ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-6784/2012-АК от 25.07.2012 АС Свердловской области



 1
 44_624187





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-6784/2012-АК

 г. Пермь

 25 июля 2012 года Дело № А60-17112/2012

 Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
 Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2012 года.

 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
 председательствующего Полевщиковой С. Н.
 судей Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.
 при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
 Бакулиной Е.В.
 при участии:
 от заявителя Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга старший советник
 юстиции Абрамов И.П.: не явились, о времени и месте судебного заседания
 извещены надлежащим образом, в том числе публично;
 от заинтересованного лица Государственного бюджетного образовательного
 учреждения среднего профессионального образования Свердловской области
 "Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж": не явились, о времени и
 месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе
 публично;
 лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены
 надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального
 кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения
 информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте
 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
 рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
 заявителя Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга старший советник
 юстиции Абрамов И.П. 
 на решение Арбитражного суда Свердловской области
 от 21 мая 2012 года  
 по делу № А60-17112/2012,
 принятое судьей Сергеевой М.Л.,
 по заявлению Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга старший


 2
 44_624187



 советник юстиции Абрамов И.П.
 к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего
 профессионального образования Свердловской области "Екатеринбургский
 автомобильно-дорожный колледж" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
 о привлечении к административной ответственности,
 установил:

 Прокурор Кировского района города Екатеринбурга (далее – заявитель,
 Прокурор) обратился с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области к
 Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего
 профессионального образования Свердловской области "Екатеринбургский
 автомобильно-дорожный колледж" (далее – заинтересованное лицо,
 учреждение) о привлечении к административной ответственности за
 совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса
 Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –
 КоАП).
 Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.05.2012 в
 удовлетворении заявленных требований отказано.
 Суд освободил учреждение от административной ответственности за
 правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП
 РФ, ограничившись устным замечанием.
 Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с апелляционной
 жалобой, в которой просит судебный акт отменить, и принять новый судебный
 акт об удовлетворении заявления Прокурора.
 Заявитель апелляционной жалобы считает, что допущенное учреждением
 административное правонарушение не может быть квалифицировано в качестве
 малозначительного.
 В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо выражает
 согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без
 изменения.
 Представитель сторон, надлежащим образом извещенные о времени и
 месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание
 представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 205 Арбитражного
 процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является
 препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
 Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены
 арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266, 268 АПК РФ.
 Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Прокуратурой
 Кировского района г. Екатеринбурга совместно с ведущим специалистом
 отдела контроля и надзора Управления по надзору и контролю в сфере
 образования Министерства общего и профессионального образования
 Свердловской
 области
 14.03.2012
 проведена
 проверка
 соблюдения
 учреждением лицензионных требований при осуществлении образовательной


 3
 44_624187



 деятельности по подготовке водителей транспортных средств категории «В» и
 «С».
 Результаты проверки отражены в рапорте помощника прокурора
 Хорунжего М.М. от 14.03.2012, на основании которого прокурором вынесено
 постановление от 30.03.2012 о возбуждении дела об административном
 правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
 Как следует из материалов дела, учреждение имеет лицензию серии ААА
 № 002069 от 13.10.2011 на право осуществления образовательной деятельности
 по подготовке водителей транспортных средств категории «В» и «С».
 Однако при проведении проверки Прокурором установлено, что у
 учреждения пользуется примерной программой, утвержденной приказом
 Министерства образования и науки РФ от 25.09.08г, которая утратила сил
 13.10.10г.
 Кроме этого имеющиеся документы свидетельствуют о несоответствии
 образовательного ценза педагогического работника предусмотренного Единым
 квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и
 служащих, а именно ФИО1 имеет среднее общее образование,
 аттестация отсутствует.
 В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП Российской Федерации и
частью 1 статьи 202 АПК РФ Прокурор обратился в арбитражный суд с
 заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности,
 предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
 При вынесении решения суд первой инстанции счел доказанным факт
 наличия в действиях заинтересованного лица состава административного
 правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, однако
 пришел к выводу о малозначительности совершенного обществом
 административного правонарушения и применил статью 2.9 КоАП РФ.
 Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой
 инстанции о наличии в действиях заинтересованного лица состава вменяемого
 административного правонарушения, исходя из следующего.
 В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление
 предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий,
 предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение
 административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую
 деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч
 до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на
 срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч
 рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или
 административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
 На основании примечания к данной норме понятие грубого нарушения
 устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении
 конкретного лицензируемого вида деятельности.
 В силу п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности,
 утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174


