ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
02 апреля 2019 года Дело № А20-2466/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Луговой Ю.Б., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Нальчик» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.01.2019 по делу № А20-2466/2018 (судья Тишкова Ф.М.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Нальчик» (ОГРН <***> ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Мостстрой – 1» (ОГРН <***> ИНН <***>)
о взыскании задолженности и пени,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Нальчик» ФИО1 (доверенность № 15-015/19 от 01.01.2019), представителя общества с ограниченной ответственностью «Мостстрой – 1» ФИО2 (доверенность № 4 от 14.06.2018),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Нальчик» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик») обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мостстрой – 1» (далее – ООО «Мостстрой – 1») о взыскании задолженности по договору поставки газа № 15-2-07-6628/17 в размере 2 908 144 рубля 64 копейки, а также пени в размере 353 563 рубля (уточненные исковые требования).
Решением суда от 17.10.2018 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нарушений условий договора, влекущих возможность начисления объема поставленного газа по проектной мощности, судом не установлено. Истцом документально не подтверждено и из материалов дела не усматривается, что указанное в акте проверки от 25.09.2017 газоиспользующее оборудование не соответствует узлу учета газа и указанным в акте проверки средствам измерений по диапазону измерений. В связи с отказом в удовлетворении требования истца о взыскании суммы основного долга, рассчитанной по мощности газоиспользующего оборудования, требование истца о взыскании начисленной на указанную сумму долга неустойки в заявленном размере, также не подлежит удовлетворению.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что по результатам проведенной проверки состояния и применения средства измерения узла учета газа выявлено, что узел учета газа не пригоден для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, результаты измерений не могут быть использованы при осуществлении взаимных расчетов. На основании чего, поставщик определил количество поставленного покупателю в сентябре 2017 года газа по производительности газоиспользующего оборудования.
В судебном заседании представитель ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель ООО «Мостстрой – 1» поддержал доводы, изложенные в возражении на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.01.2019 по делу № А20-2466/2018 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 01.12.2016 между ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» (поставщик) и ООО «Мостстрой-1» (покупатель) заключен договор поставки газа № 15-2-07-6628/17, по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2017 по 31.12.2017, а покупатель получать и оплачивать газ горючий природный сухой отбензиненный (пункт 2.1.).
В абзаце третьем пункта 2.1 договора стороны установили, что покупатель подтверждает, что поставка газа осуществляется на сертифицированное газоиспользующее оборудование, принадлежащее ему на законном основании, которое подключено в соответствии с техническими условиями на присоединение к газотранспортной системе и техническими условиями по эффективному использованию газа и соответствует проекту газоснабжения, а также то, что все требования нормативно-технической документации для получения газа им выполнены и соблюдены.
Пунктом 2.2. договора определены объекты, на которые поставляется газ и его объемы.
Согласно пункту 4.1. договора, количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя. При неисправности или отсутствии узлов учета газа поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов, объем газа определяется по контрольно-измерительным приборам покупателя. При отсутствии либо неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, а также отсутствие действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.), а также при не допуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения. Под неисправностью узла учета газа, стороны понимают такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета, не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма. Покупатель обеспечивает сохранность установленных на узле учета газа пломб госповерителя и поставщика.
Пунктом 4.2. договора предусмотрено, что определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам, указанного в техническом соглашении, подписанном сторонами (приложение № 4), в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3- 96, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу в течение действия договора. Измерение расхода и объема потребляемого газа должно производиться только по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4.4. договора, период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности не неопломбированных газоиспользующих установок в соответствии с пунктом 4.1. настоящего договора, исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается в случаях: отсутствия у покупателя УУГ – с момента начала работы неопломбированных газоиспользующих установок, а при невозможности определения времени начала работы оборудования, с момента последней проверки; несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011) - с даты начала текущего расчетного периода; наличия неповеренного средства измерения узла учета газа - с момента окончания срока поверки прибора, входящего в состав узла учета; неисправности любого из средств измерения, входящего в состав узла учета газа, отсутствия или нарушения пломб поставщика - с момента неисправности средства измерения, а при невозможности определения времени неисправности - с даты начала текущего расчетного периода; недопуска представителей поставщика к проверке газопотребляющего оборудования и узла учета, отсутствия регистрационной отметки поставщика на диаграммах - с даты начала расчетного периода; не предоставления покупателем данных о ежесуточном расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.)) поставщику на бумажном носителе (заверенные подписью и печатью покупателя) за текущий период о количестве поданного газа при закрытии объемов месяца – с даты начала текущего расчетного периода.
