ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-­­­­­­­­­­­­­­­506/07(2) от 25.08.2008 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело №А63-4887/2006-С4

29 августа 2008 г. Регистрационный номер

апелляционного производства 16АП-­­­­­­­­­­­­­­­506/07(2)

Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2008,

дата изготовления постановления в полном объеме 29.08.2008

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Жукова Е.В., Сулейманова З.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, представитель – ФИО2 – доверенность б/н от 09.06.07г.

рассмотрев апелляционную жалобу

индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2008 по делу №А63-4887/2006-С4

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по г.Ессентуки, Министерству имущественных отношений по Ставропольскому краю, Комитету по муниципальной собственности города-курорта Ессентуки, Министерству финансов Ставропольского края

третье лицо – Управление федерального казначейства по Ставропольскому краю,

о возврате излишне уплаченного налога в сумме 12 492 рублей 30 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 платежными поручениями от 05.02.03 №4 на сумму 1 705 рублей, от 05.02.03 №3 на сумму 8 860 рублей, от 02.04.03 № 9 на сумму 427 рублей, от 23.09.03 № 31 на сумму 284 рубля 67 копеек, от 23.09.03 №32 на сумму 1 215 рублей 63 копейки уплатил налог на добавленную стоимость за 2003 год, подлежащий уплате при перечислении арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности. При заполнении платежных поручений предприниматель неверно указал код бюджетной классификации (КБК 2010201 «Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения»), вместо КБК 1020100 «Налог на добавленную стоимость», в результате чего перечисленные денежные средства по назначению не поступили.

Предприниматель обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №10 по г. Ессентуки с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Письмом от 14.09.05 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по г. Ессентуки сообщила, что по данному вопросу необходимо обратиться в Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки. Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки сообщил, что денежные средства на сумму 12 492 рубля 30 копеек на соответствующий счет не поступали.

Сумма налога на добавленную стоимость индивидуальным предпринимателем ФИО1 уплачена повторно.

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ессентуки (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Ставропольскому краю), выразившегося в не возврате излишне уплаченного налога и обязании налоговой инспекции возвратить из бюджета 12 492,30 руб. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 2003 год (с учетом уточнения).

Решением от 24.04.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.07, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением кассационной инстанции от 19.09.07 решение суда и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Кассационная инстанция указала, что при новом рассмотрении дела суду следует также учесть разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России и Минимущества России от 11.07.03 № 03-01-01/07-214. Согласно данному письму возврат излишне уплаченных сумм, а также уточнение (выяснение) сумм, поступивших на счета органов Федерального казначейства Минфина России от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, до утверждения соответствующего нормативного правового акта Минфина России производится на основании решения органа Минимущества России по субъекту Российской Федерации, осуществляющего контроль за поступлением платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Возврат плательщику указанных поступлений может быть осуществлен на основании решений соответствующего администратора. Суду первой инстанции следовало воспользоваться предоставленным ему статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ правом на замену ненадлежащего ответчика надлежащим и с учетом положений указанной статьи разрешить спор.

В связи с несогласием заявителя на замену ответчика Межрайонной ФНС России №10, г. Ессентуки на Министерство финансов Ставропольского края, определением от 01.11.07 Министерство финансов Ставропольского края привлечено к участию в качестве второго ответчика.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом привлечены в качестве ответчиков Министерство имущественных отношений по Ставропольскому краю и Комитет по муниципальной собственности города-курорта Ессентуки.

По ходатайству сторон привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю (отделение по г. Ессентуки).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.06.08г. в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействие Межрайонной инспекции ФНС России №10 по Ставропольскому краю, г. Ессентуки, выразившееся в не возврате денежных средств и обязании налоговой инспекции возвратить из бюджета 12 492,30 руб. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость за 2003 год отказано. Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки обязан принять решение о возврате предпринимателю ФИО1, г. Ессентуки излишне уплаченных сумм в размере 12 492,30 руб. Принимая решение, суд исходил из следующего.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке, учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами, в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнении) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению) (статья 40 Бюджетного кодекса РФ).

В связи с тем, что спорные денежные суммы не были перечислены в федеральный бюджет и налоговый орган не является администратором поступлений неналоговых доходов, требования заявителя о признании незаконным бездействия МРИ ФНС России №10 по Ставропольскому краю, г. Ессентуки, выразившегося в не возврате денежных средств и обязании налоговой инспекции возвратить ошибочно уплаченные денежные средства в сумме 12 492,30 руб. оставлены без удовлетворения.

