ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-1870/2018-АК от 22.03.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1870/2018-АК

г. Пермь

28 марта 2018 года Дело № А71-14680/2017

­­

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Трефиловой Е.М.,

судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – муниципального унитарного предприятия г. Сарапула "Ритуальные услуги": Попов А.В., паспорт, доверенность от 13.03.2018 № 7;

от заинтересованного лица – Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике: Дерягина М.В., паспорт, доверенность от 26.02.2018 № 1; Гондырева Е.Г., паспорт, доверенность от 30.11.2017 № 2,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 21 декабря 2017 года по делу № А71-14680/2017,

вынесенное судьей Н.Г. Зориной,

по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Сарапула "Ритуальные услуги" (ОГРН 1051801448863, ИНН 1827020608)

к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800269928, ИНН 1831099255)

о признании незаконным отказа по передаче комплекта документов для включения объекта размещения отходов г. Сарапула в государственный реестр объектов размещения отходов,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие г. Сарапула «Ритуальные услуги» (далее - МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (далее – заинтересованное лицо, управление) по передаче комплекта документов для включения объекта размещения отходов г. Сарапула, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с письмом от 31.08.2017 № 82.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2017 года заявленные требования удовлетворены: признан незаконным отказ Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике по передаче комплекта документов для включения объекта размещения отходов г. Сарапула, находящегося в хозяйственном ведении Муниципального унитарного предприятия г. Сарапула «Ритуальные услуги», в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с письмом от 31.08.2017 №82; на заинтересованное лицо судом возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт о признании законным оспариваемого отказа.

В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о том, что по смыслу п. 16 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 30.09.2011 N792, в Государственный реестр объектов размещения отходов включаются сведения, соответствующие требованиям, установленным законодательством РФ, тогда как документы, подтверждающие соответствие спорного объекта установленным требованиям, предприятием представлены не были; кроме того, представленные заявителем документы содержали противоречивые данные, не позволяющие сделать выводы о точном годе вода объекта в эксплуатацию.

Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица выразили несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Представитель заявителя ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в целях постановки объекта размещения отходов (Сарапульский полигон) в государственный реестр объектов размещения (далее - ГРОРО) отходов МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги» 07.07.2017 направило в адрес ответчика письмо №130 с целью отражения в ГРОРО актуальной информации об объекте размещения отходов г. Сарапула, находящегося в хозяйственном ведении заявителя.

Письмом от 07.08.2017 №01-03-18/3008, поступившим в адрес заявителя по почте 15.08.2017 (вх. №158), Управлением Росприроднадзора по УР отказано в передаче в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования комплекта документов, представленных заявителем для включения полигона твердых бытовых г. Сарапула в ГРОРО по причине несоответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Письмом от 18.08.2017 №74/1 предприятие обратилось в управление с просьбой разъяснить, что конкретно послужило причиной для отказа в передаче документов.

Письмом от 23.08.2017 № 01-03-19/3220 управление указало на необходимость предоставления характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов по утвержденной форме в соответствии с Правилами инвентаризации.

Предприятие письмом от 31.08.2017 № 82 (вх. № 5166 от 31.08.2017) представило в управление дополнительные документы, в том числе второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов в 2017 году, по утвержденной форме в соответствии с Правилами инвентаризации.

Письмом от 04.09.2017 №01-03-19/3393 управление отказало предприятию в передаче документов для включения спорного объекта размещения отходов в ГРОРО, указав, что на основании п. 16 приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» объект размещения отходов не может быть внесен в ГРОРО по причине не соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (год ввода в эксплуатацию не подтвержден).

Полагая, что отказ управления в передаче в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования комплекта документов для включения объекта размещения отходов в ГРОРО является незаконным, нарушает его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ в передаче в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования комплекта документов, представленных предприятием для включения полигона твердых бытовых и промышленных отходов г. Сарапула в государственный реестр объектов размещения отходов, не имеет правовых оснований, обоснованность отказа материалами дела не подтверждена, в связи с чем удовлетворил заявленные требования, возложив на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не усмотрел.

Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.

Согласно п. 6ст. 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - Порядок N 792).

Из содержания пункта 16 Порядка N 792 следует, что государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 18 Порядка N 792 предусмотрено, что ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (далее - Правила N 49).

Пунктом 5 Правил № 49 предусмотрено, что источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.

Согласно пункту 19 Порядка N 792 территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в службу информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО.

Исходя из смысла и содержания пунктов 16, 19 Порядка N 792 территориальный орган Росприроднадзора осуществляет обработку и анализ поступившей от юридического лица информации об объектах размещения отходов, а затем полученную в результате этих действий информацию, проверенную на соответствие положениям законодательства, представляет в Росприроднадзор.

Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об ОРО, поступившей из территориального органа Росприроднадзора: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов с периодичностью не реже 1 раза в месяц (пункт 20 Порядка № 792).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2010 18-АБ 0002865 на основании Постановления Главы Администрации г. Сарапула от 25.11.2009 № 2899 МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги» представлена в хозяйственное ведение площадка для твёрдых бытовых отходов площадью 201202 кв. м., инвентарным номером 9796, литер 1, по адресу: Сарапул, Ижевский тракт, полигон твердых бытовых отходов, с кадастровым номером 18:30:419:01:9796 (т. 1 л.д.100).

Право собственности на указанный объект в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 09.03.2001 18 АА №146887 принадлежит Муниципальному образованию «Город Сарапул».

На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06.09.2017 № 99/2017/27146039 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Сарапул, Ижевский тракт, полигон твердых бытовых отходов, имеет площадь 201795 кв.м., присвоен кадастровый номер 18:30:000419:361 (т. 1 л.д. 55).

21.11.2016 на земельный участок с кадастровым номером №18:30:000419:361 зарегистрировано право собственности Муниципального образования «Город Сарапул» № 18-18/010-18/010/003/2016-4960/1.

На основании договора аренды земельного участка от 21.11.2016 № 43, заключенного Управлением имущественных отношений г. Сарапула с МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги», передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:30:000419:361 площадью 201795 кв.м. расположенный по адресу: г. Сарапул, Ижевский тракт, полигон твердых бытовых отходов, относящейся к категории земель «земли населённых пунктов» с разрешенным использованием «утилизация бытовых отходов» для утилизации бытовых отходов сроком с 21.11.2016 по 20.11.2065.

В 2017 году МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги» проведена инвентаризация находящего в хозяйственной ведении полигона твердых бытовых отходов.

МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги», как владельцем выданной Федеральной службы по надзору в сфере природопользования лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от 18.05.2012 № 018117, в Управление Росприроднадзора по УР представлена характеристика спорного объекта размещения отходов (письмо № 82 от 31.08.2017).

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленную в материалы дела характеристику объекта размещения отходов (ОРО) на предмет соблюдения формы ее заполнения, регламентированной Правилами N49, пришел к верному выводу, что предприятие в установленном порядке составило характеристику объекта размещения отходов, указав на отсутствие проектной документации на его строительство, так как действовавшим в тот период законодательством (объект введен в эксплуатацию 1992 году) проектная документация на подобные объекты не требовалась.

При таких обстоятельствах судом отклоняются ссылки подателя жалобы на недействующие в тот период положения статей 47 и 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Указание предприятием в характеристике объекта размещения отходов в графе 6 "Проектная документация на строительство ОРО" нулей не противоречит Правилам инвентаризации в части заполнения данных граф характеристики (согласно Приложению), а также соответствует разъяснениям, данным в Письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.09.2014 N 05-12-44/20156 "О ведении государственного реестра объектов размещения отходов".

