ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7255/2017-АК от 04.04.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-7255/2017-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Гуляковой Г.Н., 

судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.,  при участии: 

от заявителя Министерства инвестиций и развития Свердловской области (ИНН  6658461241, ОГРН 1146658014975) – Обухова А.А., паспорт, доверенность от  10.01.2018, Воскресенская В.Л., паспорт, доверенность от 30.03.2018; 

от заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по  Свердловской области (ИНН 6660006553, ОГРН 1036603493112) – Дьякова  Т.А., удостоверение, доверенность от 21.10.2015; 

от третьего лица Свердловского областного фонда поддержки  предпринимательства – Балашова А.С., паспорт, доверенность от 09.01.2018; 

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по  Свердловской области 

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2018 года 
по делу № А60-1465/2017,
принятое судьей Водолазской С.Н.


о признании недействительными представления и уведомления,
установил:

Министерство инвестиций и развития Свердловской области (далее –  заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской  области с заявлением о признании недействительными представления  Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее –  заинтересованное лицо, Управление, УФК по Свердловской области) от  18.10.2016 № 62-63-10/9712 в части пункта 1 (по факту нарушения условий  предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в  форме субсидий, выразившегося в не достижении Министерством при  реализации мероприятия «Увеличение капитализации фонда  микрофинансирования» показателей результативности использования субсидии  в установленных размерах, что привело к неэффективному расходованию  субсидии, предоставленной из федерального бюджета); уведомления о  применении бюджетных мер принуждения от 21.11.2016 № 62-63-09/10795. 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2017 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от  04.07.2017 решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2017 

по делу № А60-1465/2017 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2017  решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2017 по делу №  А60-1465/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 04.07.2017 по тому же делу отменены, дело направлено на новое  рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области. 

Решением Арбитражного Суда Свердловской области от 18.01.2018  заявленные требования удовлетворены в части. Признаны недействительными:  пункт 1 представления Управления федерального казначейства по  Свердловской области от 18.10.2016 № 62-63-10/9712 в части указания размера  денежных средств (59 622 060 руб.), подлежащих бесспорному взысканию;  уведомление Управления федерального казначейства по Свердловской области  о применении бюджетных мер принуждения от 21.11.2016 № 62-63-09/10795 в  части указания размера денежных средств (59 622 060 руб.), подлежащих  бесспорному взысканию. В удовлетворении остальной части требований  отказано. 

Не согласившись с принятым решением, УФК по Свердловской области  обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит  названное решение отменить полностью и принять по делу новый судебный  акт, отказав Министерству в удовлетворении заявленных требований.  Заявитель жалобы настаивает на том, что, принимая решение, суд первой  инстанции неправильно применил нормы материального права, выводы суда не  соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, отмечает, что  оспариваемое представление и уведомление не содержат информацию о том, 


что денежные средства в размере 59 622 060 руб. подлежат бесспорному  взысканию, как не содержит каких-либо требований по возврату бюджетных  средств. В представлении лишь описывается нарушение с указанием суммы,  которая в то же время является неиспользованным остатком средств субсидии  по состоянию на 01 апреля 2016 года, которая должна была быть возвращена в  бюджет после 01.04.2016 в соответствии с бюджетным законодательством РФ и  уже не могла использоваться. Не выданная сумма субсидии в виде микрозаймов  субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 59 622 060 руб.  (84 000 000 – 24 377 940) является суммой по недостижению показателя  результативности, а не суммой санкции за нарушение законодательства, как  посчитал суд. Отмечает, что уведомление о применении бюджетных мер  принуждения не является документом обязывающего характера для субъекта  проверки, по своей природе является документом информационного характера  и не нарушает права заявителя. УФК ссылается на ч. 5 ст. 242 Бюджетного  кодекса Российской Федерации и приказ Министерства финансов Российской  Федерации от 11.06.2009 № 51н «Об общих требованиях к порядку взыскания в  доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов,  имеющих целевое назначение, и порядке взыскания неиспользованных  остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального  бюджета» (далее – приказ № 51н). В силу данных норм проведение какого-либо  расчета для взыскания денежных средств не предусмотрено. 

