СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-12320/2017-АК
г. Пермь
03 октября 2017 года Дело № А50-8337/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Трефиловой Е.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.,
при участии:
от заявителя: ФИО1, удостоверение, доверенность от 16.03.2017;
от заинтересованного лица: ФИО2, паспорта, доверенность от 09.01.2017; ФИО3, паспорт, доверенность от 20.06.2017;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Краснокамские автобусы"
на решение Арбитражный суд Пермского края
от 29 июня 2017 года по делу № А50-8337/2017,
вынесенное судьей Цыреновой Е.Б.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Краснокамские автобусы" (ИНН<***>, ОГРН <***>)
к Администрации Краснокамского городского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица: индивидуальный предприниматель ФИО4 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), индивидуальный предприниматель ФИО5 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), индивидуальный предприниматель ФИО6 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>),
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Общества с ограниченной ответственностью "Краснокамские автобусы" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации Краснокамского городского поселения (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным протокола конкурсной комиссии Администрации Краснокамского городского поселения № 2 от 21.12.2016 в части признания не соответствующими требованиям допуска к участию в открытом конкурсе ООО "Краснокамские автобусы" по лотам № № 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Определением от 02.06.2017 судом в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель ФИО4, индивидуальный предприниматель ФИО5 и индивидуальный предприниматель ФИО6.
Решением Арбитражный суд Пермского края от 29 июня 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Краснокамские автобусы" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований общества.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о том, что оспариваемое решение принято с нарушением конкурсной процедуры, так как заявка общества прошла двойную проверку и по форме, и по существу еще до начала конкурса; Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит ограничений, которые были наложены на заявителя администрацией, следовательно, по мнению апеллянта, они незаконны; требование о декларировании отсутствия судимости незаконно в силу презумпции виновности, установленной статьей 49 Конституции Российской Федерации, которая действует посредственно на всей территории Российской Федерации; при принятии решения комиссия администрации Краснокамского городского поселения должна была руководствоваться частью 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, иными федеральными законами, а не Порядком организации и проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок, по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Краснокамского городского поселения, утвержденным постановлением администрации Краснокамского городского поселения от 28.10.2016 № 1097, который не может регулировать правоотношения, отнесенные к ведению федерального законодателя.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, доводы, изложенные в ней, поддержал.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал.
Третьими лицами отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что извещением от 29.11.2016, размещенным в сети Интернет на сайте: www.Krasnokamsk.ru Администрация Краснокамского городского поселения объявила о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Краснокамского городского поселения по следующим лотам:
- Лот № 1. Право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Краснокамского городского поселения: № 4, № 7, № 18.
- Лот № 2. Право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Краснокамского городского поселения: № 6, № 15.
- Лот № 3. Право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Краснокамского городского поселения: № 5, № 10.
- Лот № 4. Право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Краснокамского городского поселения: № 11, № 14.
- Лот № 5. Право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Краснокамского городского поселения: № 16.
- Лот № 6. Право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Краснокамского городского поселения: № 20.
20.12.2016 на заседании конкурсной комиссии в процессе процедуры вскрытия конвертов было зафиксировано 5 заявителей, а именно: ИП ФИО4 по лотам № 2,4; ИП ФИО5 по лотам № 1,3; Товарищество (ИП ФИО4, ИП ФИО5) по лотам № 6; Товарищество (ИП ФИО6., ИП ФИО5) по лотам № 5; ООО «Краснокамские автобусы» по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6. На процедуру рассмотрения заявок были представлены все вышеуказанные заявки.
21.12.2016 состоялось рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе, по результатам которого конкурсной комиссией принято решение, оформленное протоколом № 2 от 21.12.2016, согласно которому заявки участника ООО «Краснокамские автобусы» по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 признаны не соответствующими требованиям, установленным п. 4.2.3 Порядка организации и проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок, по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Краснокамского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Краснокамского городского поселения от 28.10.2016 № 1097, ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и требованиям конкурсной документации, так как приложенные к заявкам документы не подтверждали прав аренды транспортных средств, о которых было указано в заявках.
Не согласившись с решением конкурсной комиссией в части признания не соответствующими требованиям допуска к участию в открытом конкурсе заявок ООО "Краснокамские автобусы" по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения недействительным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества. Требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Как следует из материалов дела, конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Краснокамского городского поселения была утверждена Постановлением Администрации Краснокамского городского поселения от 28.11.2016 № 1241 в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ, Решением Думы Краснокамского городского поселения от 30.06.2016 № 56 «Об утверждении положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах в городском сообщении» (далее – Положение № 56) и Порядком организации и проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифом на территории Краснокамского городского поселения, утвержденным Постановлением Администрации Краснокамского городского поселения от 28.10.2016 № 1097 (далее – Порядок № 1097).
Пунктом 5.12 Положения № 56 закреплено, что Администрацией Краснокамского городского поселения устанавливаются требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно п.п. 4.1, 4.2.1, 4.2.3 Порядка № 1097 конкурсная документация разрабатывается и утверждается организатором конкурса. Конкурсная документация должна содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в открытом конкурсе и требования к участникам открытого конкурса.
