ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-3510/18-АК от 01.08.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-3510/2018-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Гладких Е.О., Трефиловой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.  при участии: 

от истца общества с ограниченной ответственностью «Проспект Медиа» (ИНН  <***>, ОГРН <***>) - ФИО1, предъявлен паспорт,  доверенность от 09.01.2018; 

от ответчиков Департамента по управлению муниципальным имуществом  (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной  ответственностью «Хэт-Трик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) -  не явились, извещены надлежащим образом; 

от третьих лиц общества с ограниченной ответственностью «Эра»,  общества с ограниченной ответственностью «Виджет», индивидуального  предпринимателя ФИО2, индивидуального  предпринимателя ФИО3, общества с ограниченной  ответственностью «Прома-сервис» - не явились, извещены надлежащим  образом; 

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, 

рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной  ответственностью «Проспект Медиа» 


к Департаменту по управлению муниципальным имуществом, обществу с  ограниченной ответственностью «Хэт-Трик», 

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Эра»,  общество с ограниченной ответственностью «Виджет», индивидуальный  предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель  ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «Прома- сервис» 

о признании незаконным решения об отказе в допуске к участию в конкурсе,  недействительным протокола № 1 от 26.10.2017, недействительными договоры  на размещение рекламной конструкции, применении последствий  недействительности сделки, 

 установил:

 Общество с ограниченной ответственностью «Проспект Медиа» (далее -  заявитель, ООО «Проспект Медиа») обратилось в Арбитражный суд  Свердловской области с заявлением к Департаменту по управлению  муниципальным имуществом (далее - заинтересованное лицо,  административный орган, ДУМИ), содержащим следующие требования: 

 - улица Вильгельма де ФИО5 (нечетная сторона)/447 м от улицы  Краснолесья, Паспорт рекламного места № 02112;  

 - улица Большакова (напротив дома № 157) - улица Московская, Паспорт  рекламного места № 02165; 

 - улица Циолковского (по четной стороне) - улица 8 Марта, Паспорт  рекламного места № 02167; 

 - улица Ткачей/ФИО4, 239, Паспорт рекламного места № 02191; 

 - улица Восточная (между зданиями 45 и 51), Паспорт рекламного места №  02196; 

 - улица Амундсена (20 м до Объездной дороги), Паспорт рекламного места   № 02202; 

 - объездная дорога, 43 м от улицы Амундсена в сторону улицы Московская,  Паспорт рекламного места № 02203; 

 - объездная дорога, 285 м от улицы Амундсена в сторону улицы  Московская, Паспорт рекламного места № 02206; по Лоту № 2 на право  заключить договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 


(характеристика места установки: на газоне; тип: щитовая; вид: щитовая с  подсветкой; геометрические размеры: 2,7x3,7 м; тип подсветки: внешняя) с  использованием муниципального имущества на территории МО «город  Екатеринбург» по адресам г. Екатеринбурга: 

 - улица Фурманова (напротив стр. 1), Паспорт рекламного места № 02199;   - улица Репина, 15/улица Мельникова, Паспорт рекламного места № 02200;   - улица Восточная, 31 а, Паспорт рекламного места № 02201; 

 Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2018  года (резолютивная часть решения объявлена 17.01.2018) в удовлетворении  требований оказано. 

 Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО «Проспект  Медиа» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда  первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об  удовлетворении требований. 

В обоснование апелляционной жалобы ее податель сослался на отсутствие  у ДУМИ законных оснований для отказа ему в участии в торгах, а также на  недоказанность ответчиком наличия у истца соответствующей задолженности. 

Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям,  изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой  инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. 

 Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14  июня 2018 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела №  А60-58218/2017 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным  кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде  первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не  заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО  «Хэт-Трик», ООО «Эра», ООО «Виджет индивидуального  предпринимателя ФИО2, индивидуального  предпринимателя ФИО3, ООО «Прома-сервис». 

 Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10  июля 2018 года суд апелляционной инстанции в порядке ст.49 АПК РФ принял  уточнение заявленных ООО «Проспект Медиа» требований и привлек к  участию в деле в качестве ответчика Общество с ограниченной  ответственностью «Хэт-Трик» (ООО «ХЭТ-ТРИК») ИНН <***>  ОГРН <***>, изменив его процессуальный статус третьего лица на  ответчика. 

 Исковые требования ООО «Проспект Медиа» заключаются в следующем: 


1) Признать незаконным решение организатора торгов об отказе в допуске  ООО «Проспект Медиа» к участию в конкурсе по Лоту № 1 на право заключить  договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  (характеристика места установки: на газоне; тип: щитовая с подсветкой; вид:  щитовая; геометрические размеры: 3,0x6,0 м; количество сторон: две; общая  площадь изображения: 36,0 кв. м. тип подсветки: внешняя) с использованием  муниципального имущества на территории МО «город Екатеринбург» по  адресам г. Екатеринбурга:  

 - улица Вильгельма де ФИО5 (нечетная сторона)/447 м от улицы  Краснолесья, Паспорт рекламного места № 02112;  

 - улица Большакова (напротив дома № 157) - улица Московская, Паспорт  рекламного места № 02165; 

