ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
21 марта 2016 года Дело № А63-11804/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2016 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.12.2015 по делу № А63-11804/2015 (судья В.Л. Карпель)
по заявлению закрытого акционерного общества «Родина», Ставропольский край, Благодарненский район, с. Елизаветинское, ОГРН <***>,
к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края – ФИО1 по доверенности №102-01/10 от 05.10.2015, ФИО2 по доверенности №134-01/10 от 10.03.2016,
в отсутствие представителей закрытого акционерного общества «Родина» надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Родина» (далее – заявитель, ЗАО «Родина», общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – министерство природных ресурсов) о признании незаконным и отмене постановления от 17.09.2015 № 126 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 850 000 рублей.
Заявление мотивировано тем, что административным органом наказание назначено без учета характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность. Также не принято во внимание отсутствие ущерба, причиненного землям сельскохозяйственного назначения, не применены нормы материального права, подлежащие применению, поскольку не учтено, что выемка песка осуществлена не в целях добычи, а для удовлетворения собственных хозяйственных нужд акционерного общества в виде отсыпки дороги, ведущей к телятнику МТФ № 2, принадлежащему ЗАО «Родина» на праве собственности.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.12.2015 заявление удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 17.09.2015 № 126, принятое старшим государственным инспектором, заместителем начальника центрального комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, о привлечении ЗАО «Родина», с. Елизаветинское к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 850 000 рублей.
Суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях акционерного общества события вменяемого правонарушения, как основания для привлечения к административной ответственности, а так же на дату вынесения оспариваемого постановления установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек, что и послужило основанием для признания его незаконным и отмены.
Не согласившись с решением, министерство природных ресурсов подало апелляционную жалобу, в которой просит Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.12.2015, отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.
В судебном заседании, состоявшемся 14.03.2015 года, представители министерство природных ресурсов поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель общества в судебном заседании, состоявшемся 15.02.2015 года, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении требовании апелляционной жалобы отказать, указав, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, акционерному обществу по договору аренды от 05.03.2006, заключенному с собственниками земельных долей, предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 26:13:0:0080, общей площадью 11 472, 4 га, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, территория колхоза «Родина», разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (дата государственной регистрации 05.05.2006, № 26-26-13/003/2008-182).
01 июля 2015 года в ОМВД России по Благодарненскому району поступило заявление главы администрации муниципального образования Елизаветинского сельсовета о незаконной добыче полезных ископаемых на территории ЗАО «Родина» в размере 5 тонн желтого песка.
По данному факту дознавателем ОД ОМВД России по Благодарненскому району 01.07.2015 проведен осмотр места происшествия - участка местности, расположенного в 4-х километрах в юго-западном направлении от с. Елизаветинское, которым установлено, что юго-западная часть осматриваемого участка имеет глубину 5 метров, по внешним признакам (рыхлый песок) с участка был осуществлен вывоз песка, что подтвердил участвующий в осмотре водитель трактора.
Также дознавателем ОД ОМВД России по Благодарненскому району 01.07.2015 получены объяснения от работников ЗАО «Родина» (водителей ФИО3, ФИО4, тракториста ФИО5, заведующего гаражом ФИО6, сторожа МТФ № 2 ФИО7), а также от главы села Елизаветинское ФИО8
Из объяснений работников ЗАО «Родина» следовало, что 01.07.2015 водителями ФИО3 и ФИО4 был осуществлен вывоз двух автомашин песка общим объемом 5 тонн с карьера в районе хутора Большевик на МТФ № 2, где осуществлена его выгрузка.
Из объяснений главы села Елизаветинское следовало, что в связи с нахождением карьера в границах муниципального образования села, ею было подано соответствующее заявление о привлечении к ответственности лиц, виновных в незаконной добыче песка.
По требованию прокуратуры Благодарненского района от 29.07.2015 № 7/1-77-2015 старшим государственным инспектором ЦКО министерства природных ресурсов 04 августа 20015 года с участием генерального директора ЗАО «Родина» произведен осмотр земельного участка расположенного в границах земель бывшего СПК колхоза «Родина» на расстоянии 7 км от с. Елизаветинское в сторону хутора Большевик, которым выявлено, что осматриваемый участок принадлежит арендодателю со множественностью лиц и используется ЗАО «Родина» согласно договора аренды от 05.03.2006. Участок, на котором произведена незаконная добыча полезных ископаемых - песка (желтого) имеет размеры 30 метров на 40 метров. Средняя глубина выборки составляет 3 метра. В месте выборки песок выходит непосредственно на поверхность. При визуальном осмотре наблюдаются следы выборки песка. Проведена фотосъемка на служебный фотоаппарат Nikon. Осмотр проводился в светлое время суток при естественном освещении.