Заявитель, третье лицо представили письменные отзывы, в соответствии с  которыми просят в удовлетворении апелляционной жалобы Управления  отказать. 

В заседании суда апелляционной инстанции представители  заинтересованного лица, заявителя и третьего лица поддержали доводы жалобы  и отзывов на нее соответственно. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства  по Свердловской области проведена проверка Министерства инвестиций и  развития Свердловской области по вопросам соблюдения условий  предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию  мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего  предпринимательства» государственной программы Российской Федерации  «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2015 году. 

Результаты проверки отражены в акте от 22.09.2016 (л.д. 35-90, т.1).

По результатам проверки Управление направило в адрес Министерства  Представление от 18.10.2016 № 62-63-10/9712 (далее – представление) с  требованием о рассмотрении информации об указанных в Представлении  нарушениях бюджетного законодательства и о принятии мер по устранению  причин и условий их совершения (л.д. 68-70, т.3). 


Так, п. 1. представления установлено следующее нарушение:  Министерством в 2015 году допущено нарушение условий предоставления  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в форме субсидий,  выразившееся в недостижении Министерством при реализации мероприятий  «Увеличение капитализации фонда микрофинансирования» показателей  результативности использования субсидии в установленных размерах, что  привело к неэффективному расходованию субсидии, предоставленной из  федерального бюджета. По состоянию на 01.04.2016 допущенные нарушения  обязательств по выполнению показателей результативности использования  субсидии Министерством не устранены, возврат в доход федерального  бюджета в срок до 01.06.2016 размера средств, рассчитанного по формуле в  соответствии с п. 32 Правил предоставления и распределения субсидий из  федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную  поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские  (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего  предпринимательства» государственной программы РФ «Экономическое  развитие и инновационная экономика» в 2015 году, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605, Министерством не  осуществлялся. 

В адрес Министерства финансов Российской Федерации Управлением  направлено Уведомление о применении бюджетных мер принуждения от  21.11.2016 № 62-63-09/10795 (далее – уведомление), которым Управление  уведомило Минфин РФ о нарушении Министерством инвестиций и развития  Свердловской области условий предоставления субсидии (л.д. 35-40, т.2). 

Пункт 2 уведомления содержит ссылку на то, что в соответствии с пунктом  32 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку  малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские)  хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего  предпринимательства» государственной программы Российской Федерации  «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2015 году,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  30.12.2014 № 1605 (далее - Правила № 1605), пунктом 4.1 Соглашения  12.08.2015 № 128-МБ-15, в случае если субъектом Российской Федерации по  состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения  обязательств по выполнению показателей результативности использования  субсидии и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления  субсидии, указанные нарушения не устранены, субъект Российской Федерации  обеспечивает возврат в доход федерального бюджета в срок до 1 июня  текущего финансового года размера средств возврата, рассчитанного по  соответствующей формуле. Министерством возврат в доход федерального  бюджета в срок до 01.06.2016 соответствующих средств не был осуществлен. За  совершение данных нарушений предусматривается применение бюджетной  меры принуждения в соответствии со ст. 306.8 БК РФ


Не согласившись с указанными представлением в части пункта 1 и  уведомлением, полагая, что выводы контрольного органа не соответствуют  действующему бюджетному законодательству Российской Федерации и иным  нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, и  являются неправомерными, нарушают законные права и интересы  Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими  требованиями. 

При новом рассмотрении дела заявитель требования поддержал, отметив,  что осуществление расчета вменяемого Министерству бюджетного  нарушения было произведено УФК по Свердловской области с нарушением  норм действующего законодательства. По мнению заявителя, с учетом  условий соглашения от 12.08.2015 № 128-МБ-15, а именно пунктов 4.1, 4.2,  Правил № 1605, возврату в доход федерального бюджета подлежат денежные  средства, рассчитанные в соответствии с пунктом 32 Правил № 1605, в размере  35 952 000 руб., а с учетом п. 2 постановления Правительства Российской  Федерации от 29.02.2016 № 149 в 2016 году возврат средств в федеральный  бюджет по всем субсидиям, предоставленным субъектам Российской  Федерации, при не достижении показателей результативности их  использования, осуществлялся в размере 30% от рассчитанного, что в  рассматриваемом случае составляет 10 785 600 руб. (30% от 35 952 000 руб.). 

