ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-7901/2018-АК от 16.07.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-7901/2018-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Борзенковой И. В. 

судей  Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,  при участии: 

от заявителя акционерного общества «Чепецкий механический завод» (ИНН  1829008035, ОГРН 1021801092158) – Корепанова Л.С., паспорт, доверенность  от 12.11.2015 года; Селиверстова А.Ю., паспорт, доверенность от 13.11.2017  года; 

от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (ИНН  1833028059, ОГРН 1041804000116) – Поздеева Н.А., удостоверение,  доверенность от 15.06.2018 года; Куликов А.Ю., удостоверение, доверенность  от 09.01.2018 года; 

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике 

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 апреля 2018 года  по делу № А71-17269/2017, принятое судьей Т.С. Коковихиной 

по заявлению акционерного общества «Чепецкий механический завод»  (ИНН 1829008035, ОГРН 1021801092158) 


к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим  налогоплательщикам по Удмуртской Республике (ИНН 1833028059, ОГРН  1041804000116) 

о признании решения недействительным в части,
установил:

Акционерное общество «Чепецкий механический завод» (далее –  заявитель, налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд  Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим  налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее – инспекция,  налоговый орган) от 26.06.2017 № 07-03/3 о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС в размере  59384214руб. 00 коп., пени по НДС в размере 13 019 654 руб. 09 коп. и штрафа  по п.1 с. 122 НК РФ в размере 6187050 руб. 

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 апреля 2018  года заявленные требования удовлетворены, решение инспекции от 26.06.2017   № 07-03/3 признано недействительным в части доначисления НДС в размере  59384214 руб., пени по НДС в размере 13019654,09 руб., штрафа по п.1 ст.122  НК РФ в размере 6187050 руб., суд обязал инспекцию устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов общества. С инспекции в пользу 

общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции  отменить в части признания незаконным доначисления налога на добавленную  стоимость в сумме 53 435 250 руб., соответствующих сумм пени и штрафов по  взаимоотношениям с ООО «Минк», в удовлетворении требований АО  «Чепецкий механический завод» в указанной части отказать. 

Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями  норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам  дела. АО «ЧМЗ» является посредником между ГК «Росатом» и ООО «Минк».  По сути, в адрес АО «ЧМЗ» перечисляются средства специального резервного  фонда ГК «Росатом». Хвостохранилище № 1 находится в федеральной  собственности, обязанность по обеспечению безопасного обращения с  радиоактивными отходами, безопасной эксплуатации, вывода из эксплуатации  возложена на собственника объекта, в связи с чем, налоговые обязательства по  НДС, возникающие при реализации проекта «Консервация отработанного  хвостохранилища № 1 для безопасного хранения радиоактивных отходов ОАО  «ЧМЗ»», возникают у ГК «Росатом», так как связаны с возложенной на ГК  «Росатом», являющейся уполномоченным органом от лица РФ по вопросам  использования ядерной энергии в соответствии с Федеральным законом от  01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии  «Росатом»» (далее - Закон № 317-ФЗ), обязанностью обеспечения безопасного  обращения с радиоактивными отходами, безопасной эксплуатацией, выводом 


из эксплуатации, закрытию пунктов хранения радиоактивных отходов, и  должны учитываться при определении налоговых обязательств ГК «Росатом».  АО «ЧМЗ», принимая к вычету спорные суммы НДС, фактически пользуется  вычетами по работам, которые были профинансированы ГК Росатом -  собственником объекта, и проводятся на объекте, который не является  собственностью предприятия и не принадлежит на ином вещном праве. При  этом, право на вычет, исходя из условий п.1 ст. 171, п.1 ст.172 НК РФ у АО  «ЧМЗ» не возникает. 

Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в  котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение  суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители  инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней  основаниям, просили решение суда первой инстанции отменить,  апелляционную жалобу - удовлетворить. 

Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы  по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом  апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части. 

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по  крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике проведена  выездная налоговая проверка в отношении АО «ЧМЗ» по вопросам  правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания,  перечисления) по НДС, транспортному налогу, налогу на имущество,  земельному налогу, водному налогу, НДФЛ за период с 01.01.2013 по  31.12.2015. 

Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом от 10.05.2017   № 07-42/3. 

По результатам выездной налоговой проверки с учетом возражений  налогоплательщика налоговым органом принято решение о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.06.2017   № 07-03/3 (т.1 л.д.14 диск). 

Указанным решением доначислен налог на добавленную стоимость в  размере 59392973 руб., начислены пени по налогу на добавленную стоимость в  сумме 13019654,09 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности,  предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 6187050 руб. 

Принятое налоговым органом решение от 26.06.2017 № 07-03/3, заявитель  обжаловал в вышестоящий налоговый орган (Управление Федеральной  налоговой службы по Удмуртской Республики). Решением УФНС России по  Удмуртской Республике от 21.08.2017 № 06-07/17417 (т.1 л.д.31-34) по  апелляционной жалобе АО «ЧМЗ» решение Межрайонной инспекции ФНС 


по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 26.06.2017   № 07-03/3 оставлено без изменения, апелляционная жалоба- без  удовлетворения. 

Полагая, что решение МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по  Удмуртской Республике от 26.06.2017 № 07-03/3 является недействительным в  части доначисления НДС в размере 59384214руб., соответствующих сумм пени,  штрафа, АО «ЧМЗ» обратилось в арбитражный суд с соответствующим  заявлением. 

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к  выводу о том, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от  26.06.2017 № 07-03/3 в оспариваемой части не соответствует Налоговому  кодексу РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем,  признается судом недействительным. 

Решение суда оспаривается по эпизоду доначисления налога на  добавленную стоимость в сумме 53 435 250 руб., соответствующих сумм пени и  штрафов по взаимоотношениям с ООО «Минк». 

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы,  отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих  в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в  соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к  следующим выводам. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет  право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей  166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. 

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога,  предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в  том числе: 

Согласно пункту 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные  статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных  продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).  Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, суммы  налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров  (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг),  имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей  статьей, и при наличии соответствующих первичных документов. 


Акционерное общество «Чепецкий механический завод» в соответствии с  распоряжением Правительства РФ от 14.09.2009 № 1311-р является  организацией, эксплуатирующей особо радиационноопасные и ядерноопасные  производства и объекты. 

АО «ЧМЗ» имеет лицензии: регистрационный номер ГН-05-115-2662 от  01.10.2012 на право обращения с ядерными материалами и радиоактивными  веществами при производстве, использовании, переработке, хранении ЯМ и  РАО, использование ЯМ и РАО при проведении научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ; регистрационный номер ГН-07-115-2552 от  31.10.2011 на право обращения с радиоактивными отходами при их хранении,  переработке, транспортировании и захоронении. Согласно указанной лицензии,  объект, на котором производится заявленные виды деятельности - это комплекс  с ядерными материалами, предназначенный для переработки ядерных  материалов на основе изотопа урана-235 и производства изделий из этих  материалов (т.8 л.д.132). 

АО «ЧМЗ» заявлены налоговые вычеты по НДС за 2013г., 2014г., 2015г. по  строительно-монтажным работам, выполненным ООО «Минк», на общую  сумму 53435250 руб. 

Основанием для отказа в принятии налоговых вычетов по НДС в сумме  53435250 руб. послужили выводы инспекции о том, что спорные работы  приобретаются для выполнения операций, не облагаемых НДС (объекта  обложения НДС не имеется), не используются в производственной  деятельности; хвостохранилище № 1 не является собственностью АО «ЧМЗ»,  находится в федеральной собственности, учитывается обществом на  забалансовом счете. 

В подтверждение налоговых вычетов по НДС обществом представлены, в  том числе счет-фактуры (т.8 л.д.1, 50-54, т.9 л.д. 110, 124, 129,133, 138, 145);  договоры, заключенные между АО «ЧМЗ» и ГК «Росатом»; договоры подряда,  заключенные между АО «ЧМЗ» и ООО «Минк» (т.7 л.д.16-150); акты о  приемке выполненных работ, справки о стоимости работ, локальные сметы (т.8  л.д.2-73, т.9 л.д.111-123, 125-153); отчеты АО «ЧМЗ» о целевом использовании  полученных средств, итоговые отчеты (т.9 л.д. 83-86, 72-82); протоколы  заседания конкурсной комиссии (т.8 л.д.75-86), платежные поручения (т.9  л.д.96-101). 

