ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7792/2018-АК от 03.07.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-7792/2018-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 5 июля 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.  при участии: 

от общества с ограниченной ответственностью «Камский кабель» –  ФИО1, паспорт, доверенность от 24.11.2017; 

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району  г.Перми – ФИО2, удостоверение, доверенность от 09.01.2018; 

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества  с ограниченной ответственностью «Камский кабель», 

на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 апреля 2018 года 
по делу № А50-6377/2018,
принятое судьей Торопициным С.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Камский кабель»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району  г.Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

о признании недействительными решения от 05.10.2017 № 365/08 об отказе в  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, 

установил:


Общество с ограниченной ответственностью «Камский кабель» (далее –  заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с  заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по  Мотовилихинскому району (далее – инспекция, налоговый орган) о признании  недействительным решения от 05.10.2017 № 365/08 об отказе в привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения. 

Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 апреля 2018 года  требования общества оставлены без удовлетворения. 

Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с  апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции  отменить и принять новый судебный акт. 

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что им соблюдены  требования действующего законодательства в части определения налоговой  базы для исчисления земельного налога. Так, согласно требованиям п.3 ст.391  Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) для  определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми  номерами 59:01:0719226:19 и 59:01:0719226:34 заявитель обратился в  ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю. Согласно предоставленным им  выпискам из ЕГРН от 12.05.2017 № 5900/201/17-389983 и № 5900/201/17- 389962 по состоянию на 1 января 2016г. кадастровая стоимость земельного  участка 59:01:0719226:19 составляла 63 715 000 руб., кадастровая стоимость  земельного участка 59:01:0719226:34 – 96 819 000 руб. При этом дата внесения  кадастровой стоимости земельного участка 59:01:0719226:19 – 03.07.2014, а  земельного участка 59:01:0719226:34 – 16.05.2014. Данные даты являются  последними по дате внесения в сведения ЕГРН. Заявитель при исчислении  земельного налога руководствовался этими сведениями, основания для  оспаривания новой кадастровой стоимости земельных участков у него  отсутствовали. 

Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы  поддержал. 

Налоговый орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не  согласен по мотивам, указанным в отзыве, решение суда первой инстанции  считает законным и обоснованным, просит решение суда оставить без  изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ). 

Судом установлено и обществом не оспаривается, что ему на праве  собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами  59:01:0719226:19, 59:01:0719226:34, расположенные по адресу улица Ново- Гайвинская, 118, г. Пермь. 26.01.2017 налогоплательщиком представлена  декларация по земельному налогу за 2016 год, согласно которой налог по  указанным участкам исчислен в размере 2 408 010 руб., исходя из кадастровой 


стоимости 63 715 000 руб. и 96 819 000 руб. соответственно и налоговой ставки  1,5 процента. 

В ходе камеральной проверки налоговый орган пришел к выводу о  занижении обществом налоговой базы, поскольку кадастровая стоимость  земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:0719226:19 и  59:01:0719226:34 составляет 212 654 223 руб. и 329 205 445,93 руб.  соответственно. С учетом применения пониженной ставки 0,3% и  коэффициента 2 актом проверки от 15.05.2017 налогоплательщику предложено  доначислить земельный налог за 2016 год в сумме 843 148 руб. (стр.4,5 акта). 

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки и  представленных на него возражений инспекцией принято решение от  05.10.2017 № 365/08 об отказе в привлечении общества к ответственности за  совершение налогового правонарушения, которым ему доначислен земельный  налог за 2016 год в сумме 843 148 руб. В привлечении общества к  ответственности отказано на основании подпунктов 3,4 пункта 1 статьи 111  НК РФ (в связи с выполнением письменных разъяснений о порядке исчисления  и уплаты налога). По аналогичным основаниям решено не начислять пени  (пункт 8 статьи 75 Кодекса). 

Решением УФНС России по Пермскому краю от 15.12.2017 № 18-18/589  решение инспекции оставлено без изменения, а в удовлетворении жалобы  отказано. 

Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы,  вынесено с нарушением налогового законодательства, общество обратилось с  заявлением в арбитражный суд. 

Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции  исходил из того, что налоговый орган правомерно исчислил земельный налог за  2016 год на основании сведений о кадастровой стоимости, утвержденных  Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об  утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных  участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних  (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой  стоимости земель населенных пунктов Пермского края» (далее –  Постановление № 1610-п). 

Выводы суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела  и нормам материального права. 

В соответствии со ст.388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога  признаются, организации и физические лица, обладающие земельными  участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)  пользования или праве пожизненного наследуемого владения. 

Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения  признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального  образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на  территории которого введен налог. 


Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных  участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со  статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка  определяется в соответствии с земельным законодательством Российской  Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 НК РФ). 

В соответствии со статьей 391 Кодекса налоговая база определяется в  отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по  состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1). 

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год  (п.1 ст. 393 НК РФ). 

В соответствии с пунктом 2 ст.396 НК РФ налогоплательщики- организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу)  самостоятельно. 