Принимая решение, суд первой инстанции согласился с доводами  заявителя о том, что размер денежных средств подлежащих взысканию в  федеральный бюджет, должен был рассчитываться УФК по Свердловской  области по формуле, указанной в п. 32 Правил, отметив, что при применении  указанной формулы размер средств, предоставленных по Соглашению от  12.08.2015 № 128-МБ-15 и подлежащих возврату в федеральный бюджет  должен был составить 35 952 000 руб., а не 59 622 060 руб. как указано в  представлении и уведомлении, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые  представление и уведомление в части указания размера денежных средств  (59 622 060 руб.), подлежащих бесспорному взысканию, следует признать  недействительными. 

Заинтересованное лицо по доводам, изложенным в апелляционной жалобе,  настаивает на том, что решение подлежит отмене. 

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев  доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее, суд  апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. 

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в суд с  заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта  государственного органа. 

Из содержания статьи 201 АПК РФ следует, что для признания  оспариваемого акта недействительным необходимо установить несоответствие  его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 


В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации  (далее – БК РФ) к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся  отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в  процессе контроля за использованием средств федерального бюджета. 

Статьей 265 БК РФ определено, что государственный (муниципальный)  финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения  бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных  правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется  на внешний и внутренний, предварительный и последующий. 

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в  сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью  Федерального казначейства, органов государственного (муниципального)  финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными  лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных  администраций (далее - органы внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов  Российской Федерации (муниципальных образований). 

В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Постановления  Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления  Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово- бюджетной сфере» органы Федерального казначейства (в том числе, его  территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе  выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения  информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства  Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих  бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а  также устранению причин и условий таких нарушений. 

В силу п. 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа  государственного (муниципального) финансового контроля, который должен  содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или,  если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о  выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации  и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные  правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также  устранению причин и условий таких нарушений. 

Таким образом, выносимые органами государственного (муниципального)  финансового контроля представления содержат властные предписания,  обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку создают,  порождают и изменяют правоотношения, характеризуется принудительным  воздействием на проверяемое лицо, обязывает его к действенным и ощутимым  мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере,  создает очевидные препятствия для осуществления экономической  деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных  интересов. 


Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения  применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства  (их должностными лицами) на основании уведомления о применении  бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального)  финансового контроля (п. 1 ст. 306.2 БК РФ). 

Согласно п. 5 ст. 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под  уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается  документ органа государственного (муниципального) финансового контроля,  обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания  для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер  принуждения, составленный при условии выявления в ходе контрольного  мероприятия бюджетных нарушений. 

Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается  совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской  Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные  правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых  предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской  Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного  распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств,  получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета,  главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за  совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено  применение бюджетных мер принуждения. 

В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом  (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета,  которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления  (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с  нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание  суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления  (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление  (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением  субвенций). 

Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов  Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные  трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в  целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при  выполнении полномочий органов государственной власти субъектов  Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской  Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению  полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. 

Пунктом 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия  предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской  Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской 


Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их  распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются  федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними  нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на  срок не менее трех лет. 

В соответствии с частью 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов  Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами  Правительства Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 №  1605 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из  федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на  государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - Правила). 

Как установлено судами, Министерством не были нарушены условия  предоставления субсидии из федерального бюджета на поддержку субъектов  малого и среднего предпринимательства. 

В соответствии с пунктом 11 Правил от 30.12.2014 № 1605 субсидии  предоставляются субъектам Российской Федерации при соблюдении  следующих условий: 

а) наличие утвержденной государственной программы  (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, содержащей мероприятия на  развитие малого и среднего предпринимательства; 

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации на текущий  финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходного  обязательства субъекта Российской Федерации на исполнение государственной  программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации, содержащих  мероприятия, направленные на развитие малого и среднего  предпринимательства; 

в) использование типовой проектной документации, которая  разработана для аналогичного объекта капитального строительства и  информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации (при  наличии такой документации), - в отношении субсидий, за счет которых  осуществляется софинансирование строительства объектов капитального  строительства. 

