ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
02 апреля 2012 года Дело № А61-2288/11
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Марченко О.В., Фриева А.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.01.2012 по делу № А61-2288/11 по заявлению Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ИНН <***>, ОГРН <***>)к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и об обязании зарегистрировать право собственности на объекты недвижимого имущества, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного учреждения «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Забота» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания (ИНН <***>, ОГРН <***>) (судья Акимцева С.А.), при участии в судебном заседании представителя Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания – ФИО1 (доверенность №17-34/17 от 30.03.2011, представителя Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания – ФИО2 (доверенность №1103 от 09.08.2011), представителя Государственного учреждения «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Забота» - Плиева С.Р. (доверенность №01-02 от 09.02.2012), представителя Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания – ФИО3 (доверенность №7-3896 от 02.12.2011),
УСТАНОВИЛ:
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - Минимущество РСО-Алания) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление Росреестра по РСО-Алания, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности Республики Северная Осетия-Алания на объекты недвижимого имущества - нежилое здание (литер Б) площадью 58,8кв.м, 1 этаж, и нежилое здание (литер А) площадью 130,4 кв.м, 1 этаж, земельный участок общей площадью 100002 кв.м с кадастровым номером 15:07:0020204:3, расположенные в Республике Северная Осетия-Алания, Алагирский район, 3,5 км от с.Карца по направлению на запад, переданные воперативное управление Государственному учреждению «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Забота» (далее – учреждение, ГУ «Забота») и обязании регистрирующий орган произвести соответствующие регистрационные действия в отношении указанных объектов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: учреждение и Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания (далее – Минтруда РСО-Алания).
Решением суда от 11.01.2012 признан незаконным отказ Управления Росреестра по РСО-Алания от 07.09.2011 №07/001/2011-357, 358, 359 в государственной регистрации права собственности Республики Северная Осетия-Алания на спорные объекты недвижимого имущества. Суд обязал регистрирующий орган осуществить соответствующие регистрационные действия.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит указанное решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Представитель регистрирующего органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Учреждение и Минимущество РСО-Алания в отзывах просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Представители учреждения, Минимущества РСО-Алания и Минтруда РСО-Алания в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по мотивам, приведенным в отзывах.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.01.2012 по делу № А61-2288/11 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, чтоМалый Совет Алагирского СНД 28.01.1992 на сессии Алагирского райсовета народных депутатов 28.01.1992 утвердил решение Исполкома райсовета народных депутатов от 24.12.1991 №435 «О выделении земельного участка площадью 10га Дому-интернату для престарелых и инвалидов «Забота» под подсобное хозяйство из пастбищных земель совхоза «Дзуарикау» в ур.Карца (л.д.9).
Земельный участок с кадастровым номером 15:07:0020204:3 площадью 100002 кв.м в границах согласно государственному акту А-1 №935744 на право пользование землей передан Министерству социального обеспечения (дому-интернату для престарелых и инвалидов) Республики Северная Осетия-Алания для организации подсобного хозяйства в 1992 году, что подтверждается.
21.07.1992 между ФИО4 и Владикавказский территориальный центр социальной помощи «Забота» - ВТЦСП «Забота» (в настоящий момент ГУ «Забота») заключен договор купли-продажи фермы (включая крупный рогатый скот). Договор купли-продажи утвержден Министром социальной защиты Северо-Осетинской ССР ФИО5 23.07.1992, которая 10.08.1992 распорядилась оплатить купленное имущество из средств фонда социальной поддержки (статья на организацию питания) (л.д.10-11, 96). По акту приема-передачи от 13.10.1992 фермерское хозяйство передано ГУ «Забота» (л.д.12-13).
Парламентом Республики Северная Осетия - Алания 29.11.2001 за №476/36 принято Постановление «О разграничении собственности на территории Республики Северная Осетия-Алания на государственную собственность Российской Федерации, государственную собственность РеспубликиСеверная Осетия-Алания и муниципальную собственность районов и г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания». Абзацем 2 пункта 2 указанного Постановления установлено, что к государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания относятся объекты имущественных прав, указанных в Приложении №2 к Постановлению.
Согласно Приложению №2 к Постановлению Парламента РСО-Алания от 29.11.2001 №476/36 к собственности Республики Северная Осетия-Алания относятся объекты имущественных прав Минтруда РСО-Алания, в том числе Дом интернат для престарелых и инвалидов «Забота», юридический адрес: РСО-Алания, <...>.
На момент принятия Парламентом Республики Северная Осетия-Алания Постановления №476/36 Дом интернат «Забота» являлся структурным подразделением Минтруда РСО-Алания.
Правительство Республики Северная Осетия-Алания 01.12.2008 Постановлением №266 «О вопросах Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания» создало государственные учреждения, находящиеся в ведении Минтруда РСО-Алания, в том числе ГУ «Забота» (приложение к Постановлению №266).
Согласно Уставу ГУ «Забота», утвержденному 18.12.2008 Минтруда РСО-Алания и согласованному с Минимуществом РСО-Алания, зарегистрированному 30.12.2008 в налоговом органе, ГУ «Забота» является социально-медицинским стационарным учреждением социального обслуживания, самостоятельным юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, являющееся собственностью Республики Северная Осетия-Алания. ГУ «Забота» находится в ведении Минтруда РСО-Алания, финансируется за счет бюджетных средств и имеет годовую смету расходов в пределах выделенных ассигнований по согласованию с Минтруда РСО-Алания. Собственником имущества учреждения является Республика Северная Осетия-Алания.
