ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5209/2022-АКУ от 29.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 9 /2022-АКу

г. Пермь

29 августа 2022 года                                                   Дело № А60-66201/2021­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Муравьевой Е.Ю.,

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Аллион»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 24 марта 2022 года

принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,

по делу № А60-66201/2021 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Аллион» (ИНН 6678053787, ОГРН 1156678000588)

к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)

о признании незаконным и отмене постановления от 06.12.2021 № 29-05-32-447,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Аллион» (далее – заявитель, ООО «УК «Аллион») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента  государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 06.12.2021 № 29-05-32-447, вынесенного по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 24.03.2022, мотивированное решение изготовлено 12.04.2022) в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней заявителем приведены доводы о том, что суд не в полном объеме рассмотрел представленные доказательства, неправильно применил нормы материального права; материалы дела не содержат доказательств уклонения общества от получения документов, технической документации на МКД и уведомления общества о дате и месте приема-передачи документов. Кроме того, заявитель отмечает, что в рамках дела №А60-64446/2021 решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.05.2022 постановление Администрации Березовского городского округа от 09.09.2021 № 920 «Об определении управляющей организации в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, п. Становая, ул. Космонавтов, 81» признано недействительным.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2022 производство по делу № А60-66201/2021 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А60-64446/2021.

Поскольку в настоящее время обстоятельства, явившиеся основанием для  приостановления производства по делу, устранены, определением производство по делу № А60-66201/2021 возобновлено.

Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в департамент ГЖИСН в соответствии с ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации», ЖКС № 8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО 23.03.2021 направлено заявление об исключении многоквартирного дома № 81 по ул. Космонавтов в п. Становая в г. Березовский (далее - МКД) из реестра лицензий Свердловской области.

По результатам рассмотрения заявления департаментом ГЖИСН принято решение об исключении МКД из реестра лицензий с 01.04.2021.

Администрацией Березовского городского округа проведен открытый конкурс по выбору новой управляющей компании, который не состоялся в связи с отсутствием участников.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» Администрацией Березовского городского округа постановлением от 09.09.2021 № 920 на временное управление назначено общество «УК «Аллион».

Департаментом ГЖИСН по результатам рассмотрения уведомления Администрации Березовского городского округа от 16.09.2021 № 40223 принято решение о включении МКД в перечень управляемых обществом «УК «Аллион» многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области с 24.09.2021.

В адрес Департамента ГЖИСН поступило заявление Минобороны России от 08.10.2021 № 44382 об оказании содействия в передачи технической документации по управлению МКД в целях сохранности жизни и здоровья жителей МКД. В соответствии с представленной Минобороны России информацией общество «УК «Аллион» к управлению МКД не приступило, акты приема-передачи технической документации не подписывает.

Административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 19.11.2021 № 29-05-30-103, 06.12.2021 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 29-05-32-447 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в штрафа в размере 75 000 руб.

Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно, общество «УК «Аллион» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для применения статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

На основании частей 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416).

В силу подп. «а» п. 4 Правил № 416 одним из стандартов управления многоквартирным домом является прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

В соответствии с подп. «е» п. 4 Правил № 416 одним из стандартов управления многоквартирным домом является взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом.

         Из материалов дела следует, что делая вывод о наличии и доказанности в действиях общества  нарушения требований подп. «а», «е» п. 4 Правил № 416 суд первой инстанции установил следующее.

Мотивированным запросом департамента ГЖИСН от 12.10.2021 № 29-05-01/40561 у общества «УК «Аллион» истребованы пояснения о планируемой дате и времени получения технической документации на МКД.

В ответ на запрос общество «УК «Аллион» направило по электронной почте со своего адреса пояснения о том, что у управляющей организации отсутствуют сведения об обязанности управления МКД, документы, на основании которых возможно управление МКД (протокол общего собрания, договор управления, протокол конкурса, постановление о назначении управляющей организации), в адрес управляющей организации не направлялись.

Вместе с тем решение о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области от 23.09.2021 № 29-05-01/37360 направлено департаментом ГЖИСН в адрес общества «УК «Аллион» 23.09.2021 посредством в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (что подтверждается скриншотом отправки), системой обращению присвоен внутренний номер № 66-2021-27450, сведения внесены в реестр лицензий Свердловской области, являющийся общедоступным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Также согласно представленным Администрацией Березовского городского округа сведениям от 16.11.2021 № 50311 информация о возложении на общество «УК «Аллион» обязанности по управлению МКД размещалась Администрацией Березовского городского округа в газете «Березовский рабочий», а также в сетевом издании «Официальный интернет-портал Правовой информации Березовского городского округа» и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления. Кроме того, информация направлена в адрес общества «УК «Алион» почтовой корреспонденцией и посредством электронной почты.

