ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-18249/17-АК от 12.02.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-18249/2017-АК

г. Пермь

19 февраля 2018 года Дело № А60-37475/2017

­­

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой Н.Ю.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 13.10.2016 № 152; ФИО2, паспорт, доверенность от 18.09.2017 № 80; ФИО3, удостоверение адвоката, доверенность от 05.09.2017 № 77; ФИО4, паспорт, доверенность от 05.09.2017 № 77;

от заинтересованного лица: ФИО5, паспорт, доверенность от 12.01.2018 № 21; ФИО6, служебное удостоверение, доверенность от 12.01.2018 №24,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 12 октября 2017 года по делу № А60-37475/2017,

вынесенное судьей П.Н. Киреевым,

по заявлению Департамента лесного комплекса Тюменской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными предписания,

установил:

Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным пункта 1 предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу (далее – заинтересованное лицо) от 05.05.2017 №1/1-отр в части, предписывающей внести изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Тюменской области на период пожароопасного сезона 2017 года относительно:

- информации о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о месторасположении проведения мероприятий по противопожарному обустройству, по недопущению перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером;

- информации о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о мероприятиях по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12 октября 2017 года заявленные Департаментом лесного комплекса Тюменской области требования удовлетворены: пункт 1 предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу от 05.05.17 №1/1-отр признан недействительным в оспариваемой части; на заинтересованное лицо судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с судебным актом, Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что вывод суда о наличии в пункте 4 раздела V ссылок на пункты раздела II Планов тушения пожаров, где указано подробное адресное описание территорий, не может быть основанием для признания предписания незаконным, поскольку основан на тексте отредактированных планов тушения лесных пожаров; информация о территориях, прилегающих к лесу, была внесена в планы тушения после вынесения предписания, а именно с целью его исполнения, на момент проведения проверки данная информация в планах тушения отсутствовала; апеллянт находит ошибочным вывод суда о том, что требования постановления Правительства РФ от 18 августа 2016 года № 807 могут быть учтены только в 2018 году, при разработке и утверждении планов тушения пожаров на 2018 год, поскольку указанное постановление вступило в силу до начала пожароопасного сезона, проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания; заинтересованное лицо выражает несогласие с выводом суда о том, что в полномочия заявителя не входит самостоятельное определение потенциальных опасных территорий и объектов возникновения и распространения пожаров, а также издание соответствующих правовых актов; кроме того, считает неверным вывод суда, что п. 25 и п. 26 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды от 16.12.2013 № 591, не предусматривают указание территорий непосредственно в разделе V Планов тушения пожаров, а лишь обязательность указания самих мероприятий.

Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лицавыразили несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Представители заявителя в судебном заседании ссылались на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Департаментом лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу на основании приказа № 53 от 01.03.2017 в отношении Департамента лесного комплекса Тюменской области проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой, в том числе, установлено, что план тушения лесных пожаров на территории Тюменского лесничества на 2017 год не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно пунктам 25, 26 Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 591; пункту 4 раздела 4, разделу 6 Формы плана тушения лесных пожаров, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года №377; пунктам 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий».

По результатам проверки составлен акт проверки № 01-отр от 07.03.2017 и вынесено предписание № 1/1-отр об устранении выявленных нарушений, пунктом 1 которого на Департамент лесного комплекса Тюменской области возложена обязанность в срок до 01.06.2017 внести изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Тюменской области в соответствии с установленными требованиями законодательства, в том числе:

- информацию о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о месторасположении проведения мероприятий по противопожарному обустройству, по недопущению перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером;

- информацию о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о мероприятиях по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Полагая, что предписание Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу в указанной части является незаконным, Департамент лесного комплекса Тюменской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции при разрешении спора усмотрел основания для признания предписания недействительным в оспариваемой части и удовлетворил заявленные требования.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган.

В ч. 1, ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров, при этом в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).

Согласно ч. 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 ст. 52 Лесного кодекса предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:

1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;

4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;

5) иные мероприятия.

Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 53.3 Лесного кодекса РФ).

В силу ч. 4 ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 377 установлены Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы (далее - Правила N 377), согласно п. 2 которых планы разрабатываются и утверждаются, в том числе, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В п. 5 Правил N 377 установлено, что план состоит из текстовой и графической частей, согласно п. 6 Правил в текстовой части плана содержится общая характеристика лесов на территории лесничества (лесопарка), информация о мерах противопожарного обустройства лесов, об организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. При этом в плане устанавливаются:

а) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

б) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

в) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;

г) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;

д) иные мероприятия, определяемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 настоящих Правил, с учетом Правил пожарной безопасности в лесах.

