ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4121/20 от 25.11.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                           Дело № А63-7569/2020

02.12.2020

Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2020.

Полный текст постановления изготовлен 02.12.2020.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) - ФИО2 (по доверенности), от заинтересованного лица - Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>) – ФИО3 (по доверенности), от третьего лица - ФИО4 - ФИО5 (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2020 по делу № А63-7569/2020,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ Упрдор «Кавказ», казенное учреждение) с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче технических условий на проектирование и разрешении строительства нового примыкания (съезда) от автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Подъезд к г.Черкесск от Р-217 «Кавказ» к кафе с гостиничными номерами «Домик», расположенному по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, х. Харьковский, ул.Южная, 2«а», выраженного в письме от 10.03.2020 исх.№ 21/1312; обязании ФКУ Упрдор «Кавказ» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО1

Определением от 29.06.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – ФИО4.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2020  в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что строительство примыкания к федеральной автомобильной дороге А-155 «Подъезд к г. Черкесск» от «Автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» перед кафе с гостиничными номерами «Домик» не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, т.е. нарушает положения Федерального закона от 15.11.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожногодвижения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ), а также не соответствует требованиям ГОСТ 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» и ВСН 103-74 «Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог».

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.  Податель жалобы считаем отказ заинтересованного лица в выдаче тех.условий и разрешения на строительство со ссылкой на положения ГОСТ 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.» незаконным, поскольку положения вышеуказанного ГОСТ являются неприменимыми в сложившейся ситуации. В данном случае выдача технических условий и разрешение строительства должно быть регламентировано СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

В отзыве ФКУ Упрдор «Кавказ» возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

В судебном заседании представитель заявителя и третьего лица  поддержали доводы жалобы, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов суда закону и материалам дела.

Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,ФИО4 принадлежат на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером 26:15:300501:373, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 26:15:300501:196, площадью 2 952 кв.м, назначение: земли населенных пунктов - для размещения придорожного сервиса.

Государственные регистрации права собственности ФИО4 на земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости подтверждаются представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации серии 26 АК № 272009, запись регистрации № 26-26/016-26/016/009/2015-485/1 от 07.07.2015 и серии 26-АИ № 402296, запись регистрации № 26-26-16/003/2013-623 от 28.08.2013.

По договору аренды помещения от 01.12.2019, заключенному между ФИО4 (арендодатель) и ИП ФИО1 (арендатор), арендодатель обязался предоставить арендатору во временное пользование нежилое помещение общей площадью 359,7 кв.м, расположенное по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, х. Харьковский, ул. Южная, 2 А, с кадастровым номером 26:15:300501:373 на срок до 30.10.2020.

Земельный участок с кадастровым номером 26:15:300501:196 расположен вдоль Автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ», перпендикулярно к автодороге Кочубеевское-Балахоновское-Галицино, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 26:15:000000:3241.

После проведения капитального ремонта Автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» в 2018 году перед кафе, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 26:15:300501:196 были установлены металлические отбойники, в связи с чем, остановка перед кафе и проход к кафе со стороны Автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» стали невозможными.

ИП ФИО1 14.02.2020 направил в адрес ФКУ Упрдор «Кавказ» заявление с просьбой разрешить строительство нового примыкания (съезда) к Автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ» перед кафе с гостиничными номерами «Домик», расположенном на земельном участке с кадастровым номером 26:15:300501:196.

ФКУ Упрдор «Кавказ» в ответе от 10.03.2020 № 21/1312 отказало ИП ФИО1 в удовлетворении его заявлении б/н от 14.02.2020, указав, что возможность устройства съезда от автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ», подъезд к г. Черкесск перед кафе с гостиничными номерами «Домик», расположенным в х. Харьковский ул. Южная, 2 А, Кочубеевского района Ставропольского края, отсутствует, в связи с несоответствием данного съезда требованиям ГОСТ Р 25398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», в части минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне, установленных для данной категории дорог, требованиям ВСН 103-74 «Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог».

Ссылаясь на то, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89, ИП ФИО1 оспорил его в арбитражном суде по настоящему делу.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований, исходя из следующего.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказа.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.