Аналогичные условия содержатся в п. 2.1 приказа Министерства  экономического развития Российской Федерации от 27.02.2015 № 105 «Об  утверждении порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации,  бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на  государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства» (далее - приказ от 27.02.2015 № 105). 

Таким образом, условия предоставления субсидии были определены  Правилами от 30.12.2014 № 1605 и носили исчерпывающий характер. 


Достижение значений показателей результативности расходования  субсидии (количество созданных рабочих мест, количество и объем выданных  микрозаймов и др.) в число условий предоставления субсидии не входит. В  соглашении, заключенном между Министерством экономического развития  Российской Федерации и Правительством Свердловской области от 12.08.2015   № 128-МБ-15 условия представления субсидии не содержатся. 

Из буквального толкования Правил от 30.12.2014 № 1605 и приказа от  27.02.2015 № 105 следует, что вопрос о наличии или отсутствии у  хозяйствующего субъекта условий для предоставления субсидии решается на  стадии конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия  участника конкурса тем условиям, которые необходимы для получения  субсидии, а также в оценке представленных им документов. 

Указанное соответствует разъяснениям, данным в постановлении  Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2016 № 309-АД15-19447. 

Условия предоставления субсидии Министерством соблюдены, что  подтверждается решением Конкурсной комиссии по отбору субъектов  Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии  оформленного протоколом от 22.06.2015 № 2 и фактом заключения Соглашения  от 12.08.2015 № 128- МБ-15. 

Однако положения статьи 306.8 БК РФ предусматривают применение  бюджетных мер ответственности не только за нарушение условий  предоставления межбюджетных трансфертов, но и за нарушения условий их  расходования. 

В соответствии с пунктами 35, 36 Правил предоставление субсидии  бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании  соглашения, заключаемого между Министерством экономического развития  Российской Федерации и субъектом Российской Федерации. 

Пунктом 35 Правил предусмотрено, что соглашение о предоставлении  субсидии бюджету субъекта Российской Федерации должно содержать, в  частности, показатели результативности использования субсидии,  обязательство субъекта Российской Федерации по их достижению (подп. «ж»),  а также последствия неисполнения субъектом Российской Федерации условий  соглашения и недостижения показателей, предусмотренных соглашением  (подп. «к»). 

Пунктом 32 Правил определено, что в случае, если субъектом Российской  Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии  допущены нарушения обязательств по выполнению показателей  результативности использования субсидии и в срок до 01 апреля года,  следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не  устранены, субъект Российской Федерации обеспечивает возврат в доход  федерального бюджета в срок до 01 июня текущего финансового года размера  средств возврата, рассчитанного по соответствующей формуле. 

В случае неперечисления соответствующего размера субсидии,  подлежащего возврату в федеральный бюджет, средства взыскиваются в 


федеральный бюджет в порядке, установленном Министерством финансов  Российской Федерации. 

Основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от  применения мер ответственности, предусмотренных настоящим пунктом,  является документальное подтверждение наступления обстоятельств  непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих  обязательств. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 №  467-р утверждена Государственная программа «Экономическое развитие и  инновационная экономика», включающая подпрограмму «Развитие малого и  среднего предпринимательства». 

Между Минэкономразвития Российской Федерации и Правительством  Свердловской области заключено соглашение от 12.08.2015 № 128-МБ-15  (далее - Соглашение) о предоставлении из федерального бюджета бюджету  Свердловской области субсидии на государственную поддержку малого и  среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства,  на общую сумму 497891,70 тыс. руб. (л.д. 126 – 138, т.1). 

Пунктом 2.2.3 Соглашения уполномоченным органом в целях его  реализации определено Министерство. 

