ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
08 февраля 2017 года Дело № А63-10732/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А, Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2016 по делу № А63-10732/2016 (судья Русанова В.Г.),
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ОГРН 1112651028676)
к обществу с ограниченной ответственностью «ВСК» (ОГРН 1052600128074),
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу – Лопатина А.С. по доверенности от 09.01.2017 № дов8-4,.
от общества с ограниченной ответственностью «ВСК» - Галджевой Н.А. по доверенности от 09.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2016 отказано в удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ВСК» (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).Судебный акт мотивирован отсутствием вины общества во вменяемом правонарушении, поскольку оно приняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения.
В апелляционной жалобе управление просит отменить судебный акт и удовлетворить заявление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам. Так, управление считает, что вывод об отсутствии вины общества сделан судом без учета того, что общество в период с 20.05.2016 по 22.05.2016 не обеспечило передачу в Автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее - АСКП) данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем), о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства, а, соответственно, допустило нарушения лицензионных условий и требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим перевозку этилового спирта.
Общество в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность судебных актов.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании лицензии №26ТСЭ0003767 от 05.06.2014 сроком действия до 07.02.2019 общество осуществляет деятельность по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата).
15.06.2016 в адрес управления от общества поступило обращение № 068 о необходимости проведения фиксации перевозки № 320_32660000001381279 в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее - АСКП) за период с 20.05.2016 по 22.05.2016 на автоцистерне ЕА 4954 26 RUS.
К обращению приложены следующие документы: акт об отгрузке и приемке № 27; товаро-транспортная накладная № 66 от 20.05.2016; товарная накладная № 66 от 20.01.2016;; акт ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» № 278/16-03-03 от 14.06.2016 о проведении тестирования работоспособности оборудования автоматизированной системы контроля перевозок, установленного на автоцистерну ЕА 4957 26 RUS.
Управлением проведен анализ приложенных к обращению общества документов и установлено, что с целью обеспечения работоспособности и функционирования оборудования, установленного на автоцистерны, осуществляющие перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции между обществом и ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» заключен договор на обеспечение передачи информации от контроллера МС-КВШ от 01.04.2016 №1/2016), договор о предоставлении доступа к порталу мониторинга автомобилей, подключенных к автоматической системе контроля перевозок от 07.04.2016 № 04-ГМ/16 (01.08.2016 подписано соглашение о расторжении), договор на поставку оборудования для автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации и оборудования системы учета объемов от 16.06.2016 №136/01-27, договор на сервисное и техническое обслуживание оборудования автоматической системы контроля перевозок и системы учета объемов перевозок с сопровождением процесса фиксации в ЕГАИС от 01.08.2016 № 42-03-01С. В рамках заключенного договора № 1/2016 на обеспечение передачи информации от контролера МС-КВШ от 01.04.2016 ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» взяло на себя обязательства по обеспечению передачи информации от контроллера МС-КВШ, требующего передачу данных.
Управлением в ходе анализа товарно-транспортной накладной от 20.05.2016 № 66, представленной обществом, установлено, что 20.05.2016 общество приняло у ООО «Завод Первомайский» по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Первомайское. ул. Дьяченко, 5, груз (дистиллят коньячный выдержанный пятилетний (66,4% содержание абсолютного спирта) в объеме 2 865 дал) для общества с ограниченной ответственностью «КВС».
В ходе анализа данных Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) управлением установлено, что общество с ограниченной ответственностью «КВС» фиксирует закупку от ООО «Завод Первомайский» дистиллята коньячного выдержанного пятилетнего (заявка о фиксации в ЕГАИС от 23.05.2016 № 65).
Однако фиксация сведений в пути следования автоцистерны в системе АСКП обществом не осуществлена.
Согласно анализу направления сведений о местоположении емкостей (цистерн) организациями-перевозчиками в АСКП сведения о местоположении емкости (цистерны) с государственным номером ЕА 4954 26 RUS определены 20.05.2016 (время 05:32:37 МСК), что подтверждало работоспособность абонентского терминала. Спустя 15 секунд в 05:32:52 МСК сигнал о местоположении автоцистерны не был определен. Последующее определения местоположения данной автоцистерны было зафиксировано 22.05.2016 в 17:03:11 МСК.
05.07.2016 управлением возбуждено в отношении общества производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, в связи с не фиксацией данных о перевозках этилового спирта в АСКП и назначено административное расследование. В тот же день управлением произведен осмотр транспортного средства - автоцистерны ЕА 4954 26 RUS, расположенной на территории общества по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, с. Винсады, Кисловодское шоссе, 48, о чем был составлен протокол осмотра № 07-16/491-1.
В ходе осмотра было установлено, что абонентский терминал (AT) № 33027594, установленный на емкость (автоцистерну) с государственным номером ЕА 4954 26 RUS находился в рабочем состоянии.
Согласно акту пломбирования оборудования для учета объема перевозок от 20.02.2016 № у8-а219/10 целостность пломб, нанесенных при пломбировании оборудования для учета объема перевозок, установленного на емкость (цистерну) с государственным номером ЕА 4954 26 RUS, не была нарушена, места нанесения пломб соответствовали представленному акту пломбирования.
01.08.2016 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 07-16/491-3 по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку в период с 20.05.2016 по 22.05.2016 общество не обеспечило передачу в АСКП данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем), о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства, а, соответственно, допустило нарушения лицензионных условий и требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим перевозку этилового спирта.
На основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается в том числе перевозка, на которую распространяется действие Закона N 171-ФЗ.
