ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11787/2023-АК от 04.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068 

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № 17АП-11787/2023-АК 

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2023 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2023 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Якушева В.Н., 

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В.А.,  при участии: 

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 24.04.2023, диплом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
общества с ограниченной ответственностью Компания «Камни Урала»

на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 06 сентября 2023 года по делу № А60-24728/2023  

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Компания «Камни  Урала» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской  области (ИНН <***>, ОГРН <***>), 

третьи лица: Прокуратура Кировского р-на г. Екатеринбурга, Администрация  Кировского района г. Екатеринбурга, Администрация города Екатеринбурга,  ИП ФИО2, 

о признании недействительным решения,
установил:

общество с ограниченной ответственностью Компания «Камни Урала»  (далее – заявитель, общество, ООО Компания «Камни Урала») обратилось в  арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной  службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, 




Свердловское УФАС России, Управление) о признании недействительным  решения от 11.04.2023 по делу № 066/01/15-95/2023. 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2023 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с  апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой  инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Так, заявитель  считает неверным и опровергаемым материалами дела вывод суда о том, что в  соответствии с информацией, представленной Земельным комитетом,  начисления платы за фактическое пользование земельным участком под НТО за  2019 год ООО «Компания «Камни-Урала» выполнены со сроком уплаты не  позднее 10.01.2020, оплата произведена в полном объеме платежным  поручением от 23.12.2019 № 182 в размере 137 213,50 руб. ООО «Компания  «Камни-Урала», как следует из подпункта 2 пункта 13 Порядка № 1641111,  обратилось в установленный срок до 01.07.2020 с заявлением о заключении  договора на размещение НТО без торгов, но документов, подтверждающих  добросовестность внесения платы и (или) отсутствие задолженности за  размещение НТО, не представлено. 

Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную  жалобу, согласно которому просит решение суда первой инстанции оставить  без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения. 

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя  поддержал доводы апелляционной жалобы. 

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения  апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание  представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является  препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 АПК РФ

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела в  соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции  послужило заявление ИП ФИО2 (вх. № 10155-ИП/22 от 18.10.2022)  о нарушении Администрацией города Екатеринбурга антимонопольного  законодательства, выразившееся в предоставлении преференции ряду  субъектов предпринимательской деятельности в виде заключения договоров на  размещение НТО на территории Кировского района г. Екатеринбурга на срок 3  года в соответствии с подпунктом 2 пункта 13 Порядка размещения НТО на  территории Свердловской области утв. Постановлением Правительства  Свердловской области от 14.03.2019 № 164-ПП (далее - Порядок № 164-ПП) без  подтверждения добросовестности внесения платы за размещение НТО и с  одновременным отказом иным субъектам предпринимательской деятельности в 




заключении договоров на размещение НТО по указанному выше основанию. 

Как сообщил ИП ФИО2, им 30.06.2020 в адрес Администрации  Кировского района города Екатеринбурга были направлены заявления (11  штук) с просьбой заключить договоры на размещение НТО в местах,  включенных в схему размещения НТО. 

Ответами от 28.07.2020 Администрацией Кировского района города  Екатеринбурга ИП ФИО2 было отказано в заключении договоров  на размещение НТО ввиду не подтверждения добросовестности внесения платы  за размещение НТО. 

Также, решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2022  по делу № А60-51784/2021 установлено, что при наличии задолженности за  фактическое пользование земельными участками правовых оснований для  заключения с ИП ФИО2 договоров на размещение НТО у  заинтересованного лица не имелось. 

Заявителем ИП ФИО2 10.06.2022 в адрес Прокуратуры было  направлено обращение с просьбой проверить иные факты заключения  договоров на размещение НТО в нарушение Порядка № 164-1111. 

По результатам проведенной Прокуратурой Кировского района города  Екатеринбурга проверки было установлено, что договоры с АО «Комбинат  пищевой «Хороший вкус», ООО «Компания «Камни Урала» были заключены с  нарушением закона, в частности на 01.10.2022 - дату заключения договоров у  ООО «Компания «Камни Урала» имелась задолженность по оплате за  пользование земельными участками. 