Пунктом 2.2.4 Соглашения предусмотрены показатели результативности  использования субсидии, в частности: количество вновь созданных рабочих  мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей)  субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими  государственную поддержку, - 34; количество субъектов малого и среднего  предпринимательства, получивших государственную поддержку, - 84;  отношение объема выданных микрозаймов субъектам малого и среднего  предпринимательства к совокупному размеру средств микрофинансовой  организации, сформированному за счет субсидий, предоставленных из  бюджетов всех уровней, а также доходов от операционной и финансовой  деятельности - 70%; объем выданных микрозаймов субъектам малого и  среднего предпринимательства - 84 000,00 тыс. руб. 

Пунктами 4.1, 4.2, 4.3 Соглашения закреплены положения, аналогичные  нормам, содержащимся в пункте 32 Правил. 

В целях реализации Соглашения между Министерством и фондом  заключено соглашение от 28.10.2018 № 06-2015-022 о предоставлении  субсидии на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства (л.д. 99 – 125, т.1). 

В соответствии с условиями Соглашения на основании поступивших от  Министерства заявок из федерального бюджета в бюджет Свердловской  области перечислены денежные средства в период с 09.11.2015 по 18.11.2015 в  размере 497 891,70 тыс. руб. 

Так, материалами дела подтверждено, что в ходе проверки Министерства  по вопросам соблюдения условий предоставления и использования средств  федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие 


малого и среднего предпринимательства» государственной программы  Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»  в 2015 году, Управлением установлены нарушения расходования  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в форме субсидий  субъектам Российской Федерации, выразившееся в недостижении  Министерством при реализации мероприятия «Увеличение капитализации  фонда микрофинансирования» показателей результативности использования  субсидии в установленных размерах, предусмотренных пунктом 2.2.4  Соглашения от 12 августа 2015 № 128-МБ-15. 

При этом в Министерство экономического развития Российской  Федерации предоставлялась недостоверная отчетность о достижении значений  показателей результативности использования субсидии, предоставленной  Свердловской области из федерального бюджета на реализацию мероприятия  «Увеличение капитализации фонда микрофинапсирования». 

Согласно Отчету о достижении значений показателей результативности  использования субсидии, предоставленной Свердловской области из  федерального бюджета на реализацию мероприятия «Увеличение  капитализации фонда микрофинансирования» по состоянию на 01.01.2016,  направленному в Министерство экономического развития Российской  Федерации 20.01.2016, установлено, что показатели результативности не  достигнуты, а по отдельным показателям указанные отчетные данные не  соответствуют фактическим результатам, установленным в ходе проведения  встречной проверки в Свердловском областном фонде поддержки  предпринимательства (микрофинансовая организация). 

В ходе проверки Управлением установлено, что по состоянию на  01.01.2016 предусмотренные Соглашением показатели результативности не  достигнуты, а именно: количество вновь созданных рабочих мест (включая  вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами  малого и среднего предпринимательства, получившими государственную  поддержку, составило 5 единиц вместо 34; количество субъектов малого и  среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку,  составило 18 единиц вместо 84; отношение объема выданных микрозаймов  субъектам малого и среднего предпринимательства к совокупному размеру  средств микрофинансовой организации, сформированному за счет субсидий,  предоставленных из бюджетов всех уровней, а также доходов от операционной  и финансовой деятельности, составило 51% вместо 70%; объем выданных  микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства составил  8 707,94 тыс. руб. вместо 84 000 тыс. руб. 

По состоянию на 01.04.2016 допущенные нарушения обязательств по  достижению показателей результативности не устранены, а именно: количество  вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных  индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего  предпринимательства, получившими государственную поддержку, составило  12 единиц вместо 34; количество субъектов малого и среднего 


предпринимательства, получивших государственную поддержку, составило 40  единиц вместо 84; отношение объема выданных микрозаймов субъектам малого  и среднего предпринимательства к совокупному размеру средств  микрофинансовой организации, сформированному за счет субсидий,  предоставленных из бюджетов всех уровней, а также доходов от операционной  и финансовой деятельности, составило 52,6% вместо 70%; объем выданных  микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства составил  24 377,94 тыс. руб., вместо 84 000 тыс. руб. Объем не использованной на  указанную дату субсидии составил 59 622,06 тыс. руб. 

