ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-342/2008 от 05.02.2008 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-342/2008-АК

г. Пермь

12 февраля 2008 года Дело № А50-892/2007­­

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
 председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,

судей Риб Л.Х., Осиповой С.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э.Р..

при участии:

от заявителя - Ликвидационная комиссия Администрации Керосского сельсовета: не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица - Межрайонная ИФНС России № 1 по Пермскому краю: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России №1 по Пермскому краю

на решение Арбитражного суда Пермского края - постоянное присутствие в г.Кудымкаре

от 06 декабря 2007 года

по делу № А50П-892/2007,

принятое судьей Даниловым А.А.,

по заявлению Ликвидационной комиссии Администрации Керосского сельсовета

к Межрайонной ИФНС России №1 по Пермскому краю

об обжаловании действий,

установил:

Ликвидационная комиссия Администрации Керосского сельсовета (далее- заявитель, учреждение) обратилась в Арбитражный суд Пермского края -постоянное присутствие в г.Кудымкаре с заявлением об обжаловании действий Межрайонной ИФНС России №1 по Пермскому краю по отказу в зачете излишне уплаченных платежей, мотивируя заявленные требования наличием у администрации переплаты по штрафу по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1944 руб., которая может быть направлена на погашение задолженности администрации по штрафу по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1944 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края - постоянное присутствие в г.Кудымкаре от 06.12.2007г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, Межрайонная ИФНС России №1 по Пермскому краю обратилась с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Доводами апелляционной жалобы являются нарушение судом норм материального права, ст.78 Налогового кодекса РФ содержит запрет направления сумм излишне уплаченного налога в погашение недоимки по уплате налогов и сборов, в случае если недоимка и переплата возникли по разным уровням бюджета, в связи с чем отсутствовали основания для зачета Ликвидационной комиссии Администрации Керосского сельсовета задолженности по штрафу по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, за счет переплаты по штрафу по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ).

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Администрация Керосского сельсовета обратилась в налоговый орган о зачете излишне уплаченной суммы штрафа по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в счет погашения имеющейся задолженности по штрафу по ЕСН, в части зачисляемого в федеральный бюджет.

Письмом от 06.10.2006г. №18003 налоговым органом отказано в зачете переплаты в счет погашения штрафа, поскольку, по мнению инспекции, ст.78 НК РФ предусмотрен зачет или возврат излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, а не штрафов. Также предполагаемые к зачету суммы являются источниками формирования разных бюджетов бюджетной системы.

Суд первой инстанции, удовлетворив требования заявителя, посчитал, что вывод налогового органа относительно того, что положения ст.78 НК РФ не распространялись на штрафы до 01.01.2007г. является необоснованным.

Данные выводы суда являются законными и обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Подпункт 5 п.1 ст.21 НК РФ устанавливает право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов, при этом п.п.5 п.1 ст.32 НК РФ предусматривает корреспондирующую указанному праву обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных налогов, сборов, пеней.

Согласно ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство РФ о налогах и сборах, а также осуществлять возврат и зачет излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном вышеназванным Кодексом.

В силу п.5 ст.78 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) бюджетная система Российской Федерации состоит в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В силу положений правовых норм, предусмотренных ст.ст.10, 13, 144, 146 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации прав на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, их бюджеты входят в бюджетную систему Российской Федерации, а доходы формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, добровольных взносов физических и юридических лиц, других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Среди названных источников формирования доходов Фонда одним из основных является единый социальный налог, заменивший страховые взносы и изначально предназначавшийся для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

В соответствии с «Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования», утвержденных директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 09.09.2003г., бюджет территориального фонда представляет собой форму образования и расходования денежных средств, который формируется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь; доходы бюджета территориального фонда формируются за счет прогнозируемых поступлений.

Остатки средств на начало и конец отчетного периода не относятся к доходам территориального фонда и являются источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета территориального фонда.

Прогнозируемые поступления бюджета территориального фонда включают: единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе: единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог, в том числе: единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый организациями; единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями; страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые в территориальные фонды обязательного медицинского страхования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления; недоимка, пени и штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения; недоимка, пени и штрафы по обязательным поступлениям в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; прочие поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Одним из основных источников формирования доходов территориального фонда обязательного медицинского страхования также является единый социальный налог.

В соответствии со ст.13 Налогового кодекса РФ единый социальный налог является федеральным налогом.

В силу п.6 ст.243 Налогового кодекса РФ уплата единого социального налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996г. N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) "О бюджетной классификации Российской Федерации" классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение №11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» администратором поступлений единого социального налога в федеральный бюджет и в бюджеты Российской Федерации по взносам в фонды обязательного медицинского страхования является Федеральная налоговая служба, что предоставляет ей право в порядке ст.78 Налогового кодекса РФ на зачет соответствующих сумм налогов, пени, штрафа.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, поскольку налоговый орган является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по взносам в фонды обязательного медицинского страхования и в федеральный бюджет от уплаты единого социального налога, следовательно, Межрайонная ИФНС России №1 по Пермскому краю вправе была произвести зачет излишне зачисленной Администрацией Керосского сельсовета в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования суммы штрафа по единому социальному налогу в погашение задолженности администрации по штрафу по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет.

Таким образом, отказ налогового органа в зачете сумм, излишне уплаченного штрафа по ЕСН, в счет погашения задолженности необоснован. Требования налогоплательщика подлежат удовлетворению.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права и удовлетворению не подлежат, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

В соответствии со ст.110 АПК РФ, ст.333.21 НК РФ с налогового органа подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей, поскольку при подаче жалобы госпошлина уплачена не была, а оснований для освобождения государственных органов от госпошлины по делам, в которых они выступали в качестве ответчиков, НК РФ не предусматривает (п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г.№ 117).

Руководствуясь ст.ст. 258, 256, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Пермского края - постоянное присутствие в г.Кудымкаре от 06 декабря 2007 года по делу №А50П-892/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России №1 по Пермскому краю - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №1 по Пермскому краю в доход федерального бюджета госпошлину 1000 (одна тысяча) рублей по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края - постоянное присутствие в г.Кудымкаре.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий Л.Ю.Щеклеина

Судьи Л.Х.Риб

С.П.Осипова