СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-2628/2023-АК
г. Пермь
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года. Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 07.08.2023, паспорт, диплом; от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества «Россети Урал» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2023 года по делу № А60-64102/2022
по заявлению открытого публичного акционерного общества «Россети Урал» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***> ОГРН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная
сетевая компания Урала» (далее – заявитель, ОАО «МРСК Урала») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Свердловское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 10.11.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-3182/2022 об административном правонарушении (часть 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ).
В порядке части 1 статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2023 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Свердловского УФАС России от 10.11.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-3182/2022 об административном правонарушении (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) признано незаконным и отменено в виде штрафа, размер которого превышает 300 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ОАО «МРСК Урала» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение суда и признать незаконным и отменить полностью оспариваемое постановление о назначении административного наказания.
В обоснование апелляционной жалобы приведены следующие доводы: при разрешении спора судом применена недействующая на момент вмененного обществу события редакция нормы пункта 105 Правил № 861, что привело к необоснованному привлечению общества к административной ответственности; вывод суда о доказанности совершения обществом административного правонарушения, выразившегося в аннулировании заявки ранее срока, противоречит обстоятельствам, установленным Арбитражным судом Свердловской области в решении от 28.12.2022 по делу № А6058887/2022 по иску ИП ФИО2 (ст. 16, 69 АПК РФ).
Антимонопольный орган в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами заявителя, приведенными в жалобе, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 производство по настоящему делу было приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до вступления в законную силу решения Арбитражного
суда Свердловской области от 28.12.2022 по делу № А60-58887/2022.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2022 года по делу № А60-58887/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ИП ФИО2 - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу и проведении в этом же заседании судебного разбирательства назначено на 17.07.2023.
Свердловское УФАС России представило дополнения к отзыву, согласно которым полагает, что разрешение спора по гражданскому делу № А6058887/2022 не повлияет на обстоятельства настоящего дела, поскольку обжалуемым постановлением антимонопольного органа заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Протокольным определением от 17.07.2023 производство по делу возобновлено.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 производство по апелляционной жалобе приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа кассационной жалобы по делу № А60-58887/2022.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2023 судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу и проведении в этом же заседании судебного разбирательства назначено на 07.11.2023.
Поскольку обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства по настоящему делу, устранены, в соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением от 07.11.2023 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя указал на изменение наименования стороны по делу с ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» на ПАО «Россети Урал», представлены сведения из ЕГРЮЛ о внесении записи 11.09.2023. Заявление об изменении наименования заявителя удовлетворено судом в порядке части 1 статьи 124 АПК РФ.
Участвовавший в судебном заседании представитель заявителя выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что согласно части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены
арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению в отношении ОАО «МРСК Урала» дела об административном правонарушении согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ послужило заявление ФИО2 указывающее на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Дело возбуждено 26.09.2022 путем составления на основании ч. 1
ст. 28.2, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в присутствии законного представителя общества (его защитника).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.213182/2022 об административном правонарушении от 10.11.2022, которым ОАО «МРСК Урала» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения. Вместе с тем, руководствуясь положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое постановление в части штрафа в размере, превышающем 300 000 руб.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом указанного правонарушения являются охраняемые общественные отношения в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, обязанные соблюдать правила недискриминационного доступа к сетям и установленный порядок подключения (присоединения).
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, проявляется в нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861) (далее - Правила 861).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на
основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, исследование вопроса о наличии события и состава административного правонарушения, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях, Закон № 147-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике и пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861) публичное акционерное общество «Россети Урал» (ранее - ОАО "МРСК Урала") является субъектом естественной монополии, территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, что подтверждается, постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.10.2020 N 107-ПК "Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях", от 27.12.2018 N 325-ПК (ред. от 30.12.2020) "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области" (вместе с "Долгосрочными тарифами на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (город Екатеринбург), рассчитанные методом доходности инвестированного капитала", а потому является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объективная сторона этого административного правонарушения состоит, в том числе, в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N
861 утверждены Правила технологического присоединения (далее - Правила технологического присоединения), которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Действие Правил № 861 распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется (пункт 2 (2) Правил № 861).