Как указано выше, пунктом 35 Правил № 1605, предусмотрено  предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на  основании соглашения, устанавливающего, в том числе условия ее  расходования. Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской  Федерации осуществляется на основании соглашения, предусматривающего  также и значения показателей результативности использования субсидии,  указанных в пунктах 43, 50-62 Правил № 1605, и обязательств субъекта  Российской Федерации но обеспечению их достижения (подпункт ж), и  последствия неисполнения субъектами Российской Федерации условий  соглашения, а также не достижения значений показателей результативности  использования субсидии, установленных соглашением (подпункт к). 

Пунктом 43 и подпунктом б) пункта 50 раздела 2 Правил № 1605  определены критерии достижения показателей результативности  использования предоставленной субсидии, которые аналогичны обязанностям,  возложенным на Министерство инвестиций и развития Свердловской области  по обеспечению достижения показателей результативности по мероприятиям,  реализуемым в рамках Соглашения № 128-МБ-15 от 12 августа 2015 г. (пункт  2.2.4). 

Учитывая, что по состоянию на 31 декабря 2015 г. допущены нарушения  обязательств по выполнению показателей результативности использования  субсидии и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления  субсидии, указанные нарушения не устранены, субъект Российской Федерации  обязан был обеспечить возврат в доход федерального бюджета в срок до 1 июня  2016 г. средства в сумме, рассчитанной по соответствующей формуле,  указанной в п.32 Правил № 1605. Министерством инвестиций и развития  Свердловской области возврат в доход федерального бюджета в срок до  01.06.2016 соответствующих средств не был осуществлен. 

При этом из оспариваемых представления и уведомления не следует, что  Министерству предложено вернуть всю сумму субсидии. 

В уведомлении правомерно указано на необходимость обеспечения  возврата субсидии на основании п. 32 Правил № 1605 по соответствующей  формуле. 

Согласно п. 32 Правил № 1605 в случае, если субъектом Российской  Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии  допущены нарушения обязательств по выполнению показателей 


результативности использования субсидии и в срок до 1 апреля года,  следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не  устранены, субъект Российской Федерации обеспечивает возврат в доход  федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года размера  средств, рассчитанного по формуле: 

p

V =V ×k×
возврата субсидии

n, где:

V

субсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету субъекта  Российской Федерации; 

k - коэффициент возврата субсидии;

p - количество показателей результативности использования субсидии, по  которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя  результативности использования субсидии, имеет положительное значение; 

n - общее количество показателей результативности использования  субсидии. 

Коэффициент возврата субсидии (k) рассчитывается по формуле:
D
i
k=
pD

,где i - индекс, отражающий уровень недостижения i-го  показателя результативности использования субсидии. 

При расчете коэффициента возврата субсидии используются только  положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го  показателя результативности использования субсидии. 

Индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя 

D

результативности использования субсидии ( ), определяется:

i

для показателей результативности использования субсидий, по которым  большее значение фактически достигнутого значения отражает большую  эффективность использования субсидии, - по формуле: 

T
D=1-i
i
S
, где:
i
T

 - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности 

i
использования субсидии на отчетную дату;
S

 - плановое значение i-го показателя результативности использования 

i
субсидии, установленное соглашением;

для показателей результативности использования субсидий, по которым  большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую  эффективность использования субсидии, - по формуле: 


S
D=1-i
i
T
.
i

Согласно акту выездной проверки и уведомлению расчет суммы средств  подлежащих возврату в федеральный бюджет УФК по Свердловской области  был осуществлен следующим образом: из 84 000 000 рублей (сумма средств  субсидии по мероприятию) вычли 24 377 940 рублей (фактически выданных  микрозаймов на 01.04.2016). Расчет был произведен Управлением, исходя из  значения только одного из пяти предусмотренных Соглашением № 128-МБ-15  от 12.08.2015 показателей результативности - объем выданных микрозаймов  субъектам малого и среднего предпринимательства. 

Вместе с тем согласно формуле пункта 32 Правил № 1605 при расчете  средств субсидии, подлежащих возврату в федеральный бюджет, в расчет  принимаются все показатели результативности использования субсидии (как  достигнутые, так и не достигнутые в ходе реализации установленных  мероприятий). 

