ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-2390/2022-АК от 09.03.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

[A1]





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-2390/2022-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2022 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе  судьи Трефиловой Е.М., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, индивидуального предпринимателя - главы крестьянского  фермерского хозяйства ФИО1, 

на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики  о возвращении заявления 

от 11 января 2022 года по делу № А71-18563/2021

по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского  фермерского хозяйства ФИО1 (ИНН <***>  ОГРНИП <***>) 

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному  надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю  (ИНН <***> ОГРН <***>) 

о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2021 № 159/2021 по  делу об административном правонарушении, 

установил: 

Индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского 

хозяйства ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) 




[A2] обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к  Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному  надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю г.  Киров (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным  и отмене постановления от 14.12.2021 № 159/2021 по делу об  административном правонарушении, которым заявитель привлечен к  административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее  КоАП РФ). 

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики 11.01.2022  заявление возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в апелляционный  суд с жалобой, просит определение суда от 11.01.2022 отменить и направить на  новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики. 

В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с выводом суда,  что настоящий спор относится к компетенции суда общей юрисдикции;  считает, что вывод суда о том, что указанное в постановлении правонарушение  совершено не в связи с предпринимательской деятельностью заявителя, не  соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как ФИО1  привлечен к административной ответственности именно как индивидуальный  предприниматель; земельный участок с кадастровым номером  18:18:000000:5063, на котором обнаружены бытовые отходы, взят в аренду  заявителем исключительно для предпринимательских целей; так как участок  длительное время никем не использовался, заявителем предпринимались меры  по рекультивации земли и удалению мусора и подготовке его для засева  зерновыми злаковыми культурами; согласно разрешенного использования и  договора аренды указанный участок может использоваться только для  сельскохозяйственного производства, то есть использование участка возможно  исключительно в целях предпринимательской деятельности. 

Управлением отзыв на апелляционную жалобу не представлен. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом  апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих  представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3  статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. 

Апелляционная жалоба рассматривается судьей арбитражного суда  апелляционной инстанции единолично (абзац второй части 2 статьи 272 АПК  РФ, абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от  09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие 




[A3] Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266,  268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Возвращая заявление, суд первой инстанции исходил из того, что дело  подсудно суду общей юрисдикции. 

При этом суд обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды  рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие  из административных и иных публичных правоотношений экономические  споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами  предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об  административных правонарушениях, если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. 

На основании части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об  оспаривании решений административных органов возбуждается на основании  заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании  решений административных органов о привлечении к административной  ответственности, а также на основании заявлений потерпевших. 

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об  административном правонарушении, связанном с осуществлением  предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим  лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в  соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. 

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при  применения Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 19.12.2013 N 40) разъяснено, что жалобы лиц на  постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из  положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1  статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если  юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к  административной ответственности не в связи с осуществлением указанными  лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например,  когда объективная сторона совершенного ими административного  правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на  нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны 




[A4] окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения,  пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. 

В соответствии с пунктом 10 раздела VI Обзора судебной практики  Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, для  отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о  привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к  административной ответственности к компетенции арбитражных судов  законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном  случае учитывать следующие критерии: 1) административное правонарушение  совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем), выступающим участником  хозяйственного оборота; 2) административное правонарушение совершено этим  лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной  экономической деятельности, то есть административное правонарушение  связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении  законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения, в  том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и  устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную  ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей. 

Вместе с тем, если объективная сторона административного  правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом,  осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на  нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны  окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения,  пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на  постановления административных органов о привлечении к административной  ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1  КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, в любом случае подлежат  рассмотрению в судах общей юрисдикции. 

В силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных  требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и  охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и  иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих  качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа  на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на  должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических  лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей. 




[A5] Глава 8 КоАП РФ, в которую включена статья 8.7 КоАП РФ, устанавливает  ответственность за нарушение норм действующего законодательства в области  охраны окружающей среды и природопользования. 

