ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-13450/17-АКУ от 09.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 50 /2017-АКу

г. Пермь

09 ноября 2017 года                                                   Дело № А60-27486/2017­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи  Борзенковой И.В.,

рассмотрел апелляционную жалобу

ответчика, Свердловского регионального отделения межрегиональной молодежной общественной организации «Военно-патриотический клуб «Русь»,

на резолютивную часть решения Арбитражного суда Свердловской области

от 31 июля 2017 года

по делу № А60-27486/2017

принятое судьей М.В. Ковалевой

путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,

по иску Министерства физической культуры и спорта Свердловской области (ИНН 6661094873, ОГРН 1036604000124)

к Свердловскому региональному отделению межрегиональной молодежной общественной организации «Военно-патриотический клуб «Русь» (ИНН 6670993468, ОГРН 1126600001461)

о взыскании 80 570 руб. долга (возврат субсидии) по соглашению о предоставлении субсидии на реализацию проектов по патриотическому воспитанию молодых граждан в Свердловской области в 2015 году от 17.04.2015 №05/15-нп,

установил:

Министерства физической культуры и спорта Свердловской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Свердловскому региональному отделению межрегиональной молодежной общественной организации «Военно-патриотический клуб «Русь» (далее - ответчик) о взыскании 80 570 руб. долга (возврат субсидии) по соглашению о предоставлении субсидии на реализацию проектов по патриотическому воспитанию молодых граждан в Свердловской области в 2015 году от 17.04.2015 №05/15-нп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 июля 2017 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в информационной карте проекта была прописана предположительная информация проведения мероприятий проекта в пяти муниципальных образованиях Свердловской области, и в ходе подготовки проекта один район был заменен, а один – добавлен. Целевое использование денежных средств подтверждается материалами дела.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.

Как следует из материалов дела, Между Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (далее-Министерство) и Межрегиональной молодежной некоммерческой организацией «Военно - патриотический клуб «Русь» (далее - Ответчик) было заключено соглашение от 17.04.2015 № 05/15 - нп о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета Свердловской области на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодых граждан (далее - соглашение).

Предметом соглашения являлось предоставление Ответчику субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий патриотической направленности, заявленных и прошедших конкурсный отбор в Министерстве.

Предоставление субсидии осуществлялось за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Свердловской области от 03.12.2014 № 111-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в пределах, утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.

Размер субсидии, предоставленной Ответчику из областного бюджета в соответствии с заключенными соглашением, составил 761 700 рублей.

По результатам проверки Министерства финансов Свердловской области было выявлено использование субсидии на финансирование расходов в сумме 23 220 рублей по транспортировке организаторов и волонтеров проекта «Подвиг ваш бессмертен!» в Алапаевский район и Талицкий городской округ, а также расходов по изготовлению табличек для ветеранов, проживающих в указанных муниципальных образованиях, стоимостью 57 350 рублей. Выявленные факты были квалифицированы как нарушение условий использования субсидии по причине отсутствия указанных муниципальных образований в информационной карте проекта.

Согласно пункту 1.3 предписания Министерства финансов Свердловской области от 02.11.2016 № 05-08-04/ 10543 Министерству в срок до 01.02.2017 предписывалось принять меры по возврату в бюджет Свердловской области субсидии в размере 80 570 рублей.

Во исполнение указанного пункта предписания в адрес Ответчика было направлено требование Министерства от 06.02.2017.

Ответчик требование в добровольном порядке не исполнил, что явилось причиной обращения истца в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом  судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В силу п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

На основании соглашения от 17.04.2015 №05/15-нп ответчику из бюджета Свердловской области выдано 761 700 рублей субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодых граждан, факт получения субсидии ответчиком не оспаривается.

Смета расходов и доходов на указанную сумму утверждена министром физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области.

Поскольку самим текстом соглашенияпредмет соглашения, а именно, условия предоставления субсидии, с достаточной четкостью не определены, предмет соглашения должен быть определен с учетом прилагаемой к договору сметы расходов и доходов.

Как следует из анализа условий соглашения и сметы расходов и доходовПроекта «Подвиг Ваш бессмертен»для проведения данных мероприятий было предусмотрено, в том числе, разборка и изготовление звезд в количестве 300 штук по цене 775 руб. за штуку, а также организация трансфера на общую сумму 60 000 руб.

В целях исполнения обязанностей, предусмотренных п. 3.1. соглашения от 17.04.2015 № 05/15 – нп, ответчиком в адрес истца был направлен финансовый отчет о фактически произведенных видах расходов на реализацию проекта «Подвиг Ваш бессмертен!».

Факт изготовления звезд в количестве 300 подтвержден  следующими  первичными учетных документами: договор № 14 от 20.05.2015, приложение № 1 к договору на изготовление табличек в виде «звезд» в количестве 300 штук, счет – фактура № 825 от 25.05.2015, товарная накладная № 825 от 25.05.2015, акт №  825 от 25.05.2015,

Организация трансфера подтверждена договором фрахтования транспортных средств для перевозки пассажиров № 117 от 05.05.2017, приложением № 1 в договору, счетом от 05.05.2015, платежным поручением № 45 от 05.05.2015, талонами заказчика к путевым листам

Таким образом, факт изготовления звезд в количестве 300 штук и организация трансфера на общую сумму 23 220 рублей, подтверждены материалами дела и истцом не оспаривается.

Истец указывает на то, что использование субсидии было реализовано на финансирование расходов в сумме 23 220 рублей по транспортировке организаторов и волонтеров проекта «Подвиг ваш бессмертен!» в Алапаевский район и Талицкий городской округ, а также расходов по изготовлению табличек для ветеранов, проживающих в указанных муниципальных образованиях, на которые субсидия не  предоставлялась.

Согласно п. п. 1, 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

По пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).

Однако, ни в договоре, ни в смете смета расходов и доходов, регионы, в которых должен быть реализован проект, не согласованы.

Также истцом не доказан факт совершения   правонарушения, поскольку  в материалах дела отсутствуют акт проверки, а также предписание и требование, направленные в адрес Ответчика.

Документы, подтверждающие надлежащее исполнение ответчиком обязательств в соответствии с соглашением,  ответчиком представлены.

При этом судом апелляционной инстанции не установлено, что получатель субсидии нарушил условия, установленные для предоставления субсидии.

 По перечисленным обстоятельствам, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, в связи  с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ взыскать с Министерства физической культуры и спорта Свердловской области в пользу Свердловского регионального отделения межрегиональной молодежной общественной организации «Военно-патриотический клуб «Русь» в возмещение расходов по оплате госпошлины по апелляции 3000 (Три тысячи) руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями   110, 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Свердловской области от  31 июля 2017 года

по делу № А60-27486/2017 отменить.

       В удовлетворении исковых требований отказать.

       Взыскать с Министерства физической культуры и спорта Свердловской области (ИНН 6661094873, ОГРН 1036604000124) в пользу Свердловского регионального отделения межрегиональной молодежной общественной организации «Военно-патриотический клуб «Русь» (ИНН 6670993468, ОГРН 1126600001461) в возмещение расходов по оплате госпошлины по апелляции 3000 (Три тысячи) руб. 00 коп.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Судья

И.В. Борзенкова