Согласно пункту 4.7. договора, покупатель не имеет права без официального разрешения поставщика вводить в эксплуатацию дополнительное газоиспользующее оборудование, в том числе бытовые приборы, не предусмотренные проектом. Поставка газа осуществляется только на оборудование, указанное в техническом соглашении (приложение № 4) по точкам подключения. Любые изменения в составе газопотребляющего оборудования (в том числе и бытовые приборы) и/или в составе узла учета газа производятся только на основании проекта (внесения изменений в проект) и последующего согласования (пересогласования) с поставщиком газа.
Пунктом 4.8 договора установлена ответственность владельца узла учета газа за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов.
Узел учета считается принятым после оформления акта приемки узла учета газа в эксплуатацию с соответствующим заключением. Владелец узла учета газа обязан представлять поставщику копии паспортов, оригиналы свидетельств на средства измерений и узел учета газа с отметкой о поверке, проектную документацию, паспорта с разрешающей документацией Ростехнадзора на газопотребляющее оборудование. Владельцы турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков также обязаны представлять поставщику акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ 8.740-2011, выданный федеральным государственным учреждением – центром стандартизации, метрологии и сертификации.
Покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведение необходимой документации, осмотр газопотребляющего оборудования и документации на него.
Согласно пункту 4.12. объемы газа выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного - принятого газа по каждому месту передачи газа/ по каждой точке подключения, подписываемыми сторонами. Месячный акт поданного - принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчетном периоде.
Согласно пункту 4.14. договора поставки газа, в случае не подписания и/или непредставления оригиналов актов поданного-принятого газа покупателем до 24-00 (время московское) 5 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа или мотивированного отказа от их подписания, акты поданного-принятого газа считаются принятыми покупателем по условиям, указанных в них.
Согласно пункту 5.5.4. окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
Договор заключен на срок с 01.01.2017. по 31.12.2017.
В техническом соглашении от 01.12.2016 (приложение № 4 к договору) сторонами не указан перечень газопотребляющего оборудования и узлов учета газа покупателя.
Ответчиком в материалы дела представлены рабочий проект реконструкции узла учета расхода сетевого газа, технические условия от 30.03.2009, который согласован с газовой службой 03.04.2009, согласно которым потребителю установлены следующие агрегаты: асфальтосмеситель (ГИГ-1,5 мм) - 1 ед. с общим расходом газа 176 куб. м; битумоплавильный котел - 2 ед., с общим расходом 88 куб. м; котел для подогрева насосов 1/2 ед. с общим расходом 3,44 куб. м, итого на 267,0 куб. м.
25.09.2017 работником ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» ФИО3 при участии представителя потребителя ФИО4 проведена проверка состояния и применения средств измерений узла учета газа.
В ходе проверки установлено наличие документов, подтверждающих соответствие УУГ и применяемых СИ требованиям НТД (указано, что все имеется); наличие и состояние основных и дополнительных средств измерений, в том числе, счетчика газа RVGG100 зав. № 28036414, преобразователя давления 415-ДА зав. № 13407, преобразователя температуры ТПТ-15-2 зав. № 3851, вторичного прибора (корректор) СПГ741 зав. № 8923, датчика перепада давления на счетчике ДСП-80 зав. № 51963; наличие дополнительного устройства - фильтра (УОГ) ФГ-80 зав. № 206; показания СИ на момент проверки; установленный пломбировочный материал; перечень газоиспользующего оборудования, подключенного к системе газоснабжения, в том числе, АСУ с горелкой ГМГ - 1,5м - 1 ед., горелки несертифицированные диаметр 20 мм - 6 ед., горелки несертифицированные диаметр 15 мм - 3 ед. (для поджига), котел 4-х рожковый - 1 ед.
Также по результатам проверки выявлены нарушения требований НТД, в именно осуществление отбора газа несертифицированными горелками. Также в акте, составленном по результатам проверки указано, что узел учета газа не реагирует на расход газа, что является нарушением ГОСТ Р 8.740-2011 и пункта 9.2.1.2., диапазон измерений применяемых СИ не перекрывает диапазон изменений значений измеряемого параметра потока и среды; потребителю необходимо в срок до 02.10.2017 отправить на поверку СИ ДСП-80, зав. № 51963 и в срок до 25.10.2017г. необходимо привести в соответствие соединительные трубки согласно ГОСТ Р 8.740-2011 (пункт 9.2.3.5).
В акте сделан вывод, что узел учета не пригоден для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерения, результаты измерений не могут быть использованы при осуществлении взаимных расчетов.
