ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
29 декабря 2015 года Дело № А20-3120/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Санаторий им. С.М. Кирова" Федеральной службы исполнения наказаний России" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2015 по делу № А20-3120/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Санаторий им. Кирова Федеральной службы исполнения наказаний России» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Нальчик
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Пятигорск,
о взыскании 71 574 руб. 30 коп. (судья Ф.М. Тишкова),
при участии в судебном заседании представителей:
ОТ Федерального казенного учреждения "Санаторий им. С.М. Кирова" Федеральной службы исполнения наказаний России" – ФИО1 по доверенности № 52/3-335 от 02.11.2015 и ФИО2 по доверенности № 52/2-473 от 22.12.2015;
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" – не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение "Санаторий им. Кирова Федеральной службы исполнения наказаний (далее – истец, казенное учреждение, Федеральное казенное учреждение "Санаторий им. С. М. Кирова" ФСИН России) обратилось в арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее – ответчик, общество, ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск") о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 71 574 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2015 по делу № А20-3120/2015 в удовлетворении исковых требований казенного учреждения отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2015 по делу № А20-3120/2015, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования Федерального казенного учреждения "Санаторий им. С.М. Кирова" ФСИН России.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. Кроме того, судом не полно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются ошибочными.
Заявитель считает, что суд первой инстанции ошибочно основывает свое решение на том, что в соответствии с п.п. 4.1 и 4.4 заключенного договора поставки газа № 15-4-3094/14/487 от 11.11.2013 определение количества поставляемого газа Поставщиком проводилось по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок из исходя из их круглосуточной работы с 11.12.2014 по 31.12.2014 в связи с демонтажем счетчика газа СГ 16-М-250 и до момента его установления и опломбирования после поверки.
Стоимость и объем потребленного газа 75295,6 м определена в соответствии с условиями государственного контракта поставки газа (п. 3,5) и рассчитана по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы в сутки за период с 11.12.2014 по 31.12.2014.
Апеллянт указывает, что в соответствии с актом поданного-принятого газа № 15-42 394/12 от 31.12.2014 за период с 01.12.2014 по 31.12.2014 указан не фактический объем по газовому счетчику, а определено количество по проектной мощности газопотребляющей установки, т.е. определение количества поставляемого газа Поставщиком проводилось по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из их круглосуточной работы за период с 01.12.2014 по 31.12.2014, а не с 11.12.2014 по 31.12.2014, вследствие чего образовалось неосновательное денежное обогащение в сумме 71 574, 30 руб.
Согласно п. 3.5. договора поставки газа № 15-4-3094/14/487 от 11.11.2013 Покупатель, допустив перерасход газа, обязан оплатить Поставщику оптовую стоимость объема газа, отобранного им сверх максимального суточного договорного объема, однако, истцом не допущено перерасхода газа и ссылка на данный пункт договора является ошибочным.
Истец также указывает, что согласно расчета переплаты потребленного газа обоснованный объем потребленного газа за декабрь 2014 года составляет 80 718 куб.м., стоимостью 469 543 руб. 57 коп., а не 93016 куб.м. как указано в акте № 15-42394/12 от 31.12.2014 г.
Учреждение считает, что в обжалуемом решение ошибочно указано, что истцом определен объем газа за спорный период 60016 куб.м. стоимостью 384 213 руб. 12 коп.
В судебном заседании от 23.12.2015 представители Федерального казенного учреждения "Санаторий им. С.М. Кирова" Федеральной службы исполнения наказаний России" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить
От общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2015 по делу № А20-3120/2015 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2015 по делу № А20-3120/2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (поставщик) и ФКУ "Санаторий им. Кирова Федеральной службы исполнения наказаний (покупатель) заключен государственный контракт на поставку газа № 15-4-3094/2014/487 от 11.11.2013.
Согласно пункту 2.1. указанных договоров поставщик обязался поставлять с 01.01.2014 по 31.12.2014 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами либо газ, добытый независимым поставщиком, не являющимся аффилированым лицом ОАО «Газпром», а покупатель получать (выбирать) и оплачивать газ (п.2.1.).
