ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-6692/2022-ГК от 11.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 2 /2022-ГК

г. Пермь

12 августа 2022 года                                                   Дело № А71-11246/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д. Ю.

судей Гребенкиной Н.А., Лихачевой А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Можеговой Е.Х.,

при участии посредством веб-конференции представителя истца (после отложения судебного разбирательства): Орефкова Э.Я., паспорт, доверенность от 11.12.2019, диплом; от ответчика представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика, Товарищества собственников недвижимости (жилья) "Добродом 3",

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 марта 2022 года

по делу № А71-11246/2021

по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" Филиал "Удмуртский" 

к Товариществу собственников недвижимости (жилья) "Добродом 3"

о взыскании долга за поставленную горячую воду,

установил:

публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" ПАО «Т Плюс», г.Ижевск (истец, общество) обратилось в Арбитражный  суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости (жилья) "Добродом 3", г.Ижевск (ответчик, товарищество) о взыскании 12 462,51 руб. долга за поставленную горячую воду.

С учётом объединения судом дел №А71-11246/2021, №А71-12134/2021, №А71-17318/2021 и принятых судом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, истец просит взыскать с ответчика  долг в размере  24409,29руб. за поставленную тепловую энергию в многоквартирный дом, управляемый товариществом в период с февраля по июнь 2020 года для приготовления горячей воды, потреблённой на общедомовые нужды.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 марта 2022 года иск удовлетворён полностью. С товарищества в пользу общества взыскано  24 409 руб. 29 коп., а также 2000руб.  в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску. Из федерального бюджета РФ обществу возвращено 4000 руб. государственной пошлины, перечисленной по платёжным поручениям №14635 от 24.08.2021г., №20111 от 07.12.2021.

С апелляционной жалобой на решение суда обратилось товарищество. Просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в иске отказать полностью, указывая на неправильное установление обстоятельств дела и неверное применение норм материального права.

Апеллянт считает, что истец не может требовать плату с ответчика за горячую воду, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Настаивает, что вся плата за всю тепловую энергию (далее также – ТЭ), поставляемую в МКД № 264а по заключенным прямым договорам, поступает от собственников помещений этого дома напрямую истцу, минуя посредника в лице ТСН (жилья) «Добродом 3».

Товарищество полагает, что истец не воспользовался правом, установленным  п. 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. № 124 (далее - Правила № 124), на обращение в суд в целях понуждения заключения договора.

Истец, ошибочно полагая, что установление нормативов потребления холодной (горячей) воды (в домах при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике (постановление Правительства УР от 21.01.2021 № 5) дает ему право требовать плату за тепловую энергию, потребляемую на подогрев холодной воды для приготовления горячей воды, расходуемой при содержании общего имущества в МКД. Судом не принят довод ответчика об отсутствии соответствующего норматива, с применением которого возможно определение такого объема, но расчет истца с применением норматива, не подлежащего применению, признан соответствующим законодательству.

Ответчик поясняет, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Удмуртская, № 264а (далее - МКД № 264а), находится под управлением ТСН (жилья) «Добродом 3»; проектной документацией на строительство МКД № 264а не предусмотрено централизованное горячее водоснабжение, дом при этом оборудован индивидуальным тепловым пунктом (далее - ИТП), с установкой узла учета тепловой энергии на вводе в ИТП с расходомерами на подающем и обратном трубопроводах (учитывает фактически потребленный объем тепловой энергии из сетевой воды, установленным на вводе в ИТП общедомовым прибором учета тепловой энергии (измеряемой в Гкал.), совокупно на нужды отопления и горячего водоснабжения; приготовление воды на нужды горячего водоснабжения (ГВС) на объекте потребления предусмотрено с использованием теплопотребляющих установок ИТП, на которые тепловая энергия поступает из централизованных сетей теплоснабжения с использованием холодной воды, поступающей из централизованных сетей холодного водоснабжения (МУП г. Ижевска «Ижводоканал»); тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения перераспределяется после ввода непосредственно в МКД; по прямым договорам с собственниками помещений – потребителями тепловая энергия на отопление и на подогрев воды оплачивается непосредственно истцу; объем тепловой энергии, потребляемой на подогрев холодной воды для приготовления горячей воды (далее также – ГВ), расходуемой при содержании общего имущества в МКД учитывается истцом при ежегодных корректировках платы, в соответствии с фактическим объемом потребления за календарный год, учтенным по ОДПУ ТЭ (п. 3(4) приложения № 2 Правил № 354).

