ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-12071/18-АК от 16.10.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-12071/2018-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, 

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,  акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт", 

на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 26 июня 2018 года по делу № А60-15192/2018 

принятое судьей Киселевым Ю.К.,

по заявлению акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт"  (ИНН 6671141360, ОГРН 1036604023500) 

к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора  Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) 

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управление  жилищно-коммунальным хозяйством Ленинского района" (ИНН 6671162353,  ОГРН 1056603992686), товарищество собственников жилья «Волга» (ИНН  6671279383, ОГРН 1096671001426), 

о признании незаконным действия по принятию решения о внесении изменений  в реестр лицензий Свердловской области, 

установил:

акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" (далее – АО  "УК "Стандарт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд  Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного  жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – 


Департамент ГЖИСН СО, Департамент, заинтересованное лицо) о признании  незаконным действия по принятию решения о внесении изменений в реестр  лицензий Свердловской области. 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2018  (резолютивная часть решения объявлена 19.06.2018) в удовлетворении  требования отказано. 

Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось с  апелляционной жалобой, в которой просит удовлетворить заявленное  требование, поскольку решение о внесении изменений в реестр лицензий может  быть принято только по одному многоквартирному дому, проведение единого  собрания на два многоквартирных дома, находящихся по одному адресу,  действующим законодательством не предусмотрено. 

Заинтересованное лицо представила отзыв на апелляционную жалобу,  согласно которому просит решение суда оставить без изменения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статей 121,  123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на Интернет- сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представителей для  участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили,  что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК  РФ. 

Из материалов дела следует, что АО "УК "Стандарт" (ранее – ЗАО  «Управляющая компания «РЭМП Ленинского района») осуществляло  управление многоквартирным домом № 45 по улице Волгоградская в городе  Екатеринбурге с 2007 года. 

В период с 25.12.2017 по 30.010.2018 собственниками помещений  данного многоквартирного дома проведено общее собрание в форме очно- заочного голосования и приняты решения, в частности, о расторжении договора  управления многоквартирным домом с обществом и о выборе в качестве  управляющей организации ООО "УЖКХ Ленинского района". 

Решение оформлено протоколом от 31.01.2018 № 1ВСУ. 

Считая действия Департамента по внесению изменений в реестр  лицензий Свердловской области незаконным и нарушающим права, общество  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, не усмотрел оснований для вывода о 


незаконности действия Департамента и нарушении им прав и законных  интересов общества, отказал в удовлетворении требования. 

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив  доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную  жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм  права, апелляционный суд не усматривает оснований отмены обжалуемого  судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего. 

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных  лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и  действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному  нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа  или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили  оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли  оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

 Из системного толкования часть 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2  статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа,  осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное  наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и  нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской  или иной экономической деятельности. 

 Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами  осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на  осуществление предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами. 

Частью 2 статьи 198 ЖК РФ определено, что в случае изменения перечня  многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет  лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора  управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со  дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан  разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а  также направить их в орган государственного жилищного надзора. 

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений,  указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 


ЖК РФ). 

Правительством Свердловской области принято постановление от  27.05.2015 № 431-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного  лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц  Департамента государственного жилищного и строительного надзора  Свердловской области", согласно которому Департамент ведёт реестр лицензий  Свердловской области на осуществление предпринимательской деятельности  по управлению многоквартирными домами. 

Таким образом, оспариваемое решение принято Департаментом в  пределах его полномочий. 

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта  Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден приказом Министерства  строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 

В соответствии с пунктом 2 Порядка (в редакции, действующей на  момент подачи заявления от 02.02.2018 вх. № 4788-к) изменения в реестр  вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской  Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении  изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес  многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения  договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления  многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование,  идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право  осуществления предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами. 

Пунктом 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и  документов органом государственного жилищного надзора осуществляется  проверка заявления и документов на предмет соблюдения таких условий, как  соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего  Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствия  противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в  реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; отсутствия судебных  споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление  многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении, а также  выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в  заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с  частью 2 статьи 198 ЖК. 

По результатам рассмотрения заявления и документов орган  государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:  а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр  и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7  Порядка). 

В пункте 8 Порядка установлено, что решение о внесении изменений в  реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае 


соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5  настоящего Порядка. 

Основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате  заявления предусмотрены пунктом 9 Порядка: несоответствие заявления и  документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3 Порядка (формальные  требования к содержанию заявления и составу прилагаемых к нему  документов): а) несоответствие заявления и документов требованиям,  установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего  Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр,  выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам  проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. 

Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения  заявления являются: а) выявленные по итогам проверки заявления и  документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также  наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже  содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в  орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в  пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего  сведения в отношении того же многоквартирного дома (пункт 10 Порядка). 

Из материалов дела следует, что в ходе проверки поступившего от ООО  "УЖКХ Ленинского района" заявления от 02.02.2018 о внесении  многоквартирного дома № 45 по улице Волгоградская в городе Екатеринбурге в  перечень домов, управляемых ООО "УЖКХ Ленинского района",  Департаментом было установлено, что спорный многоквартирный дом  находится в перечне многоквартирных домов, управляемых иной управляющей  организацией, АО «УК «Стандарт» на основании протокола общего собрания  от 01.02.2017. 

Департамент принял решение о приостановлении рассмотрения заявления  с целью представления дополнительных документов. 

По результатам рассмотрения дополнительно представленных  документов Департамент дал заключение от 13.03.2018 о соответствии  заявления требованиям Порядка № 938/пр. 

Согласно статье 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом  является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к  компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления  многоквартирным домом и выбор управляющей организации. 

В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления  многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников  помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое  время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа  управления является обязательным для всех собственников помещений в  многоквартирном доме. 

В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания  собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, 


поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего  числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников  помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных  пунктами 1 - 3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые  принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа  голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего  собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются  протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников  помещений в данном доме. 

В силу части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников  помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем  приняли участие собственники помещений в данном доме или их  представители, обладающие более чем 50 процентами голосов от общего числа  голосов. 

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений  спорного многоквартирного дома от 31.01.2018 № 1ВСУ в собрании приняли  участие собственники, владеющие помещениями общей площадью 7353,55  кв.м. из 11278 кв.м. общей площади дома, или 65,2 процента, из них за  расторжение договора управления с обществом (пункты 4, 5 повестки) и  заключение договора управления с ООО "УЖКХ Ленинского района"  проголосовали 96 процентов. 

Таким образом, поскольку представленные ООО «УЖКХ Ленинского  района» заявление и документы соответствовали требованиям Порядка   № 938/пр, решение о расторжении с обществом договора управления  многоквартирным домом принято общим собранием в соответствии со  статьями 44 – 46, 161 ЖК РФ, Департамент принял правомерное решение о  включении спорного многоквартирного дома в перечень домов, управляемых  ООО «УЖКХ Ленинского района». 

Довод заявителя о наличии по указанному адресу двух самостоятельных  домов судом первой инстанции проверен и обоснованно отклонен по  следующим основаниям. 

В ходе проверки, проведенной Департаментом в период с 15.03.2018 по  03.04.2018, установлено, что спорный многоквартирный дом состоит из двух  строений, имеющих последовательную нумерацию: литер А с квартиры № 1 по   № 80, подъезды № 1, 2, 3, 4, 5 общей полезной площадью 3616,9 кв.м.; литер Б  с квартиры № 81 по № 224, подъезды № 6, 7, 8, 9, общей полезной площадью  7274,6 кв.м. При этом указанные части дома имеют общее имущество, а  именно: общий земельный участок, систему теплоснабжения, а также детскую  площадку. 

Согласно протоколу от 31.01.2018 № 1ВСУ в собрании приняли участие  более половины собственников (7353,55 кв. м площади помещений), за выбор 

ООО "УЖКХ Ленинского района" в качестве управляющей компании и о  расторжении договора управления с обществом проголосовало около 67  процентов собственников (7253,43 кв. м площади помещений), то есть более 


половины собственников всего многоквартирного дома. 

Сведений о признании недействительным решения общего собрания  собственников помещений, оформленного протоколом № 1 ВСУ ОТ 31.01.2018,  материалы дела не содержат. 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к  выводу об отсутствии оснований для вывода о несоответствии закону решения  о внесении изменений в реестр лицензий и нарушении таким решением прав и  законных интересов общества в сфере его предпринимательской деятельности. 

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное  значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, были предметом рассмотрения и исследования суда первой инстанции  и им дана надлежащая правовая оценка, апелляционный суд не находит  оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. 

Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной  инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном  применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к  несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и  установленных судом обстоятельств, для переоценки которых оснований не  имеется. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в  силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой  инстанции не допущено. 

Таким образом, решение следует оставить без изменения, апелляционную  жалобу – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июня 2018 года  по делу № А60-15192/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу –  без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской  области. 

Председательствующий Е.О. Гладких 

Судьи Н.В. Варакса 

Е.М. Трефилова