ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-958/19 от 28.07.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                      Дело  №А25-1942/2018

30.07.2020

Резолютивная часть постановления объявлена  28.07.2020.

Полный текст постановления изготовлен 30.07.2020.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Гипскарьерстрой» - ФИО1 по доверенности от 06.08.2019 №34АА2885666, от Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики – ФИО2 по доверенности от 09.01.2020 №01-1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гипскарьерстрой» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.05.2020 по делу №А25-1942/2018 (судья Биджиева Р.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гипскарьерстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>), Совету Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании бездействия незаконными,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ГипсКарьерСтрой» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением: о признании незаконным бездействия Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - Администрация), выразившегося в нерассмотрении обращения Общества от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики; о признании незаконным бездействия Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившегося в не рассмотрении обращения Общества от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики; об обязании Администрации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта разработать изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территорий Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:06:0010301:62; 09:06:0010202:14 (далее – земельные участки Общества) для последующего перевода земель Общества в земли промышленности и представить их на утверждение в Совет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики; об обязании Совета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в месячный срок со дня представления Администрацией утвердить изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территорий Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков Общества для последующего перевода в земли промышленности.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.01.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019, заявленные требования Общества удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.11.2019 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.01.2019 и постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики. Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью установления фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, принятия находящего вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств. Суд кассационной инстанции указал, что следует установить факт получения Советом района заявления Общества от 08.06.2018, наличие в нем основанного на законе требования Общества к Совету Зеленчукского района; нарушение прав Общества возможным отсутствием ответа Совета Зеленчукского района на заявление от 08.06.2018. Установить и раскрыть взаимную связь между обжалуемым бездействием Совета Зеленчукского района по нерассмотрению заявления от 08.06.2018, и возложенной на Совет Зеленчукского района обязанностью, обусловленной будущими действиями Администрации района по представлению на утверждение изменений в схему территориального планирования района. Также обосновать связь между отсутствием ответа на обращение от 08.06.2018, факт поступления которого Администрация не оспаривает, и наличием у Администрации обязанности разработать по данному заявлению общества изменения в схему территориального планирования района. Исследовать должным образом существо заявления Общества от 08.06.2018 №85н/18, в котором изложено требование о внесении изменений в схему территориального планирования района в части перспективного развития территории Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков, для последующего перевода земель Общества в земли промышленности. Проверить возможность квалифицировать содержание письма Общества от 08.06.2018 №85н/18 в качестве предложения представить в орган местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования района, установить из него, какую часть схемы территориального планирования района, и каким образом, Общество предлагает изменить. Привести нормативное обоснование для признания обязательным для органов местного самоуправления реализацию предложения Общества о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района, при этом учесть закрепленный в части 7 статьи 20 Градостроительного кодекса РФ, в части 10 статьи 9 Закона № 50-РЗ, способ защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков, нарушенных в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, обсудить наличие препятствий для его использования Обществом. Выяснить вопрос о том, что документы территориального планирования муниципальных образований в Карачаево-Черкесской Республике разрабатываются уполномоченными органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции предложил лицам, участвующих в деле, представить письменные пояснения по доводам требований и возражений с учетом обязательных указаний, содержащихся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.11.2019, в том числе, дополнительные доказательства.

От Общества поступил отказ от исковых требований от 19.05.2020 №50н/20 к Совету Зеленчукского муниципального района и прекращении производства по делу в этой части. Общество поддержало требования к Администрации, просит: признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в нерассмотрении обращения Общества от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики; в целях восстановления нарушенного права просит обязать Администрацию в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта разработать изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территории Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков, для последующего перевода земель Общества в земли промышленности и представить их на утверждение в Совет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Решением суда от 26.05.2020 принят отказ Общества от части исковых требований, производство по делу в этой части прекращено. Отказано в удовлетворении исковых требований Общества к Администрации в части: признания незаконным бездействия Администрации, выразившегося в не рассмотрении обращения Общества от 08.06.2018 №85н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики; обязании Администрации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта разработать изменения в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в части перспективного развития территорий Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков, для последующего перевода земель Общества в земли промышленности и представить их на утверждение в Совет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Представитель Администрации возразил по существу доводов Общества, просит оставить решение суда без изменения. Считает доводы Общества не подлежащими удовлетворению.

Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей Общества и Администрации, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество имело лицензию ЧЕР80029ТР от 30.04.2008 об условиях пользования недрами для геологического изучения, добычи и переработки гипсов на участке Зеленчукского проявления, расположенного в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики. Согласно пункту 6.8 лицензионного соглашения Обществу в срок до 01.05.2015 надлежало провести в необходимых объемах перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. В границах горного отвода месторождения гипсового камня Зеленчукского проявления расположены земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности (с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70, 09:06:0010301:68, 09:06:0010301:74, 09:06:0010301:75, 09:06:0010301:64, 09:06:0010301:67, 09:06:0010301:65, 09:06:0010301:63, 09:06:0010301:62), а также земельный участок, принадлежащий на праве аренды (с кадастровым номером 09:06:0010202:14), относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

04.12.2012 между Правительством Карачаево-Черкесской Республики и правопредшественником Общества заключено Соглашение №111 о взаимодействии при реализации инвестиционного проекта по организации добычи и дробления гипсового камня на участке Зеленчукского проявления, строительству комплекса по производству строительных материалов на основе гипсового вяжущего в Зеленчукского районе Карачаево-Черкесской Республики (далее – Соглашение). По условиям пункта 2.1.5 Соглашения Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло на себя обязательство в соответствии с действующим законодательством содействовать переводу земель в границах месторождения гипсового камня из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для организации добычи полезных ископаемых (гипса).

17.12.2014 Общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70, 09:06:0010301:68, расположенных по адресу: КЧР, Зеленчукский район, участок СПК «Исправная», поля № 20 и 68 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, спорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых (гипса), приложив необходимый пакет документов, в ом числе проект рекультивации земель.

Письмами Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 26.02.2015 и от 02.12.2015 Обществу отказано в удовлетворении ходатайства о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее – земли промышленности) для организации добычи полезных ископаемых (гипса), ввиду несоответствия испрашиваемого целевого назначения участков утвержденным документам территориального планирования.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 07.11.2017 по делу № А25-914/2015 Обществу отказано в признании незаконными решений Министерства, изложенных в вышеназванных письмах от 26.02.2015 и от 02.12.2015.

08.06.2018 Общество обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР с заявлением от 08.06.2018 № 86н/18 о внесении изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР в части перспективного развития территории Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 09:06:0010301:70; 09:06:0010301:68; 09:06:0010301:74; 09:06:0010301:75; 09:06:0010301:64; 09:06:0010301:67; 09:06:0010301:65; 09:06:0010301:63; 09:06:0010301:62; 09:06:0010202:14 для последующего перевода земель общества в земли промышленности (т.1, л.д.24-25). Письмо от 08.06.2018 №85н/18 направлено в адрес Администрации района и Совета района. Заявление Общества Администрацией по существу не было рассмотрено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, с учетом указаний суда кассационной инстанции, исходил из следующего.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пункт 8 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) определяет возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе Схемы территориального планирования муниципальных районов. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в Схему территориального планирования муниципального района (часть 8 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9 и 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 9 статьи 20 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом деле, земельные участки Общества отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, пользование, владение и распоряжение ими, как землями сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Положениями земельного законодательства, допускается использование земель наряду с целевым назначением для иных целей, но только при соблюдении принципа сохранения целевого использования земельных участков (пункт 2 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ).

Решением Совета Зеленчукского муниципального района от 13.04.2013 №267 утверждена Схема территориального планирования муниципального района.

Схема территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР, состоит из двух текстовых документов и десяти графических схем. В материалы дела представлена копия Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР «Положение о территориальном планировании» инв. №3509 (л.д.98 т.3) и схема современного использования территории Зеленчукского муниципального района КЧР (опорный план) (несекретная часть) инв. № 7925.

Из сведений, содержащихся в представленной Схеме территориального планирования Зеленчукского муниципального района, письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 24.07.2017, с приложением карты градостроительного зонирования Исправненского сельского поселения, усматривается, что спорные земельные участки Общества располагаются на участке территории, планируемом к использованию в качестве земель сельскохозяйственного назначения.

Как указано выше, Общество 08.06.2018 обратилось в Администрацию с заявлением №85н/18 о внесении изменений в Схему территориального планирования в части перспективного развития территории Зеленчукского месторождения гипса в границах земельных участков. Обращение Общества Администрацией не было рассмотрено, решение не принято.

Вместе с тем, содержание письма Общества от 08.06.2018 №85н/18 не позволяет признать его в качестве предложения Администрации о внесении изменений в Схему территориального планирования муниципального района (часть 8 статьи 20 ГрК РФ). Из содержания письма Общества не представляется возможным установить какую часть Схемы территориального планирования района и каким образом, Общество предлагает изменить.

Кроме того, Общество не обосновало, связь между отсутствием ответа Администрации на обращение от 08.06.2018, и наличие у Администрации обязанности разработать по данному заявлению Общества изменения в Схему территориального планирования района.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции о признании заявленных требований Общества не подлежащими удовлетворению.

Обществом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым бездействием Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и норм права, регулирующих спорные правоотношения, приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствует совокупность оснований для удовлетворения заявленных требований, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

При данных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.05.2020 по делу №А25-1942/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              И.А. Цигельников

Судьи                                                                                                           Л.В. Афанасьева

                                                                                                                       Н.В. Макарова