ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10401/2022-ГК от 27.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 01 /2022-ГК

г. Пермь

30 сентября 2022 года                                                      Дело № А50-167/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,

судей Дружининой О.Г., Ушаковой Э.А., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харисовой А.И.,

при участии:

от истца: Жуйкова Т.М., паспорт, доверенность от 09.07.2021, диплом;

от ответчика: Ширманов Д.А., паспорт, доверенность от 16.12.2021, диплом.

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобуответчика, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 28 июня 2022 года

по делу № А50-167/2022

по иску Государственного краевого бюджетного учреждения «Управление по эксплуатации административных зданий» (ОГРН 1045900115106, ИНН 5902293107)

к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (ОГРН 1027739610018, ИНН 7729050901)

о взыскании понесенных расходов, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Государственное краевое бюджетное учреждение "Управление по эксплуатации административных зданий" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее – академия, ответчик) о взыскании расходов в размере 5 318 994 руб. 29 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 682 764 руб. 27 коп. с их последующим начислением по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ, и принятых судом к рассмотрению).

Решением суда от 28.06.2022 иск удовлетворен.

Решение суда от 28.06.2022 обжаловано академией в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик указал, что дело № А50-25240/2020 не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора, поскольку дело № А50-25240/2020 и настоящее дело значительно отличаются друг от друга по степени содержания информации и наполненности объективными возражениями, истцом был применен двойной расчет платы за места общего пользования, в решении по делу №А50-25240/2020 нет упоминаний об оценке доводов возражений по применению двойной оплаты за места общего пользования, при рассмотрении дела №А50-25240/2020 судом не разъяснено, почему им приняты доводы истца в виде применения приказов (№СЭД-01-41-99 от 20.12.2019, №130 от 30.12.2019), которые изданы в декабре 2019 года, устанавливающие процент рентабельности и накладных затрат, которые условием договора не предусмотрены, не рассмотрен довод о том, что расчет должен производиться за фактически используемое потребителем имущество, судом при рассмотрении дела №А50-167/2022 необоснованно был отклонен контррасчет ответчика.

Ответчик полагает, что истцу необходимо было предоставить документы, подтверждающие отсутствие расходования субсидии на расходы истца в период 2019 года, так как по заявленным требованиям расходы должны быть фактически понесены истцом и подтверждены надлежащим образом.

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее удовлетворения.

В дополнении к апелляционной жалобе, представленном в судебном заседании, ответчик указывает, что за истцом не закреплено право взыскивать фактически понесенные расходы по своим прямым обязанностям. Отмечает, что истец получает от арендатора арендную плату за переданное в аренду имущество, которая покрывает расходы, также учреждение получает субсидии на содержание площадей, предоставленных на безвозмездной основе. Истцом не были соблюдены рекомендации Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 в части правильности формирования перечней, наименований услуг, их детализации.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Считает решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, учреждение осуществляет владение и пользование административным зданием, находящимся по адресу: г. Пермь, бульвар Гагарина, д. 10, на праве оперативного управления, что подтверждено свидетельствами от 25.11.2013 N 59-БД 086493, от 25.11.2013 N 59-БД 086573.

Между учреждением (арендодатель) и академией (арендатор) заключен договор аренды от 01.09.2016 № 124, по условиям которого ответчику предоставлены во временное владение и пользование нежилые помещения в зданиях по адресу г. Пермь, бульвар Гагарина, д. 10, площадью 2 683,50 кв. м.

В соответствии с пунктом 3.2 договора аренды арендодатель обязан в течение 5 рабочих дней с даты подписания договора заключить с арендатором договор об оказании эксплуатационных услуг, работ и возмещения стоимости услуг, работ.

На основании пункта 3.3.3 договора аренды арендатор обязан оплачивать эксплуатационные услуги, работы, возмещать стоимость услуг, работ, связанных с использованием, эксплуатацией, содержанием имущества, мест общего пользования и прилегающей территории в порядке и на условиях, определенных договором об оказании эксплуатационных услуг, работ и возмещении стоимости вышеуказанных услуг, работ, заключаемым с арендодателем.