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ  «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»» (далее - Закон   № 317-ФЗ) Госкорпорация «Росатом» является уполномоченным органом  управления использованием атомной энергии, осуществляющим полномочия и  функции, предусмотренные в отношении организаций Госкорпорации  «Росатом» и иных юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в  области использования атомной энергии, установленные Федеральным законом  «Об использовании атомной энергии», а также виды деятельности, связанные с  разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных  энергетических установок военного назначения. 


Пунктом 1 ст. 15 Закона № 317-ФЗ установлены виды деятельности  Госкорпорации «Росатом», в том числе эксплуатация, гарантийное и сервисное  обслуживание, модернизация, ремонт и вывод из эксплуатации ядерных  установок, в том числе размещенных на атомных ледоколах и транспортных  судах, радиационных источников, пунктов хранения, а также атомных  электростанций (подп. 5 п. 1 ст. 15 Закона № 317-ФЗ); обеспечение охраны и  физической защиты особо радиационноопасных и ядерноопасных объектов,  ядерных материалов и радиоактивных веществ (в том числе при их  транспортировании (перевозке), ядерных установок и пунктов хранения (подп.  6 п. 1 ст. 15 Закона № 317-ФЗ). 

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 19 Закона № 317-ФЗ (в редакции, действовавшей  в проверяемый период) финансовое обеспечение программы деятельности  Корпорации на долгосрочный период осуществляется, в том числе за счет  средств специальных резервных фондов Госкорпорации «Росатом». 

Создание специальных резервных фондов Госкорпорации «Росатом»  предусмотрено статьей 20 Закона № 317-ФЗ. 

В число данных резервных фондов входит фонд финансирования расходов,  связанных с выводом из эксплуатации ядерных установок, радиационных  источников или пунктов хранения, обращением с отработавшим ядерным  топливом, и финансирования научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих  объектов. 

 Специальные резервные фонды Корпорации создаются за счет отчислений  предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и  ядерно опасные производства и объекты. 

Средства указанных фондов аккумулируются на банковских счетах  Корпорации (п.3 ст.20 Закона № 317-ФЗ). 

 Использование средств специальных резервных фондов Корпорации  осуществляется в порядке, утверждаемом наблюдательным советом  Корпорации. Перечень работ (услуг), финансируемых за счет средств  специальных резервных фондов Корпорации, утверждается наблюдательным  советом Корпорации. 

 Средства специальных резервных фондов Корпорации подлежат  обособленному учету. 

 Контроль за целевым расходованием средств специальных резервных  фондов Корпорации осуществляет ревизионная комиссия Корпорации (пункты  5-7 ст.20 Закона № 317-ФЗ). 

 Правила отчисления организациями, эксплуатирующими особо  радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме  атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для  обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях  их жизненного цикла и развития утверждены Постановлением Правительства  Российской Федерации от 21.09.2005 № 576 (далее - Правила отчисления). 


В соответствии с пунктами 3-5 Правил отчисления органами управления  использованием атомной энергии утверждаются с учетом федеральных и  ведомственных целевых программ и программ деятельности Госкорпорации  «Росатом» на долгосрочный период подготовленные организациями перечни  работ (услуг), финансируемых за счет средств резервов, и перечни объектов  капитального строительства, финансируемых за счет средств резервов. 

Органами управления использованием атомной энергии устанавливается  порядок формирования, учета и расходования аккумулированных средств  резервов, а также осуществляется методическое руководство по вопросам  формирования, учета и расходования организациями средств резервов. 

Расходы организаций, осуществляемые за счет средств резервов, должны  соответствовать целям создания резервов. Изъятие и расходование средств  резервов на иные цели не допускаются. 

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об  использовании атомной энергии» эксплуатирующей организацией является  организация, созданная в соответствии с законодательством Российской  Федерации и признанная в порядке и на условиях, установленных  Правительством Российской Федерации, соответствующим органом управления  использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную  установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять  собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по  размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из  эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта  хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и  радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов  деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения  (лицензии), выданные соответствующими органами государственного  регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования  атомной энергии. 

