ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А25-2598/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2019. Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курганской Т.А., при участии представителя Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО1 по доверенности от 10.07.2019; представителя Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики – ФИО2 по доверенности от 09.01.2019; представителя Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики – ФИО3 по доверенности от 28.12.2018, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике на определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.09.2019 по делу № А25-2598/2019 (судья Дышекова А.С.) о принятии обеспечительных мер,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительным уведомления от 28.08.2019 № УПЛ-19- 91200003-4 о поступлении исполнительного документа.
Одновременно Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обратилось с ходатайством о принятии обеспечительной меры в виде запрета совершать действия, касающиеся исполнения исполнительного листа от 15.02.2019 серии ФС № 031601007.
Определением суда от 06.09.2019 приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу совершать действия по исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Карачаево-
Черкесской Республики от 15.02.2019 серии ФС № 031601007, выданного по делу № А25-1167/2018 – осуществлять приостановление операций по лицевым счетам Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на основании указанного исполнительного документа.
Не согласившись с указанным определением, Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит оспариваемое определение отменить. Считает, что Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики не обосновало необходимость принятия по делу обеспечительной меры. Доводы Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики носят предположительный характер.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определением суда от 07.11.2019 удовлетворено ходатайство Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике об участии в судебном заседании по делу путем использования систем видеоконференц-связи.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике и Федерального казначейства поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Просит определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер.
Представители Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики и Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики возразили по существу доводов апелляционной жалобы, просят определение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю.
При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения
заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. При этом при рассмотрении вопроса о принятии обеспечительных мер суд должен исходить из того, что защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и интересов другой стороны и третьих лиц.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», арбитражный суд, учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности. Пунктом 10 названного постановления определено, что заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательств, подтверждающих его доводы.
Арбитражные суды не должны принимать обеспечительных мер, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательств, подтверждающих его доводы (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11).
Удовлетворяя ходатайство Министерства сельского хозяйства Карачаево- Черкесской Республики, суд первой инстанции сделал вывод о наличии оснований для принятия обеспечительных мер в связи с вероятностью причинения министерству значительного ущерба в случае непринятия таких мер.
Однако судом первой инстанции не учтено, что предмет спора по настоящему
делу (признание недействительным уведомления) и заявленные обеспечительные меры не тождественны друг другу. Заявленная Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обеспечительная мера выходит за пределы требований и нарушает баланс интересов сторон.
Предметом спора по настоящему делу является признание недействительным и отмена уведомления Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике от 28.08.2019 № УПЛ-19-91200003-4 (т.1, л.д. 29).
Уведомление содержит информацию о поступлении исполнительного документа ФС031601007 от 15.02.2019, а также ссылку о необходимости Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики представления в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления следующих документов: информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Обращаясь в арбитражный суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просит запретить Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике совершать действия, касающиеся предмета спора - исполнение исполнительного листа от 15.02.2019 серия ФС № 031601007.
Таким образом, заявленная Министерством сельского хозяйства Карачаево- Черкесской Республики обеспечительная мера непосредственно не связана с предметом спора.
Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики не оспаривается законность и обоснованность исполнительного документа (исполнительный лист от 15.02.2019 серия ФС № 031601007).
Установить, каким образом заявленные Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики обеспечительные меры связаны с предметом спора, насколько они соразмерны ему, каким образом принятая судом обеспечительная мера обеспечивает фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ, из представленного ходатайства о принятии обеспечительных мер и принятого судом первой инстанции определения не представляется возможным.
Учитывая изложенное, оснований для принятия заявленных обеспечительных мер у суда первой инстанции не имелось.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики не представило доказательств наличия конкретных обстоятельств, способных затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта по делу, а также привести к наступлению таких обстоятельств, которые нельзя будет устранить в последующем, либо повлечь причинение значительного ущерба министерству.
При таких обстоятельствах, довод Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о том, что непринятие обеспечительной меры по настоящему делу может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда в будущем подлежит отклонению. Конкретных обстоятельств, способных затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта по делу, а также привести к наступлению таких обстоятельств, которые нельзя будет устранить в последующем, либо повлечь причинение значительного ущерба Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики не представлено.
Апелляционная жалоба Управления Федерального казначейства Карачаево- Черкесской Республики содержит обоснованные доводы, свидетельствующие о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и отказа в принятии спорных обеспечительных мер. Обжалуемое определение подлежит отмене, ходатайство о принятии обеспечительных мер - отказу в удовлетворении.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу – удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.09.2019 по делу № А25-2598/2019 отменить. Отказать в удовлетворении заявления Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о принятии обеспечительных мер.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья И.А. Цигельников