Истец поддерживает решение суда по мотивам, изложенным в письменном отзыве и дополнениям к нему. Указывает, что коммерческих ОДПУ на нужды ГВС в здании не установлено. Ответчиком данный факт не оспаривается. Таким образом, невозможно отделить фактический объем подогреваемой ГВС на нужды содержания ОДН и на нужны населения. Квитанции, которые истец предъявлял населению, исключают двойные начисления стоимости объема поставленной в МКД тепловой энергии. Кроме того, как отмечает общество, независимо от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. При расчете стоимости коммунального ресурса ответчик обязан применять не фактический объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, а норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды.

Между тем, приводя судебное толкование применяемых в деле норм, истец не смог раскрыть сведения о количестве тепловой энергии, поставленный в спорный период в дом и объёмах индивидуального потребления между владельцами помещений на отопление и ГВС. Судебное заседание было отложено на 11.08.2022.

После отложения  судебное заседание продолжено.

Произведена замена судьи Назаровой В.Ю. на судью Лихачеву А.Н. на основании определения суда от 11.08.2022. Дело рассматривается сначала.

Истцом представлены дополнения. Приложена расшифровка объемов тепловой энергии («ТЭ») на нужды отопления и на нужды ГВС населения помесячно за февраль - сентябрь 2021 года (по «1/12»). Файлы «Отопление», «ГВС в Гкал» формата Excel. Месяцы разделены по вкладкам. Объемы указаны по каждой квартире. Итоговый объем тепловой энергии на отопление населения по «1/12» за каждый месяц в отдельной вкладке; ведомости ОДПУ за 2021 год по ТЭ.

Как пояснил истец, методика начисления ТЭ на отопление населения определена им в соответствии с пунктом 42(1) Правил №354 ка в отношении МКД, который оборудован ОДПУ ТЭ и в котором отсутствуют неотапливаемые помещения и (или) помещения с ИПУ ТЭ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определён по формуле:

Pi = Vд * Si/Sоб * Tт, где

Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период ТЭ на нужды отопления, определенный по показаниям ОДПУ ТЭ, которым оборудован МКД;

Si  - общая площадь i-го жилого помещения в МКД;

Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

В случае, если в МКД осуществляется приготовление ГВ с использованием внутридомового оборудования и поставленной ТЭ, и ОДПУ учитывает общий объем ТЭ на нужды отопления и ГВС, а также при открытой системе теплоснабжения (ГВС) и совмещенном ОДПУ, величина Vд определяется по формуле:

Vд = Vодпу – V гвс тэ, где:

Vодпу - показания ОДПУ ТЭ, которым оборудован МКД;

V гвс тэ - объем ТЭ, потребленной на приготовление ГВ в МКД или в составе теплоносителя, потребленного на ГВС в жилых и нежилых помещениях МКД, а также на содержание общего имущества, определенный в соответствии с положениями Методики (объем по ИПУ * коэфф. подогрева = объем ТЭ на подогрев ГВС). В случае отсутствия показаний 3 месяца начисляет по среднему, свыше 3-х месяцев - по нормативу.