Из материалов дела следует, что между АО «ЧМЗ» и Госкорпорацией  «Росатом» в проверяемом периоде заключены договоры 07.02.2013 № 1/3526- Д, от 07.03.2014 № 7 № 1/5588-Д, от 05.05.2015 № 1/7666-Д (т.7 л.д.16-51). 

В соответствии с пунктами 1 договоров Корпорация выделяет АО «ЧМЗ»  целевое финансирование из средств специального резервного фонда на  финансирование расходов, связанных с выводом из эксплуатации ядерных  установок, радиационных источников или пунктов хранения в объеме: в 2013г.  - 125 000 000 руб., в 2014г. - 124 862 500 руб., в 2015г.- 47 000 000 руб. для  реализации проекта «Консервация отработанного хвостохранилища № 1 для  безопасного хранения радиоактивных отходов АО «ЧМЗ», включенного в  утвержденный правлением Корпорации перечень проектов, которые  финансируются за счет средств специальных резервных фондов Госкорпорации  «Росатом» 2013г., 2014г., 2015г. соответственно. 

АО «ЧМЗ» обязано использовать полученное финансирование  исключительно на цели по проекту и представлять Корпорации отчетные 


материалы о целевом использовании полученных средств специальных  резервных фондов (п.1.2 договоров). 

С целью выполнения работ по теме «Консервация отработанного  хвостохранилища № 1» в соответствии с решениями конкурсной комиссии и  протоколом заседания конкурсной комиссии от 09.08.2013, от 14.11.2014, от  25.05.2015, АО «ЧМЗ» заключило договоры подряда с ООО «Минк» от  13.08.2013 № 19/2056-Д, от 25.11.2014 № 19/5764-Д, от 05.06.2015 № 19/7359-Д  (т.7 л.д.52-150). 

ООО «Минк» выставило в адрес АО «ЧМЗ» счет-фактуры за 2013г. на  общую сумму 147500000,00 руб., в т.ч. НДС 22 499999,54 руб.; за 2014г. - на  общую сумму 147 337 750,00 руб., в т.ч. НДС 22475250 руб.; за 2015г.- на  общую сумму 55 460 000,00 руб., в т.ч. НДС 8460000 руб. 

Все счета-фактуры оплачены АО «ЧМЗ» в полном объеме в  соответствующем периоде. 

В Перечне объектов использования атомной энергии АО «ЧМЗ» (инв.   № 3К-974-3 от 24.04.2013) указано, что в состав ядерной установки, входит, в  том числе хвостовое хозяйство, к которому относится, в том числе  хвостохранилище № 1. 

Хвостохранилище № 1 - это сооружение для размещения и захоронения  отходов (хвостов) ядерных, токсичных материалов основного производства АО  «ЧМЗ», что подтверждается, в том числе решением ОАО «ТВЭЛ» от 26.12.2014  об отнесении объектов использования атомной энергии АО «ЧМЗ» к  категориям, из числа, указанных в ст. 3 Закона № 170-ФЗ (т.10 л.д.108 диск). 

Между ОАО «ТВЭЛ» и АО «ЧМЗ» заключен договор от 13.11.2014   № 19/5639-Д об использовании АО «ЧМЗ» объекта атомной энергии (ядерной  установки), расположенного на территории АО «ЧМЗ», при совместном  использовании сторонами, включая переработку, хранение и вывод из  эксплуатации составных частей (п.2 договора) (т.10 л.д.108 диск). 

В соответствии с частью 3 ст.3 Федерального закона № 170-ФЗ «Об  использовании атомной энергии» (далее - Закон № 170-ФЗ) под полным  жизненным циклом объекта использования атомной энергии в зависимости от  категории объекта применения настоящего Федерального закона понимаются  размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование,  производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в  эксплуатацию), эксплуатации реконструкция, капитальный ремонт, вывод из  эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение,  хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии. 

Согласно ст. 48 Закона № 170-ФЗ хранение или захоронение  радиоактивных отходов допускается только в специально предназначенных для  этого пунктах хранения. Хранение или захоронение радиоактивных отходов  должно предусматриваться проектной или технической документацией в  качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии. 

