ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4647/16 от 21.12.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

28 декабря 2016 года Дело № А63-1054/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Жукова Е.В.,

судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (Росприроднадзор) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.09.2016 по делу № А63-1054/2016

по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя, (ОГРН 1042600329969, г. Ставрополь)

к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра), (ОГРН 1122651022449, г. Ессентуки)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (Росприроднадзор), (ОГРН 1102650002212, г. Ессентуки),

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, публичного акционерного общества «Ставропольэнергосбыт», (ОГРН 1052600222927, г. Ессентуки),

муниципального унитарного предприятия «Водоканал», (ОГРН 1022601962657, г. Ставрополь),

Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, (ОГРН 1102635006462, г. Ставрополь),

о взыскании задолженности по оплате потребленной электрической энергии в сумме 6 415 руб. 14 коп. и задолженности за оплату потребленной воды и водоотведения в сумме 646 руб. 26 коп., (судья Безлепко В.В.),

при участии в судебном заседании представителей:

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району - Оджаев Б.К. по доверенности № 27 от 28.11.2016;

от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (Росприроднадзор) - Слюсарева С.В. по доверенности № 02 от 11.01.2016;

в отсутствие иных, неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя, г. Ставрополь (далее – истец, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки (далее – ответчик, Росприроднадзор) о взыскании задолженности по оплате потребленной электрической энергии в сумме 6 415 руб. 14 коп. и задолженность за оплату потребленной воды и водоотведения в сумме 646 руб. 26 коп.

В суде первой инстанции истцом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлено об уточнении исковых требований, в соответствии с которым истец просил принять отказ в части требований к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу и взыскать с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу сумму расходы по оплате потребленной электрической энергии в сумме 6 415 руб.14 коп. и расходы по оплате потребленной воды и водоотведения в сумме 646 руб. 26 коп.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.09.2016 по делу № А63-1054/2016 судом первой инстанции принят частичный отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя, г. Ставрополь, от исковых требований от 08.09.2016 г. к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра), г. Ессентуки, производство по делу в этой части прекращено. Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя, г. Ставрополь, удовлетворены частично. С Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки взыскано в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя, г. Ставрополь, задолженность по оплате потребленной электрической энергии в сумме 6 415 руб. 14 коп. и задолженность за оплату потребленной воды и водоотведения в сумме 646 руб. 26 коп.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.09.2016 по делу № А63-1054/2016, третье лицо обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе о взыскании задолженности по оплате потребленной электрической энергии в сумме 6 415 руб. 14 коп. и задолженности за оплату потребленной воды и водоотведения в сумме 646 руб. 26 коп. с Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу.

В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полостью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция и Департамент по недропользованию по СКФО, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В судебном заседании от 07.12.2016 представители лиц, участвующих в деле, просили предоставить время для возможности урегулирования спора мирным путем.

В соответствии со статьей 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора.

Определением суда первой инстанции от 07.12.2016 судебное разбирательство по апелляционной жалобе Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (Росприроднадзор) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.09.2016 по делу № А63-1054/2016 отложено на 21 декабря 2016 года для предоставления сторонам времени для возможности урегулирования спора мирным путем и заключения мирового соглашения.

Однако сторонами не был предоставлен в суд апелляционной инстанции проект мирового соглашения.

В судебном заседании от 21.12.2016 представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Третье лицо ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Правильность решения Арбитражного суда Арбитражного суда Ставропольского края от 12.09.2016 по делу № А63-1054/2016 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.09.2016 по делу № А63-1054/2016 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя находится в 5-ти этажном здании по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72, А, и занимает помещения 1-4 этажа, часть помещений 0 этажа (подвал), общей площадью 1 818,80 кв.м, которые принадлежат инспекции на праве оперативного управления, что подтверждается записью о государственной регистрации права в ЕГРП от 04.10.2005 № 26-26-12/040/2005-583.

Помещения № 1-8, 8А, 9-24, А - лестничная клетка на 5-ом этаже и часть помещений 0 этажа (подвал) здания по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72, А, являются собственностью Российской Федерации, внесены в реестр федеральной собственности (02610173000003) и находятся на балансе Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу.

