ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-93/16 от 05.04.2017 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

12 апреля 2017 года Дело №А22-3063/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2017 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Магомедовым У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Азов» Федерального дорожного агентства» на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.12.2016 по делу № А22-3063/2015 (судья Шевченко В.И.),

по заявлению закрытого акционерного общества «Белуга Проджектс Лоджистик»

к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог «Азов» Федерального дорожного агентства»,

об оспаривании действий (бездействия),

при участии в судебном заседании:

от Федерального казенного учреждения «Управление автомобильных дорог «Азов» Федерального дорожного агентства» - ФИО1 (доверенность от 09.01.2017);

от закрытого акционерного общества «Белуга Проджектс Лоджистик» - ФИО2 (доверенность от 10.06.2016), ФИО3 (доверенность от 02.09.2016).

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Белуга Проджектс Лоджистик» (далее-Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог «Азов» Федерального дорожного агентства» (далее-Ответчик, Управление) о признании незаконными действий директора Филиала № 2 ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Азов» Федерального дорожного агентства», выразившихся в изготовлении и направлении письма УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области о признании недействительными выданных специальных разрешений от 25.02.2015 № 0439416, 0439417, 0439418, 0439419 (далее – спорные разрешения) на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с указанием на необходимость их возврата; признании незаконным бездействия директора Филиала № 2 Управления, выразившегося в не рассмотрении обращений Общества от 25.06.2012 и 21.07.2015 и отсутствии ответа на обращения (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ).

Решением от 09.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2016, суд удовлетворил заявленные Обществом требования в части признания незаконным бездействия директора Филиала № 2 Управления, выразившегося в не рассмотрении обращений Общества от 25.06.2012 и 21.07.2015 и отсутствии ответа на обращения. В удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований суд отказал

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.09.2016 решение суда первой инстанции от 09.12.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд 1-й инстанции. Суду указано при новом рассмотрении дела исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц (в том числе довод Общества о нарушении оспариваемыми действиями учреждения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, учитывая, что основным видом его деятельности является организация перевозок грузов) с учетом норм главы 7 АПК РФ и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права. Кроме того учесть, что в соответствии с пунктом 8 статьи 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, тогда как в материалы дела представлены, в том числе незаверенные ксерокопии документов.

Решением от 08.12.2016 заявленные требования общества удовлетворены частично, суд признал незаконным действия управления, выразившиеся в направлении письма в УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области о признании недействительными выданных специальных разрешений № 0439416, 0439417, 0439418, 0439419 от 25.02.2015 на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от требований.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решении об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам; в связи с тем, что он не наделен правом выдавать испрашиваемые разрешения, так как данный участок автодороги находится за пределами его территории обслуживания. Действия Управления никак не повлияли на осуществление Заявителем предпринимательской деятельности в сфере организации перевозок грузов. Кроме того, по мнению Ответчика, заявление Общества было принято Арбитражным судом Республики Калмыкия к производству с нарушением правил подсудности, компетентным судом по рассмотрению настоящего дела является Арбитражный суд Ростовской области.

Общество в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность судебного решения.

В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные правовые позиции.

Изучив и оценив в ходе повторного пересмотра дела все материалы дела в совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела между Заявителем и ООО «Морская судоходная компания» (заказчик) заключен договор №1-МСК на транспортно-экспедиторское обслуживание, согласно которому Заявитель обязуется по поручению заказчика организовать выполнение транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой грузов заказчика.

В целях исполнения указанного договора и поручения заказчика на организацию перевозки технологического оборудования, состоящего из четырех единиц адсорбционных колонн, на объект строительства государственного значения «Турецкий поток» по маршруту: г.Волгоград - Краснодарский край. Крымский р-н, ст. Варениковская, площадка монтажа на КС «Казачья», Заявитель обратился в Филиал №2 ФКУ «Управления федеральных автомобильных дорог «Азов» с заявлением о выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, для осуществления движения на участке дороги г. Волгоград-п. Б. Чапурники. Р22 «Каспий» (а/д М 4 «Дон» - Тамбов - Волгоград-Астрахань). Подъезд к городу Элиста км. 36 - км. 44.

