ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-1462/2024-ГК от 11.03.2024 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1462/2024-ГК

г. Пермь

14 марта 2024 года Дело № А60-39488/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2024 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дружининой О.Г.,

судей Крымджановой Д.И., Поляковой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,

с участием:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 14.02.2024, диплом;

от заинтересованного лица: ФИО2, паспорт, доверенность от 31.10.2023, диплом;

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования веб-конференции апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации городского округа Среднеуральск,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 26 декабря 2023 года

по делу № А60-39488/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВМВ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации городского округа Среднеуральск (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица: Управление муниципальным имуществом администрации городского округа Среднеуральск (ОГРН <***>, ИНН <***>), акционерное общество «Газпром газораспределение Екатеринбург» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ВМВ» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Среднеуральск) (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры: линейный объект – газопровод низкого давления, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Среднеуральск, д. Мурзинка, площадью (протяженностью) 6 804 м с кадастровым номером 66:62:0000000:2844; об обязании Администрации городского округа Среднеуральск в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда устранить нарушения прав и законных интересов общества «ВМВ» путем проведения мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйного указанного объекта (с учетом уточнения требования, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципальным имуществом администрации городского округа Среднеуральск, акционерное общество «Газпром газораспределение Екатеринбург».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2023 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что фактически общество выразило волю на безвозмездную передачу спорного газопровода в собственность городского округа Среднеуральск, что следует из заявления от 09.03.2023. Из ответа Администрации на заявление следует необходимость обществу обратиться в рамках административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием в собственность городского округа Среднеуральск имущества, находящегося в частной собственности», утвержденного постановлением Администрации городского округа Среднеуральск от 12.02.1998 №98, с предоставлением необходимого перечня документов для начала процедуры передачи в муниципальную собственность спорного газопровода. В данном случае у Администрации отсутствует бездействие, выразившееся в не проведении предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, решением Думы городского округа Среднеуральск от 30.05.2013 № 24/3 мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта. Указывает, что при вынесении решения судом не учтено, что целью постановки бесхозяйного имущества на учет является последующее оформление на него права собственности и является необходимым этапом процедуры приобретения указанного права. Для достижения конечной цели – прекращения прав и обязанностей общества в отношении спорного газопровода, необходимо признание права муниципальной собственности на газопровод. Администрация не намерена принимать в собственность спорный газопровод. Фактически спорный газопровод используется газораспределительной организацией, акционерным обществом «Газпром газораспределение Екатеринбург» и целесообразно произвести постановку на учет спорного газопровода в качестве бесхозяйного и в дальнейшем признать право собственности за указанным обществом. Приводит доводы об определенном перечне полномочий органов местного самоуправления в сфере газоснабжения, установленных статьей 8.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Общество в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения.

В судебном заседании представитель Администрации настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.

Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, общество «ВМВ» является собственником газопровода низкого давления, протяженностью 6 804 м с кадастровым номером 66:62:0000000:2844, расположение: Свердловская область, г. Среднеуральск, д. Мурзинка.

09.03.2023 общество направило в адрес Администрации городского округа Среднеуральск уведомление, в котором указано на намерение обращения в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности на принадлежащий ООО «ВМВ» газопровод в связи с отказом от права собственности в порядке статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Просит в связи с учетом степени опасности объекта, обеспечением газом неограниченного круга лиц по указанному газопроводу и возникновением права собственности органа местного самоуправления при отказе собственника от права собственности на него, принять меры к сохранности газопровода и его функционированию, а также обслуживанию его специализированной организацией.

19.06.2023 общество вновь обратилось в Администрацию с заявлением, в котором просило сообщить о проведенных мероприятиях по признанию линейного объекта бесхозяйным объектом недвижимого имущества и по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект инженерной инфраструктуры.