Согласно пункту 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 6 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 6 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать
обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
В пункте 6 Правил технологического присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
В пункте 7 Правил № 861 предусмотрена процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (не требуется в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в п. 14 Правил № 861); д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 8 Правил № 861 (в редакции, действующей до 01.07.2022 и на момент подачи заявки) для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
Согласно пункту 103 Правил N 861 (в редакции, действующей жо 01.07.2022) договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пп. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил N 861, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Согласно п. 104 Правил № 861 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 105 раздела X Правил № 861 (в редакции, действующей до 01.07.2022) в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или едином портале (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала) в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
в отношении заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) настоящих Правил, - проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты;
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
На основании пункта 106 Правил № 861 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178, действующего с 01.07.2022) заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета на оплату технологического присоединения, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить такой счет в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В случае неоплаты заявителем счета в установленный срок его заявка признается аннулированной.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО2 подала заявку № 54-359883 от 20.06.2022 в адрес ОАО «МРСК Урала» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: 624021, Свердловская область, Сысертский р-н, Сысертское лесничество Сысертского лесхоза, кадастровый номер участка: 66:25:2702001:2513.
В ответ на заявку № 54-3-59883 от 20.06.2022 сетевая организация направила посредством размещения в личном кабинете потребителя: счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям № 5400062521 от 04.07.2022; технические условия № 54-ТУ-57780.
Заявителю 04.07.2022 направлен проект договора на технологическое присоединение. По итогам рассмотрения проекта договора со стороны потребителя в адрес сетевой организации направлен мотивированный отказ от 11.07.2022.
В мотивированном отказе ФИО2 просила приложить расчет размера оплаты за ТП; расчет платы за технологическое присоединение выполнить по стандартизированной тарифной ставке.
По итогам рассмотрения мотивированного отказа сетевой организацией подготовлен скорректированный проект договора (счет на оплату ТП 5400062521 от 13.07.22) и направлен письмом от 13.07.22 № СЭ/ЦЭС/01- 22/7813.
ИП ФИО2 представлено в ответ на определение от 26.09.2022 Свердловского УФАС России платежное поручение, в назначении платежа которого указано: оплата за технологическое присоединение по счету ТП № 5200059807 от 13.07.2022.
Управлением, исходя из пояснений представителя ИП ФИО2, установлено, что в назначении платежа ошибочно указан счет № 5200059807 от 13.07.2022 вместо № 5400062521 от 13.07.2022. Однако заявка аннулирована сетевой организацией.
ФИО2 15.07.2022 обратилась в ОАО «МРСК Урала» за разъяснением о причинах аннулирования заявки, в то время как срок на ее аннулирование (20.07.2022) не истек.
Антимонопольный орган пришел к выводу о наличии событий административных правонарушений, совершенных:
- 05.07.2022 по месту нахождения ОАО «МРСК Урала», выразившегося в нарушении п. 105 Правил № 861, а именно: неразмещении на официальном сайте (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или едином портале, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки № 54-3-59883 от 20.06.2022 на технологическое присоединение в личном кабинете заявителя условий типового договора об осуществлении технологического
присоединения к электрическим сетям согласно приложению № 17, счета на оплату технологического присоединения по договору, подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил № 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, инструкции, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности, лицом, считающимся с 29.10.2021 по 24.11.2022 подвергнутым административному наказанию;
- 15.07.2022 по месту нахождения ОАО «МРСК Урала», выразившегося в аннулировании заявки № 54-З-59883 от 20.06.2022 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИП ФИО2, расположенных по адресу: Свердловская область, Сысертский район, Сысертское лесничество Сысертского лесхоза, кадастровый номер участка: 66:25:2702001:2513, раньше срока, предусмотренного п. 106 Правил № 861, лицом, считающимся с 29.10.2021 по 24.11.2022 подвергнутым административному наказанию.