На основании распоряжения № 90 от 09.03.2005 между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ставропольскому краю (представитель собственника), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ставропольскому краю (балансодержатель) и Территориальным агентством по недропользованию по Ставропольскому краю (пользователь) заключен договор безвозмездного пользования федеральным имуществом № 123 от 29.03.2005.

Согласно пункту 2.1 договора помещение № 7 площадью 21,4 кв.м, находящемся на 5 этаже здания по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, д. 72, А, передается от представителя собственника балансодержателю в пользование на безвозмездной основе, с учетом осуществления балансодержателем необходимых мер по содержанию имущества и его рациональному использованию.

Во исполнение указанных обязательств представителями собственника и балансодержателя по акту приема передачи от 29.03.2005 переданы пользователю в безвозмездное пользование имущество, указанное в пункте 2.1 договора от 29.03.2005.

Распоряжением № 800 от 02.09.2009 Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ставропольскому краю внесены изменения в договор безвозмездного пользования № 123 от 29.03.2005 в связи с изготовлением новой технической документации и изменением нумерации помещений (№№ 120, 121, общей площадью 20,6 кв.м, вместо ранее указанного помещения № 7, общей площадью 21,4 кв.м).

Дополнительным соглашением от 19.03.2010 № 322 сторонами внесены изменения в пункт 2.2.1 договора безвозмездного пользования федеральным имуществом № 123 от 29.03.2005, согласно которому в указанный пункт включены помещения общего пользования этажа 5 №№ 119 (1/14 часть), 124 (1/14 часть), 125 (1/14 часть), 126 (1/14 часть), 127 (1/14 часть), 135 (1/14 часть) общей площадью 6.2 кв.м, которые во исполнение указанного соглашения по акту приема-передачи от 19.03.2010 переданы пользователю.

Из выписки от 14.12.2015 № 26/001/106/2015-17044 следует, что помещения №1-8, 8А, 9-24, А - лестничная клетка на 5-ом этаже и часть помещений 0 этажа (подвал) принадлежат на праве оперативного управления Комитету Природных ресурсов по Ставропольскому краю.

Комитет Природных ресурсов по Ставропольскому краю создано 01.11.1992 и снято 22.04.2002 с учета в налоговом органе по месту ее нахождения в связи с прекращением деятельности организации в результате реорганизации в форме преобразования в Главное управление Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю.

Главное управление Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю снято 21.09.2004 с учета в налоговом органе по месту ее нахождения в связи с прекращением деятельности организации в результате реорганизации в форме преобразования в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ставропольскому краю.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ставропольскому краю снято 12.09.2013 с учета в налоговом органе по месту ее нахождения в связи с прекращением деятельности организации в результате реорганизации в форме преобразования в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Из письма от 27.07.2015 № 5801/03 ТУ Росимущества в Ставропольском края следует, что помещения №1-8, 8А, 9-24, А-лестничная клетка на 5-ом этаже и часть помещений 0 этажа (подвал) находятся на балансе Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу.

В письме от 27.07.2015 № 5801/03 ТУ Росимущества в Ставропольском края указано, что часть помещений по договорам безвозмездного пользования отданы в пользование ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу», Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов и Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Налоговый орган заключил следующие договоры энергоснабжения с поставщиками ПАО «Ставропольэнергосбыт» и МУП «Водоканал», а также тройственные дополнительные соглашения к ним.

23.12.2014 года между ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя и с ПАО «Ставропольэнергосбыт» заключен государственный контракт на энергоснабжение электрической энергией организации финансируемой за счет средств федерального бюджета № 610021.

В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта № 610021 от 23.12.2014 ПАО «Ставропольэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами оказывать услуги по передачи электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя (потребитель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потребления электрической энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.

Дата начала исполнения обязательств по контракту на энергосбережение установлена с 00 часов 00 минут 01.01.2015 в соответствии с пунктом 1.2 контракта.

