ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8092/2018-АК от 16.07.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № 17АП-8092/2018-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2018 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, служебное удостоверение, поручение № 7-5А-2018  от 05.06.2018; 

от заинтересованного лица: ФИО2, служебное удостоверение,  доверенность № 739/05/01-12/0111 от 29.12.2017, 

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного  лица, Администрации муниципального образования «город Екатеринбург», 

на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 17 апреля 2018 года по делу № А60-10056/2018, 

вынесенное судьей С.Н. Водолазской,

по заявлению заместителя прокурора Свердловской области Д.В. Чуличкова  (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к Администрации муниципального образования «город Екатеринбург» (ИНН  <***>, ОГРН <***>) 

о признании незаконным бездействия,

установил: 

Заместитель прокурора Свердловской области (далее – заявитель, 

прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к 

Администрации муниципального образования «город Екатеринбург» (далее – 


заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия  по непринятию мер по разработке и утверждению правового акта,  регламентирующего осуществление муниципального контроля,  предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О  недрах», и обязании заинтересованного лица разработать и утвердить  указанный правовой акт. 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2018  года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие  Администрации муниципального образования «город Екатеринбург»,  выразившееся в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта,  регламентирующего осуществление муниципального контроля,  предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О  недрах»; на заинтересованное лицо судом возложена обязанность разработать и  утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального  контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992   № 2395-1 «О недрах». 

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, администрация  обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит  решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный  акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы об отсутствии у  органа местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению  правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля,  предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О  недрах», также ссылается на пропуск заявителем установленного ч. 4 ст. 198  АПК РФ срока на обращение в суд с рассматриваемым требованием. 

Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции  представитель заинтересованного лица выразил несогласие с решением суда  первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. 

Представитель заявителя ссылался на законность и обоснованного  обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал  по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить  решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев в порядке ст. 159 АПК РФ  ходатайство заинтересованного лица о приобщении к материалам дела копии  письма прокуратуры Свердловской области от 02.08.2017 № 7/3-21-2017, на  основании ст. 268 АПК РФ, а также руководствуясь разъяснениями Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в абзаце  пятом пункта 26 Постановления от 28.05.2009 N 36, с учетом отсутствия  возражений со стороны заявителя, протокольным определением от 16.07.2018  удовлетворил данное ходатайство и приобщил указанный документ к  материалам дела. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 


Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Из материалов дела следует, что при проведении мониторинга  правоприменительной деятельности в сфере недропользования прокуратурой  Свердловской области установлено, что Администрацией муниципального  образования «город Екатеринбург» не разработан и не утвержден правовой акт,  регламентирующий осуществление муниципального контроля,  предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О  недрах» (далее – Закон о недрах). 

Полагая, что бездействие администрации является незаконным, прокурор  обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 

Суд первой инстанции, установив факт неправомерного бездействия  администрации, удовлетворил заявленные прокуратурой требования. 

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев  изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, суд  апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц необходимо установить наличие двух условий:  несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и  действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и  нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями  (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере  предпринимательской или иной экономической деятельности. 

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия  оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному  нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения,  совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или  лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). 

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют  муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных  муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного  значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены  федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления,  также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) под муниципальным контролем  понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в 


соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на  территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими  лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных  муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в  случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного  значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике  нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления  муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности  устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта  Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными  правовыми актами. 

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного  самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального  контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций  и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных  уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий  осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным  муниципальным правовым актом. 

На основании части 2 статьи 6 Закона № 294-ФЗ к полномочиям органов  местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль,  относятся, в частности, организация и осуществление муниципального  контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального  контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их  осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом  муниципального образования; разработка административных регламентов  осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах  деятельности. Разработка и принятие указанных административных  регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными  правовыми актами субъектов Российской Федерации. 

Согласно п. 1 ст. 36 Устава муниципального образования «город  Екатеринбург», принятого решением Екатеринбургской городской Думы  четвертого созыва от 30.06.2005 № 8/1, администрация города Екатеринбурга  является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления  муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по  решению вопросов местного значения. 

