ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8185/2023-АК от 07.08.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда





СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № 17АП-8185/2023-АК

г. Пермь

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2023 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2023 года. 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:  председательствующего Шаламовой Ю.В., 

судей  Муравьевой Е.Ю., Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,  при участии: 

от заявителя: Негуляев В.А., паспорт, доверенность от 13.03.2023, диплом; 

от заинтересованного лица: Детиненко Е.А., паспорт, доверенность от  09.01.2023, диплом; Никитин А.А., паспорт, доверенность от 09.01.2023,  диплом. 

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного  лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.  Перми, 

на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 июня 2023 года 
по делу № А50-6246/2023

по заявлению индивидуального предпринимателя Кабирова Рустама  Фаритдиновича (ИНН 590800135150 ОГРНИП 318595800046616)  

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми  (ИНН 5902290787 ОГРН 1045900322038) 

о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения от 05.10.2022 № 21/1767, в редакции  решения от 20.04.2023 о внесении изменений в решение о привлечении к 




ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:

Индивидуальный предприниматель Кабиров Рустам Фаритдинович (далее  – заявитель, предприниматель, ИП Кабиров Р.Ф.) обратился в Арбитражный  суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы  по Ленинскому району г. Перми (далее – заинтересованное лицо, налоговый  орган, Инспекция) решения о привлечении к ответственности за совершение  налогового правонарушения от 05.10.2022 № 21/1767. 

Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 июня 2023 года  требования индивидуального предпринимателя Кабирова Рустама  Фаритдиновича удовлетворены. Признано недействительным вынесенное  Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми  решение о привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения от 05.10.2022 № 21/1767, в редакции решения от 20.04.2023 о  внесении изменений в решение о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения. На Инспекцию Федеральной  налоговой службы по Ленинскому району г. Перми возложена обязанность  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя -  индивидуального предпринимателя Кабирова Рустама Фаритдиновича. 

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился  с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и  принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований  заявителя. 

По доводам апелляционной жалобы налоговый орган настаивает на том,  что нормативно определенные условия для применения заявителем как  налогоплательщиком пониженной налоговой ставки при определении  налоговых обязательств по налогу, уплачиваемому в связи с применением  УСН, за 2021 год не соблюдены. Считает, что доходы за 2021 год не подлежали  определению с учетом коэффициента-дефлятора введенного Приказом  Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2020   № 720. 

Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, по  существу которого, не согласен с доводами налогового органа, считает их  несостоятельными. 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители  налогового органа и заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы и  отзывов на нее, соответственно. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, должностным лицом Инспекции  проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 




08.04.2022 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с  применением УСН, за 2021 год, по результатам которой составлен акт  налоговой проверки от 22.07.2022 № 21/1742, фиксирующий выявленные  нарушения законодательства о налогах и сборах. 

Уполномоченным должностным лицом (заместителем начальника)  Инспекции, при уведомлении заявителя, рассмотрены материалы налоговой  проверки, с учетом проведенных мероприятий налогового контроля, и  вынесено решение от 05.10.2022 № 21/1767 о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю  доначислен и предъявлен к уплате налог по УСН за 2021 год в сумме 2 165 255  руб., начислены и предъявлены к уплате пени в сумме 269 754,68 руб.,  применена и предъявлена к уплате налоговая санкция по пункту 1 статьи 122  Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в  спорный период (далее - НК РФ, Кодекс), в размере 27 065,69 руб. (с учетом  применения смягчающего налоговую ответственность обстоятельства) 

Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением от 05.10.2022 №  21/1767, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган –  Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Решением  Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 12.12.2022   № 18-17/856 жалоба заявителя на ненормативный акт Инспекции оставлена без  удовлетворения. 

Полагая, что решение Инспекции от 05.10.2022 № 21/1767 (с учетом  решения от 20.04.2023 о внесении изменений в Решение о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения, которым сумма  начисленных по оспоренному решению 05.10.2022 № 21/1767 пеней уменьшена  до 122 084,33 руб.) не соответствует НК РФ, нарушает права и законные  интересы заявителя в сфере экономической деятельности, заявитель обратился  в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта  недействительным. 