В соответствии с п. 3.5. договора покупатель, допустив перерасход газа, обязан оплатить Поставщику оптовую стоимость объема газа, отобранного им сверх максимального суточного договорного объема, установленного договором и стоимость услуг по его транспортировке за каждые сутки, в которых произошел перерасход, с применением повышающих коэффициентов: в период с 15 апреля по 15 сентября - 1,1.; в период с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
В случае внесения изменений в п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации в части изменения размера повышающих коэффициентов за перерасход газа, определенных пунктом 3.5. контракта, в период действия настоящего контраката не требует внесения изменений в контракт, а измененные коэффициенты вводятся в действие со дня их установления в порядке, установленном действующим законодательством РФ».
Количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя. При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несанкционированном газопотреблении покупателя, при непредставлении покупателем данных о расходах газа (показания счетчиком, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.), а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за весь период неисправности (пункт 4.1. договоров).
Условием пункта 4.2. предусмотрено, что определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам.
Как предусмотрено пунктом 4.5., учет газа должен осуществляться по единому расчетному узлу учета. Как исключение, по согласованию с поставщиком, допускается осуществление учета расхода газа по двум расчетным узлам учета, в случае значительной удаленности газоиспользующих установок потребителей друг от друга. На каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться: время работы узла учета; расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях; среднечасовая и среднесуточная температура газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа.
Согласно пункту 4.12., объемы газа выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного - принятого газа по каждому месту передачи газа/ по каждой точке подключения, подписываемыми сторонами. В акте обязательно отражается вид поставленного газа. Месячный акт поданного - принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчетном периоде.
При наличии у покупателя двух и более мест передачи газа/точек подключения, указанных в пункте 2.2. настоящего договора, на основании месячных актов поданного - принятого газа по каждому месту передачи газа/точек подключения Покупателя, составляется Сводный акт поданного - принятого газа, с отражением суммарного объема газа, потребленного покупателем (Приложение № 2) (пункт 4.13).
Месячные акты поданного - принятого газа и Сводный акт поданного - принятого газа оформляется не позднее второго числа месяца, следующего за месяцем поставки газа или мотивированного отказа от их подписания.
Пунктом 5.1 договоров установлено, что цена на газ по договору на выходе из газораспределительных сетей ГРО формируется из оптовой цены на газ, определяемой по соглашению Сторон, платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Покупатель не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем поставки, производит 100% оплату поставленного газа (5.7.1.).
Договор считается заключенным с даты его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 8.1.).
Во исполнение условий договора: ОАО «Газпром» поставило газ ФКУ «Санаторий им. Кирова СМ.» ФСИН РФ, о чем составлен акт № 15-42394/12 от 31.12.2014 о количестве поданного - принятого газа за декабрь 2014, , который подписан и скреплен печатями сторон.
Для оплаты поставленного газа ОАО «Газпром» выставлена счета-фактура за декабрь 2014 года № 15-38696 от 31.12.2014 в сумме 541 117руб. 87 коп.
ФКУ «Санаторий им. Кирова СМ.» ФСИН РФ оплатил стоимость поданного - принятого газа в размере 541 117 руб. 87 коп., что подтверждено платежным поручением № 265018 от 26.01.2015.
По мнению истца, за декабрь 2014 года, ответчик, выставляя счет, указал не фактический объем по газовому счетчику, а по проектной мощности газопотребляющего оборудования, поэтому неосновательно обогатился на сумму 71 574 руб. 30 коп.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Оценивая законность и обоснованность заявленных казенным учреждением к обществу требований о взыскании суммы неосновательного обогащения, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
Судом первой инстанции верно установлено, что истец представил расчет неосновательного обогащения в виде разницы между суммой, начисленной ответчиком по мощности газопотребляющего оборудования, расположенного на объекте истца, и суммой, определенной истцом на основании показаний имеющегося прибору учета на объекте истца.
Суд первой инстанции верно посчитал, что указанная сумма является разницей между определенным ответчиком объемом газа, потребленным истцом в период с 10.12.2014 по 31.12.2014 по мощности оборудования и показаниями приборов учета истца на данном объекте.
