СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-6176/2018-ГК
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года. Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поляковой М. А.,
судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балдиной А.С.,
при участии:
от заявителя: ФИО1, удостоверение, доверенность от 05.12.2017, ФИО2, паспорт, доверенность от 05.12.2017;
от третьего лица, ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Аракаевское»: ФИО3, удостоверение, доверенность от 13.06.2018;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело № А60- 63449/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Риал Истейт Инвестментс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Аракаевское» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Федеральное агентство лесного хозяйства,
о признании действия по отказу в исключении из лесного реестра сведений о границах лесных выделов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Риал Истейт Инвестментс» (далее – ООО «Риал Истейт Инвестментс», заявитель) обратилось в арбитражный суд к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (далее – Департамент, заинтересованное лицо) о признании действий Департамента по отказу в исключении из лесного реестра сведений о границах лесных выделов 2, 15, 25, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 44 квартала 52 Михайловского участкового лесничества Нижнесергинского лесничества, входящих в состав лесного (земельного) участка с кадастровым номером 66:16:0000000:154, находящегося в Нижнесергинском лесничестве, урочище ТОО «Михайловское», кварталы 4956, незаконными.
В ходе судебного разбирательства заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил требования, просил:
- признать недействительными сведения Государственного лесного реестра в части наложения земельных участков с кадастровыми номерами 66:16:1406005:45, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:43, 66:16:1406005:66, 66:16:1406005:67 на лесной участок с кадастровым номером 66:16:0000000:154;
- признать незаконным бездействие Департамента лесного хозяйства Свердловской области, выразившееся в невнесенни изменений в сведения Государственного лесного реестра в части устранения наложения (пересечений границ) земельных участков с кадастровыми номерами 66:16:1406005:45, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:43. 66:16:1406005:66, 66:16:1406005:67 с лесным участком с кадастровым номером 66:16:0000000:154;
- обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области привести сведения Государственного лесного реестра в части границ лесного участка с кадастровым номером 66:16:0000000:154 в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части границ земельных участков с кадастровыми номерами № 66:16:1406005:45, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:43, 66:16:1406005:66. 66:16:1406005:67.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Аракаевское» и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент лесного хозяйства Свердловской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать заявителю в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом незаконно в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разрешен спор о правах на недвижимое имущество, принадлежащее РФ, Департамент лесного хозяйства
Свердловской области не уполномочен распоряжаться федеральной собственностью путем исключения выделов из лесного реестра. Судом по ходатайству Департамента не привлечен к участию в деле Департамент лесного хозяйства по Уральскому округу, которому Рослесхозом делегированы полномочия по защите имущественных прав и законных интересов РФ в области лесных отношений на территории Уральского федерального округа. Следовательно, спор о праве разрешен не только в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но и в отсутствии заинтересованного лица.
До начала судебного разбирательства от ООО «Риал Истейт Инвестментс» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определением от 02.07.2018 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования (с учетом ранее поданных уточнений), представитель третьего лица против их удовлетворения не возражал.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при той же явке. Заинтересованное лицо и Федеральное агентство лесного хозяйства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Заявитель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 66:16:1406005:43, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:45, 66:16:1406005:62, 66:16:1406005:66 и 66:16:1406005:67, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения в Нижнесергинском муниципальном районе Свердловской области. Вид разрешенного использования земельных участков: для сельскохозяйственного производства.
По результатам рассмотрения ходатайств ООО «Риал Истейт Инвестментс» о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 66:16:1406005:43. 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:45 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и пр. для строительства Михайловского известкового завода «ПроЛайм» с объектами инфраструктуры Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской в
письме от 24.05.2017 № 17-01-82/5250 указало заявителю на необходимость уточнения информации об отсутствии земельных участков в границах земель лесного фонда, поскольку по заключению Департамента, по предварительным данным с учетом камеральной обработки материалов лесоустройства и данных публичной кадастровой карты указанные земельные участки накладываются на земли лесного фонда и расположены в квартале 52 урочища «Михайловское» Михайловского участкового лесничества Нижнесергинского лесничества Свердловской области.
ООО «Риал Истейт Инвестментс» обратилось в Департамент с требованием, изложенным в письме от 19.06.2017 № 19/1-06/17, об исключении земельных участков с кадастровыми номерами 66:16:1406005:43, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:45, 66:16:1406005:62, 66:16:1406005:66, 66:16:1406005:67, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения в Нижнесергинском муниципальном районе Свердловской области, из состава лесного фонда и внесении соответствующих сведений в государственный лесной реестр и материалы лесоустройства.
