ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10455/18-АК от 27.09.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-10455/2018-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,  при участии: 

от заявителя товарищества собственников жилья «С-Петропавловский»

(ОГРН 1075900005268, ИНН 5902604095): Старцева В.Г. по доверенности от  09.01.2018, Калугин А.Б. по доверенности от 09.01.2018; 

от заинтересованного лица Инспекции Государственного жилищного надзора  Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): Мехоношин А.И. по  доверенности от 28.05.2018, Погорелова Д.М. по доверенности от 06.06.2018; 

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя  товарищества собственников жилья «С-Петропавловский» 

на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 июня 2018 года по делу № А50-23647/2017,
принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.,

по заявлению товарищества собственников жилья «С-Петропавловский»  к Инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края  об оспаривании предписания 

установил:

Товарищество собственников жилья «С-Петропавловский» (далее –  заявитель, ТСЖ «С-Петропавловский») обратилось в Арбитражный суд  Пермского края с заявлением о признании незаконным предписания Инспекции  государственного жилищного надзора Пермского края (далее – заинтересованное лицо) от 20.06.2017 № 1153. 


Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.06.2018 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с указанным судебным актом, ТСЖ

«С-Петропавловский» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит  решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный  акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что исполнение предписания  повлечет доначисление собственникам платы за содержание жилья, в то время  как срок давности для взыскания платежей истек; кроме того, полагает, что  исполнение предписания повлечет пересмотр вступивших в законную силу  судебных актов арбитражного суда по делу № А50-18245/2015 и суда общей  юрисдикции по делу № 2-4241/2017. Присутствовавшие в судебном заседании  суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали данные  доводы. 

Инспекция Государственного жилищного надзора Пермского края с  доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям,  указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой  инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – 

без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции  представители заинтересованного лица поддержали позицию, изложенную в  отзыве на апелляционную жалобу. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Из материалов дела следует, что ТСЖ «С-Петропавловский» осуществляет  управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул.Н.Островского,  д.6.  

«С-Петропавловский» в период с января по май 2014 года размера платы за  содержание и ремонт жилого помещения, установленного органом местного  самоуправления, а не установленного решением общего собрания в  многоквартирном доме, что является нарушением ч. 8 ст. 156 Жилищного  кодекса Российской Федерации (акт проверки от 20.06.2017 № 1153).  

По результатам проверки Инспекцией Государственного жилищного  надзора Пермского края в адрес ТСЖ «С-Петропавловский» выдано  предписание № 1153, которым предписано произвести изменение размера  платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с января по май  2014 года на основании решения общего собрания. Срок исполнения  предписания установлен до 03.08.2017. 

ТСЖ «С-Петропавловский», не согласившись с указанным предписанием,  обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. 


Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных  требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания  оспариваемого ненормативного правового акта недействительным. 

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев  доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную  жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. 

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных  лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и  действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации  плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника  помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание  жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по  управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего  имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые  при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;  взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. 

В ч. 5 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено,  что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива  или иного специализированного потребительского кооператива вносят  обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на  содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а  также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами  управления товарищества собственников жилья либо органами управления  жилищного кооператива или органами управления иного специализированного  потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный  ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса. 

На основании ст. 144 Жилищного кодекса Российской Федерации  органами управления товарищества собственников жилья являются общее  собрание членов товарищества, правление товарищества. 

В п. 3 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что товарищество собственников жилья вправе устанавливать  на основе принятой сметы доходов и расходов товарищества размеры платежей  и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в  соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в  многоквартирном доме. 


Согласно п. 4 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации  установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества  относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников  жилья. 

В соответствии с ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации  размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества  собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт  общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами  управления товарищества собственников жилья в соответствии с его уставом. 

В силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если  собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не  приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт  жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного  самоуправления. 

Из анализа вышеприведенных положений следует, что основным способом  установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого  помещения для собственников законодательством определен способ в виде  волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме  посредством принятия решения об этом на общем собрании, а в случае  непринятия такого решения собственниками, размер платы устанавливается  органом местного самоуправления. Установление платы за содержание и  ремонт жилья в многоквартирном доме в ином порядке действующим  законодательством не предусмотрено. 

Постановлением Администрации города Перми от 25.09.2012 № 565  размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для 6-11-этажных  домов был установлен в размере 15,21 руб./кв.м и 6,56 руб./кв.м  соответственно; Постановлением администрации города Перми от 18.03.2014   № 177 - 16,81 руб./кв.м и 6,91 руб./кв.м соответственно. 

Из материалов дела следует, что решением общего собрания членов ТСЖ  «С-Петропавловский» многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул.Николая  Островского, д. 6, оформленным в протоколе от 20.06.2014 № 1-2014, была  утверждена смета доходов и расходов на 2014 год (вопрос 9), согласно которой  тариф на содержание общего имущества был установлен в размере 14,20  руб./кв.м, тариф на текущий ремонт - 4 руб./кв.м, тариф на уборку МОП  (Подъезд 1) ФОТ – 5,65 руб./кв.м, тариф на уборку МОП (Подъезд 3) ФОТ –  3,17 руб./кв.м. 

Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственники  помещений в многоквартирном доме воспользовались предоставленным им  правом принятия на общем собрании соответствующего решения об  установлении платы за содержание и ремонт общего имущества на 2014 год. 

Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края на  основании представленных ТСЖ «С-Петропавловский» в ходе проверки  документов (в том числе, квитанций) установлено, что в период с января по май  2014 года плата за содержание и ремонт жилого помещения определена исходя 


из размера платы, утвержденного постановлениями администрации города  Перми от 25.09.2012 № 565 и от 18.03.2014 № 177. То есть, в период с января по  май 2014 года ТСЖ «С-Петропавловский» применен размер платы за  содержание и ремонт жилого помещения, не утвержденный на общем собрании  собственников помещений многоквартирного дома. 

Доводы заявителя о правомерности произведенных в период с января по  май 2014 года собственникам помещений начислений за содержание и ремонт  жилого помещения, ввиду того, что установленный размер платы на  содержание и текущий ремонт на общем собрании в июне 2014 года подлежал  применению с даты принятия соответствующего решения общего собранию, и  не мог быть применен к предшествовавшему собранию периоду – с января по  май 2014 года, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно  отклонены, поскольку в соответствии с решением общего собрания  собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме,  оформленного протоколом от 20.06.2014, собственниками помещений принято  решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения 

в многоквартирном доме на весь 2014 год.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ТСЖ  «С-Петропавловский» пояснили, что в период с января по май 2014 года размер  платы за содержание ремонт жилого помещения собственникам помещений  был начислен исходя из фактически понесенных расходов по спорной услуге. 

Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на вышеуказанные выводы  суда первой инстанции о неправомерности действия заявителя по применению  в период с января по май 2014 года размера платы за содержание ремонт  жилого помещения собственникам помещений, не утвержденного  соответствующим решением собрания, и не свидетельствует о незаконности  оспариваемого предписания. Кроме того, из материалов дела следует, что 

в ходе проверки ТСЖ «С-Петропавловский» в адрес Инспекции  государственного жилищного надзора Пермского края представлены  платежные документы, из которых следует, что в период с января по май 2014  года плата за содержание и ремонт жилого помещения определена исходя 

из размера платы, утвержденного органом местного самоуправления.

В связи с чем суд признал, что действия заявителя по применению в  период с января по май 2014 года размера платы за содержание ремонт жилого  помещения собственникам помещений в спорном доме, который не был  утвержден решением общего собрания собственников помещений, 

не соответствуют действующему жилищному законодательству.

Ссылки заявителя на вступившие в законную силу судебные акты: решение  Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2015 по делу № А50-18245/2015 

и решение Ленинского районного суда от 25.09.2017 по делу № 2-4241/2017,  которыми с собственников помещений спорного многоквартирного дома в  пользу ТСЖ «С-Петропавловский» взыскана задолженность за  предоставленные коммунальные услуги, услуги по возмещению затрат,  связанных с содержанием и текущим ремонтом помещений, в том числе, за 


спорный период (январь – май 2014 года), определенная на основании тарифов,  установленных постановлениями администрации города Перми от 25.09.2012   № 565 и от 18.03.2014 № 177, судом отклоняются, поскольку арбитражным  судом при рассмотрении спора по делу № А50-18245/2015 делу не исследовался  вопрос о порядке начисления платы за содержание и ремонт помещения за  спорный период. Решение Ленинского районного суда г. Перми по делу 

 № 2-4241/2017 принято и вступило в законную силу после вынесения  заинтересованным лицом оспариваемого предписания, данный судебный акт  содержит выводы только в отношении двух сособственников конкретного  жилого помещения; в связи с чем должен быть учтен органом государственного  надзора при проверке исполнения оспариваемого предписания в отношении  указанных в нем собственников.  

Ссылки заявителя на то, что исполнение предписания повлечет  доначисление собственникам платы за содержание жилья, и с учетом того, что  срок давности для взыскания платежей истек, не может быть исполнено в  принудительном порядке, судом апелляционной инстанции отклоняются,  поскольку в предписании указано на необходимость произвести изменение  размера платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с января  по май 2014 года на основании решения общего собрания. Иных обязывающих  заявителя действий оспариваемое предписание не содержит; при этом суд  апелляционной инстанции отмечает, что ТСЖ «С-Петропавловский» в адрес  Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края с заявлением  о разъяснении порядка исполнения предписания не обращался. 

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и  установленные судом обстоятельства, суд апелляционной инстанции  соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для  признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта  не имеется. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в  силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. 

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и  удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не  установлено. 

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд  

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июня 2018 года

по делу № А50-23647/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу  товарищества собственников жилья «С-Петропавловский» - 

без удовлетворения.


Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края. 

Председательствующий Н.В. Варакса 

Судьи Е.О. Гладких 

 Л.Ю. Щеклеина