Абзацем 4 пункта 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2012 N 648 предусмотрено, что лицензионными условиями для перевозки продукции являются, в том числе: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении автотранспортных средств, соответствующих требованиям в отношении перевозок продукции, установленным лицензирующим органом; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении оборудования для учета объема перевозок продукции, соответствующего требованиям, установленным лицензирующим органом; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) технических средств, соответствующих требованиям, установленным лицензирующим органом; г) использование для перевозок продукции автотранспортных средств, оборудованных опломбированными лицензиатом емкостями (цистернами); ж) соблюдение предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 19 Закона N 171-ФЗ требований к приобретенному основному технологическому оборудованию в целях его использования для перевозок продукции.
Согласно пункту 7 Правил ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 688 (далее - Правила N 688) в процессе перевозки продукции организации-перевозчики посредством использования технических средств регистрации обеспечивают передачу в АСКП по каждому автотранспортному средству, используемому для перевозки продукции, следующей информации: а) пройденный маршрут перевозки продукции (координатно-временное определение местонахождения); б) время и место стоянок автотранспортного средства (местоположение в конкретное время); в) дата и время начала и окончания перевозки продукции; г) адрес места начала перевозки (загрузки) продукции и адрес места доставки (выгрузки) продукции.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 688 система контроля перевозок обеспечивает сбор и систематизацию информации о перевозках продукции, указанной в пунктах 5 - 7 Правил, в целях ее использования для организации и проведения государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приказом N 258 утверждены требования к составу и техническим характеристикам специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении транспортных средств, осуществляющих перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - продукция) на территории Российской Федерации по автомобильным дорогам общего пользования (далее - автомобильное транспортное средство), в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в АСКП этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее - технические средства), а также к выполняемым ими функциям" (далее - Требования N 258).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Требований N 258 технические средства должны обеспечивать передачу в АСКП данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства (далее - навигационные данные).
Пунктом 5 Требований N 258 установлено, что технические средства должны обеспечивать выполнение следующих функций: а) определение текущего местоположения оснащенного техническими средствами автомобильного транспортного средства по данным спутниковой навигации ГЛОНАСС и (или) GPS; б) запись и хранение навигационных данных в энергонезависимой памяти; в) передачу в АСКП навигационных данных с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 минут до 24 часов); г) запись данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в АСКП информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в АСКП записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети; д) обмен данными по протоколу GPRS TCP/IP в зоне покрытия сотовой связи.
Согласно пункту 7 Требований N 258 контроллер должен обеспечивать получение цифровых данных от технических средств с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 секунд до 24 часов) и их запись в энергонезависимой памяти с привязкой ко времени и координатам местонахождения автомобильного транспорта.
В соответствии с пунктом 8 Требований N 258 технические средства должны осуществлять передачу сведений о перевозках продукции в АСКП, обеспечивая предотвращение искажения и подделки передаваемой информации.
Пунктами 2.1 и 2.2 приказа N 256, предусмотрено, что автомобильный транспорт должен быть оснащен оборудованием для учета объема перевозок продукции и специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Однако, в силу вышеуказанных норм в опровержение автоматических данных, представленных управлением, общество не представило доказательств записи данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в АСКП информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в АСКП записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети (подпункт "г" пункта 5 Требований N 258).
Убедительные доказательства того, что в указанные даты по указанным в протоколе перевозкам технические средства общества передавали в АСКП полные информации, общество не представило. Доводы общества о том, что информация с координатно-временным определением местоположения, временем и местом стоянок направлялась в АСКП, но с перебоями, не зависящими от пользователя системы, обусловленные действиями третьих лиц (ПАО «Мегафон»), не содержат объяснения причин отсутствия полной информации о маршруте и выполнения названных положений Требований N 258, поскольку в силу вышеизложенного даже при перебоях в передаче информация должна записываться и храниться на источнике общества и в дальнейшем при устранении перебоев и возобновлении сигнала передаваться контролирующему органу.
Также подлежит отклонению довод общества со ссылкой на договор с ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» по обеспечению передачи информации от контролера МС-КВШ, как на обстоятельство отсутствия в действиях общества вменяемого правонарушения. ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» не является лицензиатом, осуществляющим перевозку этилового спирта и на него не возлагаются обязанности по соблюдению лицензионных требований.
Доказательств невозможности соблюдения вышеуказанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, Обществом в материалы дела не представлено, что подтверждает факт наличия его вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса, и основания для обратного вывода у суда первой инстанции отсутствовали.
Вина общества подтверждается собранными по делу об административном правонарушении материалами, в том числе: заявкой о фиксации в ЕГАИС от 23.05.2016 № 65, подтверждающей перевозку коньячного дистиллянта обществом; сведениями из АСКП за период с 20.05.2016 по 22.05.2016 о местоположении автотранспортного средства перевозящего груз (коньячный дистиллянт), протоколом об административном правонарушении от 01.08.2016.
Доказательств невозможности соблюдения обществом лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая конкретные обстоятельства дела и характер совершенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
За совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размереот ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Апелляционным судом установлено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 по делу №А63-11166/2016).
Изложенное свидетельствует о наличии отягчающего административную ответственность общества обстоятельства.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при рассмотрении административного дела апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного суд считает возможным наложить на общество административный штраф в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ в размере 150 000 рублей.
В этой связи на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ обжалуемый судебный акт следует отменить ввиду несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу удовлетворить, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2016 по делу № А63-10732/2016 отменить, принять новый судебный акт.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ВСК» (ОГРН 1052600128074) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ и назначить штраф в размере 150 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Ставропольскому краю (МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу);
ИНН/КПП 2626800494/262601001 (л/с 04211А65540).
Наименование банка получателя: Отделение Ставрополь
БИК Банка: 040702001;
КБК: 160 116 08010 01 6000 140;
ОКТМО: 07701000 (г. Ставрополь).
Наименование платежа "Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции".
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий М.У. Семенов
Судьи Д.А. Белов
И.А. Цигельников