По итогам проверки Комиссия УФАС вынесла решение от 11.04.2023   № 066/01/15-95/2023, которым признала факт нарушения Администрацией  города Екатеринбурга в рамках деятельности ее территориального органа  (Администрации Кировского района г. Екатеринбурга) пп. «д» п. 4 ст. 15  Закона о торговой деятельности, выразившегося в создании  дискриминационного доступа к земельной инфраструктуре, путем заключения  без проведения торгов в нарушение пп. 2 п. 13 Порядка № 164-ПП, пп. 3 п. 10 и  п. 11 Положения № 7/32 с ООО «Компания «Камни Урала» договора на  размещение НТО. 

Кроме того, Администрации города Екатеринбурга выдано предписание от  11.04.2023, в котором предписано в срок до 25.05.2023 принять все зависящие  от нее меры по прекращению действия договора от 01.10.2020 № 391-2020/К на  размещение НТО. 

Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, заявитель  обратился в суд с рассматриваемым заявлением. 

Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции  отказал в их удовлетворении. 

Заявитель по доводам апелляционной жалобы настаивает на том, что  решение суда первой инстанции подлежит отмене. 

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев 




доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзывов на них, заслушав  представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции  пришел к следующим выводам. 

Исходя из положений статей 198, 200 и 201 АПК РФ для признания  оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен  установить наличие двух условий: несоответствие закону или иному  нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в  Российской Федерации» (далее - Закон о торговой деятельности, Закон № 381- ФЗ) целями Закона являются, в том числе, обеспечение единства  экономического пространства в Российской Федерации путем установления  требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие  торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей  экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для  населения, формирования конкурентной среды, поддержки Российских  производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов  юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих  торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,  осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров,  предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности,  в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов  указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом  соблюдения прав и законных интересов населения. 

В силу части 2 статьи 16 Закона о торговой деятельности государственный  контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных  статьями 9, 13 - 15 настоящего Федерального закона, осуществляется  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением  антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с  правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах  полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством  Российской Федерации. 

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по  принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением  антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при  выявлении нарушений требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15  настоящего Федерального закона, принимают меры в соответствии с  законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 16 Закона о торговой  деятельности). 




Таким образом, оспариваемый ненормативный акт принят  уполномоченным государственным органом, в пределах его компетенции. 

В статье 15 Закона о торговой деятельности установлены  антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов  Российской Федерации, органам местного самоуправления в области  регулирования торговой деятельности. 

В силу статьи 15 Закона № 381-ФЗ органам государственной власти  субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным  осуществляющим функции указанных органов органам или организациям  запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке  правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных  правил, установленных федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации. 

В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 статьи 15 Закона о торговой  деятельности органам местного самоуправления запрещается принимать акты и  (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут  привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой  деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации, в частности запрещается: принятие иных нормативных  правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию  хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность,  хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в  предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры. 

Пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные  условия определены как условия доступа на товарный рынок, условия  производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи  товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих  субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим  хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. 

В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Закона о торговой  деятельности органы местного самоуправления в области регулирования  торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей  муниципального образования услугами торговли и по вопросам, связанным с  созданием таких условий, вправе издавать муниципальные правовые акты в  случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской  Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами  субъектов Российской Федерации. 

Частью 3 статьи 17 указанного Закона закреплено, что в целях обеспечения  жителей муниципального образования услугами торговли органы местного  самоуправления принимают, в том числе, меры экономического 




стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально  ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для  хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность,  имущества, находящегося в муниципальной собственности. 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение  нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях,  строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или  муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой  размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости  обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов  минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. 

Согласно части 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения  нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом  местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом  муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным  органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

В части 6 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой  деятельности установлено, что утверждение схемы размещения  нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений,  не может служить основанием для пересмотра мест размещения  нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или  эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. 

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от  29.01.2015 № 225-О положение части 6 статьи 10 Закона об основах  регулирования торговой деятельности направлено на обеспечение условий для  предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих  субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности  долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение предела  рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения  субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами  публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов,  сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения  должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации  требовании согласованного осуществления конституционных ценностей,  включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической  деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и  признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в  пределах его полномочий (статья 12) - с другой. 

В соответствии с этим данное законоположение не может рассматриваться  как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при  утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых  объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих  хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального 




образования, а потому органы местного самоуправления не лишены  возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы  размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный  характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения  потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по  месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства,  с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся. 

Порядок разработки и утверждения схем размещения НТО в  муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской  области утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от  27.04.2017 № 295-ПП (далее - Порядок № 295). 

Согласно пункту 3 Порядка № 295 разработка Схемы размещения  осуществляется в следующих целях: удовлетворение потребности населения в  доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг)  малыми форматами розничной торговли; достижение и последующее  соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности  населения Свердловской области площадью НТО; соблюдение прав и законных  интересов населения по обеспечению требований безопасности при  размещении НТО в муниципальных образованиях, расположенных на  территории Свердловской области, в соответствии с требованиями  законодательства Российской Федерации и Свердловской области; обеспечение  единства требований к размещению НТО в муниципальных образованиях,  расположенных на территории Свердловской области; соблюдение прав и  законных интересов субъектов предпринимательской деятельности,  осуществляющих торговую деятельность, при разработке Схемы размещения,  внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления,  включая применение компенсационных механизмов; формирование  многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых  объектов, форм и способов торговли. 

В соответствии с пунктом 10 Порядка № 295-ПП утверждение Схемы  размещения, внесение в нее изменений и дополнений не является основанием  для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или  эксплуатация которых были начаты и продолжаются на момент утверждения  указанной Схемы размещения. 

Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 №  164-ПП утвержден Порядок размещения НТО на территории Свердловской  области (далее - Порядок № 164-ПП). 

В силу пункта 6 Порядка № 164-ПП размещение НТО осуществляется на  основании договора, предусматривающего размещение НТО (далее - договор на  размещение НТО) в определенном схемой месте, заключаемого в соответствии  с законодательством РФ и законодательством Свердловской области. 

Согласно пункту 4 Порядка № 164-ПП договор на размещение НТО -  договор, заключаемый с хозяйствующим субъектом по результатам проведения 




торгов или без проведения торгов отдельно на каждый НТО, в котором указаны  место (адресный ориентир) НТО, площадь места, предоставляемого под  размещение НТО, срок размещения НТО, категория хозяйствующих субъектов,  размер, сроки и условия платы за размещение НТО (пп. 4). 

В силу подпунктов 1, 2 пункта 7 Порядка № 164-ПП договор на  размещение НТО заключается в случаях, предусмотренных настоящим  порядком, хозяйствующим субъектом по результатам проведения торгов или  без проведения торгов с: органом местного самоуправления муниципального  образования, расположенного на территории Свердловской области, на  объектах, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных  участках, государственная собственность на которые не разграничена;  исполнительным органом государственной власти Свердловской области в  сфере управления земельными ресурсами, находящимися в собственности  Свердловской области, на объектах, находящихся в государственной  собственности Свердловской области. 

Таким образом, положения о недискриминационном доступе к объектам  земельной инфраструктуры содержатся как в Порядке № 295-ПП, так и  в Порядке № 164-ПП, нарушение органами местного самоуправления  указанных порядков заведомо создает дискриминационные условия доступа к  объектам земельной инфраструктуры. 

Согласно пункту 31 Порядка № 295-ПП внесение изменений и дополнений  в Схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по  основаниям, указанным в пункте 33 Порядка № 295-ПП, и с учетом требований,  установленных в пункте 32 настоящего Порядка. 

Согласно подпунктам 2, 3 пункта 16 Порядка № 164-ПП муниципальные  нормативные правовые акты, устанавливающие условия размещения НТО в  муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской  области, должны содержать: исчерпывающий перечень документов,  прилагаемых к заявлению о заключении договора, основания для отказа в  заключении договора. 

В пункте 4 Положения № 7/32, указано, что договор заключается на торгах,  проводимых в форме аукциона, за исключением случаев заключения договора  без проведения торгов, предусмотренных главой 3 Порядка № 164-ПП. 

Заключение договора без проведения аукциона осуществляется в  соответствии с главой 3 Порядка № 164-ПП на основании заявления о  заключении договора, направленного юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем (далее - заявители) в уполномоченный  орган (пункт 7 Положения № 7/32). 

Уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и  письменно уведомляет заявителя о результате рассмотрения заявления в  течение 30 календарных дней с даты его регистрации (пункт 9 Положения №  7/32). 

При отсутствии оснований для отказа в заключении договора без 




проведения аукциона уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта  договора. Заключение договора с заявителем осуществляется уполномоченным  органом в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления о  результатах рассмотрения заявления и возможности заключения договора (п. 11  Положения № 7/32). 

Согласно подпункту 3 пункта 10 Положения № 7/32 одним из оснований  для отказа в заключении договора является то, что с заявлением обратилось  лицо, которое не имеет права на заключение договора без проведения аукциона  в соответствии с пунктом 13 Порядка № 164-ПП. 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 13 Порядка № 164-ПП договор  заключается без проведения торгов на основании обращения в срок до  01.07.2020 в орган, указанный в пункте 7 настоящего порядка, при  подтверждении добросовестного внесения платы и (или) отсутствии  задолженности за размещение НТО в месте, включенном в схему, в отсутствие  заключенного договора на размещение НТО либо договора аренды земельного  участка, предусматривающего размещение НТО. 

Право на заключение договора на размещение НТО в соответствии с  пунктом 13 Порядка № 164-ПП неразрывно связно с личностью субъекта,  который по ранее заключенному с ним договору добросовестно исполнил его  условия, является по существу преференцией, предоставляемой указанному  субъекту на определенный срок, поэтому следует признать, что  предпринимательскую деятельность в НТО должно вести именно то лицо,  сведения о котором внесены в утвержденную Схему размещения НТО, и срок  такой преференции является ограниченным. Учитывая адресность  предоставленной обществу пунктом 13 Порядка № 164-ПП преференции,  пресекательные сроки, установленные Порядком № 164-ПП для такой  преференции, окончание срока действия договора влечет прекращение  обязательств сторон по договору. 

В ответ на требование антимонопольного органа (исх. № ДШ/8327/22 от  27.10.2022) Администрация сообщила, что согласно информации,  представленной Земельным комитетом Администрации города Екатеринбурга  (далее - Земельный комитет), по состоянию на 07.10.2020 у ООО «Камни -  Урала» задолженность за пользование земельными участками отсутствует. 

В связи с отсутствием задолженности за размещение НТО  Администрацией Кировского района города Екатеринбурга с ООО «Камни -  Урала» заключен договор от 01.10.2020 № 391-2020/К на размещение НТО. 

Однако, как следует из служебной записки Земельного комитета (исх. №  2229/51/23.1-25 от 12.10.2020) 02.10.2020 от ООО «Камни-Урала» поступил  платеж в счет уплаты задолженности за пользование земельными участками в  сумме 106121,20 руб. по лицевому счету <***>, тогда как договор на  размещение НТО с ООО «Камни-Урала» заключен 01.10.2020. 

Согласно информации Земельного комитета (вх. № 2006/51/23.1-25 от  22.09.2020) оплаченная 02.10.2020 ООО «Компания «Камни-Урала» сумма в 




размере 106 121,20 руб. была начислена за период январь-октябрь 2020 года со  сроком уплаты до 10.10.2020 и оплачена ООО «Компания «Камни-Урала». 

Также не опровергнут тот факт, что согласно выписки из Журнала  регистрации договоров, следует, что договор от 01.10.2020 № 391-2020К  заключен 01.10.2020, дата получения экземпляра договора ООО «Компания  «Камни-Урала» является 13.10.2020. 

В свою очередь, Администрация Кировского района в письме (исх. №  64.01-39/002/766 от 06.03.2023) пояснила, что на момент подачи ООО  «Компания «Камни-Урала» заявления (вх. № 1553/001/64 от 20.12.2019) о  заключении договора на размещение НТО без торгов сведения в  Администрации Кировского района о наличии задолженности у ООО  «Компания «Камни-Урала» отсутствовали. 

В соответствии с информацией, представленной Земельным комитетом (вх.   № 365/51/23.701 от 02.03.2023), начисления платы за фактическое пользование  земельным участком под НТО за 2019 год ООО «Компания «Камни-Урала»  выполнены со сроком уплаты не позднее 10.01.2020, оплата произведена в  полном объеме платежным поручением от 23.12.2019 № 182 в размере 137  213,50 руб. 

Администрация Кировского района сообщила, что в письмах ИП  ФИО2 об отказе в заключении договоров на размещение НТО  соблюден единый подход, предусмотренный подпунктом 2 пункта 13 Порядка   № 164-ПП, а именно: при направлении заявлений хозяйствующими субъектами  о заключении договоров на размещение НТО без торгов необходимо  подтверждение добросовестного внесения платы и (или)отсутствии  задолженности за размещение НТО в месте, включенном в схему, в отсутствие  заключенного договора на размещение НТО либо договора аренды земельного  участка, предусматривающего размещение НТО. 