В соответствии с условиями договора аренды 01.09.2016 N 124 между истцом и ответчиком заключен договор от 09.01.2017 N БГ-4/17 об оказании эксплуатационных услуг и организации возмещения стоимости потребляемых коммунальных услуг.

По условиям договора истец обеспечивает предоставление эксплуатационных услуг, а ответчик обязуется оплачивать оказанные услуги (пункт 1.1 договора). В целях настоящего договора под оказанием эксплуатационных услуг понимается обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации здания, в том числе помещений, указанных в перечне (приложение N 1) (пункт 1.2 договора).

В соответствии с разделом 2 договора под эксплуатационными услугами понимается совокупность услуг:

- по содержанию и эксплуатации всех инженерных систем и оборудования здания, непрерывно связанных с обеспечением оказания коммунальных услуг, обеспечением охранной и пожарной безопасности здания;

- по содержанию здания и прилегающей к нему территории в надлежащем состоянии, в том числе: ежедневной уборке помещений, придомовой территории, очистке территории и кровли от снега по сезону, проведении ремонтных работ помещений, конструкций здания и придомовой территории, услуги по дератизации и дезинфекции здания, вывозу мусора;

- по обеспечению охранной безопасности здания и придомовой территории, в том числе организации работы контрольно-пропускного пункта в здании;

- по иным обязательствам, работам, непрерывно связанным с оказанием эксплуатационных услуг в здании.

Между сторонами подписано дополнительное соглашение от 29.12.2017 к договору от 13.02.2017 N БГ-4/17, в соответствии с которым согласована стоимость услуг на 2018 год в сумме 675 389 руб. 18 коп. в месяц, в том числе НДС.

Дополнительным соглашением от 23.03.2020 N 1 к договору от 13.02.2017 N БГ-4/17 согласована стоимость услуг на 2020 год.

Вместе с тем, стоимость услуг на 2019 год сторонами согласована не была, соответствующее соглашение между сторонами не подписано.

Истцом произведен расчет фактически понесенных им затрат на содержание помещений, занимаемых ответчиком, которые предъявлены на основании части 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий договора.

Направленная в адрес ответчика претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность по фактическим расходам истца, оставлена без удовлетворения, что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.

Спорные правоотношения возникли на основании заключенного договора аренды от 01.09.2016 N 124.

На основании статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет, текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В соответствии с Уставом учреждения оно осуществляет свою деятельность в целях обслуживания и содержания недвижимого имущества (в том числе временно неиспользуемого), закрепленного за учреждением на праве оперативного управления в исправном и технически безопасном состоянии в режиме, создающем необходимые условия для работы сотрудников органов государственной власти Пермского края, а также для граждан, посещающих органы государственной власти Пермского края, находящиеся в этих зданиях, содержания земельных участков, закрепленных за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, обеспечения общественной безопасности в вышеуказанных зданиях, контроля за их техническим состоянием, проведения текущего и капитального ремонта.

Для достижения указанных целей учреждение вправе осуществлять: - основные виды деятельности: обслуживание вышеуказанных зданий и сооружений, в том числе: комплексная уборка, материально-техническое обеспечение, санитарное и бытовое обслуживание, предоставление коммунальных услуг, проектирование, проведение текущих и капитальных ремонтов, реконструкции, благоустройство земельных участков, обеспечение общественной безопасности; приобретение автотранспортных средств, а также содержание и обслуживание закрепленных за учреждением на праве оперативного управления автотранспортных средств (материально-техническое обеспечение) и др.; - иные виды деятельности: передача в аренду недвижимого имущества, не используемого для размещения органов государственной власти Пермского края; оказание юридическим лицам услуг по комплексной уборке, санитарному и бытовому обслуживанию, предоставлению коммунальных услуг.

Доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, поступают в оперативное управление учреждения. Распоряжение краевым имуществом, приобретаемым учреждением за счет предусмотренной настоящим Уставом приносящей доход деятельности, осуществляется учреждением самостоятельно. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: краевое имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; бюджетные поступления в виде субсидий; имущество, приобретенное учреждением по сделкам; денежные средства от осуществления разрешенной по настоящему Уставу приносящей доход деятельности.

Пунктом 3.5 Устава определено, что имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, может предоставляться в аренду, безвозмездное пользование сторонним организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края. В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за учреждением, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем и уполномоченным органом не осуществляется.

В соответствии с уставом, учреждение выполняет работы, оказывает услуги физическим и юридическим лицам по ценам, устанавливаемым учреждением, в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Заявляя иск учреждение указывало на то, что в соответствии с договором аренды помещений, расположенных по адресу: бульвар Гагарина, д. 10, г. Пермь, в течение всего 2019 года ответчику оказывались эксплуатационные услуги, от которых ответчик не отказывался и принимал их в полном объеме, что в том числе подтверждается письмами  ответчика: от 12.12.2019 №141/01-07-644 о прекращении части эксплуатационных услуг в одностороннем порядке, от 20.04.2020 №141/01-07/253 о перерасчете стоимости услуг за помещение в связи с дистанционным режимом работы ответчика, от 17.07.2020 №141/01-07/420 о расчета задолженности.

В соответствии с предоставленными учреждением документами,  истцом был произведен расчет его затрат за период с февраля по декабрь 2019 года, которые составили 5 318 994,29 руб. и были рассчитаны из количества квадратных метров занимаемой ответчиком площади, с учетом коэффициента использования мест общего пользования и состоят из: прямых затрат - фонда оплаты труда (далее - ФОТ) работников, непосредственно связанных с оказанием услуг на объекте, накладных расходов (30%), рентабельности 25%, НДС 20%, услуг сторонних организаций:

за февраль 2019 составили  468 909,43 руб. (прямые затраты - 211191,45 руб., накладные расходы - 63 357,44 руб., рентабельность - 68 643,93 руб., НДС 20% - 68 638,56 руб., услуги сторонних организаций - 57 078,05 руб.);

за март 2019  составили 516 831,37 руб. (прямые затраты - 248 089,58 руб., накладные расходы - 74 413,46 руб., рентабельность - 80 639,17 руб., НДС 20 % - 80 628,44 руб., услуги сторонних организаций - 33 060,72 руб.);

за апрель 2019 составили 488 053,51 руб. (прямые затраты - 235 423,46 руб., накладные расходы - 70 629,72 руб., рентабельность - 76 506,58 руб., НДС 20 % - 76 511,95 руб., услуги сторонних организаций - 28 981,80 руб.);

за май 2019 составили 518 538,08 руб. (прямые затраты - 251 685,46 руб., накладные расходы - 75 513,69 руб., рентабельность - 81 793,09 руб., НДС 20 % - 81 798,45 руб., услуги сторонних организаций - 27 747,39 руб.);

за июнь 2019 составили 567 780,30 руб. (прямые затраты - 268 135,32 руб., накладные расходы - 80 424,50 руб., рентабельность - 87 133,24 руб., НДС 20 % - 87 138,61 руб., услуги сторонних организаций - 44 948,63 руб.);

за июль 2019 составили 467 269,49 руб. (прямые затраты - 196 705,40 руб., накладные расходы - 59 008,67 руб., рентабельность - 63 928,53 руб., НДС 20 % - 63928,52 руб., услуги сторонних организаций - 83 698,37 руб. Согласно письму от 19.06.2019 № 141/01-07/114 опечатаны кабинеты и произведен перерасчет стоимости ежедневной уборки помещений, мест общего пользования;

