ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11397/17-АКУ от 14.09.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 97 /2017-АКу

г. Пермь

14 сентября 2017 года                                                        Дело № А60-17404/2017­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Екатеринбургский метрополитен»

на решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,

от 29 июня 2017 года

по делу № А60-17404/2017,

вынесенное судьей Савиной Л.Ф.,

при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства

по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Екатеринбургский метрополитен» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу

Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН

1096674021179)

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,

установил:

       Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Екатеринбургский метрополитен» (далее - заявитель, ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, УГАН НОТБ УФО Ространснадзора, административный орган) от 04.04.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

       Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2017 года, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.

       Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприятие обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель приводит доводы об отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения. По мнению заявителя, сотрудники УФСБ России, перечисленные в п. 4 распоряжения от 07.03.2017 № МР-66-6, не были уполномочены для участия в проведении проверки в отношении ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен». Кроме того, указывает, что оспариваемое постановление вынесено и подписано неуполномоченным лицом, что является существенным нарушением процессуальных требований.

Заинтересованное лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 07.03.2017 № МР-66-р, УГАН НОТБ УФО Ространснадзора в период с 13.03.2017 по 17.03.2017 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности с использованием тест-объекта и (или) тест-предмета.

 В ходе проверки выявлены и отражены в акте от 17.03.2017 № 07-144А следующие нарушения требований нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения транспортной безопасности:

  - субъект транспортной инфраструктуры - ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» незамедлительно не проинформировал территориальное управление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об угрозах совершения и/или совершении АНВ в деятельность ОТИ на стации «Динамо», что не соответствует ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», пп. 6.16 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов метрополитена, утвержденных Приказом Минтранса от 29.04.2011 № 130 (далее - Требования), действовавших в период совершения предприятием административного правонарушения;

       - субъект передал информацию об угрозе АНВ на станции «Проспект Космонавтов» по электронной почте, при наличии возможности использовать для передачи информации телефонные средства связи. Кроме того, субъектом передана недостоверная информация, которая впоследствии не уточнялась и не дополнялась, что не соответствует пп. 6.16 п.6 Требований, п. 4 Приказа Минтранса РФ от 16.02.2011  № 56 «О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее - Приказ);

        - субъектом при передаче информации посредствам аудиосредств об угрозах совершения и о совершении АНВ на объекте транспортной инфраструктуры, факт ее передачи не фиксировался, что не соответствует требованиям пп.6.16 п.6 Требований, а также п.13 Приказа;     

        - субъект не обеспечил видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а именно на посту управления в субъекте транспортной инфраструктуры, расположенном в инженерном корпусе субъекта, что не соответствует пп. 6.23 п. 6 Требований;

        - субъект допустил попадание предмета, запрещенного для перемещения в зону транспортной безопасности, что не соответствует пп. 6.40 п. 6 Требований.

Тест-объект, имеющий при себе тест-предмет, беспрепятственно прошёл в зону транспортной безопасности станции «Динамо».

Установленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении предприятия протокола об административном правонарушении от 22.03.2017, по результатам рассмотрения которого УГАН НОТБ УФО Ространснадзора вынесено постановление от 04.04.2017 о привлечении ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

На основании п.п. 4, 9, 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; субъектами транспортной инфраструктуры являются лица - собственники ОТИ и/или ТС или использующие их на ином законном основании.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - ОТИ и ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса, являются субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В рассматриваемом случае, ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» является лицом, обязанным обеспечить транспортную безопасность на указанном ОТИ.

Приказом Министерства транспорта РФ от 29 апреля 2011 № 130 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена».

Вышеуказанные Требования согласно пункту 2 определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры, для защиты входящих в состав метрополитена станций, тоннелей, электродепо (включая парковые и деповские пути), электроподстанций, пунктов управления движением (далее - ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).

В соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов метрополитена, утвержденных Приказом Минтранса от 29.04.2011 № 130, субъект транспортной инфраструктуры метрополитена обязан: незамедлительно информировать компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности метрополитена и уполномоченные подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об угрозах совершения и/или совершении АНВ в деятельность ОТИ (п. 6.16); обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ (п. 6.23); не допускать попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ (п. 6.40).