Признавая правомерным указание заявителем в характеристике объекта размещения отходов в графе 8 "Ввод в эксплуатацию ОРО" 1992 год, суд обоснованно исходил из того, что проектных документов, связанных с организацией данного объекта, в наличии не имелось и не сохранилось; согласно ответу Администрации г. Сарапула от 29.09.2017 № 02-10/5520, ввод в эксплуатацию данного объекта осуществлён предприятием благоустройства и коммунального хозяйства г. Сарапула МП «Благоустройство» в 1992 году; из приложенной к письму копии регистрационного удостоверения следует, что оно выдано МП «Благоустройство» в подтверждении того, что городская свалка по Старому Ижевскому тракту г. Сарапула зарегистрировано на праве собственности за предприятием благоустройства и коммунального хозяйства г. Сарапула на основании решения исполкома от 11.12.1991 и записано в реестровую книгу № 5-14 (инвентарное дело №9796); из ответа администрации также следует, что акт ввода в эксплуатацию данного объекта отсутствует; согласно ответу Администрации г. Сарапула от 22.09.2017 № 02-14/0/5520 на запрос заявителя, Управление коммунального хозяйства исполкома Сарапульского горсовета, ПО ЖКХ г. Сарапула, МП «Благоустройство» ликвидированы, документы, касающиеся деятельности данных организаций, уничтожены в связи с истечением срока хранения.

Судом правомерно учтено, что форма характеристики утверждена не для целей включения полигона в государственный реестр объектов размещения отходов, а для целей инвентаризации полигона. Таким образом, предъявление претензий к содержанию характеристики не может являться безусловным правовым основанием для отказа во включении полигона в государственный реестр объектов размещения отходов.

Данный правовой подход соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.03.2016 N 305-КГ16-1820 по делу N А40-72118/15.

Поддерживая выводы суда о незаконности отказа заинтересованного лица в передаче документов для включения спорного объекта размещения отходов в ГРОРО, апелляционный суд также исходит из того, что по смыслу положений вышеприведенных норм органом, принимающим решение о включении объекта размещения отходов в ГРОРО, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Данное решение принимается на основании информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора, в данном случае таким органом является Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике.

Таким образом, в случае предоставления характеристики ОРО, не содержащей информации, предусмотренной ее утвержденной формой, Управлению Росприроднадзора по Удмуртской Республике следовало провести мероприятия по доработке представленной информации в соответствии с Правилами N 49, а не отказывать в передаче комплекта документов в Росприроднадзор. Доказательств проведения таких мероприятий, а также игнорирования их заявителем из материалов дела не следует, суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела сведений и документов наличия на спорном земельном участке объекта размещения отходов опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в частности свидетельством о государственной регистрации права от 09.03.2001 18 АА №146887 на объект права: Полигон твердых бытовых отходов, а также справкой Сарапульского филиала Бюджетного учреждения УР Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества от 01.12.2016 № 574, из которой следует, что за Предприятием благоустройства и коммунального хозяйства зарегистрировано право на объект недвижимости полигон (площадка) для твердых бытовых отходов (городская свалка) по адресу: г. Сарапул, ул. Старый Ижевский тракт, 6 на основании решения исполкома Сарапульского городского Совета народных депутатов УАССС, выдано регистрационное удостоверение 29.01.1992.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что согласно письму Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 29.06.2010 № 05-33/2105, сведения о полигоне ТБО г. Сарапулу, эксплуатируемом МУП г. Сарапула «Ритуальные услуги», внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением регистрационного номера 11823. Иного суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии у предприятия полигона ТБО, как специально оборудованного сооружения, обустроенного в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По приведенным в постановлении мотивам апелляционный суд отклоняет изложенные в апелляционной жалобе доводы заинтересованного лица в полном объеме, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, не опровергают обоснованных выводов суда первой инстанции по существу спора.

С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для признания оспариваемого отказа незаконным.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, обжалуемое решение суда отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2017 года по делу № А71-14680/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Судьи

Е.М. Трефилова

Е.Ю. Муравьева

Л.Ю. Щеклеина