СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-6734/2023-АКу
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Якушева В.Н.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Недра»
на мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2023 года по делу № А71-3559/2023,
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Недра» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО1,
об оспаривании постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Недра» (далее – заявитель, ООО «Недра», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – заинтересованное лицо, Удмуртское УФАС России, Управление) от 20.02.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 018/04/9.21-29/2023, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2023, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 10.05.2023), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального Код доступа к материалам дела:
права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что 27.06.2022 ООО «Недра» Меньковой Т.И. выданы технические условия, в соответствии с которыми определена возможность подключения жилого дома по ул. Янтарная, 123 с. Завьялово к системе централизованного водоснабжения. Технические условия являются документом, в котором определена сама техническая возможность технологического присоединения к системе централизованного водоснабжения, следовательно, письмо Администрации МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» от 01.12.2022 № 01-35/10563 о неправомерности включения в договор технологического присоединения протяженности трубы диаметром 90 мм, является некорректным и не соответствующим действующему законодательству РФ в области водоснабжения. Конкретная протяженность сети каждого диаметра указывается в договоре технологического присоединения. 17.10.2022 в адрес Меньковой Т.И. (заказчик) направлен договор от 17.10.2022 № 076/22, в котором ООО «Недра» (исполнитель) плата за технологическое присоединение была рассчитана как протяженность трубы диаметром 90 - 30,76 метров (расстояние до фактической точки присоединения) и плата за величину подключаемой нагрузки, предоставленной заказчиком, по действующим тарифам, утвержденным соответствующими Приказами Минстроя УР. Положения статьи 18 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обществом соблюдены в полном объеме, плата за технологическое присоединение рассчитана организацией, осуществляющей водоснабжение, исходя из протяженности трубы до точки фактического присоединения 30,76 м (труба 90 мм) и платы за нагрузку, предоставленную заявителем. Тарифы утверждены Приказом Министерства строительства, ЖКХ и энергетики УР от 07.12.2021 № 23/91 «Об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения для ООО «Недра». Спорный водопровод диаметром 90 сооружен на основании зарегистрированного в установленном порядке сервитута только в октябре 2022 года, уже после направления Меньковой Т.И. договора о технологическом присоединении, что подтверждается предоставленными в материалы дела договором подряда, выпиской из ЕГРН, предоставленной схемой сетей водоснабжения. По состоянию на 17.10.2022 (дата договора о подключении, время совершения административного правонарушения), сетей не существовало как объекта и, как следствие, отсутствует состав инкриминируемого правонарушения.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О Код доступа к материалам дела:
некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Удмуртское УФАС России из Прокуратуры Завьяловского района поступило заявление ФИО2 (исх. № 575ж-2022 от 02.11.2022, вх. № 6936 от 21.11.2022) с жалобой на действия ООО «Недра» в связи с необоснованным требованием оплаты за протяженность сети водопровода диаметром 90 мм на сумму 58149руб. при осуществлении технологического присоединения к централизованной системе холодного водоснабжения. Также из прокуратуры Завьяловского района поступило заявление ФИО1 (исх. № 575ж-2022 от 21.12.2022, вх. № 8200/22 от 27.12.2022), содержащее аналогичные доводы.
В ходе рассмотрения заявления Удмуртским УФАС России установлено следующее.
ООО «Недра» направило в адрес ФИО1 договор от 17.10.2022 № 076/22 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер 18:08:033001:2800). Плата за подключение по договору составляет 65 029 руб., которая складывается из платы за нагрузку в размере 6 880 руб. и платы за протяженность водопроводной сети в размере 58 149 руб. Протяженность водопроводной сети рассчитана путем деления протяженности водопровода участка ул. Янтарная 1200 м на количество заключенных договоров (39), и составила 30,76 м.
Как указано ФИО1, расстояние от точки подключения объекта до точки подключения к существующей централизованной системе холодного водоснабжения составляет 24 м, а диаметр используемой трубы согласно техническим условиям № 076/22 от 17.10.2022 пнд - 25 мм (п. 1.1. технических условий: устройство линии водопровода трубой диаметром 25мм (не более) на глубину заложения труб не менее 2,2 м от поверхности земли до верха трубы в пределах границ земельного участка заказчика). Строительство трубопровода иного диаметра техническими условиями не предусмотрено.