 - улица Циолковского (по четной стороне) - улица 8 Марта, Паспорт  рекламного места № 02167; 

 - улица Ткачей/ФИО4, 239, Паспорт рекламного места № 02191;

 - улица Восточная (между зданиями 45 и 51), Паспорт рекламного места №  02196; 

 - улица Амундсена (20 м до Объездной дороги), Паспорт рекламного места   № 02202; 

 - объездная дорога, 43 м от улицы Амундсена в сторону улицы Московская,  Паспорт рекламного места № 02203; 

 - объездная дорога, 285 м от улицы Амундсена в сторону улицы  Московская, Паспорт рекламного места № 02206; по Лоту № 2 на право  заключить договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  (характеристика места установки: на газоне; тип: щитовая; вид: щитовая с  подсветкой; геометрические размеры: 2,7x3,7 м; тип подсветки: внешняя) с  использованием муниципального имущества на территории МО «город  Екатеринбург» по адресам г. Екатеринбурга: 

 - улица Фурманова (напротив стр. 1), Паспорт рекламного места № 02199;
 - улица Репина, 15/улица Мельникова, Паспорт рекламного места № 02200;
 - улица Восточная, 31 а, Паспорт рекламного места № 02201.
2) Признать недействительным протокол № 1 от 27 октября 2017.

 Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01  августа 2018 года произведена замена судьи Варакса Н.В., находящейся в  отпуске, на судью Трефилову Е.М.. Рассмотрение дела произведено сначала. 

 Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела,  проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд  апелляционной инстанции приходит к выводу, что иск подлежит  удовлетворению. 


Как следует из материалов дела, распоряжением начальника Департамента  по управлению имуществом Администрации г.Екатеринбурга от 27.09.2017 №  540/46/02 принято решение о проведении 01.11.2017 конкурса на право  заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а  также утверждена конкурсная документация (извещение о проведении  конкурса, бланк заявки на участие в конкурсе, проект договора на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции, порядок разъяснения конкурсной  документации, типовые эскизные проекты рекламных конструкций), извещение  о проведении конкурса опубликовано в газете «Вечерний Екатеринбург» от  29.09.2017 № 175 (16802), а также на официальном сайте в сети Интернет  https://екатеринбург.рф/официально/торги/реклама. 

 ООО «Проспект Медиа» не допущено к участию в конкурсе по лоту № 1 и  лоту № 2 по основанию, предусмотренному подп.1 п.19 Решения  Екатеринбургской городской Думы от 20.05.2008 № 35/59 «Об утверждении  Положения «О порядке проведения конкурса, предметом которого является  право заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции  с использованием муниципального имущества». 

 По итогам конкурса его победителем определен ООО «Хит-Тэк», с  которым Департаментом заключены договоры на установку и эксплуатацию  рекламных конструкций. 

В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ)  торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть  признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.  Признание торгов недействительными влечет недействительность договора,  заключенного с лицом, выигравшим торги. 

 Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2012 №  11237/12, в отсутствие специальных правил регулирования законность  организуемых органами государственной власти или местного самоуправления  торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию  рекламных конструкций должна определяться судами исходя из положений  статей 447 - 449 Гражданского кодекса, статьи 19 Федерального закона от  13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе), статей 15 - 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  Закон о защите конкуренции), при рассмотрении исков о признании названных  торгов недействительными судам следует исходить из общих критериев,  выработанных судебной практикой, и устанавливать, являются ли допущенные  нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов  или результат определения их победителя. 

Вопросы наружной рекламы и установки рекламных конструкций  урегулированы статьей 19 Закона о рекламе, которая предусматривает, что  установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее  владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного  недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, 


либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе  с арендатором (пункт 5), а также содержит нормы о полномочиях органов  местного самоуправления в названной области общественных отношений: 

- устанавливать конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию  рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом  имуществе, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельном  участке, государственная собственность на который не разграничена (пункт 5), 

- заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной  конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе,  находящемся в муниципальной собственности на основе торгов, форма  которых (аукцион или конкурс) устанавливается представительными органами  муниципальных образований (пункт 5.1), 

- утверждение схем размещения рекламных конструкций на земельных  участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином  недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской  Федерации или муниципальной собственности (пункт 5.8), 

- выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции  и предписаний о демонтаже в случае установки и (или) эксплуатации  рекламной конструкции без разрешения (пункт 9), 

- определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и  недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального  образования или части его территории, в том числе требования к таким  рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего  архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских  округов (подпункт 4 пункта 15), 

- принятие решения об аннулировании разрешения (пункт 18).

Иных полномочий в сфере рекламы органам местного самоуправления  муниципальных районов и городских округов федеральным законодателем не  предоставлено. 

Пункт 5.1 статьи 19 данного закона о заключении договора на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции на основе торгов (в форме аукциона или  конкурса) содержит четкое предписание органам государственной власти,  органам местного самоуправления (уполномоченным ими организациям)  проводить торги в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003  г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны  противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным  конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим  федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской  Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным  правовым актам субъектов Российской Федерации. 

