ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12067/2022-АКУ от 07.11.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

[A1]





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № 17АП-12067/2022-АКу

г. Пермь

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в  деле, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» 

на решение Арбитражного суда Пермского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу № А50-13327/2022

по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН  1056315070350, ИНН 6315376946) 

к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН  1035900084054, ИНН 5902292939) 

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, 

установил:

Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – заявитель, общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене  постановления от 11.05.2022 № 884 по делу об административном  правонарушении, вынесенного Инспекцией государственного жилищного  надзора Пермского края (далее – административный орган, Инспекция) о  привлечении общества к административной ответственности за совершение  правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде  штрафа в размере 10 000 рублей. 

Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке  упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 01.08.2022,  мотивированное решение изготовлено 08.08.2022), в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

Не согласившись с судебным актом, ПАО «Т Плюс» обратилось в суд  апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять  по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. 

В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что проверка не была  Код доступа к материалам дела: 




[A2] согласована с органами прокуратуры, как это предусмотрено подпунктом «а»  пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022   № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного  контроля (надзора), муниципального контроля», и не была завершена в  соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Постановления. 

Инспекция в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на  апелляционную жалобу выразила несогласие с доводами апеллянта, указала на  законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просила оставить  решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решения  арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного  производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей  единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266,  268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как установлено судом из материалов дела, на основании материалов,  поступивших из Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю,  Инспекцией установлено нарушение нормативов обеспечения населения  коммунальными услугами, а именно выявлено, что в многоквартирном доме,  расположенном по адресу: г. Пермь, шоссе. Космонавтов, 179а, коммунальная  услуга по горячему водоснабжению не предоставлялась с 10-00 час до 20-00  час. 01.02.2022, что превышает допустимую продолжительность перерыва  подачи горячей воды (8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа  единовременно), что является нарушением пунктов 4 раздела II приложения №  1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. 

По факту выявленного нарушения Инспекцией в отношении ПАО «Т  Плюс» составлен протокол об административным правонарушении от  11.04.2022 № 884 по статье 7.23 КоАП РФ и по результатам рассмотрения дела  об административном правонарушении вынесено постановление от 11.05.2022   № 884, которым общество привлечено к административной ответственности по  статье 7.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде  штрафа в сумме 10 000 рублей. 

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава  вмененного административного правонарушения, соблюдения процедуры,  срока привлечения к административной ответственности и отсутствия  оснований для освобождения заявителя от административной ответственности 

Код доступа к материалам дела:




[A3] Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства,  рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание  возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции  оснований для отмены решения суда не установил. 

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность  за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения  коммунальными услугами в виде административного штрафа, размер которого  для юридических лиц составляет от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 

В соответствии с частью 4 статьи 3, частью 1 статьи 157 Жилищного  кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве  получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые  предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими  федеральными законами. Правила предоставления, приостановки и  ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также  Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или  товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным  специализированным потребительским кооперативом договоров с  ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством  Российской Федерации. 

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и  пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и  потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением  Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). 

В соответствии с подпунктами «в», «г», «д» пункта 3 Правил № 354  условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в  многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются  следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется  круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими  продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных  услуг, приведенным в приложении № 1; предоставление коммунальных услуг  осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической  возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых  осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество  предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям,  приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам. 

На основании подпункта «б» пункта 4 Правил № 354 горячее  водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по  централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым  инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые  Код доступа к материалам дела: 




[A4] помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных  настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в  многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего  водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном  доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления  коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием  внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в  состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме  (при наличии такого оборудования). 

В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ Р 51617-2014 «Национальный  стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и  управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие  требования» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от  11.06.2014 N 544-ст) коммунальная услуга горячего водоснабжения  потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с  законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать  круглосуточное бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть  бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность,  установленную в соответствии с приложением № 1 Правил № 354. 

В пункте 4 раздела II приложения № 1 Правил № 354 установлена  допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов  (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на  тупиковой магистрали - 24 часа. 

Факт нарушения заявителем нормативного уровня и режима обеспечения  населения коммунальными услугами установлен административным органом и  судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела  доказательствами, что свидетельствует о наличии события административного  правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,  за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным  лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Вопрос о наличии вины общества в совершении правонарушения  исследован инспекцией при производстве по делу об административном  правонарушении, соответствующие выводы отражены в постановлении. 

ПАО «Т Плюс», являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано было  осуществлять полный, необходимый и достаточный комплекс действий,  обеспечивающий бесперебойное предоставление коммунальных услуг. 

Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от  него мер, направленных на соблюдение установленных законом нормативов  обеспечения населения коммунальными услугами, не представлено. 