04 августа 2015 года старшим государственным инспектором ЦКО министерства природных ресурсов отобраны объяснения у генерального директора ЗАО «Родина», из которых следовало, что выборка песка имела место в связи с форс мажорными обстоятельствами для подсыпки дороги.
В связи с выявлением указанных фактов 28.08.2015 заместителем прокурора Благодарненского района в присутствии представителя акционерного общества (генерального директора ФИО9) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором действия акционерного общества квалифицированы, как административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, собранные материалы направлены в министерство природных ресурсов для рассмотрения по существу и принятия мер административного воздействия.
Старший государственный инспектор ЦКО министерства природных ресурсов в присутствии генерального директора акционерного общества, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление от 17.09.2015 № 126 о назначении наказания за административное правонарушение, в котором признал акционерное общество виновным в совершении правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде административного штрафа в сумме 850 000 рублей. Копия постановления вручена представителю акционерного общества под роспись.
Полагая, что указанное постановление не соответствует законодательству, нарушает его права, акционерное общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях акционерного общества события вменяемого правонарушения, как основания для привлечения к административной ответственности, а так же на дату вынесения оспариваемого постановления установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек, что является самостоятельным основанием для признания его незаконным и отмены.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В абзацах 3, 4 ст. 11 Закона № 2395-1 установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 № 221-п, полномочия по выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения возложены на министерство природных ресурсов.
В соответствии со ст. 19 Закона № 2395-1 (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 459-ФЗ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 16 Закона Ставропольского края от 29.07.2010 № 75-кз «О некоторых вопросах регулирования отношений недропользования на территории Ставропольского края».
В части 2 статьи Закона № 2395-1 (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 459-ФЗ) содержится понятие использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, - это использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Законом № 2395-1 определено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно ст. 3 Закона № 2395-1 к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
Пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) включены в Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Ставропольскому края, утвержденный распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 4-р и Правительства Ставропольского края № 29-рп от 02.02.2009.
Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 23.06.2015 № 212 утвержден Перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на территории Ставропольского края (далее - Перечень). Пунктом 2 Порядка использования собственниками земельных участков, землепользователями, арендаторами земельных участков для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 09.11.2012 № 445-п (далее - Порядок) предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на территории Ставропольского края в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод добывать общераспространенные полезные ископаемые, не числящиеся на государственном балансе, без применения взрывных работ.
При этом, суд первой инстанции указал, что в ходе административного производства не было получено документальных подтверждений осуществления ЗАО «Родина» добычи полезного ископаемого для целей предпринимательской деятельности (коммерческого использования), а не для собственных нужд.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств, на основании которых сделан вывод о наличии нарушений, перечисленных в постановлении.
Однако, суд первой инстанции не учел в полной мере то, что 01.07.2015 в ОМВД России по Благодарненскому району поступило заявление главы АМО Елизоветенского сельсовета ФИО8 о незаконной добыче полезных ископаемых на территории ЗАО «Родина».
04.08.2015 года в период времени с 11.00 часов до 12.45 часов комиссией в составе: старшего государственного инспектора Центрального комплексного отдела министерства (далее - ЦКО МПР и ООС СК) ФИО10, генерального директора ЗАО «Родина» - ФИО9 (действующего на основании устава), произведен осмотр земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, расположенного в границах земель бывшего СПК «Родина» на расстоянии 7 км от с. Елизаветенское в сторону хутора Большевик. В ходе комиссионного обследования территории 04.08.2015 выявлено, что участок, на котором произведена незаконная добыча полезных ископаемых песка (желтого), имеет размеры 30*40 метров. Средняя глубина выборки составляет 3 метра. При визуальном осмотре наблюдаются следы выборки песка. Данный земельный участок принадлежит арендодателю с множеством лиц и используется ЗАО «Родина» согласно договора аренды от 05.03.2006 года. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах»).
Согласно совместному распоряжению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.02.2009 № 4-р и Правительства Ставропольского края от 02.02.2009 № 29-рп «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Ставропольскому краю» - песок входит в вышеуказанный перечень. В соответствии с официальным письмом отдела лицензионно-разрешительной деятельности министерства - в реестре действующих лицензий на право пользования недрами на общераспространенные полезные ископаемые на территории Ставропольского края недропользователь ЗАО «Родина» не значится и не значился.
Таким образом, в нарушение законодательства на территории земельного участка с кадастровым номером 26:13:0:0080, на расстоянии 4-7 км от села Елизаветинское в сторону хутора Большевик, ЗАО «Родина», юридический адрес: 356407, <...> осуществляло добычу полезных ископаемых - песка, без лицензии на пользование недрами.
Согласно статье 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе, является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
На основании статьи 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
Материалами дела подтверждается и не опровергается заявителем, что имеющиеся доказательства свидетельствуют, что Обществом осуществлялась добыча полезного ископаемого для собственных нужд в пределах, указанных в статье 19 Закона РФ «О недрах».