за август 2019 составили 399 749,95 руб. (прямые затраты - 177 668,57 руб., накладные расходы - 53 296,74 руб., рентабельность - 57 747,72 руб., НДС 20 % - 57742,61 руб., услуги сторонних организаций - 53 294,31 руб. Согласно письму от 19.06.2019 № 141/01-07/114 опечатаны кабинеты и произведен перерасчет стоимости ежедневной уборки помещений, мест общего пользования;

за сентябрь 2019  составили 437 576,89 руб. (прямые затраты - 188 435,37 руб., накладные расходы .- 56 541,35 руб., рентабельность - 61 237,47 руб., НДС 20 % - 61 242,84 руб., услуги сторонних организаций - 70 119,86 руб.);

за октябрь 2019 составили 554 679,45 руб. (прямые   затраты   -  252 839,37   руб.,   накладные  расходы   -   75 835,71   руб., рентабельность - 82 168,77 руб., НДС 20 % - 82 168,77 руб., услуги сторонних организаций - 61 666,83 руб.);

за ноябрь 2019 составили 428 764,27 руб. (прямые затраты - 194 607,42 руб., накладные расходы - 58 392,96 руб., рентабельность - 63 223,26 руб., НДС 20 % - 63 244,73 руб., услуги сторонних организаций - 49 295,90 руб.);

за декабрь 2019 составили 470 841,55 руб. (прямые затраты - 208 454,28 руб., накладные расходы - 62 552,39 руб., рентабельность - 67 758,37 руб., НДС 20 % - 67 753,01 руб., услуги сторонних организаций - 64 323,50 руб.

Согласно уведомлению от 06.12.2019 № 1345, с 09.12.2019 услуги по уборке помещений академии не оказываются, в связи с чем произведен перерасчет стоимости ежедневной уборки помещений, мест общего пользования.

Согласно Письму Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", рекомендуется установление цен и тарифов на платные услуги так, чтобы оплата покрывала издержки учреждения на оказание данных услуг. В этих целях определение цен (тарифа) на оказание платных услуг рекомендуется основывать на информации о себестоимости оказания платных услуг с учетом прямых затрат, а также косвенных (накладных, общехозяйственных) затрат, которые должны быть отнесены на себестоимость оказания платных услуг.

Размер накладных расходов нормативными актами не установлен. Каждое учреждение самостоятельно определяет их уровень, в зависимости от специфики деятельности, анализе фактических данных за предыдущие периоды.

При расчете стоимости расходов на оказание эксплуатационных услуг истец руководствовался Приказом Учреждения от 15.08.2018 N 103/1 "Об утверждении положения об организации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в учреждении, который не противоречит и соответствует Приказу Аппарата Правительства Пермского края от 20.12.2019 N СЭД-01-41-99 "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственного краевого бюджетного учреждения "Управление по эксплуатации административных зданий", оказываемые им сверх установленного государственного задания", Приказу истца от 31.12.2019 N 130 "Об утверждении Положения об организации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в государственном краевом бюджетном учреждении "Управление по эксплуатации административных зданий", в котором также установлен объем накладных затрат в размере 30% от прямых затрат, предельный уровень рентабельности в размере 25% и учетной политики истца, утвержденной приказом от 31.10.2018 N 140 (далее - учетная политика), в которой регламентированы виды расходов Учреждения (пункт 4.7).

Учетная политика разрабатывается учреждением во исполнение Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

Пунктом 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности: материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

В спорный период часть услуг по договору аренды и по эксплуатации помещений осуществлялось собственными силами истца, что повлекло затраты на выплату заработной платы сотрудникам, начисление им стимулирующих выплат и премий.

Пунктом 4.7.2 учетной политики учреждения установлено, что расходы при оказании работ/услуг делятся на прямые и накладные. Прямыми затратами признаются: все материальные расходы, участвующие в процессе оказания работ/услуг; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания работ/услуг (кроме административно-управленческого персонала); начисленные суммы амортизации по основным средствам, используемым в процессе оказания работ/услуг.