На основании Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 06.08.2010 №225 «О проведении инвентаризации государственного имущества и земельных участков» в период с 18.03.2011 по 30.03.2011 Минимуществом РСО-Алания совместно с Минтруда РСО-Алания проведена инвентаризация государственного имущества и земельных участков, находящихся в распоряжении ГУ «Забота», о чем составлен акт (л.д.33-37). По результатам инвентаризации установлено, что учреждение внесено в реестр государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания 06.02.2009, ему присвоен реестровый номер - №01500704. Однако, не все объекты недвижимого и движимого имущества полностью включены в реестр государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания. Нежилые здания иземельный участок, расположенные по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, урочище Датитыкау, с.Горная Карца, не учтены в составе основных средств учреждения и не включены в реестр республиканского имущества, тогда как имеются в наличии. При этом, имеются паспорта БТИ на все объекты недвижимости жилого и нежилого назначения - в <...>; в Алагирском районе, в урочище Датитыкау, с.Горная Карца (л.д.35-36). Согласно инвентаризационной описи, являющейся приложением к акту инвентаризации, в пользовании ГУ «Забота» находится недвижимое имущество, в том числе, нежилые здания литер «Б» и литер «А» (коровник), расположенные в Алагирском районе, в урочище Датитыкау, с.Горная Карца (в настоящий момент - Алагирский район, 3,5 км от с.Карца по направлению на запад).
Постановлением Администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 20.06.2011 №435 «О внесении изменений в решение исполкома Алагирского районного совета от 24.12.1991 №435 «О выделении земельного участка дому-интернату «Забота» для организации подсобного хозяйства в с.Карца», в связи с переименованием населенного пункта г.Карца в населенный пункт Карца адрес земельного участка общей площадью 100002 кв.м с кадастровым номером 15:07:020204:3, предоставленный дому-интернату «Забота» изменен на адрес: Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, 3,5 км от с.Карца по направлению на запад.
По итогам инвентаризации на ГУ «Забота» возложена обязанность представить в Минимущество РСО-Алания отчетность о составе основных средств для внесения изменений в реестр госимущества Республики Северная Осетия-Алания.
Минимущество РСО-Алания на основании документов, представленных ГУ «Забота» 18.04.2011, распоряжением от 10.05.2011 №99 внесло в реестр государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания объекты недвижимости, ранее неучтенные в бухгалтерской отчетности ГУ «Забота»: нежилые здания литер «Б» площадью 130,4 кв.м и литер «А» (коровник) площадью 58,8 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 15:07:02 02 04:3 площадью 100002 кв.м, расположенные в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания, в урочище Датитыкау, с.Горная Карца.
Распоряжениями от 13.09.2011 №258 и №259 Минимущество РСО-Алания внесло в реестр государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания вышеперечисленные объекты недвижимого имущества и закрепило их за ГУ «Забота» на праве оперативного управления (л.д.14, 15). По акту приема-передачи от 16.09.2011 объекты недвижимого имущества переданы Минимуществом РСО-А учреждению.
25.08.2011 Минимущество РСО-Алания обратилось в Управление Росреестра по РСО-Алания с заявлениями о государственной регистрации права собственности Республики Северная Осетия-Алания на вышеуказанные объекты недвижимого имущества (заявления от №№07/001/2011-357, 358, 359).
Управление Росреестра по РСО-Алания сообщением от 07.09.2011 отказало в государственной регистрации права собственности, ссылаясь на непредставление документов, подтверждающих закрепление объектов недвижимого имущества за ГУ «Забота», а также доказательств отнесения имущества к собственности Республики Северная Осетия-Алания.
Полагая отказ незаконным, Минимущество РСО-Алания обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав, действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены в статье 18 Закона о регистрации, в пункте 1 которой определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение и переход прав на недвижимость, должны соответствовать требованиям законодательства и содержать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для регистрации прав на недвижимое имущество являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным статьей 18 Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона о регистрации.
В пункте 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав (абзац 10).
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при определении принадлежности имущества Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию следует руководствоваться постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственнойсобственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Приложениями №№1, 2 и 3 к нему.
В соответствии с Приложениями №№1, 2, 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 ГУ «Забота», а ранее, как структурное подразделение республиканского Министерства социального обеспечения, не относится к объектам федеральной собственности.
В соответствии с Постановлением Парламента Республики Северная Осетия-Алания от 29.11.2001 №476/36 «О разграничении собственности на территории Республики Северная Осетия-Алания на государственную собственность Российской Федерации, государственную собственность Республики Северная Осетия-Алания и муниципальную собственность районов и г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания» и постановлением Правительства РСО-Алания от 01.12.2008 №266 «О вопросах Министерства труда и социального развития РСО-Алания» имущество, находящееся у Министерства труда и социального развития РСО-А, а также у ГУ «Забота», является собственностью субъекта Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания.
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296,298 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Исходя из анализа названных норм, право оперативного управления может быть признано только в отношении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Право оперативного управления является производным от права собственности и не может возникнуть ранее последнего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона орегистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Доказательств, свидетельствующих о возникновении у ГУ «Забота» права оперативного управления на спорное имущество после вступления в силу Закона о регистрации, материалы дела не содержат.
Следовательно, спорное имущество является собственностью Республики Северная Осетия-Алания в силу закона.
Поскольку документы, в том числе нормативные правовые акты Парламента Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, представленные Минимуществом РСО-Алания на государственную регистрацию права собственности, соответствовали требованиям действующего законодательства и установленных статей 20 Закона о регистрации прав оснований для отказа в проведении такой государственной регистрации не имелось, регистратор при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав должен был приостановить государственную регистрацию.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ Управления Росреестра по РСО-Алания в регистрации права собственности Республики Северная Осетия-Алания на спорное имущество и в порядке восстановления нарушенных прав обязал регистрирующий орган осуществить соответствующие регистрационные действия.
Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.01.2012 по делу № А61-2288/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Егорченко
Судьи О.В. Марченко
А.Л. Фриев