 4
 44_624187



 лицензионными
 требованиями
 и
 условиями
 при
 осуществлении
 образовательной деятельности являются:
 а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной
 деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином
 законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и
 территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для
 проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта,
 условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и
 медицинским
 обслуживанием),
 необходимых
 для
 осуществления
 образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и
 реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и
 соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской
 Федерации в области образования;
 б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по
 реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам,
 соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской
 Федерации в области образования;
 в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных
 библиотечно-информационных
 ресурсов
 и
 средств
 обеспечения
 образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией
 образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным
 законодательством Российской Федерации в области образования;
 г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном
 основании педагогических работников, численность и образовательный ценз
 которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по
 реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и
 соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской
 Федерации в области образования;
 д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской
 Федерации в области образования требований к организации образовательного
 процесса.
 Согласно п. 6 названного Положения осуществление лицензиатом
 образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением)
 лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность,
 установленную
 законодательством
 Российской
 Федерации.
 Грубым
 нарушением лицензионных требований и условий являются:
 а) нарушение лицензионных требований и условий, установленных
подпунктами "а", "б" и "г" пункта 5 настоящего Положения;
 б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных
 требований и условий, предусмотренных подпунктами "в" и "д" пункта 5
 настоящего Положения.
 Проверкой установлено нарушение заинтересованным лицом подпункта
"а" пункта 5 названного Положения. Данный факт заинтересованным лицом
 признан.


 5
 44_624187



 Как правильно установлено судом первой инстанции, заинтересованным
 лицом при осуществлении образовательной деятельности нарушены
 лицензионные требования и условия, установленные подпунктом «а» и «г»
 Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного
 Постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.20121года.
 При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в
 действиях
 предприятия
 состава
 административного
 правонарушения,
 предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
 административных правонарушениях, является верным.
 Доводы Прокурора о том, что суд неправомерно расценил совершенное
 правонарушение как малозначительное, не могут быть приняты во внимание по
 следующим основаниям.
 В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности
 совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное
 лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении,
 могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от
 административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
 Малозначительным
 административным
 правонарушением
 является
 действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава
 административного правонарушения, но с учетом характера совершенного
 правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести
 наступивших последствий не представляющее существенного нарушения
 охраняемых общественных правоотношений.
 При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд
 исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18
 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
 от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при
 рассмотрении дел об административных правонарушениях").
 Суд апелляционной инстанции отмечает, что КоАП РФ не содержит
 указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении
 какого-либо административного правонарушения.
 В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума
 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не
 может быть отказано в квалификации административного правонарушения в
 качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей
 статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение
 какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-
 либо последствий.
 Таким образом, категория малозначительности относится к числу
 оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из
 обстоятельств совершенного правонарушения.
 Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является
 самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
 В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает


 6
 44_624187



 доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на
 всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании
 имеющихся в деле доказательств.
 Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела
 доказательства, учитывая характер, и степень общественной опасности
 совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения,
 принимая во внимание, что заинтересованным лицом, выявленные в ходе
 проверки нарушения в настоящее время устранены, о чем в адрес прокуратуры
 была отправлена соответствующая информация письмом от 04.05.12г., пришел
 к обоснованному выводу о том, что совершенное учреждением
 правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом
 общественным отношениям, не повлекло существенного нарушения интересов
 граждан, общества и государства, в силу чего, признал совершенное
 правонарушение малозначительным.
 Установив при рассмотрении дела о привлечении к административной
 ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь
частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об
 отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от
 административной ответственности в связи с малозначительностью
 правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в
 резолютивной части решения (абзац 1 пункта 17 вышеназванного
 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
 от 02.06.2004 N 10).
 Таким образом, Арбитражный суд Свердловской области правомерно
 расценил рассматриваемое правонарушение как малозначительное, в связи с
 чем, отказал в удовлетворении заявленного требования о привлечении
 учреждения к административной ответственности, ограничившись объявлением
 устного замечания.
 Доводы заявителя об отсутствии оснований для признания данного
 правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции
 отклоняются, поскольку в обоснование этих доводов не представлено каких-
 либо доказательств существенного нарушения охраняемых общественных
 правоотношений.
 При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской
 области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя -
 без удовлетворения.
 Нормы материального и процессуального права применены судом первой
 инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих
 безусловную отмену судебного акта, не установлено.
 Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом
 дел о привлечении к административной ответственности законом не
 предусмотрено.
 Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного
 процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный


 7
 44_624187



 апелляционный суд

 постановил:

 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2012 года
 по делу № А60-17112/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу –
 без удовлетворения.
 Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
 производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не
 превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд
 Свердловской области.


 Председательствующий

 С.Н.Полевщикова

 Судьи

 С.Н. Сафонова


 Г.Н. Гулякова