граждан ФИО11, ФИО12; заключение кадастрового инженера ФИО9; фотоснимки (т.3 л.д.5, 19-32, 37), из которых следует, что на указанном земельном участке не имеется объектов капитального строительства и объектов незавершенного строительства; объекты капитального строительства, на которые ранее зарегистрировано право собственности ООО «Сосна», демонтированы; строительные работы на земельном участке не ведутся; строительная техника отсутствует.

При этом в материалы дела представлены доказательства направления в адрес управления и мэрии извещения о необходимости направления своих представителей в целях обследования земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск. Ул. Ленина, 326 на предмет наличия или отсутствия на указанном земельном участке объектов капитального строительства. Однако доказательства вручения указанным лицам извещения материалы дела не содержат.

Между тем, при рассмотрении заявления об оспаривании действий управления по отказу в выдаче разрешения на строительство существенное значение имеет факт начавшегося строительства без разрешения, в то время как снос (демонтаж) обществом возведенных ранее конструкций после обращения в суд не имеет правового значения. Этот факт суд расценивает как исполнение муниципального правового акта - распоряжения мэрии муниципального образования г. Черкесска от 22.01.2016 №35-р «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: КЧР, <...>.

Довод апелляционной жалобы об ошибочности выводов Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики относительно действий общества по обращению в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство фактически уже строящегося объекта, т.е. как направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки в судебном порядке, а не в порядке административной процедуры – отклоняется.

Факт самовольного строительства обществом был установлен уполномоченными лицами - муниципальными служащими, обладающими специальными знаниями, навыками и познаниями, в присутствии генерального директора ООО «Сосна» за несколько месяцев (22 октября 2015 года в 16.00 ч.) до обращения (февраль 2016 года) общества в управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Вместе с тем, помимо того обстоятельства, что факт самовольного строительства ООО «Сосна» на земельном участке по ул. Ленина, 326 был установлен и зафиксирован уполномоченным муниципальным контрольным органом, как следует из ответа управления (исх. от 02.12.15 № 01-437) на обращение ООО «Сосна» от 16.11.2015 уполномочен-ному муниципальному органу на выдачу разрешения на строительство на конец 2015 года уже было известно о самовольных действиях Общества, т.к. Управление информируется о неисполнении предписаний и самовольных действиях в соответствии с устоявшимся порядком взаимодействия структурных подразделений органа местного самоуправления.

В соответствии со статьями 42, 50 Устава муниципального образования города Черкесска, муниципальные правовые акты, принятые в пределах компетенции органов местного самоуправления, обязательны для исполнения всеми жителями, должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории города, независимо от подчиненности и форм собственности.

В связи с самовольным строительством объекта капитального строительства, невыполнением обществом предписания отдела по контролю за использованием земель и санитарному содержанию города мэрии муниципального образования города Черкесска от 22.10.2015 об остановке строительных работ, сносе (демонтаже) объекта капитального строительства в срок до 25.12.2015 в части сноса (демонтажа) объекта капитального строительства, мэрией муниципального образования города Черкесска 22.01.2016 № 35-р было принято распоряжение «Об обязанности ООО «Сосна» сноса (демонтажа) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>.

Указанное распоряжение официально было опубликовано, обнародовано и доведено до сведения общества и управления, что подтверждается разносной книгой постановлений и распоряжений мэрии муниципального образования города Черкесска, указателем рассылки постановлений и распоряжений мэрии муниципального образования города Черкесска почтовой квитанцией, списком внутренних отправлений № 3 от 25.01.2016, а также ин-формацией заместителя начальника организационного отдела мэрии муниципального образования города Черкесска с приложением скриншотов с официального портала мэрии города Черкесска (прилагается).

Данное распоряжение также не было оспорено обществом, оно было исполнено обществом в августе т.г., что подтверждается актом обследования от 10.08.2016.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство удовлетворению не подлежат, поскольку соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Суд пришел к правильному выводу, что в удовлетворении требований об обязании управления выдать обществу разрешение на строительство, как способа восстановления нарушенных прав и законных интересов, также следует отказать, ввиду отсутствия нарушенного права.

Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2015 по делу №А25-1049/2016.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2015 по делу №А25-1049/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.В. Афанасьева

Судьи Д.А. Белов

О.В. Марченко