Код доступа к материалам дела:




[A5] Чрезвычайных и иных объективно непредотвратимых обстоятельств,  находящихся вне контроля заявителя, исключающих возможность соблюдения  норм действующего законодательства, судами не установлено. 

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает  вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) заявителя  состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ

Существенных нарушений порядка привлечения к административной  ответственности административным органом не допущено. 

Постановление вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5  КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. 

Назначенное заявителю административное наказание соответствует  санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ

Правовых оснований для замены назначенного административного  наказания в виде штрафа предупреждением в порядке статьи 3.4, части 1 статьи  4.1.1 КоАП РФ судом не установлено, поскольку ПАО «Т Плюс» ранее  привлекалось к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ  (постановление инспекции № 643 от 17.03.2021). 

С учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени  общественной опасности совершенного правонарушения суд апелляционной  инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии  оснований для признания правонарушения малозначительным и применения  положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было  совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается. 

В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что проверка не была  согласована с органами прокуратуры, как это предусмотрено подпунктом «а»  пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022   № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного  контроля (надзора), муниципального контроля», и не была завершена в  соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Постановления. 

Отклоняя указанные доводы, апелляционный суд руководствуется  следующей правовой позицией, изложенной в Решении Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда РФ от 30.08.2022 N АКПИ22-494. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г.  N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного  контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление)  введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых  контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках  видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля,  порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным  законом от 31 июля 2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и  муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от  26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  Код доступа к материалам дела: 




[A6] контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Федеральный  закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.  N 294-ФЗ). 

Согласно пункту 9 Постановления должностное лицо контрольного  (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об  административном правонарушении, в случаях, установленных  законодательством, вправе возбудить дело об административном  правонарушении, если состав административного правонарушения включает в  себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых  является предметом государственного контроля (надзора), муниципального  контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за  деятельностью органов государственной власти и органов местного  самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2  статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (за исключением  случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об  административном правонарушении в виде временного запрета деятельности). 

Указанное нормативное положение распространяется только на  правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными  лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Федеральных законов  от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ и от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, в том числе  касающихся рассмотрения соответствующих обращений (заявлений) граждан и  организаций, информации от органов государственной власти, органов  местного самоуправления, из средств массовой информации в этой сфере. 

Вместе с тем при поступлении обращения гражданина или объединения  граждан уполномоченное должностное лицо обязано с учетом характера и  содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком  порядке оно подлежит рассмотрению, принимая во внимание тот факт, что  наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан,  предусмотренным Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке  рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", федеральными  конституционными законами или иными федеральными законами может  устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений  граждан и их объединений (часть 2 статьи 1). 

Так, согласно статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях сообщения и заявления физических и  юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события  административного правонарушения, за исключением правонарушений,  предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 этого кодекса, являются  поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3  части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2) и  которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие  административного правонарушения, могут возбудить дело об  Код доступа к материалам дела: 




[A7] административном правонарушении, за исключением случаев,  предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3 в редакции  Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ). 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенной в постановлении от 30 марта 2021 г. N 9-П, проверка  содержащихся в обращении физического или юридического лица данных,  указывающих на событие административного правонарушения, в целях  установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об  административном правонарушении может осуществляться путем проведения  мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26  декабря 2008 г. N 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии  закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем  проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения  обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие  должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об  административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении  дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении. 

Введение Правительством Российской Федерации ограничений для  возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам  государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет  предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения  доказательств по делу и производства по нему, включая возможность  проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а"  пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при  применении Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных  временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц,  направленных на выяснение всех обстоятельств административного  правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и  процессуальное оформление. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий  и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального  закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ при проведении государственного контроля  (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения  и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный  КоАП РФ

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению  дела об административном правонарушении являются, в том числе,  поступившие из правоохранительных органов, а также из других  государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных  объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения. 

Код доступа к материалам дела:




[A8] На основании изложенного, учитывая вышеприведенную правовую  позицию Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что  вменяемое нарушение выявлено в ходе рассмотрения материалов, поступивших  в Инспекцию из Управления Роспотребнадзора, суд апелляционной инстанции  приходит к выводу, что у административного органа имелись правовые  основания для возбуждения дела об административном правонарушении в  соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, без проведения  мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ. 

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным  оспариваемого постановления инспекции не имеется, суд первой инстанции  правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в  силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. 

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой  инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-13327/2022  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным  частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд  Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,  через Арбитражный суд Пермского края. 

Судья Е.М. Трефилова

Электронная подпись действительна.

Код доступа к материалам делДаа:н ные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
 Дата 28.12.2021 4:55:02

Кому выдана Трефилова Елена Минзагировна