Суд первой инстанции, поддерживая выводы антимонопольного органа о доказанности наличия события административного правонарушения, выразившегося в нарушении п. 105 Правил № 861, а именно не размещении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или едином портале в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки информации, предусмотренной к размещению указанным пунктом Правил № 861, указал, что общество разместило указанную информацию на сайте «портал-тп.рф», который не является официальным сайтом ОАО «МРСК Урала» (www.mrsk-ural.ru). При этом, то обстоятельство, что ОАО «МРСК Урала» является владельцем как сайта www.mrsk-ural.ru так и сайта www.kabinet.mrsk-ural.ru не имеет правового значения для предмета спора, поскольку страницей сайта www.mrsk-ural.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.kabinet.mrsk-ural.ru согласно положениям Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» также не является, поскольку имеет свою уникальную часть доменного имени (kabinet).
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила N 861, касающиеся порядка и сроков рассмотрения заявок на осуществление технологического
присоединения, определения размера платы за технологическое присоединения и пр. Изменения вступили в силу с 01.07.2022.
Пункты 103 – 107 Правил № 861 изложены в иной редакции.
Согласно п. 103 Правил № 861 (в редакции, действующей с 01.07.2022) договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя. Действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме. Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил. Документ об оплате должен содержать наименование и платежные реквизиты сетевой организации, а также реквизиты счета на оплату технологического присоединения.
Согласно п. 105 Правил № 861 (в редакции, действующей с 01.07.2022) в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17;
счет на оплату технологического присоединения по договору;
подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий. В случае несогласия с размещенными сетевой организацией в личном кабинете заявителя документами, предусмотренными абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, и (или) несоответствия их настоящим Правилам заявитель вправе в течение 5 рабочих дней со дня размещения сетевой организацией таких документов направить сетевой
организации мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствие с настоящими Правилами. Размещение сетевой организацией указанных документов, приведенных в соответствие с настоящими Правилами, осуществляется с использованием личного кабинета заявителя в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования.
Таким образом, указанным нормативным актом с 01.07.2022 из п. 105 Правил № 861 исключено понятие "на своем официальном сайте или ином официальном сайте". К моменту вынесения антимонопольным органом оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности обязанность общества по размещению информации, а именно "на своем официальном сайте" устранена.
Поскольку объект административного правонарушения устранен, вступление в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178 улучшает положение общества, совершившего правонарушение.
Указанные выводы подтверждаются позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 15230/11.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что требования п. 105 Правил N 861 (в редакции, действующей с 01.07.2022) по размещении указанной информации в личном кабинете заявителя были соблюдены, оснований для вывода о наличии в действиях общества вменяемого в указанной части события административного правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, заявителю вменяется нарушение п. 106 Правил № 861, выразившееся в аннулировании раньше срока (15.07.2022), заявки № 54-З- 59883 от 20.06.2022 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИП ФИО2
Как установлено Управлением и следует из материалов дела, ОАО «МРСК Урала» в ответ на заявку № 54-3-59883 от 20.06.2022 сетевая организация направила посредством размещения в личном кабинете потребителя: счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям № 5400062521 от 13.07.2022 и технические условия № 54-ТУ-57780.
технологическое присоединение, письмо от 13.07.2022, согласно которому заявитель должен оплатить счет № 5400062521 от 13.07.2022.
Из заявления ФИО2 в антимонопольный орган следует, что ее заявка № 54-3-59883 от 20.06.2022 была аннулирована 15.07.2022, что подтверждается скриншотом из личного кабинета заявителя, несмотря на то, что оплата счета была произведена 15.07.2022 с назначением платежа «оплата за технологическое присоединение по счету ТП № 5200059807 от 13.07.2022».
Данные обстоятельства антимонопольный орган расценил как нарушение п. 106 Правил, поскольку заявка аннулирована по причине не оплаты в установленный срок, при этом общество не убедилось, что произведенный потребителем платеж относиться к заявке № 54-3-59883 от 20.06.2022, к счету № 5400062521 от 13.07.2022.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции относительно нарушения обществом п. 106 Правил № 861 приходит к следующим выводам.