Статьей 49 Закона № 170-ФЗ предусмотрено, что обеспечение физической  защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, 


ядерных материалов и радиоактивных веществ осуществляется на всех этапах  проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации  указанных объектов использования атомной энергии, а также при обращении с  ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при  транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ. 

Физическая защита ядерных установок, радиационных источников,  пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ  обеспечивается эксплуатирующими организациями и соответствующими  федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий, а  на действующих судах и плавсредствах с ядерными установками и  радиационными источниками, космических и летательных аппаратах с  ядерными установками - их экипажами. 

В статье 2 Закона № 170-ФЗ определен основной принцип правового  регулирования в области использования атомной энергии - обеспечение  безопасности - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от  радиационной опасности. 

Согласно Рабочего проекта консервации отработавшего хвостохранилища  N9 1 для ОАО ЧМЗ N9 1444 (пне. N9 06-25) (далее - РП) «консервация  хвостохранилища предусматривает изоляцию его от окружающей среды  противофилътрационным экраном, исключающей химическое и радиационное  воздействие на население в дозах выше установленных, с последующей  рекультивацией (лист 16 РП). 

«Консервация и рекультивация хвостохранилища N9 1 оказывает  следующее воздействие: на качество речных вод - косвенное,  положительное, отложенное по времени; на качество подземных вод - прямое,  позитивное; на режим подземных вод - прямое, позитивное, т. е.  восстановление естественного режима, продолженное во времени; на  атмосферный воздух - прямое, положительное, исключение выделения  фторидов, аммиака и др. веществ» (лист 61 РП) 

Таким образом, работы по консервации хвостохранилища № 1 проводятся  во исполнение главного принципа использования атомной энергии -  безопасности. 

Ответственность за безопасное использование атомной энергии возложена  не только на государство в лице ГК «Росатом», как собственника ядерных  установок, но и на организацию, эксплуатирующую объекты атомной энергии,  в том числе АО ЧМЗ. 

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному  выводу о том, что работы по консервации отработанного хвостохранилища № 1  являются неотъемлемой частью производственного цикла, связанного с  обращением и использованием ядерных материалов и изделий на их основе,  который является основным видом деятельности АО «ЧМЗ» и облагается НДС. 

Следовательно, налог на добавленную стоимость, предъявленный к оплате  подрядчиком ООО «Минк», может быть поставлен обществом к налоговому  вычету согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ


Данный вывод соответствует позиции, изложенной в Определении  Верховного Суда РФ от 25.05.2015 № 303-КГ15-1752, в Постановлениях  Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 № 9202/10, от 31.01.2012 № 12987/11. 

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные работы не участвуют  в производственной деятельности АО «ЧМЗ», так как хвостохранилище № 1 в  настоящее время является отработанным, отклоняются, как основанные на  неверном толковании закона. 

Также апелляционный суд отклоняет доводы инспекции о том, что работы,  выполненные АО «ЧМЗ» за счет средств целевого финансирования не  признаются реализацией и объектом НДС. 

АО «ЧМЗ» в данных взаимоотношениях выступает заказчиком работ,  исполнителем (подрядчиком) работ выступает ООО «Минк», спорные работы  неразрывно связаны с производственной деятельностью заявителя, в письме  ФНС России рассматривались взаимоотношения между ГК «Росатом» и АО  «ЧМЗ» по финансированию работ из специального резерва, которые  реализацией работ не являются. 

Ссылки инспекции на то, что хвостохранилище № 1 не является  собственностью АО «ЧМЗ», находится в федеральной собственности  рассмотрены апелляционной коллегией и отклонены на основании следующего. 

Хвостохранилище № 1 («дамба земляная 500-х объект») находится в  собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о  государственной регистрации права от 09.06.2008 (т. 10 л.д.7), учитывается АО  «ЧМЗ» на забалансовом счете (т.10 л.д.1-6). 

Пунктом 9 Плана приватизации производственного объединения «ЧМЗ»  предусмотрено, что производственные объекты, приватизация которых  запрещена, и объекты, остающиеся в распоряжении федеральной  собственности, передаются в полное хозяйственное ведении акционерного  общества и подлежат содержанию и использованию до выхода специального  разрешения Правительства РФ (т.8 л.д.141-155). 