Отказывая в удовлетворении требования суд, учитывает, что землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов различных видов транспорта (в том числе автомобильного).

В целях обеспечения дорожной деятельности земельные участки из земель транспорта могут предоставляться для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог (пункт 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и их использование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 3.1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, урегулированы в Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах).

Под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), предназначенные для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах); под объектами дорожного сервиса понимаются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования, в том числе автозаправочные станции (пункт 13 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).

Статьей 22 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов (часть 1). Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходноскоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет (часть 10). Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать обязательные технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (часть 11).

В пункте 7 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах закреплено, что перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (пункт 3 постановления от 17.11.2010 № 928).

Земельные участки полосы отвода автодороги предоставлены государственной компании в аренду в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 3 указанного Закона государственная компания определена как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления (часть 1). Государственная компания в отношении находящихся в ее доверительном управлении автомобильных дорог как их владелец осуществляет в числе прочего полномочия, установленные частью 11 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах.

По смыслу части 11 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах технические требования и условия опосредуют согласие владельца автомобильных дорог на реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам на определенных условиях. Нормативно обоснованные технические требования и условия носят обязательный характер (подлежат обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам) и не могут быть изменены заявителем (по его требованию - судом) посредством иного изложения.

ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" (далее - ГОСТ Р 52398-2005) распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

Под технической классификацией автомобильных дорог понимается разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории (пункт 2.1).

Класс автомобильной дороги: характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее (пункт 2.2).

Категория автомобильной дороги: характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги (пункт 2.3).

Доступ на автомобильную дорогу: возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания (пункт 2.4).

Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52398-2005 автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

- автомагистраль,

- скоростная дорога,

- дорога обычного типа (нескоростная дорога).

К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":

- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.

Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010№ 928, «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой Р-217, подъезд к г. Черкесск, включена в реестр автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой Р-217, подъезд к г. Черкесскв участке Харьковский (примыкание) (24+338 км) относится к II технической категории.

В спорном случае расстояние между примыканиями, в месте предполагаемого расположения съезда к кафе с гостиничными номерами «Домик», не соответствует требованиям ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» в части минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне, установленного для данной категории дорог (не должно быть меньше, чем 600 метров).

Установив, что строительство примыкания к ФД «Кавказ», не соответствует (противоречит) нормативно предъявляемым требованиям, а отказ учреждения в согласовании ИП ФИО1 строительства примыкания является правомерным, суд отказывает в удовлетворении заявления.

При постановке настоящего решения судом также учтено, что Приказом Минтранса России от 28.06.2012 № 186 утвержден Административный регламент Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения (зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2012 № 25163) (далее - Приказ № 186).

Согласно пункту 2 Приказа № 186 заявления о выдаче разрешений на строительство реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (далее - заявление о предоставлении государственной услуги), могут представлять физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, а также их законные представители (далее - заявитель).

Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих принадлежность ИП ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 26:15:300501:196.

Пунктом 10 Приказ № 186 также установлены требования и исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителями.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие соблюдение требований Приказа № 186 ИП ФИО1 при подаче заявления от 14.02.2020.

В силу пункта 12.1 Приказ № 186 основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является:

отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 10 настоящего Регламента;

несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Довод жалобы о том, что ГОСТ Р 25398-2005 не применяется к спорным правоотношениям, поскольку необходимо руководствоваться СНиПом 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских сельских поселений", так как участок автомобильной дороги с кадастровым номером 26:15:300301:1 в пределах которого заявитель испрашивал  согласие на строительство примыкания к участку дороги для обеспечения доступа (подъезда) к арендуемому им земельному участку, относиться к категории земель населенных пунктов,  не может быть принят судом.

Доказательства расположения спорного земельного участка в границах указанного населенного пункта в деле отсутствуют.

Согласно СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских сельских поселений" селетибельная территория сельского поселения не должна пересекаться автомобильными дорогами I, II и III категорий (п. 2.16).

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2020 по делу № А63-7569/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный  срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            М.У. Семенов

Судьи                                                                                                           Д.А. Белов

                                                                                                          Е.Г. Сомов