Между тем, ответчик направил дополнительные пояснения, в которых указал, что установка расходомера ХВС ВСКМ90-32 (заводской № 506101467) осуществлена застройщиком в соответствии с проектной документацией МКД в месте, позволяющем обеспечить учет нагретой в ИТП холодной воды для нужд ГВС (вторичного теплоносителя), то есть на вводе внутреннего водопровода в ИТП, при этом подключение (технологическое присоединение) внутреннего водопровода к централизованной системе холодного водоснабжения осуществлено на вводе в МКД, где установлен ОДПУ ХВ.

Система ГВС на объекте потребления: МКД № 264а - «закрытая» с независимой схемой подключения теплопотребляющей установки.

Понятие системы теплоснабжения и схемы подключения даны в п. 3 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 18 ноября 2013 г. № 1034:

 "закрытая водяная система теплоснабжения" - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети;

"независимая схема подключения теплопотребляющей установки" - схема подключения теплопотребляющей установки к тепловой сети, при которой теплоноситель, поступающий из тепловой сети, проходит через теплообменник, установленный на тепловом пункте, где нагревает вторичный теплоноситель, используемый в дальнейшем в теплопотребляющей установке.

Исходя из приведенной нормы, холодная вода (поступающая в МКД из централизованной сети ХВС), нагреваемая в ИТП, является вторичным теплоносителем в домах, оборудованных ИТП и не использующих первичный теплоноситель (техническую горячую воду) из тепловой сети.

Таким образом, расходомер ХВС учитывает объем вторичного теплоносителя - горячей воды, произведенной на объекте потребления (в ИТП), поступающей по внутренним сетям горячего водоснабжения конечным потребителям в МКД.

Эксплуатация расходомера ХВС (включая снятие показаний прибора о количестве подогретой в ИТП холодной воды), поверка, ремонт, замена (при необходимости) осуществляется товариществом.

Сверка показаний ОДПУ ХВ (установленным на вводе водопровода в МКД) между потребителем и РСО осуществляется МУП г. Ижевска «Ижводоканал» с выходом представителя последнего на объект потребления и с составлением Акта сверки показаний прибора учета в присутствии абонента (потребителя).

При этом сверка показаний расходомера ХВС (установленном на вводе внутреннего водопровода в ИТП) должна проводиться ПАО «Т Плюс» филиал «Удмуртский», так как расходомер ХВС фактически учитывает объем горячей воды, потребленный на объекте.

Акт сверки показаний ПУ является основанием для осуществления перерасчета объема коммунального ресурса (абзац третий п. 12 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года № 776).

Применительно к отношениям между истцом и собственниками помещений в МКД № 264а по прямым договорам, акт сверки составляется в отношении подогретой в ИТП холодной воды для нужд ГВС.

Между тем, истцом в спорном периоде сверка показаний расходомера ХВС не была проведена, хотя ответчиком ежемесячно направлялись через АО «ЭнергосбыТ Плюс» (посредством электронной почты) сведения об объемах, подогретой в ИТП холодной воды для горячего водоснабжения потребителей МКД № 264а, с предыдущими и текущими показаниями расходомера ХВС.

Таким образом, без соответствующего акта сверки, перерасчет объема потребления горячей воды собственникам помещений в МКД № 264а (в том числе, исключение объемов коммунального ресурса в виде тепловой энергии, потребленной для нужд ГВС в целях СОИ МКД из общего объема тепловой энергии при ежегодной корректировке расчета платы за потребленную тепловую энергию на отопление) не соответствует установленным нормативным требованиям.

Более того, исключение истцом указанного объема тепловой энергии не соответствует условиям заключенных прямых договоров с собственниками помещений, в предмет которых входит оплата совокупного объема тепловой энергии, потребляемой на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения в жилых помещениях, в том числе в целях содержания общего имущества МКД.

При этом исключение такого объема тепловой энергии не обоснованно и незаконно без соответствующего судебного акта, вступившего в законную силу. Заявитель считает, что решение суда первой интенции вынесено при недоказанности истцом того, что собственниками помещений в МКД № 264а оплачен не весь объём тепловой энергии, поставленной для нужд ГВС в целях содержания общего имущества в МКД.