Отсутствие права собственности на хвостохранилище № 1 не исключает   законодательно установленной обязанности АО «ЧМЗ» по обеспечению  безопасности, в том числе посредством вывода из эксплуатации ядерных  установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и  радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов. 

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются  совершаемые в Российской Федерации операции, в том числе по реализации  товаров (работ, услуг), передаче результатов выполненных работ на  безвозмездной основе (пункт 1 статьи 146 НК РФ). 

Положения главы 21 НК РФ не препятствуют включению в состав  налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость сумм этого налога  налогоплательщиками, оплатившими ремонтно-строительные работы на  объекте, находящемся в федеральной собственности, при условии если  соответствующие затраты произведены в целях достижения экономически 


оправданного результата, в данном случае законодательно установленной  обязанности. 

Данный вывод соответствует позиции Постановления Президиума ВАС  РФ от 25.10.2011 № 3844/11. 

Кроме того, судом учтено, что Распоряжением Правительства РФ от  12.12.2017 № 2785-р «дамба землян 500-х объект» кадастровый номер  18:28:000001:2103 передано ГК «Росатом» в качестве имущественного взноса  Российской Федерации (т.10 л.д.113-119). 

Ссылки инспекции о том, что оплата выполненных работ произведена за  счет средств специального фонда, НДС оплачен заявителем за счет  собственных средств, не могут быть приняты в связи с тем, что Налоговый  кодекс РФ не предусматривает возможность применения налогового вычета  по НДС в зависимости от определенного источника финансирования расходов  при приобретении товаров (работ, услуг) (за исключением финансирования из  средств федерального бюджета). 

Как следует из материалов дела, Федеральное агентство по атомной  энергии письмом от 02.06.2006 № 21.1-279 разъяснило, что при формировании  перечней работ (услуг), финансируемых из средств резервов, отчисляемых в  соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.09.2005 № 576, следует  учесть, что за счет средств соответствующих резервов оплачивается только  стоимость товаров, работ (услуг), в том числе капитального характера, без  учета НДС. НДС, предъявляемый продавцами товаров, работ (услуг),  оплачивается из собственных оборотных средств организаций-покупателей и  подлежит налоговому вычету в соответствии с положениями главы 21 НК РФ  (т.10 л.д.143). 

Данной позиции соответствуют и разъяснения АО «ТВЭЛ», изложенные в  письме от 16.01.2014 № 4/07-18/399 (т.10 л.д.108 диск). 

Работы по консервации хвостохранилища № 1 осуществлялись ООО  «Минк» по утвержденному проекту. Их оплата происходила за счет средств  специального резерва ГК «Росатом». Перечень проектов, которые  финансируются за счет средств специальных резервных фондов формируется  ГК «Росатом» на основании экспертного отбора и утверждается правлением ГК  «Росатом». 

Доводы инспекции о заключении ГК «Росатом» с ООО «Минк» на  выполнение работ за счет средств федерального бюджета не принимаются,  поскольку данные договоры к заявленным налоговым вычетам не относятся. 

Учитывая, что все основания для предъявления уплаченных сумм НДС к  вычету, предусмотренные ст.ст. 171, 172 НК РФ заявителем соблюдены, факт  выполнения работ подтвержден, результаты работ оприходованы, недостатки в  оформления счетов-фактур не выявлены, суд приходит к выводу, что отказ  инспекции в налоговых вычетах по НДС в сумме 53425250 руб. является  неправомерным, решение инспекции в данной части Налоговому кодексу РФ  не соответствует, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем,  подлежит признанию незаконным. 


Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по  крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.06.2017 № 07- 03/3 в оспариваемой части не соответствует Налоговому кодексу РФ, нарушает  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Иные обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе, не имеют  правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной  жалобы не являются. 

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции  решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне  исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная  оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.  Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных  статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда  апелляционной инстанции не имеется. 

В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате  государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу  положений подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты  государственной пошлины. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 апреля 2018  года по делу № А71-17269/2017 оставить без изменения, апелляционную  жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской  Республики. 

Председательствующий И.В.Борзенкова 

Судьи В.Г.Голубцов

Н.М.Савельева