ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-14476/18-АК от 31.10.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № 17АП-14476/2018-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,  при участии в судебном заседании: 

от заявителя - Прокуратуры Свердловской области: ФИО1, служебное  удостоверение, поручение № 7-59А-2018 от 05.10.2018; 

от заинтересованного лица: не явились,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Администрации города Нижний Тагил,

на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 07 августа 2018 года по делу № А60-28434/2018, 

вынесенное судьей И.В. Хачевым,

по заявлению Прокуратуры Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН  <***>) 

к Администрации города Нижний Тагил
о признании бездействия незаконным,

установил:

Прокуратура Свердловской области (далее – заявитель, прокуратура)  обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к  Администрации города Нижний Тагил (далее – заинтересованное лицо,  администрация) о признании бездействия администрации, выразившегося в 


регламентирующего осуществление муниципального контроля,  предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О  недрах», незаконным; обязании администрацию разработать и утвердить  правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля,  предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О  недрах». 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 августа 2018  года заявленные прокуратурой требования удовлетворены, признано  незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил, выразившееся  в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта,  регламентирующего осуществление муниципального контроля,  предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О  недрах»; на заинтересованное лицо судом возложена обязанность разработать и  утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального  контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992   № 2395-1 «О недрах». 

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, администрация  обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит  решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный  акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

В обоснование апелляционной жалобе заинтересованное лицо приводит  доводы о том, что до настоящего времени соответствующий закон о наделении  городского округа Нижний Тагил полномочиями в сфере недропользования не  принят, субвенции на осуществление данных полномочий нижнетагильскому  бюджету не предоставлены, таким образом, правовых оснований для  осуществления контроля в сфере недропользования у городского округа  Нижний Тагил не имеется. 

Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции  представитель прокуратуры ссылался на законность и обоснованного  обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал  по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить  решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной  жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании  суда апелляционной инстанции не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не  является препятствием для рассмотрения дела судом в его отсутствие. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Из материалов дела следует, что при проведении анализа состояния  законности на поднадзорной территории в сфере недропользования  прокуратурой Ленинского района города Нижнего Тагила установлен факт  бездействия администрации города Нижний Тагил, выразившийся в 


регламентирующего осуществление муниципального контроля,  предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О  недрах» (далее - Закон № 2395-1). 

Полагая, что бездействие администрации является незаконным,  прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением 

Суд первой инстанции установил факт неправомерного бездействия  администрации и удовлетворил заявленные требования. 

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев  изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, суд  апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц необходимо установить наличие двух условий:  несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и  действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и  нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями  (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере  предпринимательской или иной экономической деятельности. 

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия  оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному  нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения,  совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или  лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). 

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют  муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных  муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного  значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены  федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления,  также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) под муниципальным контролем  понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в  соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на  территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими  лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных  муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в 


случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного  значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике  нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления  муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности  устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта  Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными  правовыми актами. 

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного  самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального  контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций  и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных  уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий  осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным  муниципальным правовым актом. 

На основании части 2 статьи 6 Закона № 294-ФЗ к полномочиям органов  местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль,  относятся, в частности, организация и осуществление муниципального  контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального  контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их  осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом  муниципального образования; разработка административных регламентов  осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах  деятельности. Разработка и принятие указанных административных  регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными  правовыми актами субъектов Российской Федерации. 

В силу подпунктов «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской  Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами,  законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации. 

На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных  отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией  Российской Федерации, Законом о недрах, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами. 

Статьями 4, 16 Закона о недрах определены полномочия органов  государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере  регулирования отношений недропользования, которые корреспондируют  положениям п.п. 43 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации» (с последующими изменениями). 

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  не вправе вести контроль за использованием и охраной недр при добыче  общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве  подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, 


поскольку это иные полномочия, предусмотренные ст. 5 Закона РФ «О недрах»,  и они отнесены к компетенции органов местного самоуправления. 

В соответствии со статьей 1.1 названного Закона органы местного  самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений  недропользования в пределах предоставленных им действующим  законодательством полномочий. 

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», который  согласно его преамбуле в соответствии с Конституцией РФ устанавливает  общие правовые, территориальные, организационные и экономические  принципы организации местного самоуправления в России, определяет  государственные гарантии его осуществления, прямо не указывает на  полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования  отношений недропользования, в т.ч. на полномочия, перечисленные в ст. 5 7  Закона о недрах. Но отсутствие такого прямого указания в федеральном законе   № 131-ФЗ не может свидетельствовать об отсутствии соответствующих  полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его  осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах, в  частности - в Законе о недрах. 

Статьей 5.3 Устава города Нижний Тагил, принятого решением  Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005 № 80 (далее-Устав)  предусмотрено, что органы местного самоуправления города Нижний Тагил  вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам,  предусмотренным федеральными законами. 

В соответствии п. 1 ст. 28 Устава администрация города - исполнительно- распорядительный орган муниципального образования, наделенный  полномочиями по решению вопросов местного значения. 

В силу п.п. 44.2 абз. 1 ст. 29 Устава к полномочиям администрации города  Нижний Тагил по осуществлению муниципального контроля, в частности,  относятся: организация и осуществление муниципального контроля в  соответствии с Федеральным законом о защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля. 

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о недрах к полномочиям органов  местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования  относится контроль за использованием и охраной недр при добыче  общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве  подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. 

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  администрацией не приняты правовые акты о порядке осуществления  муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче  общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве  подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и  административные регламенты проведения соответствующих контрольных 


проверок, уполномоченный орган не определен. Доказательств обратного  заинтересованным лицом в материалы дела не представлено. 

С учетом установленных обстоятельств и нормативных актов,  регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к  верному выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного  бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и  утверждению правового акта, регламентирующего осуществление  муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах. 

Судом обоснованно отмечено, что отсутствие указанного правового акта  создает неопределенность в отношении требований к организациям и  предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления  муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы  неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности. 

Доводы апеллянта об отсутствии у органа местного самоуправления  полномочий на принятие правовых актов в сфере недропользования и  соответствующего вида муниципального контроля, судом апелляционной  инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании  вышеприведенных норм действующего законодательства, противоречат им и не  свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального  права, а сводятся лишь к иной оценке установленных по делу обстоятельств и  сделанных на их основании выводов, оснований для переоценки которых у суда  апелляционной инстанции не имеется. 

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает,  что принятое судом первой инстанции решение является законным и  обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не  допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции,  установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у  суда апелляционной инстанции не имеется, в удовлетворении апелляционной  жалобы следует отказать. 

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской  Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной  пошлины при подаче апелляционной жалобы 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 августа 2018  года по делу № А60-28434/2018 оставить без изменения, апелляционную  жалобу Администрации города Нижний Тагил - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий 


двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской
области.

Председательствующий Е.М. Трефилова 

Судьи Е.Е. Васева

 Л.Ю. Щеклеина 


непринятии мер по разработке и утверждению правового акта,

непринятии мер по разработке и утверждению правового акта,