Представленные истцом расшифровка объемов тепловой энергии («ТЭ») на нужды отопления и на нужды ГВС населения помесячно за февраль - сентябрь 2021 года (по «1/12»). Файлы «Отопление», «ГВС в Гкал» формата Excel. Месяцы разделены по вкладкам. Объемы указаны по каждой квартире. Итоговый объем тепловой энергии на отопление населения по «1/12» за каждый месяц в отдельной вкладке; ведомости ОДПУ за 2021 год по ТЭ, а также представленные ответчиком ведомость учета показаний расходомера ХВС за спорный период; ежемесячные ведомости Ижводоканала; паспорт расходомера ХВС; Лист 2 проекта, инв. № 159/17-ТМ, АТМ приобщены апелляционным судом к материалам дела.

Представитель истца на исковых требованиях настаивал, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика участия в веб-конференции не принял, сообщив суду о технических проблемах.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, истец, являясь энергоснабжающей организацией по отношению к ответчику, за период с февраля 2021 года по сентябрь 2021 года осуществлял ответчику поставку тепловой энергии, использованной в доме для приготовления ГВС в объёме, необходимом для содержания мест общего пользования), которая последним не оплачена.  По расчетам истца, с учетом произведенных  оплат, задолженность ответчика за указанный период  составляет 24 409,29руб.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате поставленной тепловой энергии истец направил ответчику претензию с требованием оплаты задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения.

Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате поставленной тепловой энергии, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Ответчик исковые требования оспаривает, указывает на то, МКД №264А оборудован независимой теплопотребляющей установкой, входящей в состав общего имущества собственников помещении спорного МКД. Узел учета тепловой энергии оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающий общий объем тепловой энергии, потребляемой на нужды отопления и горячего водоснабжения, как для индивидуального потребления конечными потребителями, так и для нужд содержания общего имущества МКД. Показания ОДПУ ТЭ ежемесячно снимаются специализированной обслуживающей ИТП организацией (ИП Идрисов М.Р.) отчеты по фактическим объемам потребления тепловой энергии (ведомости учета) направляются ПАО «Т Плюс», которые учитываются при ежегодном перерасчете потребленной тепловой энергии в первом квартале года, следующего за расчетным в соответствии с Правилами №354. В связи с оплатой собственниками помещений поставленной тепловой энергии за расчетный период (месяц) по установленным нормативам потребления в течение года, перерасчет должен производится сетевой организацией ежегодно. Между  собственниками помещений дома и истцом заключены прямые договоры по предоставлению коммунальной услуги по отоплению.  Объем тепловой энергии, поступающий в многоквартирный дом, фиксируется общедомовым узлом учета. Весь объем тепловой энергии, поступающий в многоквартирный жилой дом, оплачивается истцу собственниками помещений в виде услуги по отоплению либо услуги по поставке ТЭ для нужд ГВС. Объем тепловой энергии на подогрев горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома предъявляется одновременно с платой за индивидуальное потребление горячего водоснабжения.

Суд первой инстанции, установив факт поставки тепловой энергии для нужд приготовления горячей воды на содержание общего имущества, ее объема и стоимости, признав верным произведенный истцом расчет, а также отсутствия доказательств уплаты задолженности, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования о взыскании задолженности в размере 24 409,29руб.

При этом возражения ответчика судом были отклонены. Суд указал, что ответчиком в адрес истца был направлен договор теплоснабжения №ТГЭ1813-00028 для целей снабжения тепловой энергией для приготовления горячей воды в объеме, потребляемом при содержании общего имущества в многоквартирных домах, что соответствует требованиям пункта 10 Правил N 124.

Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в жилом или нежилом помещении, кроме платы за коммунальные услуги, отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме. В случае отсутствия в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета, позволяющих вести отдельный учет тепловой энергии в части отопления и тепловой энергии используемой для приготовления горячей воды, в том числе в целях ее использования при содержании общего имущества, должен быть установлен норматив потребления горячей воды на содержание общего имущества.