Так, к прямым расходам учреждением отнесено: ФОТ работников, непосредственно связанных с оказанием услуг на объекте, и услуги сторонних организаций, выполняющих услуги в целях содержания, эксплуатации объекта. Расчет произведен от занимаемой ответчиком общей площади с учетом мест общего пользования.

В качестве доказательств, подтверждающих произведенные истцом затраты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуг на объекте, представлены журнал операций N 6 расчетов по оплате труда (табели учета использования рабочего времени); реестры зачислений заработной платы ПАО Сбербанк, платежные поручения отчислений на заработную плату.

Также истцом представлены приказы о приеме на работу лиц, занимающих данные должности.

Услуги сторонних организаций подтверждаются заключенными договорами с подтверждающими актами оказания услуг: № 118000161-СМП от 01.01.2019, №118000126 от 01.01.2019, № 118000146 от 14.01.2019, № 118000154 от 22.01.2019, № 118000163 от 30.01.2019, №119000037-СМП от 14.05.2019, № 119000057-СМП от 10.06.2019, № 0156200009919000133 от 10.06.2019, № 119000094-СМП от 15.07.2019, № 119000112-СМП от 09.08.2019, № 118000065-СМП от 10.09.2018, № 119000143-СМП от 11.09.2019, № П9000173-СМП от 31.10.2019, № 0156200009919000867 от 26.11.2019, № 4/201 от 30.04.2020.

Согласно расчету истца, сумма прямых затрат учреждения по объекту за февраль-декабрь 2019 года составила 9 336 431,28 руб.:

за февраль - 845 086,45 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 621 392,54 руб. и материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги 43 909,75 руб. (всего: 665 302,29 руб.), услуги сторонних организаций 179 784,16 руб.;

за март - 885 608,20 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 646 691,15 руб. и материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги 134 795,13 руб. (всего: 781 486, 28 руб.), услуги сторонних организаций 104 121, 92 руб.;

за апрель - 832 884, 58 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 650 050,35 руб. и материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги 91 544,95 руб. (всего: 741 595, 30 руб.), услуги сторонних организаций 91 289,28 руб.;

за май - 880 293, 65 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 732 699,56 руб. и материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги 60 153,73 руб. (всего: 792 853,29 руб.), услуги сторонних организаций 87 440,36 руб.;

за июнь - 986 244,47 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 790 793,94 руб. и материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги 53 818,04 руб. (всего: 844 611,98 руб.), услуги сторонних организаций 141 632,49 руб.;

за июль - 841 235, 56 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 526 505,19 руб. и материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги 51 167,46 руб. (всего: 577 672,65 руб.), услуги сторонних организаций 263 562,91 руб.;

за август - 632 222, 94 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 427 026,06 руб. и материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги 37 466,57 руб. (всего: 464 492, 63 руб.), услуги сторонних организаций 167 730,31 руб.;

за сентябрь - 814 416, 44 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 593581,76 руб., услуги сторонних организаций 220834,68 руб.;

за октябрь - 990631,34 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 719 321,82 руб. и материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги 77 114,51 руб. (всего: 796 436,33 руб.), услуги сторонних организаций 194 195,01 руб.;

за ноябрь - 768441,31 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 604 419,99 руб. и материальные запасы,

потребляемые в процессе оказания услуги 8 599,13 руб. (всего: 613019,12 руб.), услуги сторонних организаций 155422,19 руб.;

за декабрь - 859366,34 руб., в том числе: ФОТ работников непосредственно связанных с оказанием услуг, с начислениями 538 739,32 руб. и материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги 117 947,56 руб. (всего: 656 686,88 руб.), услуги сторонних организаций 202679,46 руб.

К накладным (косвенным) затратам, составляющим сумму в размере     52 414 110,72 руб. учреждение в период февраль-декабрь 2019 года отнесло:фонд оплаты труда работников Учреждения, не участвующих непосредственно в процессе оказания платной услуги (административно-управленческий персонал) (далее - ФОТ управления), с начислениями на оплату труда; расходные материалы, используемые в работе административно-управленческого персонала; заключенные и исполненные договора (услуги связи, ТО и ремонт ТС, производственное обучение, обслуживание технических средств обработки информации, информационное обслуживание рабочих мест пользователей, обновление программного обеспечения, разработка проектно-сметной документации, проверка средств защиты от поражения током; амортизация основных средств.