Судом первой инстанции принято вышеизложенное решение.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в  обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам,  обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив  правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм  процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим  выводам. 

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации,  статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно  установленные налоги. 

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении  Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П налог -  необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить  налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, 




распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного  требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему  усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной  денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту  сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и  охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. 

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации  коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной  статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному  опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются  коэффициенты-дефляторы. 

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются  организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом  возложена обязанность уплачивать налоги. 

Как предусмотрено подпунктами 1, 2, 3, 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ  налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; встать  на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим  Кодексом; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и  объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в  налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая  обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. 

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него  обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 23 НК РФ). 

Исходя из подпунктов 2, 8 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы  вправе: - проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом; -  требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их  представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах  и сборах и контролировать выполнение указанных требований. 

Пунктом 4 статьи 31 НК РФ нормативно закреплено, что документы,  используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в  отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть  переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его  представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный  центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены  по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по  телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного 




документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если  порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом. При этом в случаях  направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой  его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. 

В силу пункта 1 статьи 38 НК РФ объект налогообложения - реализация  товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное  обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую  характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах  связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.  Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый  в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений статьи 38 НК  РФ. 

Пунктами 1 и 2 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров,  работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем  признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен  товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов  выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг  одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных  работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому  лицу - на безвозмездной основе. 

Пунктом 1 статьи 41 НК РФ определено, что доходом признается  экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в  случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно  оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы  физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Кодекса. 

Обязанность по уплате налога или сбора, согласно статье 44 НК РФ,  возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных  Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность  по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и  плательщика сбора с момента возникновения установленных  законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих  уплату данного налога или сбора. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан  самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не  предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате  налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о  налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате  налога досрочно. 

На основании пункта 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет  собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта  налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых  начислений на единицу измерения налоговой базы. 




Пунктом 2 статьи 54 Кодекса установлено, что индивидуальные  предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового  периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций  в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. 

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для  индивидуальных предпринимателей утвержден 13.08.2002 приказами  Министерства финансов Российской Федерации № 86н и Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-04/430. 

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 этого Порядка он не  распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым  применяется упрощенная система налогообложения учета и отчетности,  предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на  доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый  сельскохозяйственный налог. 

Согласно пункту 2 статьи 57 Кодекса при уплате налога и сбора с  нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает  пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Кодекса уплата налога производится  разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном  Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. 

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется)  налогоплательщиком в установленные сроки (пункт 2 статьи 58 НК РФ). 

Как закреплено пунктом 5 статьи 58 НК РФ, конкретный порядок уплаты  налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к  каждому налогу. При этом порядок уплаты федеральных налогов  устанавливается Кодексом. 

На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ, правила которой применяются  также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков  страховых взносов (пункт 7 статьи 75 НК РФ), пеней признается установленная  этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в  случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по  сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. 

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения  обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за  установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или  сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса). Пеня за каждый календарный день  просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах  от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц,  включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной  трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального  банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ). 

Налоговые ставки для налогоплательщиков - организаций и  индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, установлены Законом 




Пермского края от 01.04.2015 № 466-ПК «Об установлении налоговых ставок  для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную  систему налогообложения, и о внесении изменений в Закон Пермской области  «О налогообложении в Пермском крае» (далее - Закон № 466-ПК). 

Исходя из пункта 1.1 статьи 1 Закона № 466-ПК налоговая ставка 4  процента установлена, в частности, для индивидуальных предпринимателей,  применяющих УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы»  и осуществляющих в соответствии с Общероссийским классификатором видов  экономической деятельности следующие виды экономической деятельности:  раздел F «Строительство». 

Согласно пункту 1.1 статьи 346.20 НК РФ налогоплательщики,  применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, начиная с  квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые  нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со статьей  346.15 НК РФ и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили  150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей, при исчислении налога  применяют налоговую ставку в размере 8 процентов. 