В многоквартирном доме, не оборудованном ОДПУ, определяющим количество тепловой энергии, используемой для приготовления горячего водоснабжения, расчет производится исходя из норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 № 208 «Об утверждении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике» и норматива расхода тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды в соответствии с Постановлением Правительства УР от 26.12.2017 № 561 «Об установлении нормативов расходы тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению».

Постановлением Правительства Удмуртской Республики №5 от 21.01.2021 внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской республики от 22.05.2017 г. № 208 «Об утверждении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведенных сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике», согласно которым утверждены нормативы горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме). Изменения вступили в силу после спорного периода.

Спорный многоквартирный дом по ул. Удмуртская № 264а Ижевска оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), который учитывает потребление тепловой энергии совокупно на нужды отопления и горячего водоснабжения, в том числе объем горячей воды на содержание общего имущества.

Как указал суд первой инстанции, объем тепловой энергии, потребленной для подогрева воды, используемой в целях содержания общего имущества, определяется по формуле:

Vсои = Soи * Nсои * Nгвс, где Soи – площадь мест общего пользования МКД, Nсои – норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, Nсои – норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Постановлением Правительства УР от 21.01.2021 N 5 "О внесении изменений в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 N 208 "Об утверждении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике", соответствующие нормативы установлены.

Согласно Правилам № 354 при расчете размера платы за горячее водоснабжение количество тепловой энергии, подлежащее оплате потребителями, определяется по утвержденному в установленном порядке нормативу расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, без учета показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии (формулы 20, 20.1, 20.2, 23, 24 приложения № 2 к Правилам № 354).

Расчет объема поставленного ресурса произведен истцом исходя из площади мест общего пользования многоквартирного дома (1007,5 м2), норматива потребления 0,033 м3, установленного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 N 208 "Об утверждении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике", норматива потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды 0,06023 Гкал/м3, установленного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2017 №561.

Ответчик правильность примененных истцом показателей - площади МОП, не оспорил. Доказательств того, что управляемые им МКД имеют иное инженерное оборудование, в связи с чем, подлежат применению другие нормативы на подогрев, не представил.

Представленный истцом расчет судом проверен, признан обоснованным действующему законодательству.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Проверяя довод ответчика о нарушении судом норм процессуального права, препятствующее доказыванию ответчиком своей позиции по делу, апелляционным судом установлено следующее.

Судом апелляционной инстанции установлено, что объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определены истцом отдельно.

Согласно расчетам истца, стоимость тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения рассчитаны с учетом положений пункта 54 Правил N 354, а также формулы 20, 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и пользователей горячей водой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).

Согласно пункту 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правоотношения сторон регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

В части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Как правильно установлено судом первой инстанции в многоквартирном доме №264А по ул. Удмуртская, г. Ижевска, находящемся в управлении ответчика, отсутствует централизованное горячее водоснабжение, что сторонами не оспаривается.

Приготовление горячей воды осуществляется с использованием ИТП, оборудованного в многоквартирном доме.

Факт поставки истцом в спорный период тепловой энергии в целях приготовления горячей воды многоквартирного дома  №264А по ул. Удмуртская, г. Ижевска подтвержден материалами дела и ответчиком документально не оспорен.

Вместе с тем, возражая против удовлетворения требований, ответчик полагает, что предъявленный к оплате объем тепловой энергии, использованной для приготовления горячей воды, истцом рассчитан неверно, полностью оплачен конечными потребителями.

Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381), и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (исполнители коммунальных услуг), не имеют собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действуют в качестве посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем, объем их обязательств перед ресурсоснабжаемыми организациями по общему правилу не может превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей.

Разделом 4 приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрен расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В соответствии с пунктом 22(1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.

