ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело №А63-8033/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии представителя Прокуратуры Ставропольского края – Русина О.М. (служебное удостоверение №283157), представителя Контрольно-счетной палаты Ставропольского края – ФИО1 (доверенность от 20.01.2020 №01-10/7), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.01.2020 по делу №А63-8033/2019 (судья Навакова И.В.) по заявлению заместителя прокурора Ставропольского края в интересах субъекта Российской Федерации – Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края к Министерству сельского хозяйства Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ИНН <***>) о признании недействительным соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного между Министерством сельского хозяйства Ставропольского края и главой КФХ ФИО2 и применении последствий недействительности ничтожной сделки, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Контрольно-счетная палата Ставропольского края,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Ставропольского края (далее – Прокуратура) в интересах субъекта Российской Федерации - Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края обратились в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением о признании недействительным соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие КФХ от 23.05.2016 № 19/16, заключенного между Министерством сельского хозяйства Ставропольского края и Главой КФХ ФИО2; о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с предпринимателя денежных средств в выделенной сумме в размере 9000000р (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Контрольно-счетная палата Ставропольского края, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края.
Решением суда от 15.01.2020 исковые требования удовлетворены. Признано недействительным соглашение о развитии на территориях сельских поселений и межселенских территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе крестьянского фермерского хозяйства сроком на 5 лет от 23.05.2016 № 19/16, заключенное между Министерством сельского хозяйства Ставропольского края и Главой КФХ ФИО2 Применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с Главы КФХ ФИО2 денежных средств гранта в сумме 9000000р в бюджет Ставропольского края. С Главы КФХ ФИО2 в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3000р.
Не согласившись с принятым решением, Глава КФХ ФИО2 обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства дела, нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, применены нормы материального права, не подлежащие применению.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Прокуратура и Контрольно-счетная палата Ставропольского края в своих отзывах на апелляционную жалобу возражают по существу доводов Главы КФХ ФИО2
Определением суда от 18.05.2020 отказано в удовлетворении ходатайства Прокуратуры о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края.
Определением суда от 27.05.2020 удовлетворено ходатайство Контрольно-счетной палаты Ставропольского края о проведении онлайн-заседания в режиме web-конференции.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представители Прокуратуры и Контрольно-счетной палаты Ставропольского края поддержали позицию, изложенную в отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Прокуратуры и Контрольно-счетной палаты Ставропольского края, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ФИО2 обратился с заявкой на участие в конкурсном отборе от 18.04.2016 № 01 участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края».
Конкурсной комиссией по результатам оценки и сопоставления заявок, заявка ФИО2 признана соответствующей порядку предоставления грантов и проведения конкурсного отбора. ФИО2 включен в состав участников программы. По результатам конкурсного отбора (протокол № 2 от 18.05.2016) с Главой КФХ ФИО2 заключено соглашение от 23.05.2016 № 19/16 о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 9000000р. Средства гранта в полном объеме перечислены на счет получателя платежными поручениями № 160306 и № 155470 от 28.06.2016.
В соответствии с распоряжением Контрольно-счетной палаты Ставропольского края от 07.05.2018 № 29 (с изменениями внесенными распоряжениями от 22.06.2018 №41, от 05.06.2018 №45, от 17.07.2018 №46 и от 26.09.2018 №56) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2016 - 2017 годах на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, а также на развитие сельскохозяйственной кооперации в Ставропольском крае в рамках реализации отдельных мероприятий подпрограммы «Развитие животноводства» государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства».
В ходе проверки установлены факты незаконного использования средств бюджета Ставропольского края, в том числе, случае неправомерного допуска к участию в конкурсном отборе в 2016, 2017 годах заявителей, не соответствующих условиям подачи заявок и Порядку конкурсного отбора. Так, проверкой установлено, что согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, Глава КФХ ФИО2 на момент подачи документации на участие в конкурсном отборе с 13.01.2006 являлся учредителем АО «Нива».
В адрес Министерства сельского хозяйства Ставропольского края направлено представление Счетной палаты от 21.12.2018 № 09-352/09-02, согласно которому предписано устранить выявленные нарушения, в том числе: принять меры по возврату средств федерального бюджета, представленных в форме гранта на развитие животноводческой фермы Главе КФХ ФИО2 и использованных с нарушением условий соглашения от 23.05.2016 № 19/16, и пункта 25 Порядка № 185-П.
Требование Министерства сельского хозяйства о возврате денежных средств Главой КФХ ФИО2 не исполнено.
Материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Ставропольского края (исх. № 01-07/714 от 02.11.2018), с целью принятия мер прокурорского реагирования.
Полагая, что денежные средства в размере 9000000р незаконно представлены ФИО2, как лицу, не отвечающему условиям, предусмотренным требованиям отбора семейных животноводческих ферм и Порядку проведения конкурсного отбора, что существенно нарушает интересы государства на адресное и целевое использование бюджетных средств, Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ) документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий является государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Согласно статье 9 Закона № 264-ФЗ реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2015 № 559-п утверждена государственная программа Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства» (далее — госпрограмма СК). В рамках подпрограммы «Развитие животноводства» госпрограммы СК в качестве основного мероприятия предусмотрена реализация ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015 - 2017 годы», утвержденная приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17.10.2014 № 448 (пункт 6 раздела «Характеристика основных мероприятий Подпрограммы»).