Согласно пункту 1 статьи 346.21 Кодекса налог, уплачиваемый в связи с  применением УСН, исчисляется как соответствующая налоговой ставке  процентная доля налоговой базы, если иное не установлено этим пунктом. 

Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, по итогам  налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (пункт  2 статьи 346.21 Кодекса). 

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 346.21 НК РФ, налогоплательщики,  выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого  отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из  налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных  нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания  соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее  исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено  этим пунктом. 

Исходя из статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается  виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика,  плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое  настоящим Кодексом установлена ответственность. 

Согласно пункту 1 статьи 107 НК РФ ответственность за совершение  налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях,  предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса. 

Пунктом 1 статьи 108 НК РФ закреплено, что никто не может быть  привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе,  как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.  При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о 




факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении,  возлагается на налоговые органы (пункт 6 статьи 108 НК РФ). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 НК РФ виновным в совершении  налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное  деяние умышленно или по неосторожности. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Кодекса неуплата или неполная  уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного  неправильного исчисления налога или других неправомерных действий  (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых  правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего  Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной  суммы налога. 

Положения части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК  РФ возлагают на налоговый орган обязанность по доказыванию факта  нарушения законодательства о налогах и сборах, что предполагает  необходимость установления в ходе налоговой проверки конкретных  обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о  совершении налогоплательщиком вменяемого ему налогового правонарушения. 

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет  проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых  решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или  иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у  органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили  оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли  оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи  200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие  одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному  нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица,  обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие  указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий  (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых 




вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых  споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 01.02.2011 № 13065/10, от 17.03.2011 № 14044/10. 

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается лицами,  участвующими в деле, предприниматель на основании статей 19, 23, 346.12 НК  РФ является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, с объектом налогообложения  «доходы» (пункт 1 статьи 346.14, пункт 1 статьи 346.18 НК РФ). 

Как следует из представленной ИП Кабировым Р.Ф. налоговой  декларацией по УСН за 2021 год, сумма полученного дохода за 9 месяцев 2021  года составила 150 802 034 руб., что превысило предельный показатель,  установленный пунктом 1.1 статьи 346.20 НК РФ

Основанием для доначисления заявителю по итогам камеральной  налоговой проверки налога по УСН за 2021 год, начисления пени и применения  штрафа, явились выводы налогового органа о необоснованном применении  заявителем при исчислении налоговых обязательств пониженной налоговой  ставки - 4 %, ввиду того, что при превышении заявителем в 3 квартале 2021  года суммы доходов в 150 000 000 руб., подлежала применению налоговая  ставка 8 процентов, установленная пунктом 1.1 статьи 346.20 НК РФ

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 346.20 НК РФ налогоплательщики,  применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, начиная с  квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые  нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со статьей  346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса,  превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей и (или) в течение  которого средняя численность работников налогоплательщика превысила 100  человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют  налоговую ставку в размере 8 процентов в отношении части налоговой базы,  рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный  (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период,  предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения  доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников. 

Если указанные в абзаце первом настоящего пункта превышения  допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для  такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8  процентов для налогового периода, в котором допущены указанные  превышения. 

Пункт 1.1 статьи 346.20 НК РФ введен Федеральным законом от 31.07.2020   № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового  кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении  изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». 

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 266-ФЗ 




статья 1 данного федерального закона вступает в силу по истечении одного  месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа  очередного налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с  применением упрощенной системы налогообложения - а именно с 1 января  2021 года. 

Таким образом, начало действия пункта 1.1 статьи 346.20 НК РФ - 1 января  2021 года. 

На основании абзаца 4 пункта 4 статьи 346.13 НК РФ указанные в пункте  1.1 статьи 346.20 Кодекса величины доходов налогоплательщика подлежат  индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса. 

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 346.12 и абзацем 4 пункта 4  статьи 346.13 НК РФ, индексация доходов, ограничивающих право применения  организацией упрощенной системы налогообложения, проводится не позднее  31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на  следующий календарный год. 