Графическая часть плана состоит из карт-схем противопожарного обустройства лесов, маршрутов наземного патрулирования лесов и авиационного патрулирования лесов, при этом в картах-схемах отображаются границы муниципальных образований, лесничеств (лесопарков), участковых лесничеств, лесных кварталов, а также местоположение линейных объектов и населенных пунктов; на картах-схемах противопожарного обустройства отмечается также месторасположение имеющихся и планируемых объектов противопожарного обустройства, предусмотренных ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (п. 7 Правил N 377).

В соответствии с п. 8 Правил № 377 план утверждается на один календарный год не позднее 1 февраля соответствующего года.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.12.2013 N 591 утверждены Методические указания по заполнению формы Плана тушения лесных пожаров (далее - Методические указания), где в п. 25 Методических указаний установлено, что в п. 4 раздела V Плана указываются мероприятия, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий. В колонке "Вид мероприятия" указываются: противопожарное обустройство лесов и населенных пунктов, профилактические выжигания, процедуры межведомственного взаимодействия.

В силу п. 26 Методических указаний, в пункте 5 раздела V Плана указываются мероприятия, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда. Во второй графе указываются меры: мероприятия по проведению противопожарного обустройства лесов и населенных пунктов, профилактических выжиганий, в области координации межведомственного взаимодействия.

Как следует из материалов дела, в ходе состоявшейся в отношении заявителя проверки Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу установлено, что планы тушения лесных пожаров на территории лесничества Тюменской области на 2017 год разработаны и утверждены в установленный срок, однако, планы тушения лесных пожаров на территории Тюменской области не соответствуют требованиям действующего законодательства. К указанному выводу Департамент пришел на примере рассмотрения плана тушения лесных пожаров на территории Тюменского лесничества на 2017 год.

По результатам проверки заинтересованное лицо пришло к выводу о необходимости указания в разделах V планов тушения пожаров на территории лесничеств Тюменской области (далее – Планы тушения пожаров) территорий, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о месторасположении проведения мероприятий по противопожарному обустройству, по недопущению перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, а так же территорий, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о мероприятиях по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе разработанные и утвержденные планы тушения лесных пожаров на территории Тюменского лесничества на 2017 год, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что в пункте 4 раздела V сделаны привязки (ссылки) на пункты раздела II Планов тушения пожаров, где указано подробное адресное описание территорий (местоположение проведения мероприятий: лесничество, кварталы, выделы); территории вероятного перехода пожаров указаны на повыдельном уровне (выдел является минимальной учетной единицей) в разделе II Планов тушения пожаров; в пунктах 4 и 5 раздела V разработанных Планов тушения пожаров имеются отсылки к Приложениям, в которых имеется необходимая информация о мероприятиях по обеспечению очистки территорий, прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяющей лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, в том числе и об ответственных лицах.

С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к верному выводу, что при разработке Планов тушения лесных пожаров на территории лесничеств Тюменской области на 2017 год в пунктах 4 и 5 радела V Планов тушения пожаров учтена информация о противопожарном обустройстве лесов, населенных пунктов, объектов и территорий, указанная информация в пунктах 4 и 5 радела V планов тушения, корреспондирует между собой.

При разрешении спора судом обоснованно принято во внимание, что п. 25 и п. 26 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 16 декабря 2013 года № 591, не предусматривают обязанность указания в пункте 4 раздела V Планов тушения пожаров именно территорий, где имеется угроза перехода пожаров, а предусматривают лишь обязательность указания самих мероприятий, в связи с чем вывод заинтересованного лица о том, что пункт 4 раздела V Планов тушения пожаров непосредственно должен содержать информацию о территориях вероятного перехода пожаров, правомерно признан судом ошибочным, поскольку на законе не основан.

Доводы апеллянта о том, что указанные выводы суда основаны на тексте отредактированных планов тушения лесных пожаров, с учетом внесенных в них после проведения проверки изменений, отклоняются судом апелляционной инстанции как несоответствующие установленным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.

Планы тушения лесных пожаров на территории Тюменской области на пожароопасный сезон 2017 года (в редакциях, утвержденных 30.01.2017 и 09.03.2017) официально направлялись в Департамент лесного хозяйства по УФО письмами от 03.02.2017 исх. №508-17, от 27.02.2017 №888-17, от 10.03.2017 №1158-17.

При этом, изначально, в первой редакции плана тушения лесных пожаров Тюменского лесничества, представленного до проведения проверки, уже имелись привязки (ссылки) в пункте 4 раздела V на пункты раздела II плана тушения, а также в разделе II плана тушения указывались мероприятия по противопожарному обустройству лесов. В последующих редакциях в план тушения Тюменского лесничества в части положений пункта 4 раздела V и раздела II плана изменения заявителем не вносились.

