ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4890/2021 от 16.12.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                        Дело № А63-8648/2021

23.12.2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2021.

Полный текст постановления изготовлен 23.12.2021.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от УФАС по Ставропольскому краю – Пашковой Н.Н. (доверенность от 13.01.2021), от ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – Карташова Ю.В. (доверенность от 08.02.2021 № 19-ю), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.11.2021 по делу № А63-8648/2021 (в составе судьи Карпеля В.Л.),

УСТАНОВИЛ:

государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал»» (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – Управление) о признании незаконным постановления от 17.05.2021 по делу об административном правонарушении № 026/04/9.16- 740/2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО совхоз «Декоративные культуры».

Решением суда от 03.11.2021 в удовлетворении заявленных требований Предприятия отказано. Судебный акт мотивирован наличием состава вменяемого правонарушения, соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для применения положений о малозначительности правонарушения и замены административного штрафа на предупреждение.

В апелляционной жалобе Предприятие просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, постановление Управления признать незаконным и отменить. В действиях Предприятия отсутствуют признаки состава вменяемого административного правонарушения.

От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу.

Определением апелляционного суда от 07.12.2021 удовлетворено ходатайство Управления об участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края.

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить. Представитель Управления возразила по существу доводов Предприятия, просит решение суда оставить без изменения, поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие  представителя ООО совхоз «Декоративные культуры».

Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Предприятия и Управления, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 03.02.2021 в адрес Управления поступила жалоба ООО совхоз «Декоративные культуры» на действия Предприятия, выразившиеся в предъявлении необоснованных требований о предоставлении проектной документации на оборудование узла учета воды и сточных вод, при направлении заявления о его опломбировании, после замены в связи с истечением межповерочного интервала.

01.04.2021 Управление вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 026/04/9.16-740/2021 и о проведении административного расследования.

Усмотрев в действиях Предприятия признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, должностным лицом Управления 21.04.2021 в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении № 212 и 17.05.2021 вынесено постановление № 026/04/9.16-740/2021 о привлечении Предприятия к административной ответственности, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000р.

Считая постановление Управления незаконным, Предприятия обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявление Предприятия, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Объектом правонарушения является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Объективная сторона вмененного Предприятию правонарушения выражается в несоблюдении установленных в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета электрической энергии.

Из протокола и постановления об административном правонарушении усматривается, что действия по отказу или уклонению Предприятия от опломбировки узла учета, поскольку повторная подготовка проектной документации по спорному объекту не должна производиться.

В соответствии с пунктом 8 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).

В числе документов, прилагаемых абонентом к заявке на заключение договора, предусмотренных пунктом 17 Правил № 644, проектная документация на узел учета холодного водоснабжения не указана. Подпунктом «д» пункта 17 Правил № 644 определено, что к заявке абонента прилагается в том числе, копии технической документации на установленные приборы учета воды, сточных вод, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, сведения о показаниях приборов учета на дату заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения либо на дату возникновения права абонента на объект, а также проекты установки (монтажа) приборов учета. Требование о предоставлении таких сведений не распространяется на абонентов, среднесуточный объем потребления воды, которыми не превышает 0,1 куб. метров в час, а также на абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод не является обязательной (за исключением случаев, если договор, заключаемый с таким абонентом, предусматривает расчеты по показаниям прибора учета).

Пунктом 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 776 (далее - Правила № 776) установлено, что установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; в) допуск к эксплуатации узла учета; г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

Согласно пункту 28 Правил № 776 в случаях установки узлов учета на объектах капитального строительства, не указанных в пункте 8 (1) настоящих Правил, проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий на проектирование узла учета. Результатом проектирования узла учета является проектная документация на оборудование узла учета. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации на оборудование узла учета юридические или физические лица.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 776 допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации (далее - заявка).

В случае если объект абонента не присоединен непосредственно к водопроводным и (или) канализационным сетям организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, копия заявки, направленной в организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, направляется для сведения в транзитную организацию, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой присоединен объект абонента.

Из содержания пунктов 8, 28 и 34 Правил № 776 следует, что проектирование узла учета осуществляется в случаях установки вновь смонтированных и допускаемых к эксплуатации узлов учета на объектах капитального строительства.

Эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена прибора учета осуществляются абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией (пункт 47 Правил № 776).

Пунктом 51 Правил № 776 предусмотрено, что установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

В рассматриваемом деле 05.10.2020 в филиал Предприятия (ПТП «Пятигорское») поступила заявка ООО совхоз «Декоративные культуры» о снятии показаний и распломбировании прибора учета. 12.10.2020 согласно акту на снятие ПУ с эксплуатации № 6631 водомер ВСК М90-40 разрешено снять, в связи с окончанием срока межпроверочного интервала. 03.11.2020 поступила заявка ООО совхоз «Декоративные культуры» об опломбировании прибора учета. 12.11.2020 Предприятие сообщило, что «для допуска узла учета в эксплуатацию, необходимо отправить заявку, оформленную в соответствии с пунктом 34 Правил № 776, с приложением документов, согласно пункту 35 указанных Правил. 16.12.2020 Предприятием составлен акт допуска узла учета к эксплуатации от 16.12.2020 № 7975, согласно которому ПУ ВСК М90-40 с заводским номером 139101611 не допущен в связи с отсутствием проектной документации на оборудование узла учета.

Таким образом, получив от абонента заявку об опломбировке прибора учета, Предприятие не выполнило возложенные на него обязанности по вводу прибора учета в эксплуатацию, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Доказательств наличия каких-либо объективных причин или обстоятельств, препятствующих выполнению Предприятия возложенных на него обязанностей, в материалы дела об административном правонарушении не представлено.

Вопреки доводам жалобы, повторная подготовка проектной документации по вводу в эксплуатацию узла учета не должна производиться.

Не принимаются ссылки Предприятия на положения пункта 39 Правил № 776, согласно которым при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям.

Предприятие не учитывает положения пунктов 8, 9, 51 Правил № 776, из содержания которых следует, что установка (допуск в эксплуатацию) и последующая эксплуатация прибора учета являются различными процедурами, регламентированными различными разделами Правил. Пункт 39 Правил № 776 регламентирует процедуру допуск в эксплуатацию вновь монтируемого узла учета, который ранее не вводился в эксплуатацию. К рассматриваемым правоотношениям данные нормы Правил № 776 не подлежали применению, т.к. изначально прибор учета был введен в эксплуатацию 15.12.2017, прошел процедуру допуска к эксплуатации.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов Предприятия при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.

Совершенное правонарушение выражается в пренебрежительном отношении Предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что может повлечь причинение ущерба третьим лицам, что исключает возможность замены штрафа на предупреждение.

В данном случае, по мнению апелляционного суда, предусмотренное частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 50000р с учетом установленных обстоятельств по делу соответствует тяжести совершенного Предприятием правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания.

В материалах дела отсутствуют и Предприятием не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф. Также, в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия.

Суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что постановление Управления от 17.05.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 026/04/9.16-740/2021, является законным и не подлежит отмене. Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения..

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275, частью 4 статьи 288  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.11.2021 по делу № А63-8648/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.

Председательствующий                                                                         Цигельников И.А.

Судьи                                                                                                      Семенов М.У.

                                                                                                                 Сомов Е.Г.