В удовлетворении заявления Департаментом отказано, в связи с тем, что участки с кадастровыми номерами 66:16:1406005:43, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:45, 66:16:1406005:66, 66:16:1406005:67, общей площадью 34,1328 га накладываются на лесной участок с кадастровым номером 66:16:0000000:154 в части выделов 35, 36, 37 квартала 52 урочища ТОО «Михайловское» Нижнесepгинского лесничества.
Полагая отказ заинтересованного лица, оформленный письмом от 02.10.2017 № 24-07-08/8275, не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО «Риал Истейт Инвестментс» обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону
или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лесным участком в силу ст. 7 Лесного кодекса РФ является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса РФ).
Материалами дела подтверждается принадлежность лесного участка с кадастровым номером 66:16:0000000:154, площадью 54,7 га, местоположение: Свердловская область, Нижнесергинский муниципальный район, Нижне-Сepгинское лесничество Михайловское участковое лесничество урочище ТОО «Михайловское» квартал 52 (выделы 2, 15, 25, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 44), на праве собственности Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации права 66 АГ № 408995, запись регистрации от 13.11.2008 № 66-66-15/028/2008-362, в качестве
доказательства представлена выписка из государственного лесного реестра № 52-вн.
Статьей 4.2. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в редакции действовавшей на дату регистрации права собственности Российской Федерации, было установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Пунктом 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" было также установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Описание участка лесного фонда с кадастровым номером 66:16:0000000:154, его расположение и границы определены по результатам лесоустройства на основании перспективного плана ведения лесного хозяйства, плана лесонасаждений, планшета 19 (лесоустройство 1995 года).
В соответствии с п. 6 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201- ФЗ в действующей редакции сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Кроме того, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений (п. 7 указанной статьи).
Согласно ч.2.1. ст. 91 Лесного кодекса РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 статьи).
Порядок ведения государственного лесного реестра утвержден приказом Рослесхоза от 30.05.2011 N 194.
Согласно п. 11 Порядка документированная информация вносится в реестр в месячный срок с даты ее представления на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Внесение изменений в документированную информацию, содержащуюся в реестре, осуществляется в Порядке, установленном пунктами 9 - 14 настоящего Порядка для первичного внесения такой информации (п. 15 Порядка).
Перечень документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, а также порядок подготовки этих документов установлен приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение".
В частности основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения является решение уполномоченного в области лесных отношений органа исполнительной власти, принимаемого в том числе на основании лесоустроительной документации (п.2.2.9) либо судебного акта (п. 2.2.10).
В соответствии с п. 4.1 указанного Порядка акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются при поступлении документов, на основании которых вносятся данные в государственный лесной реестр не позднее месяца с момента их поступления. При этом дата внесения информации в государственный лесной реестр может быть позднее даты составления Актов.
Ссылка заявителя на судебный акт по делу № А60-32184/2016, в рамках которого рассматривалось требование ООО "СП "Аракаевское" к ООО "ПроЛайм" и ООО «Риал Истейт Инвестментс» об установлении границы между смежными земельными участками истца и ответчиков, проведена судебная лесоустроительная экспертиза отклоняется.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2016 по делу № А60-32184/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением от 03.10.2016 по делу № А60-32184/2016 суд назначил судебную лесоустроительную экспертизу, проведение которой поручил экспертам Тюменского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» инженеру-таксатору ФИО4 и инженеру-геодезисту ФИО5, на разрешение экспертов поставлен вопрос о наличии пересечения границ лесного (земельного) участка, находящегося в Нижне-Сергинском лесничестве, урочище ТОО «Михайловское»<...>, площадью 1 566,5 га, кадастровый номер 66:16:0000000:154 с земельными участками, принадлежащими на праве собственности ООО "ПроЛайм" и ООО «Риал Истейт Инвестментс».
По результатам исследования, изложенным в экспертном заключении от 03.12.2016 № 1, эксперты пришли к выводам о невозможности установления фактического местоположение границ и площади лесного участка, находящегося в Нижне-Сергинском лесничестве, урочище ТОО «Михайловское»<...>, с кадастровым номером 66:16:0000000:154 относительно местоположения границ земельных участков, принадлежащих на праве собственности ООО «Риал Истейт Инвестментс» и ООО «ПроЛайм». В частности указано на отсутствие точных геодезических координат границ квартала 52 в части выделов 2, 15, 25, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 44 в материалах лесоустройства и в сведениях Государственного лесного реестра. Поэтому достоверный вывод о соотношении границ земельных участков с кадастровыми номерами 66:16:1406005:43, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:45 (66:16:1406005:52, 66:16:1406005:62 в рамках настоящего дела спорными не являются) с границами бывших сельских лесов сделан быть не может. Отсутствие установленных и определенных границ лесного участка с кадастровым номером 66:16:0000000:154 исключает возможность констатации пересечения с земельными участками с кадастровыми номерами
66:16:1406005:43, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:45, 66:16:1406005:62. Сведения Государственного лесного реестра и материалы лесоустройства 2015 года также не могут свидетельствовать о пересечении лесного участка.