Таким образом, учитывая характер выявленного нарушения,  законодательно установленных последствий его совершения, при применении  указанной формулы по расчету, произведенному судом апелляционной  инстанции, размер средств, предоставленных по Соглашению от 12.08.2015 №  128-МБ-15 и подлежащих возврату в федеральный бюджет должен составить  35 901 600 руб. 

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к  выводу о том, что представление Управления Федерального казначейства по  Свердловской области от 18.10.2016 № 62-63-10/9712 и уведомление от  21.11.2016 № 62-63-09/10795 в части указания размера нарушения в денежном  выражении, превышающем 35 901 600 руб. следует признать  недействительными. 

Соответственно, резолютивная часть обжалуемого решения подлежит  изменению. 

Доводы УФК по Свердловской области о том, что при расчете суммы  средств, подлежащих взысканию с Министерства по результатам проведенной  проверки, необходимо применять положения п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса  Российской Федерации и приказа Минфина России № 51н от 11.06.2009г. «Об  общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных  остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий,  субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение,  и порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов,  предоставленных из федерального бюджета», отклоняются. 

Названные акты не могут применяться при осуществлении расчета средств,  подлежащих взысканию с Министерства, поскольку регулируют иные  правоотношения. 

В частности, в соответствии с п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской  Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего 


финансового межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий,  имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого  они были ранее предоставлены в течении первых 15 рабочих дней текущего  финансового года. В случае если они не были возвращены в указанный срок, в  соответствии с приказом Минфина России № 51 н Министерство финансов  Российской Федерации не позднее 30 рабочих дней после истечения  установленного законодательством срока (т.е. первых 15 рабочих дней)  направляет в Федеральное казначейство приказ о взыскании неиспользованных  остатков целевых средств. 

Приказом Минфина России № 51н установлена форма приказа о взыскании  неиспользованных остатков целевых средств, его содержание, название. Этот  порядок отличается от того, что предусмотрено статьями 306.2, 306.3  Бюджетного кодекса Российской Федерации, как по срокам, так и самой  процедуре, которая не предусматривает направление уведомления из органов  Федерального казначейства в Минфин России. 

Порядок исполнения приказа о взыскании неиспользованных остатков  целевых средств так же другой. Таким образом, нормы статьи 242 Бюджетного  кодекса Российской Федерации и приказа Минфина России № 51 н не могут  быть применены к ситуации возврата средств субсидии в связи с  недостижением показателей результативности ее использования, поскольку  регулируют процедуру возврата в начале нового финансового года  неиспользованных федеральных денежных средств, предоставленных  бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидий в предыдущем  году. 

Доводы жалобы о том, что не выданная сумма субсидии в виде  микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства в размере  59 622 060 руб. (84 000 000 – 24 377 940) является суммой нарушения в  денежном выражении по неэффективному расходованию субсидии,  принимается, однако последствия неэффективности расходования субсидии  законодатель предусмотрел не форме возврата неэффективно израсходованной  субсидии, а в форме уплаты в бюджет денежных средств, исчисляемых по  определенной формуле, в настоящем случае по формуле, предусмотренной  пунктом 32 Правил № 1605. 

При этом указанная уплата в бюджет денежных средств отличается от  возврата в бюджет неизрасходованного остатка субсидии, денежных средств в  связи с их нецелевым использованием, и, по сути, является санкцией за  нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов, в настоящем  случае - недостижения показателей, предусмотренных соглашением. 

Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда  являться не могут. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием  для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного 


процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2018 года  по делу № А60-1465/2017 изменить, изложив п. 2 резолютивной части в  следующей редакции: 

«Признать недействительными представление Управления Федерального  казначейства по Свердловской области от 18.10.2016 № 62-63-10/9712 и  уведомление от 21.11.2016 № 62-63-09/10795 в части указания размера  нарушения в денежном выражении, превышающем 35 901 600 руб. 

В остальной части в удовлетворении требований отказать».
В остальной части оставить решение без изменения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской  области. 

Председательствующий Г.Н.Гулякова

Судьи И.В.Борзенкова 

Е.В.Васильева


по заявлению Министерства инвестиций и развития Свердловской области
к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области,
третье лицо: Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства