ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11993/17-АК от 03.10.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11993/2017-АК

г. Пермь

10 октября 2017 года Дело № А71-545/2017 ­­

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,

при неявке лиц, участвующих в деле,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Акционерного общества «Ижевский завод металлургии и машиностроения»

на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики

от 21 июня 2017 годапо делу № А71-545/2017,

вынесенное судьей Калининым Е.В.,

по заявлению Акционерного общества «Ижевский завод металлургии и машиностроения» (ИНН 1840005542, ОГРН 1111840016958)

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (ИНН 1831100790, ОГРН 1041800279014)

о признании недействительными предписания в части,

установил:

Акционерное общество «Ижевский завод металлургии и машиностроения» (далее - АО «Ижметмаш», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными пунктов 4, 5, 9-16 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - ГУ МЧС России по УР, административный орган) от 24.10.2016 №07/20/3/1-16 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.

Решением Арбитражный суд Удмуртской Республики от 21 июня 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с судебным актом, АО «Ижметмаш» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о непредставлении административным органом доказательств, подтверждающих факт отсутствия сопряжения локальной (объектовой) системы оповещения с системами оповещения регионального уровня; отмечает, что общество не относится к перечню лиц, указанных в п. 1.2. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55201-2012, соответственно, на него не распространяются требования п. 3.1.15 ГОСТ Р 55201-2012; кроме того, по мнению апеллянта, судом не учтено, что в настоящее время подготовка проектной документации на спорный объект капитального строительства не производится, поскольку указанный объект построен давно; также указывает, что административный орган не представил доказательств того, что объекты заявителя находятся на удалении до 600 км от государственной границы; по пунктам 10-16 предписания апеллянт отмечает, что спорное защитное сооружение в собственности общества не находится, следовательно, заявитель лишен прав владения, пользования и распоряжения данным имуществом (защитным сооружением); ссылается на отсутствие доказательств того, что заявитель эксплуатирует спорное защитное сооружение; указывает на неисполнимость предписания в части пункта 16.

Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 03.10.2017 к материалам дела приобщены приложенные к отзыву на апелляционную жалобу копии следующих документов: письмо АО «Ижметмаш» от 27.01.2017 № 002-25/02; письмо Управления гражданской защиты Администрации г. Ижевска от 01.02.2017 № 0112; план-график приобретения средств индивидуальной и медицинской защиты; план световой маскировки АО «Ижметмаш»; письмо АО «Ижметмаш» от 08.08.2017 № 206/71-243; объяснения должностного лица АО «Ижметмаш», фототаблица по ЗС ГО в качестве возражений на апелляционную жалобу на основании абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления МЧС России по УР Чукавина П.Н. от 23.09.2016 №07/20 ГО (т. 1 л.д. 48-49) в период с 10.10.2016 по 24.10.2016 проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Ижметмаш» с целью проверки соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны.

В ходе проверки были установлены следующие нарушения в области гражданской обороны:

- созданное нештатное аварийно-спасательное формирование не аттестовано в установленном порядке. Состав, структура нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ) не согласованы с Главным управлением МЧС России по УР;

- в организации не созданы противопожарные формирования;

- из 58 руководителей групп занятий по гражданской обороне не прошли подготовку 48 человек в учебно-методическом центре субъекта РФ или на курсах гражданской обороны муниципального образования;

- имеющиеся элементы локальной (объектовой) системы оповещения (опасный производственный объект 2 класса) не сопряжены с системой оповещения муниципального образования;

- работники АО «Ижметмаш» не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) из расчета на 100% их общей численности +5% для подбора. При потребности средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогазов) 1116 штук в наличии имеется 40 противогазов, закупленных в 2016 году. Организацией накопление запасов материально-технических, медицинских и иных средств, в полном объеме не создано. Медицинских средств индивидуальной защиты не достаточно в наличии 3 комплекта, при потребности 319 штук. Продовольственные запасы отсутствуют. Приборы ДП-ЗБ (1990), УГ-2 (1991), ИД-1 (1989), ИМД-5 (1991), радиационного, химического контроля со сроками хранения более 25 лет (акты осмотров за 2015-2016 годы и лабораторных испытаний за последние 5 лет не представлены);

- план ГО требует корректировки;

- не представлена информация в федеральный орган исполнительной власти, для отнесения к категории;

- страховой фонд документации не создан на магнитных носителях и в бумажном виду отсутствуют. Документы в электронном виде не сданы на хранение в орган исполнительной власти субъекта РФ;

- не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке. Не разработан комплексный план маскировки организации;

- приказом руководителя не назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация учета ЗСГО, содержание помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

- для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны не созданы звенья по обслуживанию;

- в ЗСГО отсутствует документация: паспорт убежища с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал проверки состояния убежища, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим убежища, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;

- техническое обслуживание и планово предупредительный ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения не проводятся. Отсутствует проектно-сметная документация по ремонту, обслуживанию помещений и оборудования ЗС ГО;

- системы жизнеобеспечения убежища частично демонтированы;

- не проведен технический осмотр и контрольные проверки фильтров поглотителей ФП-300 1985 года;

- на убежище инв. №135, расположенное под кузнечно-прессовым корпусом оформлено право собственности 05.11.2013 18 АБ №868559.

По результатам плановой выездной проверки составлен акт проверки от 24.10.2016 №07/20 ГО (т. 1 л.д. 51-58).

По факту выявленных нарушений в отношении АО «Ижметмаш» составлены протоколы об административных правонарушениях от 24.10.2016 №20/ГО по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, №21/ГО по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ (т. 1 л.д. 79-83, 86-91).

Постановлением мирового судьи судебного участка №6 Индустриального района г. Ижевска УР от 10.11.2016 АО «Ижметмаш» привлечено к административной ответственности по ч.ч. 1, 2 ст. 20.7, ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000руб.

24.10.2016 ГУ МЧС России по УР вынесено предписание №07/20/3/1-16 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны (т. 1 л.д. 59-66).

Не согласившись с указанным предписанием в части пунктов 4, 5, 9-16, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При разрешении спора суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ оснований для признания предписания в оспариваемой части недействительным и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 4 предписания от 24.10.2016 №07/20/3/1-16 на общество возложена обязанность по устранению нарушений требований п. 3 ст. 9 Закона № 28-ФЗ, п. 16.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, п. 4 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного Приказом МЧС России от 31.07.2006 № 440, п. 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 422, Мининформсвязи России №90, Минкультуры России № 376 от 25.07.2006, п.п. 6.44, 6.45, 6.58 СП 165.1325800.20014, п.п. 5.2, 5.9 СП 133.1330.2012, ГОСТ Р 42.3.01-2014, выразившихся в том, что имеющиеся элементы локальной (объектовой) системы оповещения (опасный производственный объект 2 класса) не сопряжены с системой оповещения муниципального образования.

В силу пункта 3 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Согласно п. 16.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 №687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: создание и совершенствование системы оповещения работников; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.

В силу п. 4 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного Приказом МЧС России от 31.07.2006 № 440, в соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне в организациях, продолжающих работу в военное время организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций.

В соответствии с пунктом 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 422, Мининформсвязи России №90, Минкультуры России № 376 от 25.07.2006, системы оповещения создаются: на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объективном уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что АО «Ижметмаш» эксплуатирует опасные производственные объекты II класса опасности: цех электросталеплавильный (А46-12145-0009), что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов А46-12145 от 05.02.2015.

АО «Ижметмаш» продолжает работу в военное время, имеет мобилизационное задание, установленное постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 920-44.

В АО «Ижметмаш» в 2016 году утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в АО «Ижметмаш».

Положение определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в АО «Ижметмаш».

Основные мероприятия по гражданской обороне отражены в разделе 4 Положения: Руководство предприятия в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с федеральным и республиканским законодательством полномочиями планирует и осуществляет мероприятия:

п. 4.1.1. по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- создание и совершенствование системы оповещения работников;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения, сопрягаемых с - системами централизованного оповещения населения, на потенциально опасных объектах и в местах массового пребывания людей;

- сбор информации в области ГО и обмен ею.

На территории общества установлены сирены С-40 - 2 шт., С-28 - 1 шт., которые являются элементами региональной системы централизованного оповещения, элементами локальной (объектовой) системы оповещения.

Приказом генерального директора АО «Ижметмаш» от 05.10.2016 № 313 «О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования» (т. 2 л.д. 28) назначен состав комиссии по повышению устойчивости функционирования АО «Ижметмаш» в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени, утверждено положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования общества в чрезвычайных ситуациях и военное время, обязанности руководителей рабочих групп по повышению устойчивости функционирования. Разработан план основных инженерно-технических мероприятий по повышению мероприятий по повышению устойчивости функционирования АО «Ижметмаш» на 2016-2021года (т. 2 л.д. 45-49). Данным планом предусматривается профилактическое обслуживание, ремонт и модернизация системы локального оповещения.

Также обществом разработан план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования АО «Ижметмаш» в военное время (т. 2 л.д. 50-52).

Представленные АО «Ижметмаш» письма от 03.06.2016 № 594/05-07 (т. 1 л.д. 21), от 15.06.2016 № 002-25/13 (т. 1 л.д. 22) подтверждают факт исправности сирен в составе региональной системы.

Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, представленные доказательства свидетельствуют о наличии на объектах общества объектовых (локальных) систем оповещения.

Вместе с тем, поскольку в нарушение вышеприведенных требований действующего законодательства объектовые (локальные) системы оповещения технически и программно не сопряжены с системами оповещения вышестоящего уровня (региональной системой оповещения), суд пришел к верному выводу о том, что у административного органа имелись правовые основания для включения в оспариваемое предписание требования об устранении нарушений, указанных в пункте 4 предписания.

Приведенные заявителем доводы о недоказанности административным органом факта указанного нарушения правомерно отклонены судом первой инстанции как несоответствующие материалам дела. Доказательств, документально опровергающих зафиксированные в акте проверки № 07/20 ГО от 24.10.2016 нарушения, заявителем в материалы дела не представлено.

Кроме того, представленным административным органом в обоснование возражений на апелляционную жалобу письмом АО «Ижметмаш» от 27.01.2017 № 002-25/02 о предоставлении технических условий для построения (реконструкции, сопряжения) локальной системы оповещения ПОО АО «Ижметмаш», направленным в адрес администрации города Ижевска, подтверждается тот факт, что на момент проведения плановой выездной проверки и вынесения предписания имеющиеся элементы локальной (объектовой) системы оповещения не были сопряжены с региональной системой оповещения.

Согласно пункту 5 предписания от 24.10.2016 №07/20/3/1-16, в нарушение ч. 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ, п.п. 3, 6, 7, 8, 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 01.10.2014 №543, п.п. 3, 4, 5 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", п.п. 2.9.10, 2.9.12, 2.10.9, 2.10.10 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных Приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285, работники АО «Ижметмаш» не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) из расчета на 100% их общей численности +5% для подбора. При потребности средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогазов) 1116 штук в наличии имеется 40 противогазов, закупленных в 2016 году. Организацией накопление запасов материально-технических, медицинских и иных средств, в полном объеме не создано. Медицинских средств индивидуальной защиты не достаточно в наличии 3 комплекта, при потребности 319 штук. Продовольственные запасы отсутствуют. Приборы ДП-ЗБ (1990), УГ-2 (1991), ИД-1 (1989), ИМД-5 (1991), радиационного, химического контроля со сроками хранения более 25 лет (акты осмотров за 2015-2016 годы и лабораторных испытаний за последние 5 лет не представлены).

В п. 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 2 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543, обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.

В силу п. 3 указанного Положения накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" утверждено положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Положение №379).

Согласно п. 3 Положения №379 запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.

Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия.

Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

В силу п. 4 Положения №379 номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяются исходя из табелей их оснащения.

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 5 Положения №379 запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в АО «Ижметмаш» в 2016 году утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в АО «Ижметмаш».

Положение определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в АО «Ижметмаш».

Основные мероприятия по гражданской обороне отражены в разделе 4 Положения: Руководство предприятия в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с федеральным и республиканским законодательством полномочиями планирует и осуществляет мероприятия:

По предоставлению работникам предприятия средств индивидуальной и коллективной защиты:

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты,

- разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты в установленные сроки (п. 4.1.4 положения).

По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п. 4.1.7 положения).

В обществе определена номенклатура средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны по состоянию на октябрь 2016 года.

Между тем, работники АО «Ижметмаш» не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) в соответствии с нормами действующего законодательства, при потребности средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогазов) 1116 штук в наличии имеется 40 противогазов, закупленных в 2016 году. Организацией накопление запасов материально-технических, медицинских и иных средств, в полном объеме не создано. Медицинских средств индивидуальной защиты имеется в наличии 3 комплекта, при потребности 319 штук. Продовольственные запасы отсутствуют. Приборы ДП-ЗБ (1990), УГ-2 (1991), ИД-1 (1989), ИМД-5 (1991), радиационного, химического контроля со сроками хранения более 25 лет.

Таким образом, поскольку выполнение вышеперечисленных требований законодательства обществом на момент проведения плановой выездной проверки и вынесения предписания обеспечено не было и доказательств обратного в материалы дела не представлено, требование пункта 5 предписания является законным и обоснованным.

Из пункта 9 предписания от 24.10.2016 №07/20/3/1-16 следует, что в нарушение п. 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, ГОСТ Р 55201-2012 не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке; не разработан комплексный план маскировки организации.

Согласно п. 16.5 Положения № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по световой и другим видам маскировки:

определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Материалами дела подтверждается, что на предприятии разработан план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования АО «Ижметмаш» в военное время, пунктом 5 которого предусмотрено мероприятие по подготовке к введению режимов светомаскировки (в том числе и централизованно). Ответственным по данному мероприятию назначен главный энергетик.

Между тем, как обоснованно отметил суд первой инстанции, АО «Ижметмаш» не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке, не разработан комплексный план маскировки организации. Доказательств обратного заявителем на момент проведения плановой выездной проверки не представлено, в связи с чем апелляционный суд полагает, что указанные в пункте 9 предписания требования административного органа соответствуют действующему законодательству.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что АО «Ижметмаш» к указанному в п. 1.2. «ГОСТ Р 55201-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2012 № 1193-ст, перечню отношения не имеет, были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены им со ссылкой на то, что указанный стандарт предназначен для применения при разработке перечня мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации на объекты капитального строительства, а также в составе проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

В силу пунктов 10-16 предписания от 24.10.2016 №07/20/3/1-16 в нарушение п.п. 1.3, 1.4, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.11, 3.4, 3.6, 4.4, 5.1-5.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п.п. 2, 3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, п.п. 2, 5, 8 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359, п.п. 2.1, 2.1.37 Указа Президента РФ от 24.12.1993 №2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", приказом руководителя не назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация учета ЗСГО, содержание помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны не созданы звенья по обслуживанию; в ЗСГО отсутствует документация: паспорт убежища с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал проверки состояния убежища, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим убежища, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов; техническое обслуживание и планово предупредительный ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения не проводятся. Отсутствует проектно-сметная документация по ремонту, обслуживанию помещений и оборудования ЗС ГО; системы жизнеобеспечения убежища частично демонтированы; не проведен технический осмотр и контрольные проверки фильтров поглотителей ФП-300 1985 года; на убежище инв. №135, расположенное под кузнечно-прессовым корпусом, оформлено право собственности 05.11.2013 18 АБ №868559.

В пункте 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила №583) указано, что в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (п. 1.4 Правил №583).

В главе V Правил № 583 предусмотрены требования к техническому обслуживанию и ремонту защитных сооружений.

Согласно п. 3.2.1 Правил №583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В силу п. 3.2.2 Правил №583 при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

В соответствии с п. 3.2.11 Правил № 583 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Согласно п.п. 2, 3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией.

Согласно п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В силу п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

В целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны, имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых акционерному обществу по договору на ответственное хранение и в пользование (п. 5 Положения №359).