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель  сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются  налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным  Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной  власти (пункт 14 ст.396). 

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для  установления кадастровой стоимости земельных участков проводится  государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев,  определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель  проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об  оценочной деятельности. 

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка  кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его  рыночной стоимости (пункт 3 ст.66). 

При этом в соответствии с п.10 Правил проведения государственной  кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, результаты государственной  кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов  Роснедвижимости. 

Общество при исчислении земельного налога за 2016 год в отношении  участка с кадастровым номером 59:01:0719226:19 применило кадастровую  стоимость, равную рыночной, в размере 63 715 000 руб., установленном  решением Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-15451/2013,  вступившим в законную силу 06.03.2014. 

При исчислении земельного налога за 2016 год в отношении участка с  кадастровым номером 59:01:0719226:34 общество применило кадастровую  стоимость, равную рыночной, в размере 96 819 000 руб., установленном  решением Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-15478/2013,  вступившим в законную силу 24.01.2014. 


Однако из вступивших в законную силу судебных актов следует, что  заявитель по указанным делам оспаривал кадастровую стоимость земельных  участков 59:01:0719226:19, 59:01:0719226:34, установленную по состоянию на  01.01.2010 на основании Постановлением Правительства Пермского края от  03.10.2011 № 727-п «Об утверждении кадастровой стоимости земельных  участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних  (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой  стоимости земель населенных пунктов Пермского края» (далее –  Постановление № 727-п). 

Между тем Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013   № 1610-п, опубликованном 25.11.2013, с 1 января 2014 года была утверждена  новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных  пунктов муниципальных образований Пермского края (согласно приложениям  1-48 к данному постановлению). В частности, в приложении № 4 к  Постановлению № 1610-п содержатся сведения о кадастровой стоимости  земельных участков на территории Пермского городского округа, в том числе  участков с кадастровыми номерами 59:01:0719226:19, 59:01:0719226:34. 

В соответствии с новым нормативным актом – Постановлением № 1610-п –  кадастровая стоимость земельного участка 59:01:0719226:19 по состоянию на  01.01.2014 составила 212 654 223,49 руб., а земельного участка с кадастровым  номером 59:01:0719226:34 – 329 205 445,93 руб. 

Данная кадастровая стоимость ни заявителем по настоящему делу,  никаким иным лицом не оспаривалась. 

В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об  оценочной деятельности) в редакции, действовавшей до вступления в силу  Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ, государственная кадастровая  оценка проводится не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на  которую была проведена государственная кадастровая оценка. 

Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ установлено также, что  такая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах  федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет). 

В соответствии со ст.24.19 Закона об оценочной деятельности в редакции,  действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 225- ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в  арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах  определения кадастровой стоимости физическими и юридическими лицами в  случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права  и обязанности этих лиц. 

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости  рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату,  по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (абзац  второй статьи 24.19). 


После вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ  порядок оспаривания кадастровой стоимости установлен статьей 24.18 Закона  об оценочной деятельности. 

Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах,  возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов  определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее –  Постановление № 28), установленная судом кадастровая стоимость  используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором  подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до  вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного  правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при  условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный  кадастр недвижимости. 

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда  Российской Федерации от 17.12.2015 № 309-КГ15-16176. 

Поскольку утвержденная Постановлением № 1610-п кадастровая стоимость  земельных участков 59:01:0719226:19, 59:01:0719226:34 в установленном  порядке никем не оспаривалась, суд первой инстанции пришел к правильному  выводу, что установленные судебными актами по делам №№ А50-15451/2013 и  А50-15478/2013 кадастровые стоимости земельных участков, равные  рыночным, не могут быть применены при исчислении земельного налога за  2016 год. В связи с чем налоговый орган правомерно исчислил земельный  налог за 2016 год на основании сведений о кадастровой стоимости,  утвержденной Постановлением № 1610-п. 

Довод жалобы о неправильном применении судом пункта 16  Постановления № 28 отклонен, поскольку общество, не являясь заявителем в  делах №№ А50-15451/2013 и А50-15478/2013, тем более, не было лишено права  обратиться в суд с самостоятельным требованием об оспаривании кадастровой  стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением № 1610-п. 

Доводы о внесении органом Росреестра 03.07.2014 и 16.05.2014 сведений о  кадастровой стоимости земельных участков, установленной на основании  указанных выше судебных актов, отклонены, поскольку это не освобождает  налогоплательщика от обязанности по уплате налога, исчисленного в  установленном Кодексом порядке. 

От уплаты пени и штрафа общество освобождено.

На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции  принято без нарушения норм материального и процессуального права.  Оснований для его изменения или отмены не имеется. В удовлетворении  апелляционной жалобы следует отказать. 

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате  государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее  подателя. Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы  государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная 


государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из  федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 апреля 2018 года по  делу № А50-6377/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Камский кабель»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета  государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна  тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную платежным поручением от  08.05.2018 № 5290. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края. 

Председательствующий Е.В. Васильева 

Судьи Е.Е. Васева

Н.М. Савельева