СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-2/2018-АК
г. Пермь
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года. Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2018 года
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Гладких Е.О., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В., при участии:
от Пермской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>):
ФИО1 по доверенности от 07.05.2018, ФИО2 по доверенности от 06.07.2018;
от общества с ограниченной ответственностью «Мотомир» » (ИНН <***>, ОГРН <***>): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мотомир»
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 марта 2018 года по делу № А71-3302/2017,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению Пермской таможни
к обществу с ограниченной ответственностью «Мотомир» о взыскании утилизационного сбора в размере 34 845 000 руб.
установил:
Пермская таможня обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Мотомир» (далее - ООО «Мотомир») 34 845 000 руб. утилизационного сбора за ввезенный на территорию Российской Федерации товар.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Мотомир» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что вследствие отчуждения ввезенного товара третьим лицам обязанность по уплате утилизационного сбора перешла к покупателям ООО «Мотомир»,
а полномочия по взысканию утилизационного сбора перешли от Пермской таможни к Федеральной налоговой службе.
Пермская таможня с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, между фирмой «YONGKANG LINGYNG ELECTRIC APPLIANCE CO., LTD.» (Китай) и ООО «Мотомир» 17.02.2014 заключен контракт № RU-CN 88 на поставку товаров, условия которой оговариваются сторонами в проформа-инвойсах либо в коммерческих инвойсах.
ООО «Мотомир» подало декларации о товарах №№ 10714040/170216/0005826, 10712040/210216/0006551,10712040/220316/0009133, 10712040/200416/0011958,10712040/200416/0011980,10712040/230516/0015302,1 0712040/010616/0016257,10712040/240616/0019400,10712040/240616/0019401,10 712040/290716/0024419,10712040/090816/0025632,10712040/090816/0025644,107 12040/090816/0025660 и 10712040/090816/0025661 (далее - декларации) на ввоз в процедуре «для внутреннего потребления», следующих товаров: тракторы малогабаритные для сельскохозяйственных работ, четырехколесные, с дизельным двигателем внутреннего сгорания, новые, код ТН ВЭД ЕАЭС 8701901100; снегоходы на гусеничном ходу, новые, без пробега с поршневым двигателем внутреннего сгорания, с искровым зажиганием, специально предназначенные для передвижения по снегу, код ТН ВЭД ЕАЭС 87103101100; средства мототранспортные четырехколесные внедорожные повышенной проходимости мотовездеходы (ATV) новые, с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, код ТН ВЭД ЕАЭС 8703211091 (далее - транспортные средства).
Товар по вышеуказанным декларациям выпущен в свободное обращение.
В ходе проведения в отношении ООО «Мотомир» выездной таможенной проверки в рамках таможенного контроля было установлено, что ООО «Мотомир» в нарушение ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений
в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не уплатило утилизационный сбор при ввозе 15 тракторов колесных сельскохозяйственных по ДТ № 10714040/170216/0005826 в размере 900 000 руб., 92 мотовездеходов по ДТ № 10714040/210216/0006551 в размере 5 520 000 руб., 36 мотовездеходов по ДТ № 10714040/220316/0009133 в размере 2 160 000 руб., 18 мотовездеходов по ДТ № 10714040/200416/0011958 в размере 1 080 000 руб., 15 мотовездеходов по ДТ № 10714040/200416/0011980 в размере 1 125 000 руб., 85 мотовездеходов по ДТ № 10714040/230516/0015302 в размере 5 100 000 руб., 92 мотовездеходов по ДТ № 10714040/010616/0016257 в размере 5 520 000 руб., 36 мотовездходов по ДТ № 10714040/240616/0019400 в размере 2 160 000 руб., 24 мотовездеходов по ДТ № 10714040/240616/0019401 в размере 1 440 000 руб., 36 мотовездеходов по ДТ № 10714040/290716/0024419 в размере 2 160 000 руб., 38 мотовездеходов по ДТ № 10714040/090816/0025644 в размере 2 280 000 руб., 38 мотовездеходов по ДТ № 10714040090816/0025660 в размере 2 280 000 руб., 25 мотовездеходов по ДТ № 10714040/090816/0025661 в размере 1 500 000 руб., 27 снегоходов по ДТ № 10714040/090816/0025632 в размере 1 620 000 руб. Общая сумма утилизационного сбора по товарам, задекларированных по вышеуказанным декларациям, составила 34 845 000 руб.
