ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4527/2021 от 20.10.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                              Дело № А63-9477/2021

27.10.2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2022.

Постановление изготовлено в полном объеме 27.10.2022.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края, при участии от общества с ограниченной ответственностью «МАП Лтд» - ФИО1 (доверенность от 10.01.2022), ФИО2 (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2022 по делу № А63-9477/2021,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «МАП Лтд» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее – Комитет), Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее – Администрация) о признании незаконным отказа от 31.01.2021 № 695/02-02/2021 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 26:11:020241:674, расположенного по адресу, <...>, об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем подготовки, подписания и направления в адрес общества для подписания проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:020241:674, расположенного по адресу, <...>, без проведения торгов.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.04.2022 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал на необходимость устранения противоречий в представленных в дело доказательствах, исследования технической документации здания (отражающую состав помещений в нем), вид территориальной зоны, а также ее градостроительный регламент; устранить отмеченные недостатки, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств установить обстоятельства, необходимые для правильного рассмотрения заявления, дать надлежащую оценку доводам заявителя об отсутствии предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, после чего на основании полного и всестороннего исследования всех представленных сторонами доказательств и приведенных ими доводов разрешить требования общества в соответствии с нормами действующего законодательства.

Обществом уточнены требования, просит: признать незаконным отказа Комитета от 31.01.2021 № 695/02-02/2021, в предоставлении обществу муниципальной услуги «Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков под зданиями, сооружениями» в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:020241:674, расположенного по адресу: <...>; обязать Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки, подписания и направления в адрес общества проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:020241:674, расположенного по адресу: <...>, без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством; обязать Управление Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Ставропольскому краю восстановить аннулированные и исключенные из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:11:020241:674, расположенном по адресу: <...>.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено Управление Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – Управление Росреестра).

            Решением суда от 20.07.2022 отказано в удовлетворении заявленных требований Общества к Управлению Росреестра. Удовлетворены требования Общества к Комитету, Администрации. Признан незаконным отказ Комитета от 31.01.2021 № 695/02-02/2021, в предоставлении Обществу муниципальной услуги «Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков под зданиями, сооружениями» в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:020241:674, расположенного по адресу: <...>. Суд обязал Администрацию в лице уполномоченного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем подготовки, подписания и направления в адрес общества проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:020241:674, расположенного по адресу: <...>, без проведения торгов. С Администрации в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000р.

Не согласившись с указанным решением, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований к Комитету и к Администрации.

            Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

От Комитета поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

            Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

            В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Комитета, Администрации и Управления Росреестра.

            В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

            Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 06.12.2012 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 26:11:020241:674, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под жилым домом, площадь уточненная 659 кв. м, сведения о расположении на земельном участке объектов недвижимого имущества, а также сведения о зарегистрированных правах, ограничениях, обременениях отсутствовали.

01.03.2022 земельный участок с кадастровым номером 26:11:020241:674 снят с государственного кадастрового учета, сведения имеют статус «архивные».

Также в ЕГРН имеются сведения об объектах недвижимого имущества: жилом доме, с кадастровым номером 26:11:000000:2651, в котором расположены квартиры с кадастровыми номерами 26:11:020240:1580, 26:11:000000:7432, принадлежащие на праве собственности иным лицам (акционерам общества).

01.03.2021 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет.

31.03.2021 письмом № 695/02-02/2021 Комитет отказал Обществу в заключении договора аренды без проведения торгов в связи с установлением факта нахождения на испрашиваемом земельном участке нежилого здания, фактическим использованием обществом земельного участка, не соответствующим целям, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду.

Считая отказ Комитета противоречащим нормам земельного законодательства и нарушающим права (интересы) Общества в экономической сфере, заявитель обратился в арбитражный суд, также указывая на необходимость восстановить аннулированные и исключенные из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:11:020241:674, расположенном по адресу: <...>.