В соответствии со ст. 64-1 Устава муниципального образования город  Екатеринбург администрация города Екатеринбурга является органом,  уполномоченным на осуществление муниципального контроля. 

Администрация города Екатеринбурга организует и осуществляет  муниципальный контроль на территории муниципального образования «город  Екатеринбург», организует и осуществляет региональный государственный  контроль (надзор), полномочиями по осуществлению которого наделены  органы местного самоуправления муниципального образования «город 


Екатеринбург», разрабатывает административные регламенты осуществления  муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности; организует  и проводит мониторинг эффективности муниципального контроля в  соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения  которого утверждаются Правительством Российской Федерации, осуществляет  иные предусмотренные федеральными законами, законами и иными  нормативными правовыми актами Свердловской области полномочия. 

Пунктами «в» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации  предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами,  законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации. 

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с  недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации,  Законом о недрах, другими федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами. 

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о недрах к полномочиям органов  местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования  относится контроль за использованием и охраной недр при добыче  общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве  подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. 

Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органов  государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере  регулирования отношений недропользования, которые корреспондируют  положениям подп. 43 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184- ФЗ«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации» (с последующими изменениями). 

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  не вправе приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, вести  контроль за использованием и охраной недр при добыче  общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве  подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,  поскольку это иные полномочия, предусмотренные ст. 5 Закона о недрах и  принадлежат они органам местного самоуправления. 

В соответствии со ст. 1.1 Закона о недрах органы местного самоуправления  вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах  предоставленных им действующим законодательством полномочий. 

Специальным законом, устанавливающим общие правовые,  территориальные, организационные и экономические принципы организации  местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим  государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон №  131-ФЗ. При этом отсутствие прямого указания в названном Законе на  полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования  отношений недропользования, в том числе на полномочия, перечисленные в ст. 


5 Закона о недрах, не может свидетельствовать об отсутствии соответствующих  полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его  осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах, в  частности - в Законе о недрах. 

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  администрацией не приняты правовые акты о порядке осуществления  муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче  общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве  подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и  административные регламенты проведения соответствующих контрольных  проверок, уполномоченный орган не определен. Доказательств обратного  заинтересованным лицом в материалы дела не представлено. 

Исходя из приведенных норм и установленных фактических обстоятельств  дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности  материалами дела факта неправомерного бездействия администрации,  выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению правового  акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля,  предусмотренного Законом о недрах. 

Судом обоснованно отмечено, что отсутствие указанного правового акта  влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям,  возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля,  чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов  предпринимательской деятельности. 

Доводы апеллянта об отсутствии у органа местного самоуправления  полномочий по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего  осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом о  недрах, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку противоречат  нормам действующего законодательства, не свидетельствуют о нарушении  судом первой инстанции норм материального права и сводятся лишь к иной  оценке установленных по делу обстоятельств и сделанных на их основании  выводов, оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции  не имеется. 

Доводы апеллянта о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи  198 АПК РФ трехмесячного срока для подачи в арбитражный суд заявления о  признании незаконным оспариваемого бездействия, судом апелляционной  инстанции отклоняются как несостоятельные. 

Из материалов дела усматривается, что бездействие администрации носит  длящийся характер, предусмотренные законом действия по разработке и  утверждению правового акта, регламентирующего осуществление  муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах,  администрацией не были совершены, в ответе на запрос Свердловской  межрайонной природоохранной прокуратуры письмом от 23.01.2018  администрацией указывается на отсутствие у органа местного самоуправления 


соответствующих полномочий, о чем прокуратуре Свердловской области стало  известно 24.01.2018, заявление в арбитражный суд подано 21.02.2018. 

Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при  рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия  правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка,  выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим  обстоятельствам дела и действующему законодательству. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в  силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено. 

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене,  апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2018  года по делу № А60-10056/2018 оставить без изменения, апелляционную  жалобу Администрации муниципального образования «город Екатеринбург» –  без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской  области. 

Председательствующий Е.М. Трефилова 

Судьи Л.Х. Риб 

 Л.Ю. Щеклеина