Ссылки заинтересованного лица в апелляционной жалобе на таблицу, из которой, по его мнению, видно отсутствие привязок (ссылок) в пункте 4 раздела V на пункты раздела II Планов тушения пожаров, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку утвержденного плана тушения пожара с приведенной версией таблицы заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица пояснил, что таблица воспроизведена из проекта плана тушения, направленного в рабочем порядке, до его утверждения.

Довод Департамента лесного хозяйства по УФО о том, что изменения в планы тушения пожара лесничества Тюменской области были внесены во исполнение предписания, суд апелляционной инстанции находит необоснованным, поскольку изменения в планы тушения лесных пожаров были внесены заявителем в части территорий, прилегающих к лесам, в соответствии вступившим в силу с 01.03.2017 постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий» (далее – Постановление № 807), 09.03.2017 и направлены письмом от 10.03.2017 № 1158-17, то есть до вынесения оспариваемого предписания.

Доводы апеллянта об ошибочности выводов суда первой инстанции о том, что требования Постановление №807 могут быть учтены только в 2018 году, при разработке и утверждении планов тушения пожаров на 2018 год, судебной коллегией отклоняются, поскольку в целом не опровергают выводов суда о несоответствии п. 1 предписания в оспариваемой части закону.

Суд апелляционной инстанции находит правильными ссылки заинтересованного лица на то, что после вступления в силу Постановления № 807, в планы тушения лесных пожаров на 2017 год могут быть внесены изменения в 2017 году.

Вместе с тем, поскольку данное требование законодательства заявителем до даты вынесения предписания от 05.05.2017 было исполнено, что не оспаривается Департамента лесного хозяйства по УФО, возложение на Департамент лесного комплекса Тюменской области обязанности внести соответствующие изменения в планы тушения лесных пожаров вновь, является необоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в полномочия заявителя входит самостоятельное определение территорий, на которых возможен переход пожара из одной категории земель в другую (потенциально опасные территории и объекты), были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены, оснований для иной их оценки судебная коллегия не усматривает.

Ссылки заявителя жалобы о неверном толковании норм права в части выводов суда о том, что п. 25 и п. 26 Методических указаний не предусматривают указание территорий непосредственно в разделе V Планов тушения пожаров, а лишь обязательность указания самих мероприятий, подкрепляя свою позицию тем, что потенциальная опасность перехода пожаров из одной категории земель на другую существует не только везде, но и всегда, являются несостоятельными.

Данный вывод суда первой инстанции основан не только на п.п. 25 и 26 Методических указаний, но и согласуется с Формой плана тушения, утвержденной Постановлением № 377, не предусматривающей обязанность указания в п. 4 раздела V именно территорий, где имеется угроза перехода пожаров.

При этом, поскольку указание мероприятия без привязки к территории в планах тушения лесных пожаров в п. 4 раздела 5 является сложным, заявителем были сделаны привязки (ссылки) на пункты раздела 2 планов тушения, где указано подробное адресное описание территорий (местоположение проведения мероприятий: лесничество, кварталы, выделы).

Таким образом, территории вероятного перехода пожаров указаны на повыдельном уровне (выдел является минимальной учетной единицей) в разделе 2 планов тушения.

Соответствующий довод заинтересованного лица судом апелляционной инстанции отклоняется.

Доводы жалобы о том, что помимо указания мероприятий и территорий должна быть разработана карта-схема, на которой будет отражено конкретное местоположение проведения противопожарных мероприятий, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанных замечаний ни в акте проверки, нив предписании не содержится.

Вместе с тем, все мероприятия по противопожарному обустройству лесов на землях лесного фонда, упомянутые в Плане тушения, отражены в карте-схеме противопожарного обустройства Тюменского лесничества, где посредством нанесения условных обозначений на данную схему определена требуемая степень индивидуализации мероприятий, их местоположения и территорий.

Учитывая изложенное, апелляционный суд находит правильными выводы суда первой инстанции о недоказанности уполномоченным органом соответствия п. 1 предписания от 05.05.2017 № 1/1-отр в оспариваемой части закону и нарушении им прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, предписание Департамента лесного хозяйства по УФО в оспариваемой части правомерно признано судом недействительным (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Однако основания для их переоценки коллегия апелляционного суда не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 октября 2017 года по делу № А60-37475/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Судьи

Е.М. Трефилова

Н.В. Варакса

Л.Х. Риб