За февраль 2019 года накладные затраты Учреждения составили 3 515 474,38 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 2 431 901,20 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 734 434,16 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 349 139,02 руб., что подтверждается первичными документами.

За март 2019 года накладные затраты Учреждения составили 3 273 305,98 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 2 135 301,34 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 644 861,00 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 493 143,64 руб., что подтверждается первичными документами.

За апрель 2019 года накладные затраты Учреждения составили 5 414 050,65 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 3 668 190,35 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 1 107 793,49 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 638 066,81 руб., что подтверждается первичными документами.

За май 2019 года накладные затраты Учреждения составили 3 157 096,89 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 2 063 614,46 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 623 211,57 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 470 270,86 руб., что подтверждается первичными документами.

За июнь 2019 года накладные затраты Учреждения составили 3 366 793,30 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 2 204 127,60 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 665 646,54 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 497 019,16 руб., что подтверждается первичными документами.

За июль 2019 года накладные затраты Учреждения составили 5 905 802,71 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 4 073 029,55 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 1 230 054,93 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 602 718,23 руб., что подтверждается первичными документами.

За август 2019 года накладные затраты Учреждения составили 5 160 243,36 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 2 326 811,47 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 702 697,06 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 2 130 734,83 руб., что подтверждается первичными документами.

За сентябрь 2019 года накладные затраты Учреждения составили 4 440 407,54 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 3 013 628,38 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 910 115,77 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 516 663,39 руб., что подтверждается первичными документами.

За октябрь 2019 года накладные затраты Учреждения составили 6 687 580,37 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 4 662 864,56 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 1 408 185,10 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 616 530,71 руб., что подтверждается первичными документами.

За ноябрь 2019 года накладные затраты Учреждения составили 3 926 616,14 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 2 664 514,85 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 804 683,49 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 457 417,80 руб., что подтверждается первичными документами.

За декабрь 2019 года накладные затраты Учреждения составили 7 566 739,40 руб., из которых ФОТ управления Учреждения составил 5 329 075,73 руб., начисления на обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату 30,2 % (ПФ 22,0%, ФСС 2,9%, ФМС 5,1%, страхование от несчастных случаев в ФСС 0,2%) 1 609 380,87 руб.; сумма иных накладных расходов Учреждения составила 628 282,80 руб., что подтверждается первичными документами.

В соответствии с пояснениями истцаобщая доля накладных расходов согласно учетной политики Учреждения за февраль 2019 года составила 49,70 %, за март 2019 года - 44,85 %, за апрель 2019 года - 67,15%, за май 2019 года - 37,91%, за июнь 2019 года 41,34 %, за июль 2019 года - 66,06 %, за август 2019 года 70,70 %, за сентябрь 2019 года - 57,61 %, за октябрь 2019 года -76,16 %, за ноябрь 2019 года 52,40 %, за декабрь 2019 года - 64,26 %, и рассчитана как отношение суммы накладных расходов учреждения к сумме ФОТ всех работников Учреждения за январь 2019 года.

Размер накладных расходов составил 2 239 184,18 руб.

Учреждением к оплате Ответчику предъявлено только 30 % накладных расходов учреждения, что составляет 729 966,63 руб.

При расчете суммы возмещения расходов истцом применен процент рентабельности 25 % от общей суммы 2 425 782,87 руб. Применение процента рентабельности обосновано надлежащим образом, судом признано правомерным.

Наличие прямых и накладных расходов не означает, что эксплуатационные услуги должны оказываться по ценам, покрывающим только понесенные расходы учреждения на оказание таких услуг, и не исключает право учреждения на получение нормы рентабельности (прибыли).