Акт составлен в присутствии представителя потребителя ФИО4, также подписан участником проверки ФИО3
На основании выявленных 25.09.2017 при проверке узла учета газа нарушений истец определил количество поставленного ответчику в сентябре 2017 года газа по производительности газоиспользующего оборудования. Объем потребленного газа рассчитан согласно методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Министерства энергетики РФ от 8.12.2015 № 975.
Согласно произведенному истцом расчету объем поставленного газа в сентябре 2017 года составил 327 744 м3.
Ответчику выставлена счет-фактура № 15-27076 от 30.09.2017 на сумму 2 908 144 рубля 64 копейки.
Сведения об объемах потребленного ресурса за спорный период изложены истцом в акте поданного - принятого газа, который не подписан потребителем, о чем сделана соответствующая запись в акте и составлен акт отказа от подписи от 09.11.2017.
24.10.2017 работниками ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» при участии представителя потребителя проведена повторная проверка состояния и применения средств измерений узла учета газа ответчика, по результатам которой составлен акт, в пункте 7 которого указан перечень газоиспользующего оборудования, подключенного к системе газоснабжения, в том числе: асфальтосмеситель ГИГ 1,5 м – 1ед. с общим расходом газа 176 куб. м, битумоплавильный котел -2 ед. с проект. расходом 44 куб. м., битумоплавильный котел -1ед - отсутствует в проекте, опуски диаметр 20мм - 6 ед. - отсутствует в проекте; котел для подогрева насосов несертифицированный - 1 ед. с общим расходом 37 куб. м - отсутствует в проекте.
В пункте 10 акта указано, что узел учета соответствует требованиям ГОСТ Р 8.740-2011.
При изучении архивных данных с корректора СПГ 741 зав. № 8923 от 24.10.2017 установлено отсутствие кодов нештатных ситуаций, а именно НС 04, который указывает на рабочий расход ниже нижнего предела, отмеченный как нарушение в акте от 25.09.2017.
В пункте 12 акта сделаны следующие выводы: в ходе проверки УУГ и ГПО объекта хозяйственной деятельности установлено применение несертифицированного ГПО и битумоплавительного котла, отсутствующего в проектной документации; расчет расхода газа на несертифицированное ГПО производится согласно пункту 7.1.1 Приказа МЭ РФ № 975 от 18.12.2015 и составил 37 м3 /ч.
В акте также указано, что отмеченные нарушения в акте от 25.09.2017 не применимы к данному субъекту хозяйственной деятельности.
Указанный акт подписан участниками проверки.
Основанием подачи настоящего иска в арбитражный суд послужил акт проверки от 25.09.2017.
В силу части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила поставки газа), и иных нормативных правовых актов. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с Правилами поставки газа (пункты 5 и 30 Правил поставки газа).
Согласно пункту 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
В соответствии с пунктом 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.
В силу пункта 26 Правил поставки газа каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно пункту 3.9 Правил учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов, исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ (далее - Закон № 102-ФЗ).
В силу части 1 статьи 9 Закона № 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Частью 1 статьи 13 указанного Закона № 102-ФЗ определено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Закона № 102-ФЗ).
В части 4 этой же статьи установлено, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
Государственная поверка прибора учета является одной из гарантий достоверности его показаний. Истечение срока государственной поверки прибора учета приравнивается к выходу из строя узла учета потребителя.
Согласно положениям части 1 статьи 5 Закона № 102-ФЗ и пункта 2.9 Правил учета газа измерения объема газа должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений. Аттестованной методикой измерений для турбинных, ротационных и вихревых счетчиков газа является ГОСТ Р 8.740-2011 «Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков».
Согласно пункту 12.1.4 ГОСТа Р 8.740-2011 по результатам проверки составляют акт проверки состояния и применения СИ и соблюдения требований настоящего стандарта. Указанный акт выдается владельцу узла учета газа.
С учетом вышеизложенного следует, что учет количества газа должен осуществляться по введенным в эксплуатацию, сертифицированным, поверенным и опломбированным средствам измерения.
Последствием неисполнения обязанности по поддержанию надлежащего технического состояния средств измерений газа является возложение на потребителя (ответчика) бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).
В случае неисправности прибора учета газа, их несоответствия требованиям нормативных актов, поставщик газа имеет право в соответствие с действующим гражданским законодательством осуществлять расчет поставленного потребителю газа по мощности газопотребляющего оборудования.