Из формулы 20.2. Правил N 354 следует, что при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (управляющей компании) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема горячей воды на общедомовые нужды на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды (произведение удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды на соответствующий тариф и на объем горячей воды на общедомовые нужды).

Раздельный учет тепловой энергии, поступившей в МКД и использованной на нужды отопления, и тепловой энергии, поступившей в дома и использованной для приготовления горячей воды, не ведется; стоимость поставленной в дом тепловой энергии выставляется к оплате собственникам помещений в нем в силу отношений, сложившихся между истцом и собственниками помещений.

Обязанность ответчика по оплате коммунального ресурса обусловлена истцом поставкой тепловой энергии ответчику как исполнителю коммунальной услуги в отношении управляемого им многоквартирного дома.

Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД. Расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, должны включаться в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях реализации указанных изменений в пунктах 21 и 21(1) Правил N 124 предусмотрено, что организация, управляющая МКД, даже в случаях наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.

Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению именно управляющей организацией, а не собственниками помещений, расположенных в МКД.

Несмотря на отсутствие письменного договора между сторонами на приобретение тепловой энергии для приготовления в доме ГВ, следует признать, что возникли фактические договорные отношения. Довод апеллянта о том, что истец не обратился с иском о понуждении к заключению договора, отклоняется, поскольку у истца такой обязанности нет, а в силу фактических отношений правом на понуждение к заключению договора обладает ответчик.

Применительно к горячему водоснабжению Правилами N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).

В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

При этом согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.

Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.

Расчеты тепловой энергии использованной на нужды горячего водоснабжения, в том числе и на общедомовые нужды, выполнены истцом исходя из нормативов потребления согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 № 208 «Об утверждении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике» и норматива расхода тепловой энергии, используемого для подогрева холодной воды в соответствии с Постановлением Правительства УР от 26.12.2017 № 561 «Об установлении нормативов расходы тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению».

По расчетам истца, задолженность ответчика за поставленную тепловую энергию использованной на нужды горячего водоснабжения на общедомовые нужды в период с февраля по июнь 2020 года в размере 24409,29руб.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 65, частью 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанций пришёл к выводу о недоказанности истцом поставки ресурса в пользу ответчика, плату за который он взыскивает.

Ответчик представил доказательства, свидетельствующие о том, что объем тепловой энергии в целях горячего водоснабжения на общедомовые нужды в спорном многоквартирном доме за спорный период, является меньшим, чем предъявлен истцом.

Правила статьи 157 ЖК РФ, ст. 544 ГК РФ, п. 11 ст. 2, п. 12 ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", принятые в соответствии с ними подзаконные нормативные правовые акты свидетельствуют о приоритете приборного способа учёта поставленных ресурсов. Поскольку истец ответчику не поставляет горячую воду в виде готового ресурса, а в отсутствие отдельного прибора учёта тепловой энергии на подогрев воды, количество тепловой энергии для производства коммунальной услуги ГВС определяется по удельной величине нагрева, не имеется оснований для не принятия представленных доказательств установки, эксплуатации в ИТП дома прибора учёта холодной воды, подогретой ответчиком для обеспечения потребителей коммунальной услугой горячего водоснабжения, сведения о потреблении воды по которому раскрыты перед истцом и судом.

Ссылка на Постановление Правительства УР от 21.01.2021 N 5, принятое после спорного периода, которым нормативы установлены в отношении  многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме), неправомерна, поскольку обратная сила данного постановления не установлена.

Суд апелляционной инстанции полагает, что указываемая истцом возможность применения в спорный период установленного норматива (по аналогии с домами с закрытой (без наружной сети горячего водоснабжения)), не исключает право ответчика опровергать сам факт и объём потребления ТЭ, фактически израсходованной на приготовление горячей воды для целей содержания общего имущества МКД, в том числе доказыванием того, что между конечными потребителями истцом была распределена плата за всю тепловую энергию, израсходованную на подогрев всего объёма холодной воды, нагретой для горячего водоснабжения в доме в спорный период (объём воды доказан данными прибора учёта холодной воды, установленного в ИТП).