ИП ФИО2, расценив действия заявителя как уклонение от заключения договора, в то время как заключение договора является для него обязательным, обратилась в арбитражный суд с иском о возложении обязанности на ОАО «МРСК Урала» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить договор технологического присоединения № 5400062521 от 13.07.2022, осуществив работы согласно техническим условиям № 54-ТУ-57780 от 13.07.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2022 по делу № А60-58887/2022, оставленным в силе постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 02.10.2023, в удовлетворении иска отказано.
В рамках рассмотрения данного спора судами установлено, что по состоянию на 20.07.2022 счет на оплату 5400062521 от 13.07.2022 заявителем не был оплачен, поэтому заявка от 20.06.2022 № 54-З-59883 на технологическое присоединение правильно признана аннулированной.
При этом ссылка на платежное поручение от 06.07.2022 № 272 не расценена судами, как доказательство оплаты счета ТП 5400062521 от 13.07.2022, поскольку в указанном платежном поручении в «назначении платежа» указан счет ТП5200059807 по иному договору, заключенному с ООО «ГАЗМАГИСТРАЛЬ», учредителем которого является ФИО2
ФИО2 не представила суду доказательства направления в сетевую организацию заявления об изменении назначении платежа в срок до 20.07.2022, а также письменное уведомление банка плательщиком и доказательства получения банком данного уведомления до 20.07.2022. ИП ФИО2 обратилась в Банк «Открытие» с заявлением об уточнении реквизитов платежа по платежному поручению от 06.07.2022 № 272 на новое значение: «Оплата за тех присоединение по счету ТП 5400062521 от 13.07.2022» только 05.09.2022. В
ответ на указанное заявление Банк «Открытие» сообщил об изменении назначения платежа 05.09.2022 и необходимости списания комиссии за уточнение платежа.
При этом, исходя из положений пунктов 105, 106 Правил ТП, с заявлением о переназначении платежа ФИО2 надлежало обратиться до 20.07.2022. Вместе с тем с заявлением ИП ФИО2 в ОАО «МРСК Урала» об изменении назначения платежа в установленный п. 106 Правил № 861 срок для оплаты счета от 13.07.2022 № 5400062521, то есть до 20.07.2022, не обращалась.
В данных обстоятельствах, суды пришли к выводу, что заявка № 54-З- 59883 от 20.06.2022 верно признана аннулированной 20.07.2022, о чем ИП ФИО2 было направлено письмо от 15.09.2022 № СЭ/ЦЭС/01-22/10637.
Обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу № А60-58887/2022, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела и не подлежат доказыванию вновь.
Следовательно, судами установлено, что заявка была аннулирована обществом 20.07.2022, то есть с соблюдением установленного п. 106 Правил срока при отсутствии оплаты заявителем счета на оплату технологического присоединения к электрическим сетям № 5400062521 от 13.07.2022.
Факт аннулирования заявки ИП ФИО2 20.07.2022 подтверждается также доказательствами, представленными в материалы настоящего дела, а именно письмом от 15.09.2022 № СЭ/ЦЭС/01-22/10637.
Доказательств того, что заявка аннулирована раньше срока, предусмотренного п. 106 Правил № 861, в том числе направлением в адрес ФИО2 письма об аннулировании заявки на 15.07.2022, в материалы дела не представлено.
Таким образом, вопреки выводам административного органа и суда первой инстанции заявка признана аннулированной 20.07.2022, в связи с чем, событие вмененного заявителю административного правонарушения, выразившегося в нарушении п. 106 Правил № 861, отсутствует.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности антимонопольным органом в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и указывает на отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения и в соответствии с пунктом 3 части 1
статьи 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления о назначении административного наказания.
Согласно положений части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, заявленное обществом требование подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление - признанию незаконным и отмене.
Обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.п. 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2023 года по делу № А60-64102/2022 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10.11.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 066/04/9.21-3367/2022 о привлечении публичного акционерного общества «Россети Урал» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий Е.М. Трефилова
Судьи Е.В. Васильева
Ю.В. Шаламова