ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4714/14 от 26.01.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело № А20-2533/2014

30 января 2015 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 г.,

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2015 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казённого учреждения «Местная администрация Урванского муниципального района КБР», на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.10.2014 по делу № А20-2533/2014,

по заявлению муниципального казённого учреждения «Местная администрация Урванского муниципального района КБР», г. Нарткала

к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик

о признании недействительным предписания, (судья Кустова С.В.),

при участии в судебном заседании:

от муниципального казённого учреждения «Местная администрация Урванского муниципального района КБР» – Пышный С.В. по доверенности от 28.05.2014 № 2-18/844;

от Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республике – ФИО1 по доверенности от 16.01.2015 № 1-Д.

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казённое учреждение «Местная администрация Урванского муниципального района КБР» (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) от 28.02.2014 №П-07/2014-01-ПД.

Решением суда от 17 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано

Решение мотивированно законностью и обоснованностью оспариваемого предписания. Роскомнадзор правомерно, на основании плана проверок провел соблюдение законодательства по обработке персональных данных. Проверка проведена без согласия прокуратуры, так как Закон № 294-фз О защите прав юридических лиц к данным отношениям не применяется. Положения Федерального закона № 131-фз «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона № 370-фз от 21.12.2013 не применяются, поскольку план был утвержден до вступления в силу изменений.

Не согласившись с принятым решением, муниципальное казённое учреждение «Местная администрация Урванского муниципального района КБР» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы права. Заявитель указывает, что проверка проведена, с нарушением требований статьи 77 Федерального закона № 131-фз «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона № 370-фз от 21.12.2013, предусматривающего, что проверки органов местного самоуправления должны быть согласованы с органами прокуратуры субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кабардино-Балкарской Республике представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Представитель доводы поддержала.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.10.2014 по делу № А20-2533/2014, следует отменить.

Из материалов дела усматривается.

Муниципальное казённое учреждение «Местная администрация Урванского муниципального района КБР» внесено в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

На основании плана деятельности управления на 2014 год, утвержденного приказом руководителя управления от 13.11.2013 №242, в период с 03.02.2014 по 28.02.2014 была проведена плановая проверка в отношении учреждения.

По результатам проверки управлением установлены нарушения Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» и вынесено предписание об устранении выявленного нарушения от 28.02.2014 №П-07/2014-01-ПД, которым предписано устранить допущенные нарушения в срок до 10.04.2014, об устранении нарушений письменно сообщить управлению.

Полагая, что принятое управлением предписание являются незаконным, общество обратилось в суд с требованиями по настоящему делу.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее - закон №152-ФЗ) данным Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Закон №152-ФЗ возлагает на операторов персональных данных, к которым относятся в том числе органы местного самоуправления, проведение мероприятий, связанных с защитой персональных данных. Проведение названных мероприятий и соблюдение установленных ограничений является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. При этом Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

На основании раздела 5 данного Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 14.11.2011 №312 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Данный Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Службы и ее территориальных органов, а также порядок взаимодействия с государственными органами, муниципальными органами, юридическими или физическими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, а также определяющими цели и содержание обработки персональных данных, в рамках проведения проверок при осуществлении государственной функции.

Согласно пунктам 6, 10 - 11, 28 - 32 Регламента управление проводит проверки деятельности операторов на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, которые могут носить как плановый, так и внеплановый характер, в форме документарной или выездной проверки. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок территориального органа Службы на текущий календарный год. План утверждается руководителем территориального органа Службы и размещается на официальном сайте территориального органа Службы. Проверка завершается составлением и вручением Оператору акта проверки, выдачей Оператору предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Актом проверки и предписанием подтверждены нарушения в обработке персональных данных. Нарушения в судебном порядке не оспорены.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проверка учреждения, по результатам которой выдано спорное предписание, проведена управлением на законных основаниях и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Суд указал, что согласно части 1 статьи 1 Закона №294-ФЗ данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Закон №294-ФЗ в числе иного предусматривает осуществление государственного контроля в отношении юридических лиц, то есть организаций, осуществляющих прежде всего хозяйственную деятельность.

Федеральным законом №370-ФЗ от 21.12.2013 «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2014, внесены изменения в порядок, регламентирующий проведение проверок органов местного самоуправления.

Суд сделал вывод, что ограничения, установленные Федеральным законом № 294-фз, не распространяются на органы местного самоуправления, а ограничения, предусмотренные статьей 77 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» не могут распространяться на проведенную проверку, поскольку план проверки был утвержден до вступления в силу этих ограничений.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующего:

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон №131-Ф3) государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2.2. закона №131-Ф3 органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.

Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.

Часть 2.2 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2.3. статьи 77 Федерального закона № 131-фз плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

Часть 2.3 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ.

Изменения, внесенные в статью 77 Федерального закона №131-ФЗ Федеральным законом от 21.12.2013 N 370-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2014.

Проводя в 2014 году проверку органа местного самоуправления без согласования с прокуратурой субъекта, Управление Роскомнадзора по КБР нарушило требования законодательства и права органа местного самоуправления, что влечет недействительность предписания.

Довод о том, что план проверки был сформирован до вступления в силу названных изменений, отклоняется, так как это обстоятельство не дает оснований для существующего с 01.01.2014 законодательного запрета на проверки органов местного самоуправления без согласования с прокуратурой субъекта. Доказательств обращения Управления Роскомнадзора по КБР в органы прокуратуры для согласования проверки не имеется.

Управление не было лишено возможности согласовать согласовать с прокуратурой субъекта провекрку непосредственно перед осуществлением контрольных мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы подтвердились.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства по делу, не правильно применены нормы права, вынесено незаконное и необоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.10.2014 по делу № А20-2533/2014.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.10.2014 по делу № А20-2533/2014 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Предписание Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КБР от 28.02.2014 №П-07/2014-01-ПД признать недействительным.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.В. Афанасьева

Судьи С.А. Параскевова

И.А. Цигельников