Поскольку заявителем не приведено оснований для внесения изменений в сведения Государственного лесного реестра, поименованных в приведенных выше и регламентирующих данную процедуру нормативных актах, суд апелляционной инстанции не усматривает материально – правовых оснований для признания незаконным оспариваемого заявителем бездействия Департамента по невнесению изменений в сведения Государственного лесного реестра в отношении лесного участка с кадастровым номером 66:16:0000000:154.
Касательно требования заявителя о признании недействительными сведений Государственного лесного реестра оснований для их удовлетворения также не установлено.
Частью 2 ст. 69 Лесного кодекса РФ, в редакции действовавшей на дату регистрации права собственности на лесной участок, предусмотрено, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Соответственно, государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса РФ, указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который признается юридически действительным.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции исходит из недоказанности заявителем факта наложения границ лесного участка с кадастровым номером 66:16:0000000:154 на земельные участки с кадастровыми номерами 66:16:1406005:43, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:45, 66:16:1406005:66, 66:16:1406005:67, указанное также не следует из судебного акта по делу № А60-32184/2016, разрешенного на основании судебной экспертизы, признавшей невозможным констатацию пересечения лесного участка с кадастровым номером 66:16:0000000:154 с земельными участками с кадастровыми номерами 66:16:1406005:43, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:45, 66:16:1406005:62.
Поскольку заявителем не представлены достаточные доказательства недостоверности сведений Государственного лесного реестра, требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат, судом не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя, что является необходимым в целях разрешения спора.
Ссылка заявителя на положения ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" отклоняется.
По смыслу положений п.п. 4 и 5 указанной статьи орган, уполномоченный на осуществление защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, обязан проверить наличие оснований для оспаривания законности возникновения прав на такой земельный участок и обратиться в суд с таким иском в случае поступления решения о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". При этом права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, на основании вступившего в силу судебного акта.
Учитывая, что право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:16:0000000:154 зарегистрировано в установленном законом порядке, в силу п.п. 2 и 8 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, а лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином, положения ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ не могут быть истолкованы таким образом, что отсутствие описания лесного участка в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости является основанием прекращения зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Как разъяснено в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, судебная защита гражданских прав, основанных на акте, действии органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также судебная защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, осуществляется способами и в сроки, которые предусмотрены гражданским законодательством.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом.
Избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, в соответствии со ст. 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Существо материально-правового требования заявителя, по сути, сводится к разрешению вопроса об отсутствии либо наличии наложения лесного участка с кадастровым номером 66:16:0000000:154 на земельные участки Общества с кадастровыми номерами 66:16:1406005:45, 66:16:1406005:44, 66:16:1406005:43, 66:16:1406005:66, 66:16:1406005:67.
В этой связи суд апелляционной инстанции предложил заявителю уточнить свои требования применительно к тому способу защиты нарушенного права, который обеспечит защиту и восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Вместе с тем, заявитель настаивает на необходимости разрешения настоящего спора по правилам главы 24 АПК РФ, ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления факта наложения лесного участка не заявлено.
Как разъяснено в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством
существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (п.53 Постановление Пленума N 10/22).
В пункте 56 Постановление Пленума N 10/22 указано, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
По смыслу указанных выше норм права и их разъяснения, значимыми по делу обстоятельствами является установление местоположения лесного участка в определенных границах и факта наложения на него земельных участков, принадлежащих заявителю.
Учитывая, что правовой интерес заявителя направлен на оспаривание границ земельного участка с кадастровым номером 66:16:0000000:154, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, предъявление заявителем требования о признании ненормативного правового акта, действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не может быть признано надлежащим способом защиты нарушенного права и не повлечет восстановления его нарушенных или оспариваемых прав.
Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
При названных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, требований заявителя суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 марта 2018 года подлежит отмене на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.
Допущенная в резолютивной части описка в указании суда первой инстанции, через который может быть подана кассационная жалоба, подлежит устранению в порядке ст. 179 АПК РФ, путем указания вместо
«Арбитражный суд Свердловской области», «Арбитражного суда Свердловской области».
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 марта 2018 года по делу № А60-63449/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражного суда Свердловской области.
Председательствующий М.А. Полякова
Судьи Т.Л. Зеленина
Т.В. Макаров