ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4312/2016 от 08.11.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                   Дело № А22-1838/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2016 года.

            Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего  Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы сельскохозяйственного снабженческого-сбытового потребительского кооператива «Кючин» и МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.08.2016 по делу №А22-1838/2016 (судья Шевченко В.И.)

по заявлению МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия,

третьи лица: сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Кючин», индивидуальный предприниматель ФИО2, сельскохозяйственный производственный кооператив Племенной репродуктор «Тундутово»,

о признании незаконными решения и предписания от 28.04.2016 по делу №08-03-135/2016,

при участии в судебном заседании:

от сельскохозяйственного снабженческого-сбытового потребительского кооператива «Кючин» - представитель ФИО3 по доверенности от 01.11.2016 №7,

от МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия – представитель ФИО4 по доверенности от 07.11.2016,

У С Т А Н О В И Л:

            Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Комитет) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее – Управление) от 28.04.2016 по делу № 08-03-135/2016.

            К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Кючин» (далее - Кооператив), Администрация Тундутовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, ИП ФИО2, сельскохозяйственный производственный кооператив «Тундутово».

            Решением суда от 26.08.2016 в удовлетворении заявленных требований Комитета отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью принятых Управлением актов.

Не согласившись с решением суда Кооператив и Комитет обжаловали его в апелляционном порядке. В апелляционных жалобах просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконными решения и предписания Управления от 28.04.2016 по делу № 08-03-135/2016.

            В отзыве на апелляционную жалобу Управление возражает по существу, доводов, изложенных Кооперативом и Комитетом, считает решение суда законным и обоснованным.

  В судебном заседании представители Кооператива и Комитета поддержали свои позиции, изложенные в апелляционных жалобах.

            Управление, Администрация Тундутовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, ИП ФИО2, сельскохозяйственный производственный кооператив «Тундутово» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,  о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Комитета и Кооператива, считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.

            Из материалов дела следует, 11.12.2015 на официальном сайте www.torgi.gov.ru Комитетом размещено извещение № 111215/2011606/01 о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 08:05:050101:54, общей площадью – 49300000 кв.м., местоположение: в 18 км по направлению на юго-восток от ориентира с. Тундутово).

            Извещение о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 10.12.2015 также размещено на информационных стендах в здании администрации Тундутовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, в помещениях сельской библиотеки, Общественного центра с. Тундутово, что подтверждается актом главы администрации Тундутовского СМО РК, методистом Общественного центра с. Тундутово, заведующей сельской библиотекой.

            В соответствии с протоколом заседания №2 комиссии по проведению торгов, утвержденным распоряжением Администрации Малодербетовского РМО РК № 17 от 19.01.2016, до окончания срока подачи заявок поступила одна заявка от Кооператива, который был признан единственным участником аукциона, аукцион признан несостоявшимся.

            01.02.2016 между Кооперативом и Комитетом заключен договор аренды №1 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (общей площадью - 4930 га; местоположение: в 18 км по направлению на юго-восток от ориентира с.Тундутово).

            ИП ФИО5 и СПК ПР «Тундутово» обратились в адрес Управления с жалобами о признании недействительным аукциона на право аренды земельного участка с кадастровым номером 08:05:050101:54, и о выдаче предписания об отмене результатов аукциона и расторжении договора аренды земельного участка, заключенного между Комитетом и Кооперативом.

            Приказом Управления от 25.03.2016 № 35 возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон №135-ФЗ).

            По результатам рассмотрения дела Управлением принято решение от 04.05.2016 о признании Управления нарушившим часть 1 статьи 17 Закона №135-ФЗ. Выдано предписание о прекращении нарушения.

            По мнению Управления, нарушение выразилось в нарушении  Комитетом процедуры проведения аукциона по аренде земель сельскохозяйственного назначения.

            Не согласившись с решением и предписанием Управления, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением.

В части оспаривания решения Управления, установлено следующее.

В соответствии с частью  2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Статьей 17 Закона № 135-ФЗ установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары и определено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Статьями 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, установленных данными статьями.

Статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ введен единый порядок, используемый при предоставлении земельных участков на торгах вне зависимости от целей предоставления таких земельных участков.

В соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду осуществляется по результатам аукционов, при этом, перечень исключений из данного общего правила состоит из тридцати трех случаев, изложенных в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ определено, что извещение о проведении аукциона должно содержать следующие сведения:  о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона (пп.3);  о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе (пп.7);  о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка (пп.8).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в извещении о проведении открытого аукциона от 10.12.2015 не указаны: порядок проведения аукциона; информация о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема; информация о порядке внесения задатка участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.

В соответствии с пунктом 20 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Согласно уставу Тундутовского СМО Республики Калмыкия муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальное опубликование производится в периодическом печатном издании не позднее пятнадцати дней после подписания (абз. 2 п. 3 ст. 46 Устава). Официальное обнародование осуществляется путем размещения официальной копии муниципального правового акта в специально установленных общественных местах не позднее 15 дней после его подписания, если иное не установлено федеральным законом, настоящим уставом. Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах не менее десяти календарных дней с момента их обнародования.

В подтверждение соблюдения процедуры обнародования составляется акт об обнародовании, в котором должны содержаться сведения об обнародованном муниципальном правовом акте, дате начала и окончания его обнародования. Указанный акт подписывается главой муниципального образования (ахлачи) и представителями учреждений и организаций, в ведении которых находятся места, использованные для обнародования (абз. 3 п. 3 ст. 46 Устава).

Судом первой инстанции принят довод Управления о том, что Устав Тундутовского СМО РК не содержит требований о том, в каком именно периодическом печатном издании осуществляется официальное опубликование, однако соблюдение принципа публичности открытых по составу участников торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества предполагает сообщение о них посредством публикации надлежащего извещения в периодических изданиях. Обнародование информации о таких торгах должно обеспечивать доступность соответствующих сведений потенциальным арендаторам, что подразумевает широкое распространение всего тиража издания, содержащего извещение, обычным способом.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Комитет, в нарушение требований пункта 20 статьи 39.11 ЗК РФ не обеспечил опубликование извещения о проведении открытого аукциона от 10.12.2015.

Нарушение порядка опубликования извещения о проведении торгов ведет к ограничению доступа потенциальных претендентов к соответствующей информации и, как следствие, к уменьшению круга участников торгов.

Решение Управления в этой части законно и обоснованно, оснований для признания его недействительным в этой части не имеется.

В части признания недействительным предписания Управления от 28.04.2016 по делу №08-03-135/2016 установлено следующее.

Управление при рассмотрении дела о нарушениях при организации и проведении торгов, решая вопрос о выдаче властного правоприменительного акта (предписания), обязано  в полном объеме установить все фактические обстоятельства дела.

Из содержания оспариваемого решения и предписания Управления, пояснений представителя Комитета следует, что договор аренды земельного участка и земель сельскохозяйственного назначения заключен с Кооперативом 01.02.2016. Предписание Управления выдано 28.04.2016, то есть после заключения договора.

В данном случае Управление вправе реализовать предоставленные статьей 23 Закона №135-ФЗ полномочия по обращению в суд с иском о признании торгов недействительными.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о законности и обоснованности выданного Управлением предписания от признании недействительным предписания Управления от 28.04.2016 по делу №08-03-135/2016 неправомерны, решение суда в этой части подлежит отмене.

            При таких обстоятельствах, апелляционные жалобы Комитета и Кооператива подлежат частичному удовлетворению, решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований Комитета о признании незаконным предписания от 28.04.2016 по делу № 08-03-135/2016 Управления подлежит отмене, в остальной части решение суда следует оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

При обращении в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд Кооператив представил платежный документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы на сумму 3000р.

Учитывая, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000р для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), то при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1500р для юридических лиц.         В связи с изложенным, Кооперативу надлежит возвратить из федерального бюджета 1500р государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 21.09.2016.

Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

                                               ПОСТАНОВИЛ:

            апелляционные жалобы сельскохозяйственного снабженческого-сбытового потребительского кооператива «Кючин» и МКУ Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.08.2016 по делу №А22-1838/2016 удовлетворить частично.

            Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 28.04.2016 по делу №08-03-135/2016 и в этой части отменить решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.08.2016 по делу №А22-1838/2016.

            В остальной части решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.08.2016 по делу №А22-1838/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

            Возвратить сельскохозяйственному снабженческо-сбытовому потребительскому кооперативу «Кючин» из федерального бюджета 1500р излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                  И.А. Цигельников

Судьи                                                                                               Л.В. Афанасьева

                                                                                                          Д.А. Белов