На основании указанной нормы закона, приказами Министерства  экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)  ежегодно в октябре месяце устанавливаются значения коэффициента-дефлятора  в целях применения положений главы 26.2 Кодекса на следующий календарный  год. 

При этом федеральными законами применение коэффициента-дефлятора,  установленного приказами Минэкономразвития России, в отдельные налоговые  периоды ограничивалось. 

Так, статьей 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении  изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской  Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по  администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное,  социальное и медицинское страхование», действие положений абзаца второго  пункта 2 статьи 346.12 и абзаца четвертого пункта 4 статьи 346.13 Кодекса  было приостановлено на 3 налоговых периода (с 2017 по 2019 годы). 

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ на 2020  год установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения  главы 26.2 Кодекса, равный 1. 

Таким образом, несмотря на приказы Минэкономразвития России,  индексация предельного размера доходов для целей применения УСН до  01.01.2021 не производилась. 

При этом с 01.01.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №  266-ФЗ. 

Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ в статью статьи 346.20  введен пункт 1.1: налогоплательщики, применяющие в качестве объекта  налогообложения доходы, начиная с квартала, по итогам которого доходы  налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового  периода в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 




346.25 Кодекса, превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей и  (или) в течение которого средняя численность работников налогоплательщика  превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога  применяют налоговую ставку в размере 8 процентов в отношении части  налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой,  определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой,  определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором  допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней  численности его работников. Если указанные в абзаце первом настоящего  пункта превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале  календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка  устанавливается в размере 8 процентов для налогового периода, в котором  допущены указанные превышения. 

Также данным федеральным законом в статью 346.20 Кодекса введен  пункта 2.1: налогоплательщики, применяющие в качестве объекта  налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, начиная с  квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые  нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со статьей  346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150  млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей и (или) в течение которого  средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130  человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20  процентов в отношении части налоговый базы, рассчитанной как разница  между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и  налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий  кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов  налогоплательщика и (или) средней численности его работников. 

Наряду с этим, Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ с 01.01.2021  изложен в новой редакции абзац 4 пункта 4 статьи 346.13 Кодекса: указанные в  названном пункте и пункте 4.1 статьи 346.13, пунктах 1.1 и 2.1 статьи 346.20,  абзаце втором пункта 1, абзаце втором пункта 3 и абзаце втором пункта 4  статьи 346.21 Кодекса величины доходов налогоплательщика подлежат  индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса. 

Впервые индексация дохода, указанного в абзаце 1 пунктах 1.1 и 2.1 статьи  346.20 Кодекса, проведена 31.12.2021 на коэффициент-дефлятор в размере  1,096, установленный приказом Минэкономразвития России от 28.10.2021 №  654, в целях определения налоговой ставки на 2022 год, каких-либо  исключений в отношении применения именно в 2021 году коэффициента-дефлятора к лимиту доходов, установленному пунктами 1.1 и 2.1 статьи 346.20  НК РФ, закон не предусматривает. 

Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ, указанная в пунктах 1.1 и 2.1  статьи 346.20 НК РФ величина доходов налогоплательщика подлежит  индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ




Пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ установлено, что в целях применения  УСН величина дохода подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего  года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий год. 

Таким образом, для целей определения налоговой ставки за налоговый  период 2021 года, принимается предельная сумма дохода за этот налоговый  период («текущий год» - пункт 2 статьи 346.12), которая установлена пунктом  2.1 статьи 346.20 НК - 150 000 000 руб., и по состоянию на 31 декабря текущего  (2021 года) данный пункт вступил в силу и действовал, и индексируется по  состоянию на 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор,  установленный на следующий год - на 2022 год. 

При этом, в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 №  12010/08, на который ссылается налоговый орган, анализируется предыдущая  редакция положений п.2 ст. 346.12 НК РФ

Приказом Минэкономразвития России от 28.10.2021 № 654 (вступившим в  законную силу с 27.11.2021), в целях применения главы 26.2 НК РФ,  установлен коэффициент-дефлятор на 2022 год в размере 1,096%. 