Однако из доказательств, имеющихся в материалах дела, следует обратное:  заявление ООО «Компания «Камни-Урала» о заключении договора на  размещение НТО без торгов направлено в адрес Администрации Кировского  района от 20.12.2019 вх. № 1553/001/64. Согласно служебной записке  Земельного комитета (исх. № 2229/51/23.1-25 от 12.10.2020), направленной в  дополнение к служебной записке от 22.09.2020 № 2006/51/23.1-25, у ООО  «Компания «Камни-Урала» на дату обращения с заявлением подтверждается  наличие задолженности. 

Администрацией Кировского района представлены также иные  доказательства наличия задолженности у ООО «Компания «Камни-Урала»: 

- платежное поручение от 23.12.2019 № 182, подтверждающее факт  наличия задолженности в размере 137 213,50 руб. на момент подачи заявки (вх.   № 1553/001/64 от 20.12.2019) на заключение договора без торгов; 

- Акт сверки № 20/2023-к, исходя из которого следует, что начисления за  фактическое размещение НТО в 2019 году выставлены Администрацией в 2020  году, что также подтверждает наличие задолженности на момент обращения с 




заявлением о заключении договора на размещение НТО без торгов. 

Таким образом, ООО «Компания «Камни-Урала», как следует из  подпункта 2 пункта 13 Порядка № 1641111, обратилось в установленный срок  до 01.07.2020 с заявлением о заключении договора на размещение НТО без  торгов, но документов, подтверждающих добросовестность внесения платы и  (или) отсутствие задолженности за размещение НТО, не представило. 

На основании вышеизложенного, имеет место нарушение Администрацией  города Екатеринбурга в рамках деятельности ее территориального органа  (Администрации Кировского района) подпункта «д» пункта 4 статьи 15 Закона  о торговой деятельности, выразившееся в создании дискриминационного  доступа к земельной инфраструктуре, путем заключения без проведения торгов  в нарушение подпункта 2 пункта 13 Порядка № 164-ПП, подпункта 3 пункта 10  и пункта 11 Положения № 7/32 с ООО «Компания «Камни-Урала» договора на  размещение НТО. 

Принимая решение о заключении договора на размещение НТО на  территории Кировского района г. Екатеринбурга, Администрация исходила из  фактического размещения НТО и внесения платы за фактическое пользование  земельным участком. 

Между тем, согласно действовавшему на тот момент Порядку выявления,  выноса, хранения и возврата законным владельцам НТО, незаконно  размещенных на территории муниципального образования «город  Екатеринбург» (утв. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от  26.12.2019 № 3096) к незаконно размещенным НТО относятся НТО, в том  числе оказывающие населению услуги общественного питания и бытового  обслуживания, места размещения которых отсутствуют в Схемах размещения и  (или) в отношении которых не заключен договор, предусматривающий их  размещение (п.1). 

Вместо инициирования выноса незаконно размещенного ООО Компания  «Камни Урала» НТО Администрация инициировала легализацию такого  размещения. 

При изложенных обстоятельствах, не опровергнутых заявителем  апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о  доказанности антимонопольным органом факта вменяемого нарушения и  законности принятого решения от 11.04.2023. 

Поскольку правовые основания для вынесения решения доказаны,  предписание, выданное заявителю, направленное на недопущение нарушений  законодательства о торговой деятельности, соответствует требованиям закона,  не нарушает права заявителя, и подлежит обязательному исполнению. 

Заявителем не доказано, что обжалуемое решение и предписание  Свердловского УФАС России нарушает его права и возлагает на него какие-либо обязанности, не соответствующие требованиям действующего  законодательства. 

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд 




апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой  инстанции, отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не установил. 

Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной  инстанции рассмотрены и отклонены, как не свидетельствующие о  незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта и не влекущие  его отмены. 

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на  основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле  доказательств. 

Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка  обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом  норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой  инстанций, а направлены на иную оценку положенных в их основу  доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом  апелляционной инстанции. 

Нарушений или неправильного применения норм материального или  процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к  отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено. 

Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без  изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 сентября 2023  года по делу № А60-24728/2023 оставить без изменения, апелляционную  жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской  области. 

Председательствующий В.Н.Якушев

Судьи Е.Ю.Муравьева 

 Ю.В.Шаламова