Размер плановой прибыли нормативными актами не установлен. Каждое учреждение самостоятельно определяет уровень, в зависимости от специфики деятельности и других факторов. Прибыль позволяет улучшить материально-техническую базу и реализовать меры социальной защиты работников учреждения, совершенствует деятельность учреждения, что подтверждается Постановлением Правительства Пермского края от 19.08.2009 N 559-п "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственного бюджетного учреждения Пермского края, обеспечивающего эксплуатацию административных зданий и помещений, находящихся в государственной собственности Пермского края", Положением о компенсирующих и стимулирующих доплатах и надбавках работникам государственного краевого бюджетного учреждения "Управление по эксплуатации административных зданий" от 11.01.2012, Положением о премировании работников государственного краевого бюджетного учреждения "Управление по эксплуатации административных зданий" от 11.01.2012, Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников государственного краевого бюджетного учреждения "Управление по эксплуатации административных зданий" от 15.12.2014, приказом от 01.02.2019 N 12-д "О доплате" и штатным расписанием, устанавливающим только заработную плату работников согласно трудовых договоров без надбавок.

Истец произвел расчет рентабельности, ссылаясь на Приказ Учреждения от 15.08.2018 N 103/1 "Об утверждении положения об организации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в государственном краевом бюджетном учреждении "Управление по эксплуатации административных зданий", который не противоречит и соответствует нормативным правовым актам.

Также при расчете сумм затрат, истцом применен коэффициент использования мест общего пользования в размере 1,400979.

Согласно пункту 3.3.3. договора аренды от 01.09.2016 N 124, арендатор обязан оплачивать эксплуатационные услуги, работы, возмещать стоимость услуг, работ, связанных с использованием, эксплуатацией, содержанием имущества, мест общего пользования и прилегающей территории (эксплуатационные услуги, работы, коммунальные платежи - электроснабжение, водоснабжение, водоотведение. теплоснабжение, уборка мест общего пользования и прилегающей территории, услуги связи, иные услуги, работы) в порядке и на условиях, определенных договором об оказании эксплуатационных услуг, работ и возмещении стоимости вышеуказанных услуг, работ, заключаемым с арендодателем.

Как верно отметил суд первой инстанции, поскольку договор на содержание арендуемых помещений по смыслу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключает возможности принятия на себя арендатором обязанности оплачивать содержание не только арендуемого помещения, но и прилегающих помещений - мест общего пользования, и поскольку такие условия договора приняты ответчиком добровольно, исполнение обязательства должно производиться согласно принятым договоренностям.

Из пункта 1.2.1 договора аренды следует, что арендованные помещения располагались на цокольном, первом, втором, третьем этажах (в лит. Б), пятом, шестом этажах (в лит. А), соответственно, для получения доступа к данным арендованным помещениям требовалось пользоваться помещениями общего пользования (холлы, коридоры, лестницы и т.д.).

Кроме этого, из помещений здания лит. Б в помещения здания лит. А и наоборот проходят сквозные проходы (коридоры, являющиеся местами общего пользования), которые предполагают общедоступность посещения всего здания как ответчиком, так и лицами, осуществляющими свою учебную и трудовую деятельность в помещениях ответчика, в том числе помещение столовой, расположенной в лит. А здания. Несущие конструкции, в том числе стены, коридоры, фасад здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование также являются едиными.

Из условий пункта 3.3.4 договора аренды следует обязанность ответчика соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые для использования имущества, мест общего пользования, прилегающей территории, что также говорит об использовании арендатором мест общего пользования.

Расчет стоимости эксплуатационных услуг для ответчика произведен истцом в расчете на один квадратный метр занимаемой им площади с учетом коэффициента использования мест общего пользования, определенного как отношение общей площади зданий (литер А, литер В) в целом к занимаемой всеми пользователями площади этих зданий (11 842,9 кв. м / 8 453,3 кв. м = 1,400979).