Согласно Приказу Минтранса России от 16.02.2011 № 56 «О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения согласно Перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденному Приказом Минтранса России.

В силу пункта 5 Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры метрополитенов и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ.

Как следует из оспариваемого постановления ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» вменяется невыполнение и нарушение подпунктов 6.16, 6.23, 6.40 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов метрополитена, утвержденных Приказом Минтранса от 29.04.2011 № 130 и п. 4, п. 13 Приказа Минтранса РФ от 16.02.2011 № 56 «О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах».

Факт совершения нарушений на момент проверки вышеуказанных положений нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения транспортной безопасности подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 17.03.2017 № 07-144А, протоколом об административном правонарушении от 22.03.2017, и заявителем не опровергнут.

Нарушение указанных выше Требований образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» административным органом установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в постановлении. У предприятия в общем доступе имелась вся необходимая нормативно-правовая база, определен порядок взаимодействия с уполномоченными органами, однако в результате бездействия юридического лица обязательные требования по обеспечению транспортной безопасности не исполнены.

Таким образом, в действиях (бездействии) предприятия доказан состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как не соответствующие действующему законодательству и противоречащие представленным доказательствам.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Предприятию предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Оценив доводы апеллятора о проведении проверки с нарушением требований действующего законодательства, суд апелляционной инстанции находит их подлежащими отклонению.

       Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ).

Правила организации и проведения проверки субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и (или) тест-объектов Федеральной службой по надзору в сфере транспорта во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов закрепляется Порядком, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2014 № 269.

При проведении плановых выездных проверок с использованием тест-предметов и (или) тест-объектов должностные лица органа государственного контроля (надзора) руководствуются кроме указанного Порядка также Законом № 294-ФЗ.

В силу части 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

       В пункте 11 Распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 07.03.2017 года имеется указание на проведение проверки объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, используемых на законных основаниях при осуществлении юридическим лицом деятельности, на предмет соблюдения законодательства в области транспортной безопасности с использованием тест-предмета и тест-объекта.

В рассматриваемом случае УФСБ России по Свердловской области проводились оперативные мероприятия, в рамках его полномочий, предусмотренных ст.9.1 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «ОФедеральной службе безопасности», в том числе по изучению уровня антитеррористической защищенности объектов ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен».

       Указанная деятельность УФСБ России по Свердловской области не регулируется положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Доводы заявителя об отсутствии у государственного инспектора УГАН НОТБ УФО Ространснадзора ФИО1 полномочий на вынесение оспариваемого постановления апелляционным судом отклоняются.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 № АК-805фс (далее - Положение), Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору), в том числе за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Уральского федерального округа.

Согласно пункту 3.1 Положения Управление, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными липами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее - субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в области транспортной безопасности, посредством организации и проведения проверок субъектов надзора либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации. Государственный контроль (надзор) осуществляется государственными транспортными инспекторами - должностными лицами Управления.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона о транспортной безопасности обеспечением транспортной безопасности признается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно пункту 4 Перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 05.11.2011 № 1653-р, одним из видов деятельности, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, является осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 23.36 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор вправе:

в области обеспечения транспортной безопасности - руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора), - об административных правонарушениях.

       Таким образом, руководствуясь п. 5 ч. 2 ст. 23.36 КоАП РФ, п. 3.2.7 должностного регламента, утвержденного 15.11.2016, п. 1.1 Положения об Управлении государственною авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 № АК-805фс, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, государственный инспектор УГАН НОТБ УФО Ространснадзора ФИО1, являясь государственным транспортным инспектором, уполномочена рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

        Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса, соблюден. Штраф наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ - 50 000 рублей.

 С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции подлежат отклонению в полном объеме.

Нарушений, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

       Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272¹ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2017 года, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, по делу № А60-17404/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Екатеринбургский метрополитен» - без удовлетворения.

       Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

      Судья

Л. Ю. Щеклеина