Приложением № 3 к контракту № 610021 от 23.12.2014 установлен перечень абонентов, присоединенным к сетям потребителя, а именно Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Филиал по Ставропольскому краю ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу».

Между ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, ПАО «Ставропольэнергосбыт» и ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» в лице Ставропольского филиала ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» 12.01.2015 заключено дополнительное соглашение к государственному контракту на энергосбережение № 610021 от 23.12.2014 г.

Также ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя (абонент) 18.02.2015 заключен единый договор № 359/1146/15 холодного водоснабжения и водоотведения с МУП «Водоконал» (организация водопроводно-канализационного хозяйства).

В соответствии с разделом 1 договора холодного водоснабжения и водоотведения от 18.02.2015 № 359/1146/15 МУП «Водоканал» обязался подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, холодную (техническую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя обязалась оплачивать указанные услуги.

Дата начала исполнения обязательств по контракту на подачу холодной воды и приема сточных вод с 01.01.2015 установлена пунктом 4 договора № 359/1146/15 от 18.02.2015.

Между ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, МУП «Водоканал» и ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» в лице Ставропольского филиала ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» 04.03.2015 заключено дополнительное соглашение к единому договору № 359/1146/15 холодного водоснабжения и водоотведения согласно которому, субабонент ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» обязалось производить оплату за фактически полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды в соответствии с занимаемой площадью на лицевой счет инспекции.

ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, МУП «Водоканал» и Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов 16.03.2015 заключили дополнительное соглашение к единому договору № 359/1146/15 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого, субабонент Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обязуется оплачивать за отпуск воды и принятия сточных вод на основании счетов-фактур выписанных инспекцией.

ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя в адрес Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу направлено письмо № 02-111/007784 от 29.06.2015 с просьбой заключить трехсторонние договоры с МУП «Водоканал» и ПАО «Ставропольэнергосбыт» и произвести оплату за коммунальные услуги, предоставленные в 2015 году.

Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу письмом № 01-04-68/536 от 28.07.2015 сообщил, что в адрес начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу направлено письмо с просьбой о перезаключении договора безвозмездного пользования федеральным имуществом.

Истец посчитал, что департамент отказался заключить трехсторонние договоры с МУП «Водоканал» и ПАО «Ставропольэнергосбыт» и произвести оплату за коммунальные услуги.

ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя 18.12.2015 года направлено письмо № 02-111/015246 начальнику Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, в котором предложило оплатить расходы по оплате коммунальных услуг за 2015 год, в том числе за потребляемую электроэнергию по состоянию на 31.12.2015 в размере 6 415 руб. 14 коп., за потребляемую воду и водоотведение по состоянию на 31.12.2015 в размере 664 руб. 26 коп., которые не оплачивает Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу.

В ответ на данное письмо Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, письмом от 12.01.2016 № 05-06/7077 сообщило, что проводится оформление имущества, находящегося по адресу г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72, А.

Истец полагает, что между Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу и Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу отсутствуют договорные отношения, устанавливающие обязанности сторон по содержанию помещений.

По мнению истца, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу не отрицает нахождение имущества у него на балансе, не отрицает факт необходимости несения расходов на его содержание, но отказывается оплатить коммунальные расходы на содержание имущества, поскольку оно не оформлено в соответствии законодательством, ввиду чего истец счел необходимым обратиться в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.

Оценивая законность и обоснованность заявленных истцом к ответчику требований о взыскании задолженности по оплате потребленной электрической энергии и задолженности за оплату потребленной воды и водоотведения, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным по делу доказательствам в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования с уточнениями от 08.09.2016 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, здание, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72, А, кадастровый номер 26:12:010901:227 является федеральной собственностью, о чем в ЕГРП сделана запись № 26-26-01/024/2011-587 от 23.09.2011.

Балансодержателем указанного имущества до вступления в силу приказа от 24.06.2013 № 353 являлось Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю, которому указанное имущество перешло в результате реорганизации Комитета Природных ресурсов по Ставропольскому краю, в оперативном управлении которого спорное имущество находилось с 30.03.2001 согласно записи в ЕГРП №26-01/12-40/2001-156, а также Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.06.2013 № 353 «О реорганизации Управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю», Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ставропольскому краю реорганизовано в форме присоединения к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Суд первой инстанции верно посчитал, что Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу является правопреемником Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю.