В соответствии со статьей 19 Закона РФ «О недрах» предусматривается, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Таким образом подлежит отклонению довод Общества о том, что им осуществлялась добыча полезного ископаемого для собственных нужд. Поскольку, Общество использовало общераспространенные полезные ископаемые, но не для собственных нужд. Данное обстоятельство подтверждается письменными объяснениями заведующего гаражом ЗАО «Родина» ФИО6: «01.07.2015 года мне на мобильный телефон позвонил генеральный директор ФИО9 и сказал, что ФИО11 просит выделить ему две машины под песок...». ФИО11 не является сотрудником ЗАО «Родина».
Кроме того, в путевом листе №025089 в графе «задание водителю» обозначен пункт погрузки как «карьер», что указывает на неоднократность добычи общераспространенных полезных ископаемых на данном участке.
Также следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 09.11.2012 № 445-п «Об утверждении Порядка использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на территории Ставропольского края» (далее - Порядок) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков на территории Ставропольского края (далее – землепользователи) в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод обязаны не менее чем за 5 календарных дней до начала пользования недрами направить в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края письменное уведомление о своем намерении пользоваться недрами в границе предоставленного ему земельного участка. Кроме того пункт 6 Порядка обязывает землепользователя ежегодно, в срок до 05 февраля года, следующего за отчетным, представлять в уполномоченный орган сведения о количестве добытых общераспространенных полезных ископаемых; уведомить уполномоченный орган о прекращении пользования недрами не позднее чем за 2 календарных дня до завершения работ, связанных с пользованием недрами; после окончания добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, без применения взрывных работ в установленном земельным законодательством Российской Федерации порядке выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка.
Однако, от Заявителя в адрес министерства не поступало уведомления о своем намерении пользоваться недрами, также не были представлены ни сведения о количестве добытых общераспространенных полезных ископаемых, ни иных заявлений и уведомлений, предусмотренных вышеуказанным Порядком. Таким образом, считаем, что Общество ввело суд в заблуждение о том, что осуществляло добычу полезного ископаемого для собственных нужд в пределах, указанных в статье 19 Закона РФ «О недрах».
Кроме того, совершенное Заявителем правонарушение посягает на установленный государством порядок в сфере охраны окружающей среды, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, поэтому данное правонарушение квалифицировано правильно. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Заявителя к исполнению своей правовой обязанности, необходимость надлежащего исполнения которой обусловлена важностью охраняемых при этом отношений.
Таким образом, вина Заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, выразившегося в виде пользования недрами без лицензии на пользование недрами, была установлена государственным инспектором министерства правильно и правомерно. Порядок привлечения к административной ответственности был соблюден, вина правонарушителя доказана полностью.
Так же, подлежит отклонению довод общества, что на дату вынесения оспариваемого постановления установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что общество осуществляло добычу полезных ископаемых - песка, без лицензии на пользование недрами, однако суд первой инстанции ошибочно признал датой окончания совершения административного правонарушения дату (01.07.2015г.) заявление главы администрации муниципального образования Елизаветинского сельсовета о незаконной добыче полезных ископаемых. Событие вмененного обществу правонарушения образовывается на момент изъятия полезных ископаемых, а считается оконченным на момент прекращения противоправных действий.
То, что общество продолжало после 01.07.2015г. добычу полезных ископаемых подтверждается актом комиссионного обследования территории от 04.08.2015 из которого следует, что обществом осуществляется добыча полезных ископаемых для собственных нужд.
Кроме того, то обстоятельство, что обществом неоднократно осуществляется добыча полезных ископаемых, так же подтверждается путевым листом №025089 в графе «задание водителю» обозначен пункт погрузки как «карьер».
То есть нарушение представляет собой длительное непрекращающееся правонарушение, то есть является длящимся.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса).
Таким образом для указанного длящегося правонарушения днем обнаружения следует считать дату комиссионного обследования территории – 04.08.2015 и соответственно привлечение общества к административной ответственности проведено в законные сроки не более двух месяцев с момента обнаружения.
Данные выводы суда апелляционной инстанции согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 9199/07: лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Таким образом, привлечение закрытого акционерного общества «Родина» к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП, то есть за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, является законным и обоснованным, поскольку обществом осуществлялась добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Административным органом была полностью соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, предусмотренная действующим административным законодательством.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Соответственно заявление закрытого акционерного общества «Родина» к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании незаконным и отмене постановления от 17.09.2015 № 126 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 850 000 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку административный орган действовал в пределах компетенции и права ЗАО «Родина» в связи с привлечением к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.12.2015 по делу № А63-11804/2015 отменить.
Апелляционную жалобу – удовлетворить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества «Родина» - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи Л.В. Афанасьева
И.А. Цигельников