ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело №А61-3404/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2013
по делу № А61-3404/2012 (судья Базиева Н.М.),
по заявлению ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Владикавказе (ОГРН <***>)
к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН <***>) о взыскании финансовых санкций в размере 38591, 5 руб.,
в отсутствии в судебном заседании лиц участвующих в деле,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе (далее – Фонд) обратилось с заявлением о взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Северная Осетия – Алания (далее - Агентство) финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 38591,05 руб.
Определением суда от 07.12.2012 заявление Фонда принято к производству и рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 06.02.2013 заявленные требования Фонда удовлетворены.
Агентство обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований Фонда. Также в апелляционной жалобе агентство указывает на тот факт, что исковое заявление в суд первой инстанции подписано не уполномоченным на то лицом.
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От Фонда в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Фондом выявлено несвоевременное представление агентством сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования в ГУ-УПФР в г. Владикавказ, в связи с чем, ведущим специалистом экспертом Фонда составлен акт от 24.02.2012 №73.
На основании указанного акта начальником Фонда ФИО1 вынесено решение от 02.04.2012 №155 о привлечении агентства к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 38591,5 руб.
На основании принятого решения Фонд направил в адрес Агентства требование от 10.05.2012 №142 об уплате финансовой санкции.
В связи с неисполнением указанного требования Агентства в добровольном порядке Фонд обратился в суд.
Как следует из решения Фонда №155 от 02.04.2012, состав вменяемого Агентству правонарушения заключается в нарушении сроков представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 3 квартал 2011 года.
Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», органам ПФР переданы полномочия по контролю за уплатой пенсионных взносов (ст.5, п.1 ст.13 Закона №167-ФЗ, п.п. «а» п. 12 ст. 27 Закона №212-ФЗ).
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Указанный Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно статьи 9 Закона №27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Данные сведения, в том числе сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования представляется страхователем ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
За представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в соответствии со статьей 17 Закона №27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 22 ФЗ №212-ФЗ указано, пенсионный орган в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 ФЗ №212-ФЗ решение о взыскании задолженности принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Из материалов дела следует, что Агентством страховые взносы в 3 квартале 2011 года уплачивались несвоевременно.
В связи с изложенным Фонд направил в адрес Агентства требования об уплате недоимки и пеней по страховым взносам от 10.05.2012 №142 со сроком добровольного исполнения до 01.06.2012
В связи с неисполнением требования в установленный законом срок, Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
В статье 44 Закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) указаны обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Как усматривается из оспариваемого решения, при рассмотрении материалов проверки и определении размера подлежащей взысканию с Агентства суммы штрафа, Фондом не исследовался вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя.
В соответствии части 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ подлежат установлению судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и должны быть учтены при привлечении к указанной ответственности. Обязательность выявления в ходе рассмотрения материалов проверки обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, закреплена в пункте 4 части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ.
Порядок учета обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении таких обстоятельств Законом № 212-ФЗ не установлены, в связи с чем, применению подлежат положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с подпунктами 1, 4 статьи 112, пунктом 3 статьи 114 НК РФ суд при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства уменьшает размер штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей нормой Закона. При этом размер снижения налоговой санкции законодателем не ограничен.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлены следующие смягчающие вину обстоятельства: социальный характер деятельности ответчика, совершение правонарушения неумышленно, так как умысел не доказан, отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения, а также тяжелое финансовое положение Агентства.
Таким образом, с учетом требований статей 112, 114 Налогового кодекса РФ, а также конституционных принципов справедливости и соразмерности взысканий штрафного характера, взыскиваемая санкция обоснованно снижена судом первой инстанции до 5000 рублей.
Довод Агентства о подписании искового заявления не уполномоченным лицом Фонда отклоняется апелляционным судом.
В материалах дела имеется копия приказа №173-л/с от 01.10.2012 о том, что с 01.10.2012 ФИО2 приступил к исполнению должностных обязанностей заместителя начальника Фонда. В отзыве на апелляционную жалобу Фонд указывает, что на время отсутствия руководителя ФИО1, его обязанности выполняет ФИО2 (приказ №13д от 28.03.2012 о распределении обязанностей между начальником Фонда и его заместителями). Таким образом ФИО2 на момент подписания искового заявления обладал предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом правами предоставленными истцу.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела апелляционным судом, не рассматривался. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель - Агентство освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.02.2013 по делу № А61-3404/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья И.А. Цигельников