Администрация городского округа Среднеуральск направила заявителю в ответ на обращение от 19.06.2023 (вх. от 19.06.2023 № 01-01-30/3106) письмо от 07.07.2023 № 01-01-31/2704, в котором сообщила об отсутствии возможности признать объект бесхозяйным ввиду наличия в ЕГРН записи о частной собственности. Администрация дополнительно сообщила о возможности обратиться в орган местного самоуправления с целью безвозмездной передачи объекта недвижимости в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием в собственность ГО собственности», утвержденным Постановлением от 12.02.2020 № 98.

Полагая, что со стороны администрации городского округа Среднеуральск допущено незаконное бездействие, выразившееся в непроведении мероприятий по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, общество «ВМВ» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

Процедура совершения действий, связанных с совершением регистрационных действий при отказе собственника от принадлежащего ему имущества регламентировалась «Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 (далее – Порядок № 931), утратившим силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 23.10.2023 № 731.

С 05.12.2023 действует Приказ Росреестра от 15.03.2023 № П/0086, установивший «Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В пункте 3 Порядка № 931 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

По смыслу пункта 5 Порядка № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Таким образом, исходя из содержания вышеприведенных норм права, орган местного самоуправления обязан выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество. А в случае отсутствия сведений о собственнике объектов недвижимости, администрация формирует и направляет пакет документов, необходимый для постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Как следует из материалов дела, спорный газопровод находится на территории г. Среднеуральск д.Мурзинка Свердловской области.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.

Как установлено судом первой инстанции спорный газопровод обеспечивает частный жилой фонд, находящийся на территории города Среднеуральск. В суде апелляционной инстанции представитель общества также указала, что за счет спорного газопровода обеспечивается не только жилой фонд, но и коммерческие здания, пионерский лагерь.

Из обращений общества в администрацию от 09.03.2023, от 19.06.2023 следует, что его действия направлены не на отказ от вещи, которая ему не нужна по смыслу статьи 225 ГК РФ, а на переложение бремени его содержания на муниципальное образование.

По смыслу статьи 225 ГК РФ намерение собственника отказаться от права собственности на объект не влечет у органов местного самоуправления обязанности подать необходимые документы в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии для регистрации вещи в качестве бесхозяйной.

Права собственника на отказ от принадлежащего ему права собственности является безусловным, но такой отказ в силу прямого указания закона (абзац второй статьи 236 ГК РФ) не влечет немедленного прекращения прав и обязанностей собственника линейного объекта в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В рассматриваемом случае, исходя из назначения спорного объекта недвижимого имущества (газопровод низкого давления), фактических оснований отказа собственника от права собственности на него (переложение бремени содержания), с учетом того, что для признания вещи в качестве бесхозяйной необходимым и достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интерес, не исполняет обязанности по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником, а таких обстоятельств при рассмотрении заявленных требований судом не установлено, возложение на орган местного самоуправления обязанности по постановке спорного объекта на учет в качестве бесхозяйного является необоснованным.

Намерение заявителя отказаться от права собственности на спорный объект не влечет безусловной обязанности органа местного самоуправления подать необходимые документы в территориальный орган федерального органа государственного кадастрового учета и государственной регистрации права для государственной регистрации бесхозяйной недвижимой вещи.

С учетом оснований отказа собственника от права собственности на объект, финансово-экономических интересов муниципального образования, наличия у собственника обязанностей в отношении соответствующего имущества до приобретения права на него другим лицом, ООО «ВМВ» свое право на отказ от права собственности путем возложения обязанности на орган местного самоуправления реализовало не надлежащим образом.

В отсутствие законодательно установленной обязанности органа местного самоуправления по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о признании недвижимой вещи бесхозяйной, с учетом изложенного Администрацией в ответе от 07.07.2023 № 01-01-31/2704 порядка приема в собственность городского округа Среднеуральск имущества находящегося в частной собственности, наличия иного лица, эксплуатирующего спорный объект недвижимого имущества, требование заявителя о признании незаконным бездействия Администрации не может быть признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С учетом изложенного в удовлетворении заявленных обществом требований следует отказать, решение суда первой инстанции отменить.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления относятся на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2023 года по делу № А60-39488/2023 – отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «ВМВ» - отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

О.Г. Дружинина

Судьи

Д.И. Крымджанова

М.А. Полякова