Как следует из текста оспариваемого отказа, его основанием являются нарушения требований земельного, градостроительного законодательства, муниципальных правовых актов по использованию земельного участка, а именно: на земельном участке с кадастровым номером 26:11:020241:674, уточненная площадь 659 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под жилой дом (земельный участок находится в ведении администрации Шпаковского муниципального округа, сформирован в 2012 году и поставлен на кадастровый учет со статусом «временный», в собственность, в аренду, на ином виде права обществу не предоставлялся), по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Шпаковский район, <...>, расположены следующие объекты: нежилое административно-производственное здание, размерами по внешним обмерам 12,0 x 50,0 м, этажность - 1, (по документам значится как жилой 9 дом, принадлежащий обществу на основании купли-продажи от 13.09.1996, удостоверенного нотариусом ФИО3 в реестре за № 2639); на земельном участке установлен железнодорожный контейнер размером 2,5 x 12,0 м, используемый в производственных целях; прилегающая к зданию территория общего пользования используется для стоянки транспортных средств сотрудников и клиентов, а также для погрузки-разгрузки грузового транспорта; проектная и разрешительная документация на перевод жилого дома в административно-производственное здание отсутствует, в базе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и в архиве градостроительной документации Администрации и Комитета разрешительная документация на перевод, реконструкцию жилого дома в нежилое здание также отсутствует; заявления на перевод жилого дома в нежилое, в том числе путем реконструкции, в Администрацию не поступали; в здании на дату осмотра осуществляется коммерческая деятельность, помещения используются под офисные и производственные цели.

Между тем, отказывая в предоставлении Обществу в пользование земельного участка, уполномоченным органом не учтено следующее.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Статьей 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. По общему правилу, закрепленному в пункте 1 данной статьи, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Исключения из данного правила предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ. В том числе, договор аренды заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 ЗК РФ и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанного рассмотрения принимает соответствующее решение (пункт 5 статьи 39.17 ЗК РФ).

Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 Кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункты 2, 3 статьи 37 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определены статьей 37 ГрК РФ и устанавливаются Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.

В ЕГРН имеются сведения о земельном участке 26:11:020241:674 с видом разрешенного использования «под жилым домом». Согласно заявлению Общества о предоставлении земельного участка в аренду, общество указывало на фактическое использование земельного участка под жилым домом, принадлежащем ему на праве собственности.

Обществом в обоснование своих доводов представлен технический паспорт на жилой дом № 21, запрос в Администрацию от 23.05.2022 о предоставлении выписки из действующей редакции Правил землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:11:020241:674 для установления вида территориальной зоны, а также градостроительного регламента; заявление на имя директора ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю об устранении несоответствий сведений ЕГРН путем исключения из графы «кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении» кадастровыми номерами 26:11:0000007432 и 26:11:020240:1580, договор купли-продажи жилого дома, выписку из ЕГРН на жилой дом и фотоматериал, подтверждающий использование спорного здания как жилого дома.

Однако Комитетом и Администрацией, кроме акта обследования земельного участка, не представлено иных доказательств, опровергающих доводы и представленные Обществом документы.

В части отсутствия проектной и разрешительной документации на перевод жилого дома в административно-производственное здание и заявления Общества на перевод жилого дома в нежилое, в том числе путем реконструкции, установлено следующее.

Перепланировка Обществом выполнена в 2011 году с получением всей необходимой разрешительной документации, что подтверждается имеющимися в материалах дела договором-заказом на выполнение исходно-разрешительной документации от 13.05.2011 № 123 на изготовление МУП «Управление архитектуры и строительства г. Михайловска» проекта, протоколом согласования договорной цены к договору подряда от 13.05.2011 № 123, планом помещений (перепланировка жилого дома по адресу: <...>), согласованным главным архитектором г. Михайловска администрации муниципального образования г. Михайловска; решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 20.05.2011 № 82, актом о завершении переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения от 23.05.2011 № 152, в соответствии с которым комиссий установлено, что в жилом доме произведена перепланировка с демонтажем и установкой новых перегородок в помещениях с устройством подсобных помещений, санузла и душевой согласно решению от 20.05.2011 № 82, выданному главой города Михайловска. В результате произведенной перепланировки и переустройства площадь жилого дома доведена до 504,7 кв. м Ремонтно-строительные работы в жилом доме выполнены в соответствие с проектной документацией и с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, акт подписан главным архитектором г. Михайловска, архитектором МУП «Управление архитектуры и строительства г. Михайловска» и утвержден главой города Михайловска.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии у Комитета и Администрации законных оснований для отказа в предоставлении Обществу земельного участка в аренду без проведения торгов.

Отказ Комитета не соответствует нормам действующего земельного и градостроительного законодательства, требования Общества подлежали удовлетворению.

Суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем подготовки, подписания и направления в адрес Общества проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:020241:674, расположенного по адресу: <...>, без проведения торгов.

С учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, судебный акт по настоящему делу является основанием для восстановления аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:11:020241:674, расположенном по адресу: <...>.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.

Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения..

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2022 по делу № А63-9477/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                      Цигельников И.А.

Судьи                                                                                                   Семенов М.У.

                                                                                                              Сомов Е.Г.