Судом первой инстанции верно установлено, что ответчиком начислено по мощности 541 117руб. 87коп. (93016куб.м. газа). Истцом определен объем газа за спорный период 66016куб.м. газа стоимостью 384 213руб. 12коп.
Оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии неосновательного обогащения у ответчика на сумму 71 574 руб. 30 коп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (пункт 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции верно установлено, что отношения в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона, законодательное и нормативно - правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
В целях обеспечения единого подхода к формированию организационных и технических требований к учету газа во всех сферах экономики Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1087 от 02.11.1995 «О неотложных мерах по энергосбережению» специалистами Госгазинспекции Минтопэнерго России и ее территориальных органов разработаны Правила учета газа, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996г.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил учета газа, Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления (пункт 1.4 Правил учета газа).
Суд первой инстанции обоснованно признал, что правила учета газа, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996 г. являются нормативно-правовым актом обязательным для применения участниками правоотношений в сфере газоснабжения.
Судом первой инстанции верно установлено, что вышеуказанные нормативные акты регулируют порядок заключения договоров в сфере газоснабжения и их исполнение. Взаимоотношения сторон в сфере газоснабжения, заключения, исполнения договоров поставки газа регулируется также Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ № 162 от 05.02.1998 г.
Суд первой инстанции также верно посчитал, что договор энергоснабжения является одним из видов договора купли-продажи. В соответствии со статьей 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на поставку газа является публичным и согласно пункта 2 данной статьи цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 21 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 162 от 05.02.1998, поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Согласно п. п. 22, 23 названных Правил учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, а при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по приборам учета принимающей стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом пересмотренным договором.
Согласно пункту 2.2 Правил учета газа учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), осуществляется по узлам учета поставщика или потребителя газа, а при отсутствии узлов учета у поставщика количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон). Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа.
Пунктом 42 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ № 317 от 17 мая 2002) предусмотрено, что для осуществления финансовых расчетов при газоснабжении, контроля за режимами поставки газа и контроля за потреблением газа организацией в целом, отдельным газоиспользующим оборудованием или в технологическом процессе, а также контроля за эффективным использованием газа производится учет газа. Эксплуатация газоиспользующего оборудования без приборов учета расхода газа не допускается. Правила учета газа определяются Министерством энергетики Российской Федерации.
Понятие «узел учета» содержится в разделе «термины и определения» Правил учета газа: это комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
Согласно пункту 1.5 Правил учета газа учет газа организуется с целью: - осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком, газораспределительной организацией и потребителем газа;
- контроля за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения;
- составления баланса приема и отпуска газа;
- контроля за рациональным и эффективным использованием газа.
Пунктом 1.6 Правил учета газа предусмотрено, что испытания в целях утверждения типа, а также поверка узлов учета и средств измерений, входящих в их состав, должны проводиться в соответствии с требованиями Госстандарта России. Монтаж и эксплуатация оборудования, входящего в состав узлов учета, проводятся в соответствии с требованиями Госстандарта России и инструкциями изготовителей оборудования.
Пунктом 2.4. Правил учета газа предусмотрено, что на каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться: время работы узла учета; расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях; среднечасовая и среднесуточная температура газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа.
Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета. Сторона, ведущая учет количества газа, обязана обеспечить представителям другой стороны доступ к узлам учета и возможность осуществления метрологического надзора, проверки их технического состояния и правильности их функционирования (пункты 1.7, 1.8 Правил учета газа). И Правила учета газа, и Правила поставки газа предусматривают, что при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. При этом, исходя из буквального толкования Правил учета газа и Правил поставки газа, контрольно-измерительные приборы являются неотъемлемой частью узла учета газа, эти два понятия соотносятся между собой, как часть и целое.
Пунктом 2.5 Правил учета газа установлено, что измерение и учет количества газа, осуществляемые по узлам учета потребителя газа и поставщика, производятся по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке.
На узле учета должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа.
Пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
В соответствии с пунктом 24 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (пункт 25 Правил поставки газа).
В соответствии с пунктом 23 Правил поставки газа, при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
Как правильно установлено судом первой инстанции верно и подтверждено материалами дела, счетчик газа СГ 16М-250 на основании заявления потребителя № 4071977 демонтирован, в связи с тем, что срок поверки счетчика газа истекал 17.12.2014.