Администрацией Березовского городского округа также сообщено, что постановление от 09.09.2021 № 920 обществом «УК «Аллион» не исполняется, договор управления, подлежащий заключению с собственниками МКД, не предоставлен в орган местного самоуправления, в связи с чем в адрес управляющей организации направлена претензия от 11.10.2021 о необходимости устранения указанных недостатков, с разъяснением положений Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о необходимости обязательного исполнения нормативно-правовых актов органа местного самоуправления.

Администрацией Березовского городского округа указано, что общество «УК «Аллион» на связь с Минобороны России, органом местного самоуправления не выходит, к назначенной дате осмотра МКД и передачи технической документации не является, на электронные обращения не отвечает, от телефонных разговоров уклоняется.

         При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан вывод о доказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Повторно исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с постановлением Администрации Березовского городского округа от 29.12.2020 №1119 внесены изменения в Перечень управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенных на территории Березовского городского округа, и в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее – Перечень), утверждённый постановлением администрации Березовского городского округа №737 от 14.08.2019, согласно которому в перечень включены в последовательном порядке: 1. ООО УК «КОТ», дата включения - 26.03.2019; 2. ООО УК «Пчела» (ранее ООО УК «Управдом»), дата включения – 22.12.2020; 3. ООО «Березовская жилищно-эксплуатационная организация» - 22.12.2020; 4. ООО УК «Актив» - 24.12.2020, ООО УК «Аллион» - 25.12.2020.

01.09.2021 в адрес Администрации поступили заявления ООО УК «АКТИВ», ООО УК «Пчела», ООО УК «КОТ» о том, что организация отзывает свое согласие на включение в Перечень.

03.09.2021 постановлением Администрации Березовского городского округа №910 внесены изменения в Перечень, утверждённый постановлением администрации Березовского городского округа №737 от 14.08.2019, перечень изложен в новой редакции: 1. ООО «Березовская жилищно-эксплуатационная организация» - 22.12.2020; 2. ООО УК «Актив» - 24.12.2020, ООО УК «Аллион» - 25.12.2020.

Постановлением Администрации Березовского городского округа от 09.09.2021 №920 ООО УК «Аллион» определена управляющей организации в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Березовский, п.Становая, ул.Космонавтов, 81.

Не согласившись с постановлениями от 03.09.2021 №910, от 09.09.2021 №920, ООО УК «Аллион» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-64446/2021 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными постановление Администрации Березовского городского округа от 03.09.2021 №910 «О внесении изменений в Перечень управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Березовского городского округа, и в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определены управляющая организация, утвержденный постановлением администрации Березовского городского округа №737 от 14.08.2019» в части исключения общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АКТИВ", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Пчела", постановление Администрации Березовского городского округа от 09.09.2021 №920 «Об определении управляющей организации в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, п. Становая, ул. Космонавтов, 81». Суд обязал Администрацию Березовского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аллион". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

При рассмотрении названного дела суд пришел к выводу, что  п.8 Правил №1616 с учетом необоснованного исключения части организаций не был соблюден при вынесении постановления Администрации Березовского городского округа от 09.09.2021 №920, согласно которому управляющей организации в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Березовский, п.Становая, ул.Космонавтов, 81 определено ООО УК «Аллион».

Установленные в рамках указанного дела обстоятельства имеют в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для настоящего спора и не требуют доказывания вновь.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном порядке признано,

что ООО УК «Аллион» не является управляющей организацией  многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Березовский, п.Становая, ул.Космонавтов, 81, а ответственность по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ наступает только за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в действиях общества событие вмененного административного правонарушения  отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

По приведенным мотивам оспариваемое заявителем постановление следует признать незаконным и отменить на основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ.

Выводы суда первой инстанции об обратном апелляционный суд признает ошибочными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Принимая во внимание вышеизложенные мотивы, суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а обжалуемое решение суда - подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

                                           ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 24.03.2022, мотивированное решение изготовлено 12.04.2022) по делу № А60-66201/2021 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Департамента  государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области  от 06.12.2021 № 29-05-32-447,  которым ООО «УК «Аллион» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Судья

Е.Ю. Муравьева