ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4787/2021 от 14.12.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                       Дело № А63-9209/2021

20.12.2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2021.

Постановление изготовлено в полном объеме 20.12.2021.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Сомова Е.Г., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от УФАС по Ставропольскому краю – ФИО1 (по доверенности от 10.12.2021), Управления имущественных и земельных отношений администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края – ФИО2 (по доверенности от 12.01.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу УФАС по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2021 по делу № А63-9209/2021 (в составе судьи Русановой В.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Управление имущественных и земельных отношений администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края (далее - Управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ставропольскому краю (далее – Антимонопольная служба) о признании недействительными решения от 24.05.2021 № 026/10/18.1-1156/2021, предписания от 24.05.2021 № 22.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Буденновского муниципального округа Ставропольского края (далее – Администрация); ФИО3; ФИО4; ФИО5; ФИО6; ФИО7; ФИО8; ФИО9; ФИО10; ФИО11; ФИО12; ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО16; ФИО17; ФИО18; ФИО19; ФИО20.

Решением суда от 29.10.2021 заявленные требования Управления имущественных отношений  удовлетворены, признаны недействительными решение и предписание Антимонопольной службы. Судебный акт мотивирован принятием решения и предписания в отношении ненадлежащего субъекта.

Не согласившись с принятым решением суда, Антимонопольная служба обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Администрации. Считает, что лицом, проводившим торги, является Управление имущественных отношений, в отношении которого и были приняты оспариваемые решение, предписание.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

            Удовлетворено ходатайство Управления имущественных отношений об участии в онлайн-заседании посредством вэб-конференции.

            До начала судебного заседания от ФИО18, ФИО4 поступили отзывы, в которых поддержаны доводы апелляционной жалобы, просят решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований Управления имущественных отношений. От Администрации и Управления имущественных отношений поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых поддержаны выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, просят в удовлетворении жалобы отказать. Администрация в отзыве на апелляционную жалобу также просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании представитель Антимонопольной службы поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Управления имущественных отношений возразил по существу доводов жалобы, поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.

            Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей Антимонопольной службы и Управления имущественных отношений, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что 22.03.2021 на сайте torgi.gov.ru Управление имущественных и земельных отношений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации сообщило о проведении отделом имущественных и земельных отношений Администрации открытого аукциона по составу участников и по форме подачи предложений о цене предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № 26:21:020322:2253. Рассмотрение заявок назначено на 10 часов 00 минут 26.04.2021. На участие в аукционе было подано 10 заявок, в том числе заявка ФИО18, которая была отклонена, по причине отсутствия подтверждения перечисления задатка на счет организатора торгов.

ФИО18 обратился в Антимонопольную службу с жалобой на действия Управления имущественных отношений как организатора торгов по извещению № 220321/48868528/01, указывая на нарушения порядка организации и проведения торгов.

По итогам рассмотрения жалобы ФИО18 и материалов антимонопольного расследования, Антимонопольной службой вынесено решение от 24.05.2021 № 026/10/18Л-1156/2021, которым жалоба ФИО18 на действия Управления имущественных отношений как организатора торгов по извещению № 220321/48868528/01 признана обоснованной. 24.05.2021 Управлению имущественных отношений выдано обязательное для исполнения предписание № 22, согласно которому организатору торгов - Управлению имущественных отношений предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных в ходе процедуры проведения торгов, а именно: протокол рассмотрения заявок от 26.04.2021 № 1/1 отменить, процедуру рассмотрения заявок произвести повторно, с учетом замечаний, указанных в решении.

Не согласившись с решением и предписанием Антимонопольной службы, Управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Управления имущественных отношений, исходил из следующего.

Постановлением Администрации от 20.01.2021 № 39 (далее – постановление № 39) создана постоянно действующая комиссия по подготовке и проведению торгов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, утвержден состав комиссии, Положение о комиссии. Согласно Положению о комиссии, постоянно действующая комиссия создана в целях осуществления Администрацией функций организатора торгов. В состав комиссии входит начальник Управления имущественных отношений, начальник Отдела земельных отношений, специалист Отдела земельных отношений, начальник Отдела архитектуры и градостроительства администрации, заместитель начальника Финансового управления администрации, начальник Отдела правового обеспечения администрации.

17.03.2021 постановлением Администрации № 371 постоянной действующей комиссии поручено провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов» с кадастровым номером 26:21:020322:2253.

В соответствии с полномочиями, предоставленными постановлением № 39, Положением о комиссии, торги организованы и проведены постоянно действующей комиссией, о чем также свидетельствует протокол от 26.04.2021 № 1/1.

В информационном сообщении о проведении аукциона указано на проведение аукциона Администрацией, в качестве уполномоченного органа – Администрация, в качестве организатора торгов – Администрация.

Согласно извещению о проведении торгов, размещенном в установленном порядке на сайте torgi.gov.ru, организатором торгов является постоянно действующая комиссия по подготовке и проведению торгов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, созданная в целях осуществления Администрацией функций организатора торгов.

Таким образом, субъектом ответственности в данном случае является непосредственный организатор торгов (Администрация) в лице постоянно действующей комиссии по проведению торгов.

На момент поступления жалобы ФИО18, рассмотрения жалобы по существу, а так же принятия решения и выдаче оспариваемого предписания, Антимонопольная служба располагала информацией о лице, непосредственно проводившем торги.

Обстоятельства опубликования извещения о проведении торгов от имени Управления имущественных отношений, связаны с отсутствием у постоянно действующей комиссии как у органа, не являющегося юридическим лицом, возможности размещать информацию о проводимых торгах на официальном сайте.

Из содержания постановления № 39, Положения о комиссии, информационного сообщения о проведении аукциона, следует, что все вопросы, связанные с заключением и исполнением договоров аренды земельных участков отнесены к компетенции постоянно действующей комиссии по проведению торгов при Администрации, и данные функции не были переданы иным юридическим лицам, включая Управление имущественных отношений.

При таких обстоятельствах нарушения, установленные оспариваемым решением Антимонопольной службы, адресованы ненадлежащему лицу. У Антимонопольной службы не имелось правовых оснований для вывода о том, что организатором торгов является Управление имущественных отношений.

Поскольку решение Антимонопольной службы по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 24.05.2021 № 026/10/18.1-1156/2021 признано недействительным, выданное на его основе предписание от 24.05.2021 № 22 также является недействительным. Оспариваемые решение и предписание нарушают права и законные интересы Управления имущественных отношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Предписание от 26.04.2021 № 22 для Управления имущественных отношений не является исполнимым, в связи с отсутствием полномочий на указанные в предписании действия.

Доводы жалобы проверены и подлежат отклонению, поскольку не имеют правового значения и не могут являться основанием к изменению или отмене судебного акта суда первой инстанции.

Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения..

            Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2021 по делу № А63-9209/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                     Цигельников И.А.

Судьи                                                                                                   Семенов М.У.

                                                                                                              Сомов Е.Г.