Как следует из материалов дела, в данном случае индивидуальным  предпринимателем - главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 заявлено требование о признании незаконным и отмене постановления,  которым последний привлечен к административной ответственности за  невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по  улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и  предотвращению других процессов, иного негативного воздействия на  окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель,  выразившихся в перекрытии твердыми бытовыми отходами плодородного слоя  почвы земельного участка с кадастровым номером 18:18:000000:5063 категории  земель: сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного  использования для сельскохозяйственного производства, расположенного:  Удмуртская Республика, Сарапульский район, на площади 5717 кв.м. 

Административный орган пришел к выводу, что наличие на  вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 18:18:000000:5063  перекрытия плодородного слоя почвы твердыми бытовыми отходами:  пластиковая и стеклянная тара, ветошь, доски, горелые бревна, ветки,  полиэтилен, строительный мусор, шины, шифер, древесные остатки, отходы  обихода и т.д. на площади 5717 кв.м, свидетельствует о том, что ИП ФИО1 допустил нарушение в виде невыполнения установленных требований и  обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от  ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного  негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное  состояние земель, что влечет угрозу причинения вреда жизнедеятельности  человека и окружающей среде. 

Таким образом, вмененное заявителю правонарушение выражается в  невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по  улучшению и защите земель сельскохозяйственного назначения, чем нарушены  требования норм действующего законодательства в области охраны  окружающей среды и природопользования. 

Принимая во внимание, что объективная сторона административного  правонарушения, совершенного ИП ФИО1, выражается в  действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм  действующего законодательства в области охраны окружающей среды и  природопользования, жалоба на оспариваемое постановление  административного органа подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции. 

Кроме того, как правильно установил суд первой инстанции, из материалов  дела не следует, что данное административное правонарушение совершено  заявителем исключительно в связи с осуществлением им предпринимательской  или иной экономической деятельности. 




[A6] В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает  исковое заявление (заявление), если при рассмотрении вопроса о принятии  заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или  подсудно суду общей юрисдикции. 

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 11 Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О  применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации",  после вступления в силу Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации" при поступлении в суд, арбитражный суд, Суд по  интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции искового  заявления, административного искового заявления, заявления по делу с  нарушением правил подсудности такое заявление возвращается заявителю  (пункт 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - ГПК РФ), пункт 2 части 1 статьи 129 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС  РФ), пункт 1 части 1 статьи 129 АПК РФ). 

Аналогичное разъяснение содержится также в пункте 2 Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 26 "О  некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября  2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации". 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, исходя из объекта  посягательства и объективной стороны вмененного административного  правонарушения, обоснованно посчитал, что заявитель привлечен к  административной ответственности не в связи с осуществлением им  предпринимательской и иной экономической деятельности, а ввиду  невыполнения им обязанностей в области охраны окружающей среды и  природопользования, в связи с чем, руководствуясь положениями части 3  статьи 30.1 КоАП РФ, пункта 3 части 1 статьи 29, части 2 статьи 207 АПК РФ, а  также разъяснениями, изложенными в пункте 33 Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, в пункте 6  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019  N 10, правомерно возвратил заявление индивидуальному предпринимателю -  главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 на  основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ

При этом заявитель не лишен права на судебную защиту, поскольку вправе  в установленном порядке обратиться с соответствующим заявлением в суд 




[A7] общей юрисдикции, в том числе заявив ходатайство о восстановлении срока  обжалования указанного постановления административного органа. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием  для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. 

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого  определения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. 

Поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса  Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлина при  подаче апелляционной жалобы на определение суда о возвращении заявления,  уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 3 000 рублей  подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта  1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л :

Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 января  2022 года по делу № А71-18563/2021 оставить без изменения, апелляционную  жалобу - без удовлетворения. 

Возвратить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского  фермерского хозяйства ФИО1 (ИНН <***>  ОГРНИП <***>) из федерального бюджета 3 000 (Три тысячи)  рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 6  от 03.02.2022. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики. 

Судья Е.М. Трефилова




[A8] Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 28.12.2021 4:55:02

Кому выдана Трефилова Елена Минзагировна