Пунктом 6 раздела «Характеристика основных мероприятий Подпрограммы» предусмотрено, что предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм осуществляется в соответствии с Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 185-п, в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели законом Ставропольского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Условия и механизм предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм в 2016 году устанавливаются Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 № 185-п с изменениями, внесенными постановлением Правительства Ставропольского края от 08.06.2015 № 246-п (далее - Порядок № 185-п).
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 185-п получателем гранта является определенный на конкурсной основе глава крестьянского (Фермерского) хозяйства Ставропольского края - участник ведомственной целевой программы, соответствующий требованиям по отбору семейных животноводческих Ферм, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.032012 № 198 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 165» (далее — Требования по отбору семейных животноводческих ферм).
В соответствии с подпунктом «т» пункта 2 Требований по отбору семейных животноводческих ферм для участия в конкурсе, проводимом субъектом Российской Федерации, крестьянское (фермерское) хозяйство должно одновременно соответствовать ряду требованиям, в том числе о том, что глава хозяйства не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Кроме того, в соответствии с пунктами 5, 6 раздела 3 Порядка проведения конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015 - 2017 годы», утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 24.03.2016 №113 (далее - Порядок конкурсного отбора)заявку на участие в конкурсном отборе подает гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, претендующий на получение гранта на развитие семейной животноводческой фермы и соответствующий условиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в том числе условию о том, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Согласно пункту 37 Порядка конкурсного отбора несоответствие заявителя требованиям, установленным разделом 3 Порядка конкурсного отбора является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсном отборе.
В ходе проверки установлено, что ФИО2 с 13.01.2006 и по настоящее время является одним из учредителей (участником) акционерного общества «Нива» (ИНН <***>).
Таким образом, соглашение о предоставлении гранта от 23.05.2016 № 19/16 заключено неправомерно. При заключении соглашения были нарушены требования законов и иных правовых актов, в том числе бюджетного законодательства, регулирующих порядок предоставления средств из бюджета Ставропольского края, что повлекло незаконное расходование средств бюджета Ставропольского края на предоставление гранта лицу, не имеющему права на участие в конкурсном отборе и права на получение средств из бюджета края. Средства гранта предоставлены получателю, не соответствующему условиям, установленным пунктом 6 Порядка №185-п и, как следствие, не имеющему права на получение гранта.
Тот факт, что комиссией проведения конкурсного отбора не были выявлены нарушения, не свидетельствует о законности соглашения и наличии у Главы КФХ ФИО2 прав на получение средств гранта. Действия ФИО2, указавшего в заявке на участие в конкурсном отборе от 18.04.2016 №1, что он соответствует требованиям, предусмотренным разделом 3 Порядка конкурсного отбора, способствовали заключению соглашения с нарушением норм законов и иных правовых актов.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении спора суд должен был руководствоваться положениями пункта 2 статьи 179 ГК РФ несостоятелен, поскольку требование заместителя прокурора состоит в признании недействительной сделки, заключённой с нарушением требований законодательства (часть 2 статьи 158 ГК РФ). Требование о признании недействительной сделки, совершенной под влиянием обмана в соответствии со статьей 179 ГК РФ заместителем прокурора не заявлялось.
Указание в заявке на участие в конкурном отборе недостоверных сведений об отсутствии учредительства согласно Порядку № 185-п является одним из оснований для возврата средств гранта в соответствии с условиями заключенного соглашения.
Довод о том, что ФИО2 учредителем АО «Нива» стал автоматически, не понимая правового смысли своего статуса в результате последовательной реорганизации колхоза имени 20 Партсъезда в АО «Нива» не подтверждается какими-либо доказательствами. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, способом образования АО «Нива» является его создание, а не реорганизация. Основанием для регистрации данного юридического лица являлось, в том числе заявление о регистрации юридического лица при создании, учредительный договор, протокол собрания.
Согласно ответу акционерного общества «Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т.», представленному по запросу суда первой инстанции, в реестре владельцев ценных бумаг АО «Нива» (ИНН <***>) имеется лицевой счет гражданина ФИО2.
Принимая во внимание то, что в результате заключения вышеуказанного соглашения привело к нарушению законных интересов государства на адресное и целевое использование бюджетных средств, а также неопределенного круга лиц, сделка (соглашение, заключенное между Министерством сельского хозяйства Ставропольского края и Главой КФХ ФИО2 является недействительной в силу ничтожности.
Довод о том, что Прокурором пропущен срок на обращение в суд с настоящим исковым заявлением, подлежит отклонению.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Положениями статьи 197 ГК РФ предусмотрены специальные сроки исковой давности для отдельных видов требований. В частности, по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ). Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ определено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.
Оспариваемое соглашение заключено 23.05.2016, исковое заявление подано в арбитражный суд 24.04.2019, то есть, установленный пунктом 1 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по заявленному требованию не истек.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Прокуратуры, Министерства финансов Ставропольского края. Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. При этом судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта
Доводы жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятого по делу судебного акта, либо опровергнуть выводы суда.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.01.2020 по делу №А63-8033/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.А. Цигельников
Судьи Л.В. Афанасьева
М.У. Семенов