Соответственно, величина предельного размера доходов  налогоплательщика за 2021 год, в отношении которой устанавливается  налоговая ставка в размере 15% (а законом субъекта РФ установлена ставка в  размере 4 %), составляет 164 400 000 рублей. 

Как следует из материалов дела, предпринимателем по итогам 9 месяцев  2021 года получен доход в сумме 150 802 034 руб., размер которого не  превышает предельный показатель доходов налогоплательщиков (164 400 000  руб., исчисленный в соответствие с пунктом 1.1 статьи 346.20 и с пунктом 4  статьи 346.13 НК РФ). 

Ссылка налогового органа на письма Минфина России от 27.01.2021 № 0311-06/2/4855, от 01.02.2021 № 03-11-06/2/5885 судом рассмотрена и отклонена  как несостоятельная, поскольку позиция Минфина России к определению в  2021 году установленного пунктом 1.1 статьи 346.20 НК РФ лимита доходов  без учета коэффициента-дефлятора, неправомерна в связи с тем, что  неприменение в 2021 году коэффициента-дефлятора к определению  установленного пунктом 1.1 статьи 346.20 НК РФ лимита доходов прямо не  предусмотрено законом.  

Как указано в определениях Конституционного Суда Российской  Федерации от 08.04.2004 № 92-О, от 30.09.2004 № 316-О, по смыслу статьи 57  Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 1 (часть  1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации как правовом  государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы.  Именно поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что  все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3). 

Формальная определенность налоговых норм предполагает их  достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и 




применение. Расплывчатость налоговой нормы может привести к не  согласующемуся с конституционным принципом правового государства  произвольному и дискриминационному ее применению государственными  органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и  тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического  равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения,  закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации  (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997   № 13-П, от 11.11.1997 № 16-П, от 28.03.2000 № 5-П). 

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что  в силу требования определенности правового регулирования, которое следует  из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и  юридического равенства, налоговые установления должны быть понятны  субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного  нормативного положения или системы нормативных положений, находящихся  в очевидной взаимосвязи. При этом конституционные критерии правомерного  регулирования налогообложения распространяются на все структурные  элементы налогового обязательства и предполагают определение понятного и  непротиворечивого порядка уплаты налога (постановления от 22.06.2009 № 10- П и от 13.04.2016 № 11-П). 

Таким образом, как правомерно заключил суд первой инстанции  доначисление заявителю налога по УСН за 2021 год по ставке 8 % произведено  Инспекцией неправомерно. 

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции суд  апелляционной инстанции не усматривает. 

Аргументы налогового органа со ссылкой на определение  Конституционного Суда Российской Федерации от 09.03.2023 № 480-О судом  отклонены, поскольку в нем раскрыта правовая природа коэффициента-дефлятора в целях налогообложения, не доказывающая позицию Инспекции,  кроме того, в указанном определении Конституционного Суда Российской  Федерации также указано, что действие положений абзаца второго пункта 2  статьи 346.12 и абзаца четвертого пункта 4 статьи 346.13 НК РФ было  приостановлено с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года, соответственно,  законодатель временно приостановил применение данных коэффициентов с  налоговых периодов, начинающихся с 2017 года, возобновив их использование  с 2021 году (спорный в настоящем деле налоговый период). 

Апелляционным судом установлено, что апелляционная жалоба не  содержит доводов, свидетельствующих о принятии судом неправомерного  решения; приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют  обстоятельства, изложенные в отзыве на исковое заявление, и не  свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения жалобы. 

Необходимые для правильного разрешения спора обстоятельства  установлены в полном объеме. 




С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным  и обоснованным. Существенных нарушений норм материального и (или)  процессуального права, повлиявших на исход дела, которые в силу статьи 270  АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой  инстанции, не допущено. 

В силу статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной  жалобе относится на ее заявителя. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1  статьи 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты  государственной пошлины при обжаловании судебного акта. 

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 июня 2023 года по делу   № А50-6246/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края. 

Председательствующий Ю.В. Шаламова 

Судьи Е.Ю. Муравьева 

В.Н. Якушев