В связи с демонтажем счетчика на очередную поверку 10.12.2014, за период с 11.12.2014 по 31.12.2014. учет газа по объекту истца правомерно определялся по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки (акт на снятие пломб от 10.12.2014)
31.12.2014 счетчик газа СГ 16М-250 принят в эксплуатацию после поверки и опломбирован на основании письма потребителя № 15-5997 от 25.12.2014 (акт на опломбирование средств измерений узла учета газа от 31.12.2014, свидетельстве о поверке № 2-4017).
В соответствии с п.п. 4.1 и 4.4 заключенного договора поставки газа № 15-4-3094/14/487 от 11.11.2013 определение количества поставляемого газа Поставщиком проводилось по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок из их круглосуточной работы с 11.12.2014 по 31.12.2014 в связи с демонтажем счетчика газа СГ 16М-250 и до момента его установления и опломбирования после поверки.
В соответствии с п. 1.7 Правил учета газа ответственность за надлежащие состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета.
Заключенным контрактом между истцом и ответчиком п. 3.5. предусмотрено, что в случае внесения изменений в п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации в части изменения размера повышающих коэффициентов за перерасход газа, определенных пунктом 3.5. контракта, в период действия настоящего контракта не требует внесения изменений в контракт, а измененные коэффициенты вводятся в действие со дня их установления в порядке, установленном действующим законодательством РФ».
В период отсутствия счетчика газа с 11.12.2014 по 31.12.2014 объем потребленного газа в отношении ФКУ «Санаторий им. Кирова СМ.» ФСИН РФ рассчитан по проектной мощности ГПО, согласно п. 3.9. Правил учета газа и п.п. 4.1. и 4.4 Договора поставки газа, и составил - 75297,6 м3. Данный объем выставлен на декабрь 2014г. При этом, стоимость предъявленного к оплате за декабрь 2014г. объема газа 75295,6 м3 определена в соответствии с условиями государственного контракта поставки газа (п. 3.5.).
В акте расчета производительности газоиспользующего оборудования от 31.12.2014 указано:
ВК-500 «Вулкан» 2 ед. 74.7 м3/ч
Количество горелок 2
Производительность согласно паспорта 149,4 м3/ч
Расчет расхода газа за сутки (74,7х2) = 149,4 м3/ч
149,4х24 = 3585,6 м3/ сутки х 21 = 75 297,6 м3.
Суд первой инстанции верно посчитал, что ОАО «Газпром» стоимость части объема газа за декабрь, в пределах выделенных на этот месяц лимитов, рассчитало по обычному тарифу, а стоимость остального объема газа (сверх лимита), (п. 3.5) - рассчитало с применением повышенных коэффициентов (1,5).
Судом первой инстанции верно установлено, что ответчик правомерно определил объем потребленного истцом газа по объекту истца по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за период с 11.12.2014 по 31.12.2014.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовые основания считать, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за счет истца, отсутствуют.
Согласно статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, поскольку из материалов дела не следует, что ответчик неосновательно сберег денежные средства за счет истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав, что исковые требования Федерального казенного учреждения "Санаторий им. Кирова Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 71 574 руб. 30 коп. следует оставить без удовлетворения.
Изложенные в апелляционной жалобе казенного учреждения доводы о необоснованном отказе в удовлетворении заявленных требований Федерального казенного учреждения "Санаторий им. Кирова Федеральной службы исполнения наказаний к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 71 574 руб. 30 коп. не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований Федерального казенного учреждения "Санаторий им. С. М. Кирова" ФСИН России.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на подателя жалобы. Поскольку государственная пошлина в сумме 3 000 руб. не уплачена апеллянтом при подаче апелляционной жалобы, в связи с этим, с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2015 по делу № А20-3120/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Санаторий им. С.М. Кирова" Федеральной службы исполнения наказаний России" - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Санаторий им. Кирова Федеральной службы исполнения наказаний России» (ОГРН <***>, ИНН <***>), <...> 000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы.
Разъяснить, что в соответствии со статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья Е.В. Жуков