25.02.2015 филиалом №2 ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Азов» Заявителю были выданы специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов №№ 0439416, 0439417, 0439418, 0439419.

02.03.2015 Ответчик направил в УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области письмо, в котором указал, что разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов от 25.02.2015 №№ 0439416, 0439417, 0439418, 0439419 надлежит считать недействительными и вернуть их на исправление.

02.03.2015 движение транспортных средств Общества, осуществляющих перевозку груза на основании полученных специальных разрешений, было остановлено сотрудниками ГИБДД Волгоградской области, все указанные специальные разрешения были изъяты.

Общество, считая указанные действия, незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 4, 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Государственная услуга по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее-Закон №210-ФЗ) представляет собой деятельность по реализации функций соответствующего органа государственной власти при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Согласно частям 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

В силу частей 3 и 6 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, в том числе порядок установления постоянного маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве" утверждено соответствующее Положение (далее-Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положения Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

Согласно пункту 5.4 Положения Росавтодор осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями (подпункт 5.4.1); подготовку и представление в установленном порядке в Министерство транспорта Российской Федерации предложений о внесении изменений в перечни автомобильных дорог общего пользования федерального значения (подпункт 5.4 (1); выдает специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе в международном сообщении (подпункт 5.4 (6); принимает решение о прекращении в установленном порядке права оперативного управления подведомственных федеральных государственных учреждений в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности (подпункт 5.4 (9).

Положения Закона №210-ФЗ, на которые ссылается Заявитель, являются общими нормами. Специальным законодательством в рассматриваемой области является Приказ Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее-Порядок). Данный Порядок адресован неограниченному кругу заинтересованных лиц (первоначальный текст документа опубликован в издании "Российская газета", N 265, 16.11.2012), является и рассматривается в настоящее время как нормативный правовой акт, принятый компетентным органом (Минтрансом России) в соответствии с предоставленными ему полномочиями и введенный в действие надлежащим образом с соблюдением необходимых процедур (зарегистрирован в Минюсте России 11.10.2012 N 25656).

Еще одним специальным законодательством применительно к данному спору является Приказ Минтранса России от 28.03.2013 N 107 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении", согласно которому Административный регламент Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении (далее - Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - специальное разрешение), в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении.

В соответствии с пунктом 10 Регламента государственная услуга предоставляется Росавтодором.

Согласно пункту 11 Регламента Учреждениями, указанными в приложении N 1, в соответствии с закрепленными за ними автомобильными дорогами и территориями обслуживания осуществляется информирование о предоставлении государственной услуги и прием заявлений и документов, необходимых для получения государственной услуги.

Также, согласно пункту 16 Регламента Заявитель представляет в Росавтодор непосредственно или через учреждение заявление согласно образцу приложения N 2 к Порядку.

Согласно пункту 53 Регламента но выбору заявителя заявление подается в Росавтодор либо в учреждение, если маршрут перевозки начинается с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за учреждением. Соответствующая информация размещается па сайте Росавтодора. Росавтодор совместно с учреждением организует рассмотрение и согласование заявления в установленные Регламентом сроки.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 58 Регламента должностное лицо, ответственное за прием заявлений, в течение одного рабочего дня принимает одно из следующих решений: возвращает заявление и уведомляет заявителя о принятом решении; принимает заявление к регистрации и уведомляет заявителя о принятом решении.

Пунктом 61 Регламента установлено, что должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при рассмотрении представленных заявителем документов в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет:

1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту;

2) соответствие сведений, указанных в заявлении и документах, необходимых для предоставления государственной услуги, на соответствие техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

3) наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок) и информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

4) соблюдение требований к перевозке делимого груза.

Согласно пункту 13 Регламента результатом предоставления государственной услуги является: выдача специального разрешения; отказ в выдаче специального разрешения.

Пунктом 40 Порядка установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в выдаче специального разрешения. Одно из таких оснований закреплено в подпункте 1 пункта 40 Порядка, согласно которому уполномоченный орган не вправе согласно настоящему Порядку выдавать специальные разрешения по заявленному маршруту. Аналогичный перечень исчерпывающих оснований для отказа в предоставлении государственной услуги приведен в пункте 25 Регламента.

Получив от Ответчика специальные разрешения №№ 0439416, 0439417, 0439418. 0439419 от 25.02.2015 на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, Заявитель вправе был исходить из того, что уполномоченный орган действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Закона N 257- ФЗ и Порядка №258.

Ответчик заявляет о законности отзыва разрешений, ссылаясь на отсутствие у него полномочий по выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств Общества по заявленному маршруту, с указанием на Перечень (приложение к распоряжению Федерального дорожного агентства от 15.02.2013 № 161 -р).

Однако, распоряжением Росавтодора от 17.12.2014 № 2474-р «О прекращении права оперативного управления ФКУ Упрдор Москва-Волгоград на объекты федерального недвижимого имущества и закрепление их в оперативное управление ФКУ Упрдор «Азов» с 01.01.2015 прекращено право оперативного управления ФКУ Упрдор Москва-Волгоград на объекты Федерального недвижимого имущества, перечисленные в приложении к указанному распоряжению. С 01.01.2015 право оперативного управления на объекты, указанные в приложении к распоряжению от 17.12.2014 № 2474-р, закреплено за ФКУ Упрдор «Азов».

Согласно Перечню объектов Федерального недвижимого имущества за ФКУ Упрдор «Азов» в том числе закреплена автодорога общего пользования федерального значения: Волгоградская область Светлоярский, автодорога общего пользования федерального значения М-6 «Каспий» из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани. Подъезд к Элиста км. 36 - км. 44.

Соответственно, при обращении в Управление с заявлением о выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств по заявленному им маршруту Общество исходило из того, что в соответствии с распоряжением Росавтодора от 17.12.2014 № 2474-р маршрут перевозки начинается с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за учреждением.

Кроме того, суд учитывает следующее.

В силу пункта 16 Порядка согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог и органами управления ГИБДД ГУ МВД России в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В этом случае после согласования маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, всеми владельцами автомобильных дорог, входящих в указанный маршрут, уполномоченный орган оформляет специальное разрешение и направляет в адрес органа ГИБДД ГУ МВД России заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, которая состоит из оформленного специального разрешения с приложением копий документов и копий согласований маршрута транспортного средства (пункт 20 Порядка).

Наличие отметок органа ГИБДД ГУ МВД России о согласовании в соответствующих пунктах разрешений и подписание должностным лицом органа ГИБДД ГУ МВД России специального разрешения позволяет говорить о согласовании маршрута движения транспортного средства органом органа ГИБДД ГУ МВД России (пункт 21 Порядка). При этом орган ГИБДД ГУ МВД России, в данном случае, является конечным звеном согласующих организаций при оформлении специального разрешения.

Ответчиком представлены надлежаще заверенные светокопии отозванных им специальных разрешений, из которых следует надлежащее соблюдение пункта 21 Порядка о согласовании маршрута движения транспортных средств Общества по заявленному им маршруту органом ГИБДД ГУ МВД России, что также подтверждает незаконность действий Управления по отзыву данных разрешений.

С учетом вышеуказанных норм права и распоряжения от 17.12.2014 № 2474-р у Филиала № 2 Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Азов*' Федерального дорожного агентства" отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 40 приказа Министерства транспорта России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляемого перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", пунктом 25 приказа Министерства транспорта России от 28.03.2013 N 107 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или но территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении" для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче специального разрешения.

Поскольку специальные разрешения на движение были выданы в установленные законом сроки, то их отзыв по формальным признакам - «надлежит считать недействительными и вернуть их на исправление" - фактически представляет собой необоснованный отказ в выдаче данных разрешений, так как действующим законодательством не предусмотрена процедура отзыва (аннулирования) выданных специальных разрешений.

При этом, Управление не пояснило суду, что означала формулировка - «вернуть их на исправление».

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и о признании незаконными действий управления, выразившихся в направлении письма в УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области о признании недействительными выданных специальных разрешений от 25.02.2015 № 0439416, 0439417, 0439418, 0439419 на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Доводы заявления рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, а изложенные в апелляционной жалобе доводы не нашли фактического подтверждения.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.12.2016 по делу № А22-3063/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий М.У. Семенов

Судьи Л.В. Афанасьева

Д.А. Белов