Занимаемая площадь здания определена как суммарная площадь всех помещений по заключенным договорам аренды и договорам безвозмездного пользования (в том числе с иными пользователями) на 01.01.2019.

Таким образом, указанный коэффициент 1,400979 представляет собой средний коэффициент использования мест общего пользования (не включенных в состав арендуемых помещений ни по одному из заключенных договоров).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности, суд пришел к верному выводу о доказанности истцом факта оказания ответчику своими силами и с привлечением сторонних организаций эксплуатационных услуг в отношении арендуемых ответчиком помещений и мест общего пользования, обязанность по содержанию которых возложена на ответчика в силу статьи 616 ГК РФ и условий заключенных с истцом договора аренды от 01.09.2016 N 124 (пункт 3.3.3), договора от 09.01.2017 N БГ-4/17 об оказании эксплуатационных услуг и организации возмещения стоимости потребляемых коммунальных услуг (пункты 1.1, 1.2).

Вопреки доводам жалобы, ответчиком не доказан факт оказания услуг в меньшем объеме или полного отсутствия услуг.

Доводы ответчика в части примененного истцом коэффициента использования мест общего пользования рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку размер коэффициента мотивирован истцом надлежащим образом. По существу коэффициент отражает размер доли площади мест общего пользования (не включенных ни в один договор для индивидуального использования) в общей площади зданий, и его применение в расчетах с арендаторами призвано определить сумму расходов на содержание мест общего пользования, пропорциональную размеру площади арендуемых по договорам помещений.

Доводы ответчика о том, что данный коэффициент применен к местам общего пользования, которые включены предмет договора по лит. Б, то есть имеет место двойное взыскание, рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку условие о предмете договора сторонами согласованы, в том числе и включение в предмет договора помещений, которые исходя из наименования, например туалеты, предполагают, что являются местами общего пользования всего здания. Вместе с тем, учитывая цель, для которой арендовались помещения на этаже – осуществление образовательной деятельности, санитарные комнаты на этаже не могут использоваться неограниченным кругом лиц – посетителей всего здания, а не только студентов, работников и иных посетителей академии. Доказательств иного ответчиком не представлено. Следовательно, расчет платы за эксплуатационные расходы правомерно произведен с применением коэффициента ко всем помещениям, входящим в состав предмета договора аренды.

Судом также верно отмечено, что размер накладных затрат в размере 30% и рентабельности в размере 25% мотивирован истцом надлежащим образом, напротив, ответчик, оспаривая слишком высокий, по его мнению, размер данных процентов, не представил обоснования и доказательств того, что они завышены и должны быть уменьшены.

Иного с приведением убедительных аргументов апелляционному суду не доказано.

Доводы ответчика о том, что содержание зданий, находящихся в оперативном управлении учреждения, в том числе и содержание работников, обслуживающих данные объекты, финансируется за счет получения субсидий и не подлежит компенсации ответчиком как арендатора, были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Им дана надлежащая правовая оценка, оснований для иной оценки суд апелляционной инстанции не усматривает.

Кроме того, в отношении расходования бюджетных средств учреждением проводилась проверка компетентными органами, и нарушений не выявлено.

Таким образом, суд полно и всесторонне оценил доводы сторон спора и представленные ими доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и дал им надлежащую правовую оценку. Выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.

Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 682 764 руб. 27 коп.

Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 682 764 руб. 27 коп.проверен судом первой инстанции и признан верным.

Поскольку ответчиком не выполняется обязательство по оплате денежных средств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению.

Проценты подлежат взысканию до момента фактического исполнения обязательства в соответствии с требованием истца, пунктом 3 статьи 395 ГК РФ, пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".

Таким образом, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ за период с 10.10.2021 по день фактической оплаты долга не противоречит действующему законодательства и удовлетворены судом первой инстанции также правомерно.

Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.

Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. 258, 268, 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 июня 2022 года  по делу № А50-167/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Ю.В. Скромова

Судьи

О.Г. Дружинина

Э.А. Ушакова