СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-10455/2018-АК
г. Пермь
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года. Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А., при участии:
от заявителя товарищества собственников жилья «С-Петропавловский»
(ОГРН 1075900005268, ИНН 5902604095): Старцева В.Г. по доверенности от 09.01.2018, Калугин А.Б. по доверенности от 09.01.2018;
от заинтересованного лица Инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): Мехоношин А.И. по доверенности от 28.05.2018, Погорелова Д.М. по доверенности от 06.06.2018;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя товарищества собственников жилья «С-Петропавловский»
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 июня 2018 года по делу № А50-23647/2017,
принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.,
по заявлению товарищества собственников жилья «С-Петропавловский» к Инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края об оспаривании предписания
установил:
Товарищество собственников жилья «С-Петропавловский» (далее – заявитель, ТСЖ «С-Петропавловский») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее – заинтересованное лицо) от 20.06.2017 № 1153.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТСЖ
«С-Петропавловский» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что исполнение предписания повлечет доначисление собственникам платы за содержание жилья, в то время как срок давности для взыскания платежей истек; кроме того, полагает, что исполнение предписания повлечет пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда по делу № А50-18245/2015 и суда общей юрисдикции по делу № 2-4241/2017. Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали данные доводы.
Инспекция Государственного жилищного надзора Пермского края с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу –
без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ТСЖ «С-Петропавловский» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул.Н.Островского, д.6.
«С-Петропавловский» в период с января по май 2014 года размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного органом местного самоуправления, а не установленного решением общего собрания в многоквартирном доме, что является нарушением ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (акт проверки от 20.06.2017 № 1153).
По результатам проверки Инспекцией Государственного жилищного надзора Пермского края в адрес ТСЖ «С-Петропавловский» выдано предписание № 1153, которым предписано произвести изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с января по май 2014 года на основании решения общего собрания. Срок исполнения предписания установлен до 03.08.2017.
ТСЖ «С-Петропавловский», не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В ч. 5 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса.
На основании ст. 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
В п. 3 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии с ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с его уставом.
В силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников законодательством определен способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании, а в случае непринятия такого решения собственниками, размер платы устанавливается органом местного самоуправления. Установление платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме в ином порядке действующим законодательством не предусмотрено.
Постановлением Администрации города Перми от 25.09.2012 № 565 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для 6-11-этажных домов был установлен в размере 15,21 руб./кв.м и 6,56 руб./кв.м соответственно; Постановлением администрации города Перми от 18.03.2014 № 177 - 16,81 руб./кв.м и 6,91 руб./кв.м соответственно.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания членов ТСЖ «С-Петропавловский» многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул.Николая Островского, д. 6, оформленным в протоколе от 20.06.2014 № 1-2014, была утверждена смета доходов и расходов на 2014 год (вопрос 9), согласно которой тариф на содержание общего имущества был установлен в размере 14,20 руб./кв.м, тариф на текущий ремонт - 4 руб./кв.м, тариф на уборку МОП (Подъезд 1) ФОТ – 5,65 руб./кв.м, тариф на уборку МОП (Подъезд 3) ФОТ – 3,17 руб./кв.м.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственники помещений в многоквартирном доме воспользовались предоставленным им правом принятия на общем собрании соответствующего решения об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества на 2014 год.
Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края на основании представленных ТСЖ «С-Петропавловский» в ходе проверки документов (в том числе, квитанций) установлено, что в период с января по май 2014 года плата за содержание и ремонт жилого помещения определена исходя
из размера платы, утвержденного постановлениями администрации города Перми от 25.09.2012 № 565 и от 18.03.2014 № 177. То есть, в период с января по май 2014 года ТСЖ «С-Петропавловский» применен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, не утвержденный на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Доводы заявителя о правомерности произведенных в период с января по май 2014 года собственникам помещений начислений за содержание и ремонт жилого помещения, ввиду того, что установленный размер платы на содержание и текущий ремонт на общем собрании в июне 2014 года подлежал применению с даты принятия соответствующего решения общего собранию, и не мог быть применен к предшествовавшему собранию периоду – с января по май 2014 года, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме, оформленного протоколом от 20.06.2014, собственниками помещений принято решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения
в многоквартирном доме на весь 2014 год.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ТСЖ «С-Петропавловский» пояснили, что в период с января по май 2014 года размер платы за содержание ремонт жилого помещения собственникам помещений был начислен исходя из фактически понесенных расходов по спорной услуге.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на вышеуказанные выводы суда первой инстанции о неправомерности действия заявителя по применению в период с января по май 2014 года размера платы за содержание ремонт жилого помещения собственникам помещений, не утвержденного соответствующим решением собрания, и не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания. Кроме того, из материалов дела следует, что
в ходе проверки ТСЖ «С-Петропавловский» в адрес Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края представлены платежные документы, из которых следует, что в период с января по май 2014 года плата за содержание и ремонт жилого помещения определена исходя
из размера платы, утвержденного органом местного самоуправления.
В связи с чем суд признал, что действия заявителя по применению в период с января по май 2014 года размера платы за содержание ремонт жилого помещения собственникам помещений в спорном доме, который не был утвержден решением общего собрания собственников помещений,
не соответствуют действующему жилищному законодательству.
Ссылки заявителя на вступившие в законную силу судебные акты: решение Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2015 по делу № А50-18245/2015
и решение Ленинского районного суда от 25.09.2017 по делу № 2-4241/2017, которыми с собственников помещений спорного многоквартирного дома в пользу ТСЖ «С-Петропавловский» взыскана задолженность за предоставленные коммунальные услуги, услуги по возмещению затрат, связанных с содержанием и текущим ремонтом помещений, в том числе, за
спорный период (январь – май 2014 года), определенная на основании тарифов, установленных постановлениями администрации города Перми от 25.09.2012 № 565 и от 18.03.2014 № 177, судом отклоняются, поскольку арбитражным судом при рассмотрении спора по делу № А50-18245/2015 делу не исследовался вопрос о порядке начисления платы за содержание и ремонт помещения за спорный период. Решение Ленинского районного суда г. Перми по делу
№ 2-4241/2017 принято и вступило в законную силу после вынесения заинтересованным лицом оспариваемого предписания, данный судебный акт содержит выводы только в отношении двух сособственников конкретного жилого помещения; в связи с чем должен быть учтен органом государственного надзора при проверке исполнения оспариваемого предписания в отношении указанных в нем собственников.
Ссылки заявителя на то, что исполнение предписания повлечет доначисление собственникам платы за содержание жилья, и с учетом того, что срок давности для взыскания платежей истек, не может быть исполнено в принудительном порядке, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в предписании указано на необходимость произвести изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с января по май 2014 года на основании решения общего собрания. Иных обязывающих заявителя действий оспариваемое предписание не содержит; при этом суд апелляционной инстанции отмечает, что ТСЖ «С-Петропавловский» в адрес Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края с заявлением о разъяснении порядка исполнения предписания не обращался.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные судом обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июня 2018 года
по делу № А50-23647/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «С-Петропавловский» -
без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий Н.В. Варакса
Судьи Е.О. Гладких
Л.Ю. Щеклеина