ФИО1 указала, что ввиду того, что тариф на протяженность (земляные работы, прокладка трубы пнд 25 мм) ООО «Недра» выше, чем предлагают на данном рынке, ею принято решение о самостоятельном проведении данных работ от объекта капитального строительства до централизованной магистрали холодного водоснабжения с получением всех разрешений и согласований на них (копии представлены в дополнение к заявлению). В связи с тем, что ООО «Недра» не несли расходы на создание Код доступа к материалам дела:
водопроводной сети от объекта капитального строительства до централизованной сети водоснабжения, тариф за протяженность не должен учитываться в составе платы за подключение.
ФИО1 к заявлению приложен протокол разногласий к договору от 17.10.2022 № 076/22 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения в части несогласия с размером платы за подключение, плата за подключение должна составлять только 6 880 руб. (тариф за нагрузку).
В письме от 11.01.2023 № 1 ООО «Недра» указало, что включенный в плату за технологическое присоединение земельного участка ФИО1 водопровод диаметром 90 мм построен силами и средствами ООО «Недра», на основании зарегистрированного в установленном порядке сервитута (соглашение об установлении частного сервитута от 16.06.2022 с ИП ФИО3), в соответствии с тарифами, утвержденными приказами Минстроя Удмуртской Республики. Сети водоснабжения, проходящие по ул. Янтарная в с. Завьялово, проложены и зарегистрированы 21.10.2022 (выписка из ЕГРН от 21.10.2022). По мнению ООО «Недра», фактически до осуществления государственной регистрации водопровода диаметром 90 мм не существовало, следовательно, плата за протяженность указанного трубопровода включена в стоимость технологического присоединения обоснованно.
ООО «Недра» представлена копия договора подряда, заключенного 16.08.2022 с ИП ФИО4 на строительство в срок до 01.11.2022 трубопровода диаметром 90 мм протяженностью 1200 м по ул. Янтарная в с. Завьялово. Согласно акту приемки-сдачи работ (исх. б/н, б/д) работы по строительству водопровода завершены 20.10.2022.
ФИО1 представлена копия письма Администрации МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (исх. № 01-35/10563 от 01.12.2022), согласно которому включение ООО «Недра» в договор о технологическом присоединении от 17.10.2022 мероприятий, не предусмотренных техническими условиями (трубопроводом диаметром 90 мм), является не правомерным.
Согласно представленному ФИО1 письму Минстроя Удмуртской Республики от 18.10.2022 № 01-20/11095 плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения ООО «Недра» утверждена приказом Министерства от 07.12.2021 № 23/91 «Об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодною водоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Недра», в которую входят все затраты согласно предоставленным ООО «Недра» Код доступа к материалам дела:
документам.
Антимонопольным органом сделан вывод о том, что установление ООО «Недра» платы за протяженность водопроводной сети, рассчитанной как плата за протяженность уже имеющегося трубопровода на ул. Янтарная, диаметром 90 мм, протяженностью 1200 м, разделенная на количество договоров о технологическом присоединении, а не как плата от точки подключения объекта ФИО1 до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения (трубопровод диаметром 25 мм, предусмотренный техническими условиями к договору № 076/22 от 17.10.2022), нарушает требования пункта 39 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 (далее - Правила № 2130).
По факту выявленного правонарушения Удмуртским УФАС России составлен протокол от 17.01.2023 № 018/04/9.21-29/2023 об административном правонарушении и вынесено постановление от 20.02.2023 № 018/04/9.2129/2023 о привлечении ООО «Недра» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной Код доступа к материалам дела:
ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона данного правонарушения состоит, в том числе в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектов электросетевого хозяйства.
Субъективная сторона характеризуется виной.
ООО «Недра» является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Согласно статье 18 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным Код доступа к материалам дела:
системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 3).
Плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Код доступа к материалам дела:
утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя (пункт 13).
Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (пункт 14).
На основании пункта 39 Правил № 2130 плата за подключение рассчитывается исполнителем исходя из установленных тарифов на подключение или платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования тарифов индивидуально в случаях, предусмотренных пунктом 85 Основ ценообразования.
