П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 16 /2017-АКу
г. Пермь
28 августа 2017 года Дело № А50-7481/2017
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю
на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 июня 2017 года
по делу № А50-7481/2017,
принятое судьей Герасименко Т.С.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению индивидуального предпринимателя Медведева Виктора Васильевича (ОГРНИП 313723227600056, ИНН 720201599298)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (ОГРН 1045901709028, ИНН 5918003420)
об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Индивидуальный предприниматель Медведев Виктор Васильевич (далее – заявитель, Предприниматель, ИП Медведев В.В.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) № 81 от 09.02.2017, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 июня 2017 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию процессуальных нарушений в ходе административного производства. По мнению налогового органа, предприняты необходимые и достаточные меры для извещения индивидуального предпринимателя Медведева В.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Индивидуальным предпринимателем Медведевым В.В. письменного отзыва на апелляционную жалобу не представлено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании поручения зам. начальника инспекции от 14.12.2016 N 115 должностным лицом налогового органа проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью на объектах, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Медведеву В.В.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что заявитель при осуществлении хозяйственной деятельности использовал платежный терминал по адресу: магазин «Магнит» в г. Лысьва, ул. Смышляева, 18. При этом эксплуатируемый платежный терминал в своем составе не имеет контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр и зарегистрированную в налоговом органе. В квитанции, выданной платежным терминалом, отсутствуют признаки фискализации, то есть отсутствует признак фискального режима и сведения о ККТ.
По итогам проверки составлен акт проверки от 14.12.2016 N ККТ-109692.
По данному факту налоговой инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 27.12.2016 N 81, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление N 81 о назначении административного наказания от 09.02.2017, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей.
В ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) установлено, что платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме, в том числе, печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 103-ФЗ).
Требования к контрольно-кассовой технике содержатся в ст.ст. 4-4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении предпринимателя налоговым органом обнаружено, что при приеме платежа за услуги сотовой связи Теле 2 при эксплуатации терминала N 10223993, принадлежащего ИП Медведеву В.В., установленного в магазине «Магнит» по адресу: г. Лысьва, ул. Смышляева, 18, на сумму 10 руб. контрольно-кассовая техника не применена; предприниматель не обеспечил работу платежного терминала с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Указанные обстоятельства свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины предпринимателя в совершении вменяемого административного правонарушения был исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Между тем, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено судом первой инстанции в связи с выявленными существенными нарушениями порядка привлечения к административной ответственности.
Именно эти выводы суда оспариваются заинтересованным лицом в апелляционном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В частности, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В части 1 ст. 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте совершения административных процедур.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и дате составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ).
Доказательством надлежащего извещения может быть признан документ, подтверждающий факт направления и получения извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении либо рассмотрения дела об административном правонарушении лицам, привлекаемым к ответственности, а равно документ, возвращенный органом связи с пометкой "адресат отсутствует", "адресат выбыл", "возврат за истечением срока хранения", из которого можно установить, что извещение направлялось именно указанному лицу.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения надлежащего уведомления ИП Медведева В.В. о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Материалами дела подтверждается, что в адрес Медведева В.В. заказным письмом направлялась повестка (исх. № № 08-2-16/11009 от 14.12.2016) с указанием даты и времени рассмотрения материалов проверки и составления протокола об административном правонарушении. Факт вручения 21.12.2016 повестки подтверждается распечаткой отслеживания почтовых отправлений с официального сайта Почта России.
Протокол об административном правонарушении от 27.12.2016 № 81, составленный в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лист о разъяснении прав правонарушителю от 27.12.2016 направлены в адрес заявителя заказным письмом от 28.12.2016 (исх. № 08-1-16/11513). Данный протокол содержит информацию о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении 11.01.2017 10-30.
При этом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении 11.01.2017 сведениями о получении ИП Медведевым В.В. протокола налоговый орган не располагал, в связи с чем Инспекцией вынесено определение от 11.01.2017 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении.
Оценив представленный документ с целью извещения заявителя о времени и месте рассмотрения дела, суд первой инстанции правомерно указал, что в указанном определении не содержится информации о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем факт получения заявителем указанного определения 26.01.2017 не свидетельствует о надлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление, в нарушение требований ст.ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, было вынесено в отсутствие доказательств о вручении данному лицу протокола, при отсутствии доказательств надлежащего уведомления на рассмотрение дела. Иного суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне рассмотрены материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В отсутствие нарушений, указанных в ст. 270 АПК РФ, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272¹ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 июня 2017 года по делу № А50-7481/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья | Л. Ю. Щеклеина |