Пунктами 8.1, 8.3 Порядка № 1097 установлено, что конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в открытом конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией и данным порядком. К участию в открытомконкурсе допускаются лица, подавшие заявки на участие в открытом конкурсе, соответствующие требованиям допуска к участию в открытом конкурсе, предусмотренным конкурсной документацией и федеральным законом.
Как следует из содержания конкурсной документации, в описании предмета открытого конкурса указано, что пассажирские перевозки должны обеспечиваться автомобильным транспортом общего пользования по установленному маршруту для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. В качестве общих требований, предъявляемых к участникам открытого конкурса, установлены требования, предусмотренные статьей 23 Закона № 220-ФЗ (раздел III конкурсной документации).
Исчерпывающим перечнем документов для участия в открытом конкурсе являлась заявка, которая должна быть содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.
Кроме того, согласно конкурсной документации, заявка на участие в открытом конкурсе должна представляться по форме, предусмотренной Приложением 1 к документации открытого конкурса. Согласно форме № 3 Приложения 1 к документации открытого конкурса в составе заявки должны содержаться, в том числе, копии документов, подтверждающих отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работ, оказанием услуги,являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, для участия в открытом конкурсе участники должны соответствовать не только требованиям, предъявляемым п. 4.2.3. Порядка № 1097, ст. 23 Федерального закона № 220-ФЗ к участникам конкурса, но их заявки по своему содержанию и форме должны соответствовать утвержденной Администрацией Краснокамского городского поселения конкурсной документации.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в представленных обществом заявках на участие в открытом конкурсе по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 в качестве документов, приложенных к заявкам, подтверждающим наличие транспортных средств в собственности либо в аренде участника конкурса, были указаны договоры аренды транспортных средств, а представлены договоры купли-продажи транспортных средств, которые на момент подачи заявок не перешли в собственность общества, а также были представлены ПТС, из которых усматривается, что собственником транспортного средства является иное лицо. Кроме того, не продекларировано отсутствие судимости.
Таким образом, вывод конкурсной комиссии о несоответствии заявок общества требованиям, установленным ст. 23 Федерального закона № 220-ФЗ, п.п. 4.2.3, 5.1 Порядка № 1097 и положениям конкурсной документации является обоснованным и подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности принятия конкурсной комиссией решения об отклонении заявок общества по указанным лотам на участие в открытом конкурсе.
Вместе с тем, апелляционный суд считает ошибочным вывод суда о том, что положения конкурсной документации в части требования о декларировании отсутствия судимости за преступления в сфере экономики у участника закупки
противоречат Федеральному закону № 220-ФЗ.
Вместе с тем, данный вывод суда не привел к принятию неправильного решения.
Как установлено судом первой инстанции, Порядком № 1097 определено, что конкурсная документация должна содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в открытом конкурсе. Требование о декларировании отсутствия судимости за преступления в сфере экономики у участника закупки
содержится в форме № 3 конкурсной документации «Документы в составе заявки, декларируемые участником» и данное положение документации об открытом конкурсе не оспорено.
При этом, как установлено ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 220-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Таким образом, поскольку конкурсной документацией определено указанное требование к форме и составу заявки на участие в отрытом конкурсе, а заявки общества в части указания на отсутствие у участника закупки -руководителя или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики не соответствовали требованию установленному в форме № 3 конкурсной документации, п. 4.2.1 Порядка № 1097, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности их отклонения конкурсной комиссией по данному основанию.
Доводы апеллянта о том, что при принятии решения конкурсная комиссия должна была руководствоваться частью 1 статьи 23 Федерального закона N220-ФЗ, иными федеральными законами, а не Порядком № 1097, апелляционным судом отклоняются по следующим основаниям.
В силу пункта 7 части 1 статьи 14 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
Исходя из вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что правоотношения в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 7 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Во исполнение вышеуказанных правовых норм Решением Думы Краснокамского городского поселения от 30.06.2016 № 56 было утверждено Положения об организации, регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах в городском сообщении, а Постановлением Администрации Краснокамского городского поселения от 28.10.2016 № 1097 утвержден Порядок организации и проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифом на территории Краснокамского городского поселения.
Таким образом, при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе администрация правомерно руководствовалась не только нормами федерального законодательства, но и муниципальными нормативными правовыми актами, в частности Положением № 56, Порядком № 1097 и Постановлением № 1241.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении конкурсной комиссией процедуры принятия решения судом апелляционной инстанции признаются ошибочными, поскольку на фактических обстоятельствах не основаны.
Вопреки доводам апеллянта, представленный в материалы дела протокол от 26.12.2016 не свидетельствует о повторном рассмотрении заявок общества, а подтверждает лишь внесение изменений в пункт 8 части 2 Протокола № 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 21.12.2016.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, само по себе, без иных установленных законом оснований (ст. 270 АПК РФ), не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражный суд Пермского края от 29 июня 2017 года по делу № А50-8337/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснокамские автобусы" – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Краснокамские автобусы" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 31.07.2017 (операция 64).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Судьи
Е.М. Трефилова
Е.Ю. Муравьева
Л.Ю. Щеклеина