Пунктом 81 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Постановление № 406) плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на Код доступа к материалам дела:
основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Согласно пункту 82 Постановления № 406 размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пункта 83 Постановления № 406 тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети).
Пунктом 85 Постановления № 406 предусмотрено, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), а также при наличии письменного согласия заявителя в случае, предусмотренном Правилами № 2130, размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на реализацию мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Недра» направило в адрес ФИО1 договор от 17.10.2022 № 076/22 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта, расположенного по адресу: <...>. Согласно приложению № 4 к договору установлена плата за подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения ООО «Недра», которая составляет 65 029 руб., из которых 6 880руб. - плата за нагрузку и 58 149руб. - плата за протяженность водопроводной сети. Протяженность водопроводной сети рассчитана ООО «Недра» путем деления протяженности водопровода диаметром 90мм участка ул. Янтарная (1200 м) на количество заключенных договоров (38+1), и составила 30,76 м.
При этом техническими условиями к договору от 17.10.2022 № 076/22 Код доступа к материалам дела:
предусмотрены мероприятия по устройство линии водопровода трубой диаметром 25мм (не более) на глубину заложения труб не менее 2,2 м от поверхности земли до верха трубы в пределах границ земельного участка заказчика).
С учетом вышеизложенных норм плата за протяженность водопроводной сети должна рассчитываться как плата от точки подключения объекта ФИО1 до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения (трубопровод диаметром 25 мм, предусмотренный техническими условиями к договору от 17.10.2022). ООО «Недра» не несло расходов на создание водопроводной сети от объекта капитального строительства ФИО1 до централизованной сети водоснабжения, соответственно плата за протяженность водопроводной сети не должна учитываться в плате за подключение.
В связи с чем, включение в договор от 17.10.2022 № 076/22 условий по оплате ФИО1 работ за прокладку водопровода диаметром 90мм участка ул. Янтарная протяженностью 30,76м в сумме 58149руб. при осуществлении технологического присоединения к централизованной системе холодного водоснабжения произведено ООО «Недра» с нарушением вышеуказанных требований.
Представители ООО «Недра» в ходе рассмотрения дела поясняли, что включение в плату за подключение протяженности трубопровода 90 мм направлено на возмещение инвестиционных расходов общества на строительство централизованной сети водоснабжения по ул. Янтарная с. Завьялово. Вместе с тем, составляющие платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной сети водоснабжения установлены нормами действующего законодательства и не предусматривают компенсацию заявителем затрат организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, на строительство централизованных сетей холодного водоснабжения.
Таким образом, в действиях ООО «Недра» имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО «Недра» в совершении вменяемого административного Код доступа к материалам дела:
правонарушения установлена, следует из обстоятельств дела и подтверждена материалами, представленными антимонопольным органом.
Из обстоятельств совершения правонарушения усматривается, что общество не обеспечило выполнение обязательных требований Правил технологического присоединения. Общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности соблюдения требований законодательства, не представлены.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о наличии в действиях (бездействии) ООО «Недра» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущены.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
Также суд не усмотрел возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного заявителю административного штрафа на предупреждение, поскольку отсутствуют условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, поскольку согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество относится к микропредприятию.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает возможным изменить оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, в связи со следующим.
Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в Код доступа к материалам дела:
размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Согласно части 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.
Согласно части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Таким образом, назначение наказания с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ производится лишь в том случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования Код доступа к материалам дела:
юридического лица.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В рассматриваемом же случае санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, при назначении административного наказания административному органу следовало руководствоваться нормой части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20.02.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 018/04/9.21-29/2023 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Недра» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части размера назначенного штрафа - в сумме превышающей 10 000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает административный штраф в указанном размере, в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2023 года по делу № А71-3559/2023, принятое в порядке упрощенного производства, Код доступа к материалам дела:
изменить.
Признать незаконным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20.02.2023 № 018/04/9.21-29/2023 о привлечении ООО «Недра» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в части наложения штрафа, превышающего 10 000 руб.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья В.Н. Якушев
Электронная подпись действительна.
Код доступа к материалам делДаа:н ные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 25.04.2023 9:12:00
Кому выдана Якушев Виталий Николаевич