Как следует из искового заявления, основанием начисления ответчику стоимости газа по мощности присоединенного газопотребляющего оборудования явились нарушения, выявленные в ходе проверки и отраженные в акте от 25.09.2017.
При этом как установлено в судебном заседании суда первой инстанции, акт составлен ФИО3, который не проводил проверку, а от потребителя принимал участие ФИО4, который не имеет отношения к потребителю (неуполномоченное лицо).
В пункте 12.1.1. ГОСТ Р 8.740-2011, указано, что проверку реализаций МИ (методик измерения), относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.
Из представленных в материалы дела акта № 16-16 от 20.04.2016, свидетельства о поверке состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, составленного ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ», следует что все средства измерения соответствуют эксплуатационной документации.
Узел измерений газа соответствует ГОСТ 8.740-2011, счетчик газа RVG-G65 поверен 09.09.2015 (МПИ 5 лет); корректор СПГ 741 поверен 20.04.2016 (МПИ 4 год), преобразователь давления 415 ДА поверен 20.04.2016 (МПИ 3 года); термопреобразователь ТПТ-15-2 поверен 14.08.2014 (МПИ 4 года), оборудование признано годным к эксплуатации в качестве коммерческого измерительного комплекса.
Таким образом, ответчиком соблюдены условия пункта 4.8. договора и ГОСТ Р 8.740- 2011.
Узел учета газа, установленный у ответчика, и перечень газопотребляющего оборудования полностью соответствуют проекту газификации от 03.04.2009. Доказательств обратного не представлено.
Более того, в материалах дела отсутствуют уведомления, подтверждающие надлежащее извещение ответчика о проверке от 24.09.2017 и 25.10.2017.
При этом ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что акт проверки узла учета газа от 24.09.2017 и 25.10.2017 подписан со стороны потребителя (ответчика) неуполномоченным лицом (ФИО4).
ФИО4, допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции, подтвердил, что не работает у ответчика.
Согласно пункту 177 Основных положений № 442, согласно которым, в случае, если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.
Как следует из материалов дела о проведенной проверке предприниматель надлежащим образом не извещался. Таким образом, акт составлен в одностороннем порядке, без участия надлежащего работника ответчика, а потому он не может подтверждать факт безучетного потребления газа.
Отсутствие уведомления о проводимой истцом проверке лишило ответчика права отразить в акте проверки свое особое мнение и возможности представления необходимой документации на средства измерения и газопотребляющее оборудование, а также возможности в дальнейшем реализовать предусмотренный пунктом 4.10 договора порядок разрешения спорной ситуации.
Материалами дела установлено, что при составлении акта проверки узла учета газа от 24.10.2017 нарушения, указанные в акте проверки от 25.09.2017, признаны не применимыми к данному субъекту хозяйственной деятельности.
В то же время, истец определил объем газа по мощности за использование несертифицированного оборудования по акту проверки от 25.09.2017, а не акту от 24.10.2018.
Общество документально не подтвердило и из материалов дела не усматривается, что указанное в акте проверки от 25.09.2017 газоиспользующее оборудование не соответствует узлу учета газа и указанным в акте проверки средствам измерений по диапазону измерений.
Ответчик представил проектную документацию по реконструкции котельной ответчика, технические условия которой утверждены газовой службой в 2009 году. Указанная проектная документация содержит сведения о газопотребляющем оборудовании. Истцом доказательств вмешательства в работу соответствующего прибора учета не представлено.
Действующее законодательство и договор поставки не предусматривают право поставщика газа начислять стоимость за потребленный газ по проектной мощности при наличии у потребителя исправных контрольно-измерительных приборов. В данном случае, начисление обществом стоимости за потребленный газ по проектной мощности при наличии у потребителя исправного узла учета газа нарушает права потребителя газа.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о недобросовестности потребителя и достоверности расчета объема потребления газа, произведенного исходя из проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок.
В данном случае объем поставок за период с сентябрь 2017 следует определять по показаниям контрольно-измерительного прибора. Факт поставки газа в указанный период в объеме показаний контрольно - измерительных приборов и факт его оплаты сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с недоказанностьюфакта безучетного потребления газа потребителем.
В связи с отказом в удовлетворении требования истца о взыскании суммы основного долга, рассчитанной по мощности газоиспользующего оборудования, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что требование истца о взыскании начисленной на указанную сумму долга неустойки в заявленном размере также не подлежит удовлетворению.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергнуть выводы суда, вследствие чего не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Соответствие решения суда первой инстанции установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.01.2019 по делу № А20-2466/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Егорченко
Судьи Ю.Б. Луговая
З.М. Сулейманов