№ 10411000/210/300117/А0148 выездной таможенной проверки и принято решение № 10411000/210/300117/Т0148 о начислении и взыскании с ООО «Мотомир» утилизационного сбора в размере 34 845 000 руб.
Акт от 30.01.2017 № 10411000/210/300117/А0148 и решение от 30.01.2017 № 10411000/210/300117/Т0148 направлены в адрес ООО «Мотомир» письмом от 31.01.2017 № 01-09-10/1371, которое получено 08.02.2017, что подтверждается копий почтового уведомления о вручении.
Письмом от 31.01.2017 № 01-09-10/1371 таможенный орган проинформировал ООО «Мотомир» о необходимости уплатить утилизационный сбор, а также о том, что в случае неуплаты в добровольном порядке в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения письма, утилизационный сбор будет взыскан в судебном порядке. Данное письмо было получено представителем ответчика по доверенности 08.02.2017, о чем имеется уведомление о вручении.
Неисполнение ООО «Мотомир» обязанности по уплате утилизационного сбора в добровольном порядке послужило основанием для обращения таможенного органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что таможенным органом правомерно заявлено требование о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в отношении ввезенного товара; законность решения Пермской таможни от 30.01.2017 № 10411000/210/300117/Т0148 о начислении и взыскании с ООО «Мотомир» утилизационного сбора в размере 34 845 000 руб. подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу № А50-9004/2017.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются, в том числе, лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 81) утверждены Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Судом установлено, что ООО «Мотомир» является плательщиком утилизационного сбора в связи с ввозом в Российскую Федерацию товаров, указанных в вышеназванных декларациях.
При этом судом обоснованно принято во внимание, что по результатам таможенной проверки Пермской таможней принято решение от 30.01.2017
№ 10411000/210/300117/Т0148 о начислении и взыскании с ООО «Мотомир» утилизационного сбора в размере 34 845 000 руб. Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2017 по делу № А50-9004/2017, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 и Арбитражного суда Уральского округа от 20.02.2018,
в удовлетворении заявления ООО «Мотомир» о признании недействительным решения по результатам таможенной проверки от 30.01.2017 № 10411000/210/300117/ТО148, вынесенного Пермской таможней, отказано.
Факт ввоза товара на территорию Российскую Федерацию и неуплаты утилизационного сбора ООО «Мотомир» не оспариваются.
Представленный истцом расчет суммы утилизационного сбора судом проверен и признан верным; контррасчет ответчиком не представлен.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что вследствие отчуждения ввезенного товара третьим лицам обязанность по уплате утилизационного сбора перешла к покупателям ООО «Мотомир», а полномочия по взысканию утилизационного сбора перешли от Пермской таможни к Федеральной налоговой службе, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании действующего законодательства, данные доводы были предметом рассмотрения по делу
№ А50-9004/2017 и отклонены судами, поскольку переход права собственности на ввезенные транспортные средства к другому лицу не освобождает лицо, осуществившее их ввоз, от установленной законом обязанности по уплате утилизационного сбора; доказательств того, что указанная обязанность исполнена покупателями спорного товара в материалы дела не представлено.
Ссылки ООО «Мотомир» на необходимость проставления отметки об уплате сбора в паспорте транспортного средства, не свидетельствуют о неправомерности взыскания утилизационного сбора с лица, осуществившего их ввоз, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска техники таможенным органом в свободное обращение. Порядок выдачи паспортов самоходных машин регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации». Данное Постановление Правительства РФ не регламентирует возникновение обязанности и порядок уплаты утилизационного сбора, в связи с чем уплата утилизационного сбора сама по себе не связана с фактом получения или наличием паспорта транспортного средства.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции признает выводы суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований верными и соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорные взаимоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 марта 2018 года по делу № А71-3302/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мотомир» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий Н.В. Варакса
Судьи Е.О. Гладких
Л.Ю. Щеклеина