Как правильно установлено судом первой инстанции, ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя находится в 5-ти этажном здании по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72 А и занимает помещения 1-4 этажа, часть помещений 0 этажа (подвал), принадлежащие инспекции на праве оперативного управления. Документы, подтверждающие, что собственником (или же балансодержателем) 5 этажа здания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72, А, является ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя материалы настоящего дела не содержат.

Между ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу 16.08.2016 без замечаний и разногласий составлен трехсторонний акт осмотра (обследования) помещений 5-ого этажа административного здания по адресу г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72, А, в соответствии с которым сторонами установлено, что общая площадь 5-го этажа административного здания по адресу г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72, А составляет 361 кв.м, из которых 269 кв.м площадь кабинетов.

В кабинетах 5-го этажа располагаются ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу», Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу.

В помещениях № 120-121, в соответствии с данными кадастрового паспорта и плана расположения помещений 5-го этажа в административном здании по адресу г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72, А располагается структурное подразделение (отдел геологии) Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Площадь помещения № 120 составляет 13,3 кв.м, площадь помещения № 121 составляет 7,3 кв.м, общая площадь помещений № 120 и № 121 составляет 20,6 кв.м.

Исходя из пропорции площади всех помещений 5-го этажа и помещений непосредственно используемыми вышеперечисленными организациями сторонами акта определен коэффициент площади занимаемой под кабинеты в размере 1,34 (361 кв.м : 269 кв.м).

С учетом коэффициента площади занимаемой под кабинеты, определена общая площадь с учетом помещений общего пользования для расчета за коммунальные услуги.

Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что на Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу приходиться 27,6 кв.м. (20,6 x 1,34) для расчета за коммунальные услуги.

Согласно статьям 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением электроэнергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Судом первой инстанции верно установлено, что приложением № 3 к контракту № 610021 от 23.12.2014 установлен перечень абонентов, присоединенным к сетям потребителя, а именно Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Филиал по Ставропольскому краю ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу».

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно статье 545 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Судом первой инстанции также верно установлено, что субабоненты заключают договор с абонентами и возмещают затраты за потребленную электроэнергию не энергоснабжаюшей организации, а абоненту.

Суд первой инстанции правильно признал, что в части, приходящейся на субабонентов, плата за электроэнергию взыскивается электроснабжаюшей организацией с абонента.

Судом первой инстанции верно учтено, что задолженность ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя, перед ПАО «Ставропольэнергосбыт» за потребляемую электроэнергию по состоянию на 31.12.2015 составляет 6 415 руб. 14 коп.

Судом первой инстанции также верно установлено, что истцом с Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу не заключен письменный договор на возмещение затрат по оказанию коммунальных услуг.

Вместе с тем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, признав, что отсутствие письменного договора не свидетельствует об отсутствии договорных отношений у истца, оказывающего коммунальные услуги, и ответчика, как лица, получающего такие услуги.

Фактическое пользование потребителем услугами следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что факт пользования коммунальными услугами Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу не отрицал, доказательств их оплаты не представило.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в данном случае балансодержатель недвижимого имущества в силу закона несет расходы по его содержанию, поскольку непосредственно на ссудополучателя (по договору безвозмездного пользования) законом указанное бремя не возложено.

Суд первой инстанции правомерно признал, что ссылка департамента на то, что такая обязанность ссудополучателя вытекает из договора безвозмездного пользования № 123 от 29.03.2005, является неосновательной, поскольку этот договор регулирует отношения собственника, балансодержателя и пользователя, а не инспекции.

Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (пункт 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции верно учтено, что данные выводы соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях Президиума от 21.05.2013 № 13112/12, от 04.03.2014 № 17462/13.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что размер задолженности в сумме 6 415 руб. 14 коп. ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя перед ПАО «Ставропольэнергосбыт» и в сумме 646 руб. 26 коп. перед МУП «Водоканал» подтверждается счетами-фактурами, актами первичного учета электроэнергии (мощности), а также актом сверки расчетов.