Как следует из протокола от 26.10.2017 № 1 рассмотрения заявок на  участие в конкурсе, в качестве основания для отказа в допуске ООО «Проспект 


Медиа» указано на подп.1 п.19 Положения «О порядке проведения конкурса,  предметом которого является право заключить договор на установку и  эксплуатацию рекламной конструкции с использованием муниципального  имущества», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 

 Данное основание для отказа в допуске к участию в торгах не  соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе», препятствует  участию в конкурсе, приводит к недопущению (ограничению) конкуренции,  существенным образом влияет на права и законные интересы потенциальных  участников, безусловно влияет на результаты торгов. 

Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с  установленными частью 1 данной статьи запретами при проведении торгов,  если организаторами или заказчиками торгов являются органы местного  самоуправления, запрещается не предусмотренное федеральными законами или  иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в  торгах. 

 В силу положений части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального  кодекса РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела  несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую  юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с  превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с  нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. 

 Руководствуясь положениями ст.19 Закона о рекламе, суд апелляционной  инстанции находит неправомерным установление и применение в качестве  правового основания для недопуска к участию в торгах как наличие  неналоговой задолженности, что привело к ограничению доступа к участию  истца в конкурсе, существенно повлияв на количество участников,  конкуренцию между ними и итоговый результат по определению победителя. 

 Таким образом, допущенное Департаментом нарушение носит  существенный характер. 

 При этом, кроме того, следует отметить, что факт наличия у ООО  «Проспект Медиа» неналоговой задолженности, послужившей основанием для  отказа в допуске к участию в торгах на размещение рекламных конструкций,  Департаментом по управлению муниципальным имуществом Администрации  г.Екатеринбурга не доказано. Вступившим в силу решением Арбитражного  суда Свердловской области от 30.05.2018 по делу № А60-16594/2018 в  удовлетворении требований о взыскании с ООО «Проспект Медиа»  неосновательного обогащения, возникшего в связи с фактическим размещением  рекламных конструкций, Администрации г.Екатеринбурга отказано. 


Ссылка ответчика Департамента на решение суда по делу № А60- 18527/2012 по проверке законности Положения № 35/59, в том числе пункта 19  Положения, несостоятельна, поскольку основания оспаривания прокурором  Положения были иные, на предмет соответствия Закону о рекламе данный  пункт Положения судом не оценивался. 

 Таким образом, при указанных обстоятельствах иск ООО «Проспект  Медиа» подлежит удовлетворению в полном объеме, при этом суд  апелляционной инстанции с учетом уточнения позиции истца считает, что  договоры подлежат признанию недействительными, а в качестве последствий  недействительности сделки следует применить аннулирование разрешений на  установку объектов наружной рекламы, выдаваемые в соответствии со ст.19  Закона о рекламе победителю на основании заключенного договора по  результатам торгов. 

 В порядке ст.110 АПК РФ подлежат распределению расходы по оплате  госпошлины, которые с учетом принципа распределения судебных расходов, с  учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор,  и фактического процессуального поведения каждого из ответчиков, считает  возможным отнести расходы истца по оплате госпошлины по иску и  апелляционной жалобе на Департамент по управлению муниципальным  имуществом администрации города Екатеринбурга. 

 В силу ч.6.1 ст.268 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит  отмене. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, ч.ч.1, 2 ст. 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый  арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2018 года  по делу № А60-58218/2017 отменить. 

 Исковые требования удовлетворить.

 - улица Вильгельма де ФИО5 (нечетная сторона)/447 м от улицы  Краснолесья, Паспорт рекламного места № 02112;  

 - улица Большакова (напротив дома № 157) - улица Московская, Паспорт  рекламного места № 02165; 


- улица Циолковского (по четной стороне) - улица 8 Марта, Паспорт  рекламного места № 02167; 

 - улица Ткачей/ФИО4, 239, Паспорт рекламного места № 02191;

 - улица Восточная (между зданиями 45 и 51), Паспорт рекламного места №  02196; 

 - улица Амундсена (20 м до Объездной дороги), Паспорт рекламного места   № 02202; 

 - объездная дорога, 43 м от улицы Амундсена в сторону улицы Московская,  Паспорт рекламного места № 02203; 

 - объездная дорога, 285 м от улицы Амундсена в сторону улицы  Московская, Паспорт рекламного места № 02206; по Лоту № 2 на право  заключить договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций  (характеристика места установки: на газоне; тип: щитовая; вид: щитовая с  подсветкой; геометрические размеры: 2,7x3,7 м; тип подсветки: внешняя) с  использованием муниципального имущества на территории МО «город  Екатеринбург» по адресам г. Екатеринбурга: 

 - улица Фурманова (напротив стр. 1), Паспорт рекламного места № 02199;

 - улица Репина, 15/улица Мельникова, Паспорт рекламного места № 02200;   - улица Восточная, 31 а, Паспорт рекламного места № 02201. 


тысяч) рублей. 

 Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской  области. 

Председательствующий Л.Ю. Щеклеина 

Судьи Е. О. Гладких

 Е. М. Трефилова