По данным истца, предъявленный к оплате собственникам помещений в МКД № 264а объем потребления тепловой энергии за спорный период на подогрев воды для ГВС (в Гкал), составил следующие значения: в феврале - 27,46, в марте - 26,38; в апреле - 32,42, в мае - 19,11, в июне - 32,30, в июле - 21,31, в августе - 16,00, в сентябре -17,96. ИТОГО - 192,94 Гкал.

Согласно сведениям истца, в феврале объём нагретой в доме холодной воды (куб.м.) для ГВС составил 496,191 куб.м., в марте – 425,948, в апреле – 529,738, в мае – 433,338, в июне – 384,686, в июле  - 238,393, в августе – 278,037, в сентябре – 338,460 куб.м., соответственно. Общий объём горячей воды приготовленной в доме в спорный период, составил 3124,7910 куб.м. Объёмы подтверждены ведомостями учета показаний расходомера ХВС за спорный период, ежемесячными ведомостями Ижводоканала.

Работоспособность прибора подтверждена паспортом расходомера ХВС; обоснованность и место  расположения - схемой ИТП, проектом на установку.

Исходя из указанного фактического объема потребления холодной воды на ГВС, объем тепловой энергии, потребленной для приготовления этого объема ГВС, составил 188,2066 Гкал. (3124,7910 м3 х 0,06023 Гкал/м3 = 188,2066 Гкал.).

Таким образом, собственникам помещений в МКД по ул. Удмуртская, № 264а по прямым договорам за спорный период предъявлен к оплате напрямую ресурсоснабжающей организации больший объём тепловой энергии, чем затраченный для приготовления всего объёма ГВС в тот же период.

Дополнительное взыскание с ответчика стоимости тепловой энергии, которая на подогрев воды не расходовалась, приведёт к неосновательному обогащению истца.

Апелляционная коллегия учитывает, что обязательство ответчика по оплате стоимости потребленной тепловой энергии для нужд приготовления горячей воды на содержание общего имущества возникает в силу закона, однако, не доказанность поставки ресурса в данном конкретном случае, не позволяет истцу требовать оплату.

Поставка в пользу ответчика тепловой энергии, определённой расчётным способом, исходя из применяемого по аналогии норматива ГВС на ОДН и удельной величины нагрева воды, с учётом представленного ответчиком опровержения о фактическом потреблении домом в спорные месяцы горячей воды, определённом с использованием прибора учёта ХВС в ИТП, является, соответственно, опровергнутым предположением.

При этом в данном деле плата за тепловую энергию на отопление не предъявляется. По этой причине ссылка истца на раскрытый перед судом перерасчёт потребителям за отопление, произведённый в марте 2022 года, не принимается апелляционной коллегией как не относимый к обстоятельствам расчёта тепловой энергии на подогрев ГВ.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2021 подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам настоящего дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ). В удовлетворении требований истца надлежит отказать в полном объеме.

На основании решения суда Публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала «Удмуртский», г.Ижевск подлежит возврату из федерального бюджета РФ 4000руб. государственной пошлины, перечисленной по платёжным поручениям №14635 от 24.08.2021, №20111 от 07.12.2021. Возврат обусловлен объединением судом нескольких дел и суммой иска. Необходимости для  повторного разрешения данного вопроса апелляционный суд не усматривает.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, подлежат взысканию арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 марта 2022 года по делу № А71-11246/2021 отменить.

В  удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" Филиал "Удмуртский"(ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) в пользу товарищества собственников недвижимости (жилья) "Добродом 3" (ИНН 1840083519, ОГРН 1181832022778) 3000 рублей в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Д.Ю. Гладких

Судьи

Н.А. Гребенкина

А.Н. Лихачева