СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-219/2018-АКу
г. Пермь
12 марта 2018 года Дело № А71-15834/2017
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле,
апелляционную жалобу заявителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 декабря 2017 года по делу № А71-15834/2017,
принятое судьей Бушуевой Е.А.,
по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Ижевская служба безопасности» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – административный орган) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Ижевская служба безопасности» (далее - ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности») к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.12.2017, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части выводов об отсутствии доказательств надлежащего уведомления законного представителя ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и принять по делу новый судебный акт о привлечении ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» к административной ответственности. В апелляционной жалобе указывает, что гр. ФИО1, действующий на основании доверенности, неоднократно получал почтовую корреспонденцию по делам об административных правонарушениях как представитель ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности».
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы (копия почтового уведомления от 26.10.2017 по делу № А71-3940/2017, копии почтового уведомления от 09.10.2017 по делу № а71-5773/2017) судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщаются, поскольку соответствующего ходатайства с указанием уважительных причин невозможности представления данных документов в суд первой инстанции, административным органом не представлено; кроме того в силу положений ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями ч. 6.1 ст. 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Приложенные к отзыву на апелляционную жалобу дополнительные документы, поименованные в приложении к отзыву под пунктами со 2 по 8, судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщаются, поскольку соответствующего ходатайства с указанием уважительных причин невозможности представления данных документов в суд первой инстанции, административным органом не представлено; а также в силу положений ч. 2 ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В п. 32 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг, определен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498.
Согласно п. 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498, к лицензионным требованиям при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», относятся, в том числе: г) соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой-третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
В ч. 7 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Из материалов дела следует, что ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности № 349, выданную МВД по Удмуртской Республике от 21.05.2016.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что административным органом в ходе осуществления контроля за частной охранной деятельностью на объекте - ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт», расположенном по адресу: <...> при непосредственном обнаружении установлено, что 31.08.2017 сотрудник ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» ФИО2 оказывал охранные услуги, не имея удостоверения частного охранника и личной карточки охранника; сотрудники ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» ФИО3 и ФИО4 оказывали охранные услуги, не имея личной карточки охранника (личные карточки данных охранников подписаны и выданы неуполномоченным лицом - директором ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» ФИО5), в специальной форменной одежде, не позволяющей определить их принадлежность к ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности», чем нарушены требования, предусмотренных ч. 1 ст. 11.1, ч. 7, ч. 8 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», подп. «г» п. 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498, п. 5 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуге по выдаче лицензии на частную охранную деятельность, утвержденного приказом МВД России от29.09.2011 № 1039, подп. «в» п. 2 Правил ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг, утвержденных Приостановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587.
В связи с чем должностным лицом Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республики в отношении ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» составлен протокол от 20.09.2017 №18ЛРР5661200917150132 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, вместе с тем установил существенное нарушении административным органом процедуры производства по делу об административном правонарушении, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления законного представителя ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела видно, что протокола об административном правонарушении от 20.09.2017 составлен в присутствии представителя ФИО1, действующего на основании общей доверенности от 20.09.2017 № 21.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства направления административным органом в адрес ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как указано выше, в апелляционной жалобе административный орган просит решение суда первой инстанции изменить в части выводов об отсутствии доказательств надлежащего уведомления законного представителя ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и принять по делу новый судебный акт о привлечении ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» к административной ответственности, при этом ссылается на неоднократное получение почтовой корреспонденции по делам об административных правонарушениях ФИО1, действующим на основании доверенности.
Между тем суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что о том, что сам по себе факт явки на составление протокола представителя ФИО1, действующего на основании общей доверенности, а также возможное получение ФИО1 каких-либо извещений по иным административным делам не свидетельствует о надлежащем уведомлении законного представителя ООО «ЧОО «Ижевская служба безопасности» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по настоящему административному делу.
Данная позиция согласуется с разъяснениями, данными в п. 24 постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которых суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Кроме того, судом апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
В ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 № 9-АД15-13, от 08.06.2015 № 302-АД14-4203, от 17.03.2016 № 46-АД16-3 и др., по истечении срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
В рассматриваемом случае установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении заявленных требований о привлечении к административной ответственности, и удовлетворения апелляционной жалобы административного органа у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272? Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства, от 01 декабря 2017 года по делу № А71-15834/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Н.В. Варакса