Проверив расчет указанной суммы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав его арифметически верным.

Судом первой инстанции верно учтено, что контррасчет не представлен.

С учетом положений вышеуказанных норм, трехстороннего акта осмотра от 16.08.2016, а также частичного отказа от исковых требований в отношении соответчика Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, суд первой инстанции правомерно признал подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу о взыскании задолженности по оплате потребленной электрической энергии в сумме 6 415 руб. 14 коп. и задолженности за оплату потребленной воды и водоотведения в сумме 646 руб. 26 коп.

С доводами ответчика, изложенными в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не согласен и считает, что при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции на основании представленных материалов, как со стороны истца, так и со стороны ответчика, полностью выяснил обстоятельства, вынесен законное и обоснованное решение по делу.

Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу является балансодержателем помещений 5 этажа здания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72-а.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в силу закона несет расходы по содержанию находящихся него на балансе помещений 5 этажа здания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 72-а, поскольку непосредственно на Кавказнедра законом указанная обязанность не возложена.

Ссылка ответчика на то, что обязанность Кавказнедра по оплате стоимости услуг по электроснабжению, обеспечению теплом, водоснабжению, канализации вытекает из условий логовора безвозмездного пользования федеральным имуществом №123 от 29.03.2005 года апелляционный суд считает неосновательной, поскольку указанный договор регулирует отношения балансодержателя помещений с пользователем (Кавказнедра), а не отношения пользователя с третьими лицами.

Кавказнедра не уклоняется от обязанности возмещать расходы Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по оплате коммунальных платежей.

При этом законодательство не предусматривают для Кавказнедра обязанности по заключению договоров с коммунальными предприятиями. Такие договоры должны быть заключены между балансодержателем 5 этажа и коммунальными предприятиями. Кроме того, Кавказнедра не обладает собственными энергопринимающими приборами учета теплоэнергии, электроэнергии, водоснабжения.

Коммунальные платежи в части, приходящейся на субабонентов, взыскиваются с абонента.

Помимо этого, ответчик необоснованно ссылается в апелляционной жалобе на то, что его учредительными документами не предусмотрено право осуществлять приносящую доход деятельность, предполагая при этом, что Кавказнедра будет перечислять денежные средства в возмещение затрат ответчика на коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги на лицевой счет ответчика по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно положениями п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Данное положение распространяется также на органы государственной власти (государственные органы).

Порядок учета операций со средствами, поступающими от организаций на возмещение расходов учреждения по оплате коммунальных услуг по переданным им в безвозмездное пользование помещениям, разъяснен Минфином России в Письме от 27.02.2012 № 02-03-09/599.

Из данных разъяснений следует, что финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием имущества, переданного в безвозмездное пользование организациям, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на указанные цели.

В соответствии с указанным выше Письмом Минфина России № 02-03-09/599 средства, поступающие в качестве возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, зачисляются на счета, открытые территориальными органами Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Банка России на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления в доход федерального бюджета.

Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КЭК.

В рассматриваемой ситуации Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу является администратором доходов бюджета. Средства, поступающие на возмещение расходов, связанных с оказанием коммунальных услуг, не будут зачисляться на лицевой счет ответчика по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Изложенные в апелляционной жалобе третьего лица доводы об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе о взыскании задолженности по оплате потребленной электрической энергии в сумме 6 415 руб. 14 коп. и задолженности за оплату потребленной воды и водоотведения в сумме 646 руб. 26 коп. с Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела.

Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о частичном удовлетворении заявленных требований ИФНС России по Ленинскому району.

Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.

Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправлению от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (Росприроднадзор) за подачу апелляционной жалобы не подлежит взысканию.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.09.2016 по делу № А63-1054/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (Росприроднадзор) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.

Председательствующий Е.В. Жуков

Судьи С.И. Джамбулатов

Е.Г. Сомов