ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 1 /2022-ГКу
г. Пермь
31 мая 2022 года Дело № А60-66545/2021
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Бояршиновой О.А.,
без проведения судебного заседания, без вызова сторон,
рассмотрел в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Морозова Валерия Александровича,
на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 марта 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу № А60-66545/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис » (ОГРН 1156684003629, ИНН 6684021751)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности, неустойки по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик) о взыскании 307 339 руб. 66 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ответчик приводит доводы о том, что общество осуществляет раздельное накопление отходов, заключен договор на утилизацию отходов с ООО «Четыре сезона» и ИП ФИО2, что подтверждено договорами и актами приема-передачи макулатуры, гофро-картона и ПВХ-пленки, ссылается на представленный в суд первой инстанции контррасчет, уменьшающий размер задолженности ответчика перед истцом.
Истец представил возражения на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Уведомлением о результатах рассмотрения уведомлений и проведения конкурсного отбора Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 07.05.2018 № 11-01-82/3477. ООО «ТБО «Экосервис» избрано победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Западной административно-производственной зоны АПО-2, что так же подтверждается протоколом подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с зоной деятельности в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) по сообщению № 040418/23115044/02 Лот 1.
Между обществом «ТБО «Экосервис» и Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО от 18.05.2018, сроком начала деятельности регионального оператора является - 01.09.2019 в соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению от 18.05.2018.
Таким образом, с 01.01.2019 региональный оператор - общество «ТБО «Экосервис» приступил к деятельности по обращению с отходами в зоне Западного АПО-2.
Истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.05.2021 № 5836/ЮЛ.
В приложении № 2 к договору указано наименование объекта, объем, место сбора и накопления ТКО, а также периодичность их вывоза, объем принимаемых ТКО в месяц. Место накопления ТКО, согласно договору, - общая контейнерная площадка в зоне деятельности западного АПО-2 (близлежащая общая контейнерная площадка согласно схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по адресу <...>. Контейнерная площадка № 2.721.18 расположенная по адресу: <...>, ИП ФИО1 зарегистрирована 09.09.2021.
Период взыскания суммы задолженности по договору в рамках судебного производств с 01.01.2019 по 31.08.2021. В исковой период место накопления согласно договору - общая контейнерная площадка, расположенная по адресу <...>.
Обращаясь в суд с иском по настоящему делу, истец указывает на оказание ответчику в период с 01.01.2019 по 31.08.2021 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженность по оплате за которые составила 283 011 руб. 55 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта оказания региональным оператором в период с 01.01.2019 по 31.08.2021 услуги по обращению с ТКО и, соответственно, возникновении у потребителя обязанности по оплате оказанных ему услуг в заявленном размере (283 011 руб. 55 коп.). Суд руководствовался статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
На основании п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - ФЗ № 89-ФЗ), пунктов 2, 4 статьи 24.7 ФЗ № 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Согласно статье 24.6 ФЗ №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона №89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами №1156.
Частью 8 статьи 23 Закона №458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил № 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается.
При этом составление, подписание и направление актов оказанных услуг региональным оператором Правилами № 1156 и условиями типового договора не предусмотрено, поэтому необязательно.
В свою очередь потребитель в процессе рассмотрения спора может представлять доказательства, что услуги были оказаны в меньшем объеме, спорные услуги оказаны третьим лицом либо не оказывались
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В силу пункта 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пп. 5 и 6 Правил учета ТКО).
В приложении № 2 к договору указано наименование объекта, объем, место сбора и накопления ТКО, а также периодичность их вывоза, объем принимаемых ТКО в месяц.
Место накопления ТКО, согласно договору, - общая контейнерная площадка в зоне деятельности западного АПО-2 (близлежащая общая контейнерная площадка согласно схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по адресу <...>. Контейнерная площадка № 2.721.18 расположенная по адресу: <...>, ИП ФИО1 зарегистрирована 09.09.2021.
Период взыскания суммы задолженности по договору в рамках судебного производств с 01.01.2019 по 31.08.2021. В исковой период место накопления согласно договору - общая контейнерная площадка, расположенная по адресу <...>.
При этом фактическое оказание услуг по вывозу ТКО с указанного истцом места ответчиком не опровергнуто.
Из норм действующего законодательства, учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО, следует обязанность потребителя осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя (в данном случае ответчика), так и для регионального оператора.
При этом оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (ст. 65 АПК РФ).
К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе VI типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Однако доказательств, опровергающих факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период, ответчиком не представлено (ст. 9, ст. 65 АПК РФ).
Ссылки ответчика на раздельное накопление ТКО и необходимость корректировки в связи с этим расчета задолженности и неустойки, являются несостоятельными.
В п. 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет ТКО в соответствии с абз. 3 подп. "а" п. 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении ТКО
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО. На территории Свердловской области таким нормативным правовым актом является Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2018 N 969-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области".
В соответствии с пунктом 12 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2018 № 969-ПП (ред. от 02.04.2020), в случае оборудования контейнерной площадки, мусороприемной камеры контейнерами для раздельного накопления отдельных видов отходов потребители, осуществляющие складирование ТКО, разделяют ТКО по видам отходов и складируют сортированные ТКО в отдельные контейнеры для соответствующих видов ТКО, установленные на контейнерной площадке.
Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по установленным видам отходов и складирование отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов (пункт 13 Порядка).
Потребители осуществляют разделение ТКО по видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО. При разделении ТКО на виды приоритетной является дуальная (двух-контейнерная) система накопления ТКО (пункт 14 Порядка).
Доказательств фактического выполнения ответчиком требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации по видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Представленные ответчиком в материалы дела договоры на сдачу вторсырья, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, об организации ИП ФИО1 раздельного сбора не свидетельствуют, равно как не свидетельствуют об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами данными организациями.
Так, из материалов дела не следует, что указанные ответчиком организации обладают лицензией на право транспортирования ТКО, не является оператором по транспортированию ТКО, заключившим договор с региональным оператором, соответственно, не могут исполнять обязанности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО.
Вопреки доводам ответчика, расчет объема ТКО произведен истцом согласно приведенным выше нормам действующего законодательства по обращению с ТКО, расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан верным
Поскольку материалами дела подтверждено несвоевременное исполнение ответчиком обязательств по оплате спорных услуг, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании с ответчика договорной неустойки в испрашиваемой истцом сумме.
Требование истца о взыскании неустойки по день фактической оплаты долга не противоречит статьям 330, 332 ГК РФ, пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", является обоснованным, в связи с чем, также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Вместе с тем, апелляционный суд отмечает следующее.
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 №44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 №497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, с 01.04.2022 невозможно начисление каких-либо финансовых санкций на задолженность ответчика.
В связи с этим на стадии исполнения судебного акта следует учесть, что при начислении «открытой» неустойки не может быть принят во внимание период с 01.04.2022 по 30.09.2022, соответственно пени за данный период начислению не подлежат. Однако на момент принятия обжалуемого решения от 25.02.2022 постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 №497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" не действовало (не было принято).
Принимая во внимание, что оспариваемое решение вынесено судом первой инстанции до установления указанного моратория, апелляционный суд не находит оснований для изменения обжалуемого решения, вместе с тем указанные обстоятельства подлежат учету при расчете суммы неустойки в процессе исполнения судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу № А60-66545/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья | О.А. Бояршинова |