При приватизации предприятий и дальнейшем сохранении профиля их деятельности, на которые решением органов государственной власти и органов местного самоуправления было возложено создание служб и невоенизированных формирований гражданской обороны, подготовка зданий для развертывания больниц, обеспечение функционирования систем связи и оповещения гражданской обороны, а также выполнение других задач в интересах гражданской обороны, данные обязанности закрепляются за новым правопреемником имущественных прав и обязанностей приватизируемого предприятия на основе соответствующего договора (п. 8 Положения №359).

Согласно п.п. 2.1, 2.1.37 Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" объектами, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена являются в том числе защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения.

Судом первой инстанции установлено, что АО «Ижметмаш» разработан план основных инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования общества на 2016-2021 года. Пунктом 2 плана предусмотрено - планирование и организация мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене оборудования, ответственным назначен начальник цеха № 141. Пунктом 3 данного плана предусмотрена - подготовка личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС, обучение рабочих и служащих правилам пользования ЗС в ЧС, ответственными назначены руководители групп обучения, специалист по ГО и ЧС.

Защитное сооружение гражданской обороны расположено на территории АО «Ижметмаш» в подвальном помещении кузнечно-прессового корпуса литер Ф по адресу г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 170, встроенное убежище III класса вместимостью 600 человек, 1985 года ввода в эксплуатацию, инвентарный номер убежища по учёту ЗС ГО, расположенных на территории Удмуртской Республики в ГУ МЧС РФ по УР № 135, номер в Реестре государственного имущества по учету Росимущества в УР № В 13180000138.

АО «Ижметмаш» по договору купли-продажи от 26.06.2013 № 4т приобрело здания и сооружения от ОАО «Буммаш», в том числе здание кузнечно-прессового корпуса с подвальной этажностью, где расположено убежище. Оформлено свидетельство о государственной регистрации права от 05.11.2013 серия 18АБ № 868559.

В ходе проведения плановой проверки представители АО «Ижметмаш» факт наличия у АО «Ижметмаш» объекта гражданской обороны не отрицали, административному органу доступ в убежище был обеспечен. Кроме того, в планирующих документах по гражданской обороне отражены сведения о наличии защитного сооружения гражданской обороны.

Указанные обстоятельства обоснованно признаны судом первой инстанции подтверждающими факт использования АО «Ижметмаш» убежища.

Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

Между тем, как правомерно отмечено судом первой инстанции, исходя из положений Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" следует, что объекты гражданской обороны независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

С учетом изложенного, суд обоснованно поддержал вывод административного органа о том, что нахождение защитного сооружения гражданкой обороны в собственности АО «Ижметмаш» нарушает права Российской Федерации, установленные ст. 209 ГК РФ, а также требования Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Закона № 28-ФЗ.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы в рассматриваемой части отклоняются судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм права и не опровергающие установленных в ходе проверки нарушений.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, пункт 16 предписания является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на прекращение и устранение выявленных нарушений обязательных требований законодательства в области гражданской обороны; данный пункт предписания содержат указание на конкретное нарушение, подлежащие устранению; при этом отсутствие в данном пункте предписания указания на конкретные мероприятия по устранению выявленного нарушения само по себе не влечет признание предписания в данной части недействительным и не освобождает общество от обязанности соблюдать требования закона.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции, что предписание в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оснований для признания пунктов 4, 5, 9-16 предписания недействительными не имеется.

Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечается, что нарушения указанных требований законодательства в области гражданской обороны явились предметом рассмотрения по делу об административном правонарушении № 5-1773/16, в связи с чем АО «Ижметмаш» вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Индустриального района города Ижевска от 10.11.2016 привлечено к административной ответственности по ч.ч. 1, 2 ст. 20.7, ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Исходя из смысла ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании недействительными пунктов 4, 5, 9-16 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 24.10.2016 №07/20/3/1-16 правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.

Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

В соответствии со статьями 104, 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 21 июня 2017 годапо делу № А71-545/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества «Ижевский завод металлургии и машиностроения» – без удовлетворения.

Возвратить Акционерному обществу «Ижевский завод металлургии и машиностроения» (ИНН 1840005542, ОГРН 1111840016958) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.07.2017 №13176.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Судьи

Е.М. Трефилова

Н.В. Варакса

Л.Ю. Щеклеина