Поскольку администратором поступлений по коду 602111050100040000120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков» утвержден Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки, то спорные денежные суммы должны быть возвращены по решению вновь назначенного администратора поступлений - Комитета муниципальной собственности г. Ессентуки.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.06.08г., индивидуальный предприниматель ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования, ссылаясь на следующее.

Суд первой инстанции принял решение в отношении двух ответчиков, в отношении остальных ответчиков решение не принято.

Поскольку денежные средства переведены в счет оплаты налога на добавленную стоимость, администратором которого является налоговая инспекция, то переплату по налогу должна возмещать налоговая служба.

Налог на добавленную стоимость относится к категории федеральных, следовательно, комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки не имеет правовых оснований производить его возврат.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по г. Ессентуки просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки просит апелляционную жалобу удовлетворить, поскольку налог на добавленную стоимость относится к категории федеральных, следовательно, Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки не имеет правовых оснований производить его возврат.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что при заполнении платежных поручений предприниматель неверно указал код бюджетной классификации (КБК 2010201 «Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения»), вместо КБК 1020100 «Налог на добавленную стоимость», в результате чего перечисленные денежные средства по назначению не поступили.

Согласно письма Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю №14-154/163 от 12.04.07г. уплаченные предпринимателем платежи с КБК 2010201 в полном объеме были зачислены в доход бюджета Ставропольского края.

Согласно приложения 3 «Классификация доходов бюджетов Российской Федерации» к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции действовавшей в спорный период) код 2010201 - «Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения».

Приложением 2 к Указаниям о порядке применения бюджетной класси­фикации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2002 №127н установлено, что код бюджетной классификации 2010201 относится к арендной плате за земли сельскохозяйственного назначения.

В приложении 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной класси­фикации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 № 114н содержится Таблица соответствия кодов классификации доходов бюджетов Российской Федера­ции, действовавшей в 2004 году, кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации, вступающей в действие с 01 января 2005 года, со­гласно которой КБК 2010201 соответствует КБК 000 1 11 05011 03 0000 120.

Согласно решению Совета Города Ессентуки от 11.03.2008 и приложения 3 к нему, администратором поступле­ний по коду 111050100040000120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных зе­мельных участков» утвержден Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки.

Таким образом, в настоящий момент администратором поступле­ний по коду 111050100040000120, ранее код 2010201 является Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Из указанных норм следует, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Согласно пункту 3 письма №02-05-03/2221 от 21.07.05г. Министерства Финансов Российской Федерации возврат (зачет) платежей, а также администрирование задолженности, относящихся к периоду исполнения функций администрирования (до 1 января 2005 года исполнения функций начисления и контроля) по доходному источнику иным органом государственной власти, осуществляются вновь утвержденным в качестве администратора органом государственной власти.

Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.

Таким образом, возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм по коду 111050100040000120, ранее код 2010201 производится на основании распоряжения вновь утвержденного администратора поступлений в бюджет - Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно обязал Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки принять решение о возврате предпринимателю ФИО1 излишне уплаченных сумм в размере 12 492,30 рублей и отказал в требованиях к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по г. Ессентуки, поскольку спорные денежные суммы не были перечислены в федеральный бюджет и налоговый орган не является администратором поступлений неналоговых доходов.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что денежные средства переведены в счет оплаты налога на добавленную стоимость, администратором которого является налоговая инспекция, то переплату по налогу должна возмещать налоговая служба арбитражным апелляционным судом не принимается, поскольку фактически денежные средства поступили в доход Ставропольского края по коду 2010201 «Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения», администратором которого налоговый орган не является.

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет.

Что касается доводов жалобы о не указании судом в решении выводов по требованиям в отношении всех ответчиков, то они являются обоснованными ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, по делу в качестве ответчиков участвовали Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №10 по г. Ессентуки, Министерство имущественных отношений по Ставропольскому краю, Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки, Министерство финансов Ставропольского края.

Суд удовлетворил требования к Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки и отказал в удовлетворении требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по г. Ессентуки, не указав об отказе в удовлетворении требований в отношении Министерства имущественных отношений по Ставропольскому краю и Министерства финансов Ставропольского края, в то время как из решения следует, что требования к указанным ответчикам судом не удовлетворены. Поэтому резолютивная часть решения должна быть дополнена выводами об отказе в удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений по Ставропольскому краю и Министерству финансов Ставропольского края.

Это обстоятельство не влияет на правильность принятого судом решения, а потому не может является основанием к его отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2008 по делу №А63-4887/2006-С4 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть (после первого абзаца) решения Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2008 следующими словами: «В удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений по Ставропольскому краю и Министерству финансов Ставропольского края отказать».

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий С.А. Параскевова

Судьи Е.В. Жуков

З.М. Сулейманов